→ Директор паломнической службы валаамского монастыря. Паломническая поездка на валаам. На Валаам зимой

Директор паломнической службы валаамского монастыря. Паломническая поездка на валаам. На Валаам зимой

11 июля и 24 сентября – дни памяти святых преподобных Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев, основателей Валаамского монастыря.

Как нас пугали в Москве

Путешествие на началось с посещения Московского подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Работница паломнической службы, оформлявшая наши документы, охотно рассказывала, какие испытания нас ожидают на острове. «Жить будете в строительных вагончиках по восемь человек, – говорила она тоном, не допускающим возражений. – Мужчины и женщины отдельно. Туалет на улице, душа нет. Там очень холодно, берите теплые вещи. Постельное белье тоже надо везти с собой. Связь там плохая, «Билайн» вообще не ловит. Каждый день будут послушания. Ну что еще…» – она задумалась. «А змеи там есть? – решила подсказать я. – Я очень змей не люблю». «Змеи? Да, конечно, змеи там есть. Очень много. Ну что, поедете?». «Конечно!». Я до сих пор удивляюсь, как я так запросто согласилась жить в строительном вагончике без удобств, да еще в близком соседстве со змеями. Но, к моему счастью, на деле все оказалось не так страшно, скорее даже наоборот.

Рассуждения будущих трудников

Пока в Приозерске наша группа ожидала прибытия «Метеора», который должен был доставить нас на остров, мы разговорились между собой. Оказалось, в Подворье испытывали не только мою решимость провести неделю в монастыре – похожие страшилки слышали все паломники. Но от поездки никто не отказался, хотя выводы каждый сделал свои. Кто-то был уверен, что, вопреки всем прогнозам, погода будет прекрасная, и даже рассчитывал купаться в теплых внутренних озерах. О такой возможности они знали от знакомых, которые побывали на Валааме в прошлые годы. По совету тех же знакомых мои попутчицы захватили с собой купальники и босоножки. Среди нас оказались и такие, кто подготовился к неласковым северным условиям со всей серьезностью – в их рюкзаках было припасено термобелье, пуховые спальники и резиновые сапоги. Слушая их, я сначала огорчилась потому, что у меня нет купальника, а потом еще потому, что у меня нет термобелья. Дальше содержимого наших рюкзаков и сумок разговор не шел. Никто толком не знал, что нас ждет в монастыре. И далеко не каждый из нас смог бы внятно объяснить, зачем он туда едет. Позже на острове я не раз слышала, что никто не приезжает на Валаам случайно, но многие понимают свою цель только спустя время. Как сказал один монах: «Случайных людей здесь нет. Кого Бог позвал, тот пришел».

Валаам для монахов, для паломников, для туристов

С первого взгляда Валаам не показался мне мрачным и молчаливым местом, как я ожидала. Мы высадились у нарядной многоцветной часовни, освященной в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». На причале было многолюдно и суетно. Вдоль берега тянулись торговые ряды с сувенирами и снедью (совсем не постной, хотя шел Петровский пост). Здесь были и путеводители, и пахучие мешочки с можжевельником, и шерстяные носки с изображением оленей. Можно было выпить кофе со сливками, поесть мороженого или приобрести у рыбака копченую рыбу. Бригада рабочих шумно выкладывала камнем дорогу под лестницей, ведущей к главному собору на горе «Фавор». По причалу разгуливал мужчина в телогрейке и высоких резиновых сапогах. Колоритный образ завершала кепка, на которой была приделана мягкая игрушка в виде розовой рыбки. Обладателя чудно й кепки мы сразу прозвали Валаамской рыбкой. Это был местный житель, который возил частные экскурсии по близлежащим островам на своей моторной лодке. Кстати, кроме монахов (число братии в Центральной усадьбе – около 100 человек) на острове проживает примерно 300 мирян, в паспортах которых в графе «Прописка» значится «Валаам». (Всего в монастыре сегодня около 220 монахов, часть из них живут в скитах, часть – в Московском, Петербургском, Сортавальском подворьях; для сравнения в 1914 году число братии достигало тысячи человек).

После расселения в общежитиях мы отправились обедать. В монастыре предусмотрена отдельная трапезная для братии, отдельная – для гостей. В нашей трапезной стояли три очень длинных стола с лавками. Сопровождавший нас экскурсовод после коллективного пения «Отче наш» ушел за другой стол, где обедали работники паломнической службы. За третьим столом рассаживали группы туристов, среди которых было много финнов. У каждого стола было свое меню, судя по которому пост касался только трудников. Туристов шеф-повар монастырской трапезной явно щадил. И не только шеф-повар. Среди туристов мы заметили одного пьяного субъекта и недоумевали, почему никто не выставил его из монастыря. Я хорошо помню, как Иван Шмелев в своей книжке «Старый Валаам» рассказывал, что нетрезвых гостей отвозили на небольшой «Пьяный» остров, где они приходили в себя и только после этого допускались на территорию Центральной усадьбы. По сравнению с 1895 годом нравы смягчились. На Валааме более чем терпимо относятся к гостям, нежелающим даже на несколько дней изменить свой привычный образ жизни. Но стоит сказать, что в первый день пребывания на острове я не видела ни одного человека в монашеском обличии. Казалось, иноки уступили часть своей территории для светских приемов, а сами держатся подальше от бойкого причала и других «туристических» мест.

Монастырское хозяйство

И на причале, и у трапезной можно было купить пирожки местного производства. Еще в книжке Шмелева я читала, что на Валааме все делают своими руками – пекут хлеб, выращивают ягоды, фрукты и злаковые культуры, обжигают кирпичи, куют железо, пилят лес, строят храмы, пишут иконы, разводят лошадей и т.д. В межсезонье, когда проехать по Ладоге нельзя ни на лодке, ни на колесах, монастырь оказывается отрезанным от мира. Поэтому в конце XIX века здесь сложилось хорошо поставленное хозяйство, функционирующее автономно. Во время советско-финской войны и в последующие годы многое было разрушено, многих производств уже нет. Вернее, еще нет – что-то уже возродили, а что-то ждет своей очереди. Помещение пекарни отремонтировано и используется по назначению. Экскурсовод рассказал, что в конце XIX века тесто месили вручную с помощью специального устройства, заимствованного в афонских монастырях, сейчас же тесто замешивается механически. Но выпекается хлеб по-прежнему в дровяных печах. Пекарня не покрывает нужды монастыря полностью, поэтому хлеб для трапезной закупают в Приозерске.

В настоящее время предпринимаются попытки возродить сельское хозяйство – начаты мелиоративные работы для восстановления почвы на 50 гектарах пахотных земель.

Монастырю возвращена и активно восстанавливается построенная в 1881 году молочная ферма, рассчитанная на 70 голов скота. Для своего времени ферма была очень хорошо механизирована. Корм доставлялся коровам по рельсам, проложенным посреди коровника. У каждой коровы была своя чаша-поилка, куда вода поступала прямо из озера по специальному водопроводу. Погреб, где хранили молочные продукты, был перекрыт двойными сводами, пространство между которыми забивалось льдом. В нижнем своде находились отверстия, через которые холодный воздух опускался в погреб. От дверей погреба к пристани вела 32-метровая рельсовая дорога, а на пристани был установлен подъемный кран для погрузки кадок с творогом и маслом на лодки. В настоящее время ферма полностью обеспечивает обитель молочными продуктами. При входе на территорию фермы разбита дегустационная палатка для паломников, где каждый желающий может попробовать молоко Валаамских коров.

Монахи, как и в прежние времена, разводят рыбу: палию и сига, а также новый для Валаама вид – американскую радужную форель. Ежегодно форелевое хозяйство дает более 50 т рыбы.

Прогулки по скитам

Валаамский архипелаг насчитывает около 50 островов. На самом крупном, занимающим две трети общей площади, расположена Центральная усадьба. На других островах находятся скиты, которые отличаются числом братии (от двух до нескольких десятков человек) и строгостью устава. Скит – это одна из трех форм монашеской жизни. (две другие – общежительная, как на Центральной усадьбе, и отшельническая, которая сегодня в монастыре не практикуется). На Валааме возрождены девять скитов, из которых мне больше всего запомнился Смоленский. Он был основан в 1917 году во имя Смоленской иконы Божией Матери на деньги великого князя Николая Романова (дяди последнего русского императора). По задумке, братия скита должна была совершать поминовение всех русских воинов, «на поле брани живот свой положивших и в море погибших».

Мы пришли в этот скит, когда в храме шла служба, поэтому послушник Глеб отвел нас в часовню. Он рассказал, что братия, как и задумывалось изначально, непрестанно молится за воинов. Мы видели целые фолианты, в которые перечислены имена погибших на различных полях сражений. В XX веке было немало войн – Первая мировая, гражданская, Великая Отечественная, Афганская, Чеченская. И монахи день и ночь молятся о душах погибших. Послушник Глеб рассказывал нам также о монашеской жизни и, не дожидаясь наших вопросов, чудесным образом угадал то, о чем мы только думали его спросить. Например, как это – быть монахом. Не берусь пересказывать его слова, но после той беседы меня перестал мучить вопрос, почему люди, особенно молодые, отказываются от мирской жизни и становятся иноками. Помню только, что в конце он говорил, что Иисус – это свет для монаха, а монах – свет для мирян. Действительно, в моей памяти остался очень светлый образ послушника Глеба.

Центральный собор монастыря

Мощи преподобных Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев, основателей Валаамского монастыря, хранятся в нижнем храме главного собора. Сергий и Герман пришли в эти места из Византии и, возможно, поэтому храм во имя них выполнен в греческом стиле. Там приглушенное освещение, сводчатые потолки. Нам рассказали, что изначально стены и потолок были темно голубого цвета с золотыми звездами. В нижнем храме находится не одна чудотворная икона, покоятся мощи святых преподобных старцев. Здесь, например, хранится Валаамская икона Божией Матери (вернее, ее точная копия; оригинал во время эвакуации был вывезен в Ново-Валаамский монастырь в Финляндию). Богородица изображена во весь рост, одетая в ярко-красный плащ. Она предстает словно огненный столп, соединяющий небо и землю, в центре которого – Иисус. Его правая рука благословляет, а в левой руке находится держава, увенчанная крестом. Множество исцелений, происходивших по молитвам перед этой иконой, позволили инокам обители собрать материалы к прославлению ее как чудотворной. Праздник в ее честь отмечается 14 июля.

Напротив иконы Валаамской Божией Матери – дубовая рака с мощами преподобного Антипы Афонского (Молдаванского). Он, уроженец Молдавии, в 1865 году пришел на Валаам из Афона. Духовными чадами этого старца были не только насельники монастыря, но и миряне, что было редкостью. Он жил в ските, закрытом от женщин, где действовал очень строгий устав. Поэтому преподобный Антипа просил похоронить его за пределами скита, чтобы все духовные чада, включая сестер, могли приходить к нему после его кончины. Он завещал им: «Приходите и разговаривайте со мной, как с живым, и я буду вам помогать».

Из нижнего в верхний храм ведет лестница, по обеим сторонам которой на стенах изображены все русские святые, чинно шагающие друг за другом. Это шествие завораживает.

Верхний храм, посвященный празднику Преображения Господня, выглядит гораздо более торжественно, по сравнению с нижним. Он выполнен в русском стиле, сверкает золотом, расписан композициями праздников, событий священной истории, изображениями 130 святых. Службы здесь проходят только в летнее время, потому что храм не отапливается. Но и летом долго стоять на каменном полу холодно, и поэтому многие прихожане теснятся по периметру, выложенному ковровой дорожкой.

Послушания – трудные и не очень

Работы в монастыре много. В садах, в гостинице для туристов, в трапезных, в кафе на причале. В первый же день послушаний я ослушалась и вместо того, чтобы остаться помогать в гостинице «Мансарда» на Центральной усадьбе, поехала в Воскресенский скит вместо другой трудницы. Уж очень хотелось разнообразить трудовые подвиги и побывать в разных местах: сегодня Воскресенский скит, завтра Центральная усадьба. Так я думала. Но получилось иначе. В итоге все дни я провела в Воскресенском скиту, который сама назначила себе местом послушаний. Я мыла посуду и чистила овощи на кухне, надписывала информационные стенды трафаретными буквами, убирала в храме, освященного в честь апостола Андрея Первозванного. В Воскресенском скиту не живут монахи, он, можно сказать, административный. Там останавливаются экскурсоводы, сотрудники паломнической службы, столуются приезжие иконописцы. Там я познакомилась с людьми, которые ездят на Валаам каждое лето и живут здесь когда неделю, когда месяц, а когда – остаются на зиму до следующей навигации. И работают там «Во Славу Божию».

И все-таки – зачем мы приезжали?

Конечно, каждый искал что-то свое. Я действительно не сразу поняла, какова же была моя цель. На Валааме я увидела образ жизни, который разительно отличается от привычного московского уклада. Увидела людей, которые совсем не похожи на моих знакомых и друзей. Которых не трогают вещи, сводящие с ума жителей крупных городов. Которые никуда не спешат. Мало говорят. Почти не смотрят в глаза. И непрестанно молятся. Они не ищут общения с человеком, но все время разговаривают с Богом.

За неделю, которую я провела в монастыре, я сама стала спокойнее и тише (как же сложно было после возвращения вновь поймать ритм города!). Еще я услышала ответы на свои вопросы. Даже на те, которые не задавала вслух. В Москве некоторые проблемы казались мне неразрешимыми, а на Валааме – перестали казаться проблемами. Но главное, зачем я ехала (как мне теперь кажется) – это новый круг общения. Я искала общества людей, которые пытаются быть хорошими христианами, живя и работая в больших городах. И, слава Тебе, Господи, я с ними познакомилась.

Мы с женой через турфирму "Арина" (официальный дилер "Валаамского паломника") купили тур на Валаам с отъездом на автобусе 22.08.18 в 7-00, прибытием на Валаам около 13-00 с ночёвкой в гостинице, экскурсиями и отъездом 23.08.18 в 17-00. 21.08.18 в 15-05 от "Арины" нам пришла СМСка, где было сказано, что в связи с погодными условиями изменяется время отправления на 9-00 22.08.18, а возвращение вечером 24.08.18; у нас спросили наше согласие на данное изменение без изменения стоимости тура, в противном случае обещали вернуть деньги.В 16-02 21.08.2018 аналогичная СМСка пришла от ООО "Валаамскiй паломнiкъ". Естественно, мы согласились, т.к. хотели после экскурсий просто погулять по острову и самостоятельно осмотреть церкви. Как выяснилось позже, такие же СМСки пришли всем в нашем автобусе. Сразу хочу сказать, что никаких претензий к экскурсоводу нет: всё было на ВЫСШЕМ уровне. Прибыли мы на Валаам примерно в 17-30, разместились, поужинали и нам провели первую экскурсию, которая окончилась примерно в 20 часов, тогда же нам было сказано, что, возможно, отплытие произойдёт согласно первоначальной программы, т.е. 23.08.18 в 17-00. На вопрос: а как-же СМСки, было сказано, что эти вопросы - в турфирмы. Естественно, в это время никто уже не работал. На второй день, после Литургии и завтрака нас "попросили" из гостиницы и мы пошли на экскурсии. Дождя не было, но дул сильный ветер, поэтому было непонятно, уедем или нет. После обеда была вторая экскурсия, так что формально программа была выполнена. После экскурсии, когда до отплытия оставалось меньше часа, я пошел в офис "Валаамского паломника", чтобы спросить, как они собираются выполнять свои обязательства по СМСке. После примерно 15 минут переговоров, было сказано, что можно остаться, однако вечером нас высадят на причале, а дальше - наши проблемы: автобусов не будет. Если учесть, что время от прибытия корабля до отъезда последней электрички составляет примерно 10-15 минут, а общественного транспорта от причала до вокзала нет, маячила перспектива ночёвки под открытым небом, что в пенсионном возрасте уже "чревато". Наша турфирма ООО "Арина" просто отмолчалась, хотя туда мы тоже звонили. Естественно, такие условия нас не устроили.Однако за 15 минут до отхода теплохода (видимо для подстраховки) нам пришла СМСка от "Валаамского паломника", что отплываем мы в 17-00 23.08.18 в соответствии с заявленной программой, однако мы можем "остаться за доп. оплату за размещение и питание, без организованного выезда до Санкт-Петербурга. Приносим извинения за ранее предоставленную не точную информацию." Никаких предложений о материальной компенсации не было, хотя фактически у нас отняли пол дня нахождения на Валааме. Дорога на теплоходе была весьма укачивающей, т.к. волнение на Ладоге было значительным - жену укачало "в лёжку". Если у нас потери больше символические, т.к. мы из Санкт-Петербурга, то у людей, прибывших из других городов получились весьма ощутимыми: в частности один человек из Москвы был вынужден два раза менять билеты, но никаких даже извинений не получил. Ещё один маленький нюанс: в гостинице "Игуменская" ширина кровати составляет всего 70 см, что даже для моего 54-го размера не очень комфортно, а уж людям более "солидным", наверное, вообще плохо.

– отличный вариант для людей, желающих отдохнуть от суеты мира душой и телом, для тех, кто хочет немного побыть наедине с собой, разобраться в своей верее и подумать о вечном спасении. После поездок по святым местам, с паломниками навсегда остается чувство единения с Богом, которое они там испытали, возможность искреннего покаяния и очищения от всех грехов, возможность познакомиться с молитвенным подвигом монахов и познание уникальности северной природы. Если вы также решили прикоснуться своею душой к Святыням русского народа, то рекомендуем вам посетить Валаамский монастырь.

Вообще, Валаам – это самый большой остров Валаамского архипелага, расположенного в северо-западной части России, точнее в на Ладожском озере. Есть в мире такие места, где, побывав однажды, хочешь возвращаться снова и снова, и безусловно, одно из таких мест - остров Валаам, который издревле нарекли «Дивным», так как там есть такое, чего больше нигде не увидишь. Этот остров занимает большую часть площади архипелага. Название «Валаам» пошло от финского слова - «Valamaa», то есть «Высокая, горная земля», что может реально описать его местоположение: остров стоит на возвышении, окруженный горами. Но имеется еще одна версия – религиозная, о том, что остров назван в честь библейского пророка Валаама. Хотя некоторые утверждают, что все пошло от языческих времен, когда на этой земле приносили жертвы языческому богу Велесу, и место звали - «Земля Велеса».

В давние века, остров Валаам заселяли финские племена, когда же возник сам монастырь, доподлинно неизвестно - версии разнятся. По одному из преданий, Валаамский Спасо-Преображенский монастырь был воздвигнут тут в первом веке нашей эры, на месте, которое осветил небесный покровитель России - Апостол Андрей Первозванный. По другой версии, монастырь возник в десятом веке, в эпоху Крещения Руси: его основали монахи Сергий и Герман, которых позже причислили к лику святых. Эта версия более правдоподобна, потому что доподлинно известно, что в 1163 году, монахи обители перевезли мощи преподобных Сергия и Германа в город Великий Новгород, но уже в 1179 году мощи снова вернули в Валаамский монастырь, где их захоронили на вершине скалы, чтобы спрятать останки святых, от поругания шведами, которые часто нападали на эти территории из-за близости шведской границы. Подобные нападения на Валаам случались не раз, так, самое известное случилось в 1240 году, но его, к счастью, остановил знаменитый полководец Александр Невский со своим войском, он не допустил разграбления святой обители. Но есть и третья версия появления монастыря, рассказывающая об основании его в двенадцатом веке преподобным Ефремом Перекомским, о чем можно прочитать в «Сказании о Валаамском монастыре», которое было написано в шестнадцатом веке.

В своем паломническом туре на остров Валаам, вы узнаете, что с самого момента основания обители, ее история всегда оказывалась неразрывно связана со Швецией, правда это всегда несло лишь неприятности: не раз на монастырь нападали, особенно туго приходилось в средние века, например, при нападении в 1578 году, тут были убиты тридцать четыре монаха. Но, к счастью, это длительное противостояние закончилось в 1595 году, после подписания мира со . Но радость длилась не долго: в 1611 году шведы опять вероломно напали на Русь и сожгли монастырь, при этом, практически все монахи погибли. Следующее нападение на остров произошло в 1617 году. Обитель пытались восстанавливать, но при очередном нападении опять разрушали. И только пришедший к власти император Петр Первый смог переменить политическую ситуацию. Уже в 1715 году был подписан «Указ о возрождении Валаамской обители», и сразу возведен деревянный Спасо-Преображенский храм, с надворными постройками. Весь восемнадцатый век продолжалось строительство: тут появились и другие храмы. Но строения из дерева были не вечны, на них влияли различные природные факторы, поэтому с 1811 года, строительство на территории Валаама вели, строго из камня. Расцвет святой Валаамской обители пришелся на девятнадцатый век, при талантливом и хозяйственном настоятеле - игумене Дамаске, в миру - Дамиане Кононове, который сорок два года непрестанно заботился о приумножении монастырского хозяйства.

Двадцатый век принес Валаамскому монастырю массу испытаний: в 1917 году, сразу после Октябрьской революции, земли монастыря были разделены и обитель оказалась на территории Финляндии – страны, где основная религия - лютеранство. В 1925 году монахам даже пришлось проводить обряды и богослужения на финском языке. Но, «Все что Бог не делает, все к лучшему», именно принадлежность к другому государству, отвела от его служителей жестокие репрессии тридцатых годов – тяжелое время, когда в России уничтожали не только церкви, но и священнослужителей. Правда, в конце тридцатых годов, отношения между Финляндией и Советским Союзом резко пошли на спад, и территория Карелии, вместе с островом Валаам, опять отошла нашей стране. Уже в 1940 году, тут открылась школа боцманов, а когда началась Великая Отечественная война, на Валааме шло ожесточенное противостояние финских и советских войск. Когда советские войска победили, обитель постепенно стала возвращаться к жизни, на что потребовалось много десятилетий, потому что при монастыре власти все время размещали различные общественные организации: в 1949 году - совхоз, с 1952 по 1982 годы - дом-интернат для инвалидов войны. А тем временем монастырские постройки начали разрушаться или целенаправленно уничтожались. На острове Валаам устраивали и природный заказник, и музей-заповедник, и зал органной музыки, но эти затеи не удались. И только с 1989 года, началось настоящее возвращение обители к своей исконной деятельности, когда власти Карелии передали монастырь и несколько скитов, Ленинградской епархии: здесь начали восстанавливать здания, возобновили монастырские службы, восстановили хозяйство.

В последние годы, все больше россиян и иностранцев приезжают с паломническими турами на святой остров Валаам, не только для того, чтобы увидеть его хваленые природные красоты, но и приблизиться к монастырской жизни. Благо, что добраться до Валаама не проблема. Кроме того, паломник может при организации своего паломнического тура запланировать еще и посещение других знаменитых северных монастырей России, например, Спасо-Преображенского Соловецкого мужского монастыря, Александро-Свирского мужского монастыря, Введено-Оятского женского монастыря, Богородично-Успенского Большого Тихвинского мужского монастыря, посещение в Казанской церкви в селе Вырицы, где покоятся святые мощи преподобного Серафима Вырицкого, а могут довольствоваться только посещением острова Валаам.

По своему административному устройству Валаам, относится к городу Сортавала, но по факту, является отдельной независимой единицей. Помимо монастыря, на Валааме имеется воинская часть и метеостанция. Несмотря на постоянное проведение тут экскурсий, фотографии делать запрещено. Фотографировать можно только на территории следующих скитов: Никольского, Белого, Желтого (Гефсиманского), Красного (Воскресенского), Предтеченского.

Строительство и восстановление обители идет до наших дней. В 2002 году, тут случилось знаменательное событие: на остров Валаам из афонского монастыря Ватопед прибыл архимандрит Ефрем, преподнесший бесценный дар - список с чудотворной иконы «Пантанасса» - «Всецарица», который был освящен на Афоне. Монастырь Валаама принял этот дар с благодарностью, дело в том, что все принадлежавшие ему ранее святыни, были вывезены из обители или утрачены в результате войн и набегов, поэтому любой дар монахи приемлют с глубокой благодарностью и бережно хранят. В том же, 2002 году во внутреннем каре, в помещении бывшего Никольского храма, устроили первую церковь Валаамской иконы Божьей Матери, а празднования в честь чудотворной иконы, проводятся на острове Валаам, каждый год – четырнадцатого июля. На сегодняшний день - это главная святыня Валаамского монастыря. В 2005 году были завершены реставрационные работы по восстановлению главного собора монастыря, в августе того же года, его освятил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй. На сегодня, восстановили одиннадцать из тринадцати скитов, которые существовали тут ранее. А еще, у Валаамского монастыря есть несколько подворий: два - в Санкт-Петербурге, одно – в Москве, два - в Приозерске и Сортавале.

Когда паломников привозят на этот остров, суда бросают якорь в широкой Большой Никоновской бухте, ближе к монастырю круизные теплоходы не пройдут по габаритам и осадке, поэтому, здесь туристы пересаживаются на маленькие местные теплоходы, либо проходят пешком красивую, но весьма длинную и утомительную дорогу. Кто приезжает из Сортавалы, попадают сразу в Монастырскую бухту. При приближении к острову Валаам, уже с борта теплохода, вы видите центральную монастырскую усадьбу, Спасо-Преображенский собор. Основное здание острова - Спасо-Преображенский монастырь, зданию которого уже сто двадцать лет, и оно отличается своей необычной архитектурой. Вокруг обители стоят различные религиозные постройки. С воды лучше всего разглядывать их колокольни и купола. Прямо у причала паломников встречает красивая часовня, постройки 1896 года, освященная во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих радость». Она построена из кирпича, который был произведен на собственном кирпичном заводе обители. Часовня стоит на гранитном постаменте, ее украшают гранитные колонны полированного темно-красного камня и черного диабаза. В 1985 году, она была заново отреставрирована, снова позолочен ее купол и установленные на нем шар и крест. А напротив часовни Всех Скорбящих, стоит кирпичная белая часовня Благовещения, возведенная в конце восемнадцатого века – самая старая постройка Валаама. Ее реставрация прошла в 1988 году. Неподалеку находятся конюшни и монастырский сад, обнесенный живой изгородью – ясеневой аллеей, а также монастырский огород. Вдоль берега тянется еще сад, с прудом, из которого раньше брали воду для полива растений. От пристани к центральной монастырской усадьбе вы пройдете по аллее лиственниц, которым более ста лет.

Паломников размещают в гостиничной зоне, до которой, прямо с пристани ведет лестница, рядом с которой стоит черная стела, с выбитыми на ней именами царей и членов их семей, в разное время посещавших этот монастырь. Неподалеку стоит мраморная часовня, постройки 1862 года, освященная во имя иконы Божьей Матери «Знамение». Ее возвели после визита сюда императора Александра Второго, на месте более старой и скромной часовенки. Об этом событии, сообщается на золоченом медальоне, укрепленном на западном фасаде. Из этой часовни можно пройти в трехэтажную Зимнюю гостиницу, по красивой туевой аллее. Она находится в живописном месте, среди рощи с различными видами деревьев. Рядом вы увидите свечную лавку. Прямо у центральной усадьбы находится монастырское кладбище, обнесенное оградой, с башнями по углам, которые венчают трубящие ангелы. У кладбища построена церковь Преподобных отцов, с еще одним - Игуменским кладбищем для захоронения монастырских отцов-настоятелей. Тут покоится и отец Дамаскин, о котором мы рассказывали выше.

Сегодня, остров Валаам православные верующие чтут, как несгибаемый источник веры, возродившийся, несмотря на невзгоды, преследовавшие его. Вот почему, ежегодно сюда съезжаются тысячи паломников и туристов, желающих увидеть это чудо.

Аэропорт Пулково , куда прибывают российские и международные рейсы, расположен на незначительном удалении от города и имеет отличную транспортную доступность.
Ближайшая станция метро – Московская, которая связана с воздушной гаванью следующими маршрутами общественного транспорта:

  1. Автобус No 39, время в пути – в пределах 40 минут, график работы: с 5:30 до 1:30, разрыв в отправлении: 12-20 минут.
  2. Экспресс-маршрут No 39э, дорога занимает 20 минут, график работы: с 5:25 до 0:30, интервал выхода на линию: 25-30 минут.
  3. Маршрутное такси No К39, в пути также 20 минут, график работы: с 7:00 до 23:30, интервал отправления 5-7 минут.

Стоимость проезда на любом виде транспорта – 40 рублей.
Остановка автобусов и маршруток расположена рядом с зоной прилета.

Для тех, кто проживает в центральной части России, альтернативой может служить автобусное и железнодорожное сообщение.

Из Санкт-Петербурга в Сортаволу

Общественный транспорт, работающий по данному направлению – автобусы и поезда.

Автобусы отправляются с Северного автовокзала . Это может быть прямой маршрут до Сортаволы, а может быть и тот, что следует до Петрозаводска, а нужная станция является промежуточной.
Время в дороге в среднем 5 часов, стоимость проезда – 600 рублей.


Площадь у Финляндского вокзала Санкт-Петербурга

Что касается поездов, то здесь можно сесть на состав 350А, следующий от Финляндского вокзала в Костомукшу и через 5 часов уже сойти на нужной станции. Есть и более сложный и затратный по времени вариант – со сменой составов и пересадкой в Кузнечном.
Железнодорожная станция в Сортавале находится на ул. Петрова, 2.

Из Санкт-Петербурга в Приозерск

До Приозерска из Северной столицы путь немного короче. Электричка с Финляндского вокзала домчит путешественников за 3 часа, проезд при этом будет стоить около 400 рублей. Необходимый состав: 6547 до Кузнечного или непосредственно до Приозерска.

Альтернатива электрички – поезд, следующий в Костомукшу.

К месту отплытия можно добраться и на автобусах. До Приозерска регулярно отправляются рейсы с Северного автовокзала, а также от станции метро Парнас. Билет обойдется в 285 рублей, дорога займет примерно 2 часа 30 минут.

Стоит учесть, что от автобусной остановки, как и от железнодорожного и автовокзала до причала придется добираться. Он расположен в 6 км от центральной части городка и носит название «Валаам», об этом обязательно стоит сообщить таксисту, который доставит путешественника к озеру за 250 рублей.

Важно знать! Преимущество ехать через Сортаволу в большем количестве метеоров, следующих на Валаам, а в Приозерске необходимо четко попасть на время отправления Метеора – около 11:00, иначе предстоит заночевать в городке.

Сортавола также, как и Приозерск, подойдут и путешественникам на автомобиле, так как предлагают парковку возле пристани. Стоимость – 100 рублей.

До Валаама по воде

Добраться до острова не получится без путешествия водным транспортом. Вот только место отправления и программа путешествия способны превратить поездку в увлекательное приключение.

Попасть в Валаам можно из таких городов:

  1. – откуда следуют круизные теплоходы со стоянкой в Валаме;
  2. – теплоходы отправляются с Речного вокзала на Неве, которая непосредственно связана с Ладожским озером;
  3. Петрозаводск – суда из Онежского озера попадают в Ладожское по реке Свирь. Стоит отметить, что наиболее популярным и востребованным является путешествие по воде из Северной столицы.

Из Санкт-Петербурга

Отправится в увлекательное путешествие на теплоходе к Валааму можно либо от Речного вокзала столицы, либо с Морского пассажирского вокзала.
Путь занимает около 13 часов. Подобные путешествия нередко рассчитаны на несколько дней, поэтому предполагают питание на борту и острове, а также экскурсионное сопровождение.

Из Приозерска

Есть несколько вариантов отправиться в обитель:

  1. Метеор с пристани Валаамского монастыря, что в 6 км от центра, отправляется по расписанию. Это официально. На практике же оно не стабильно, чаще всего отправление происходит в 11:00 и опоздавших на борт дожидаться не будут. Время в пути – чуть более часа. Цена – 1700 рублей за персону, а с июня по субботам стоимость составит 1900 рублей
  2. Альтернатива Метеору – теплоход «ОМ». Он отправляется несколько раз в день. Цена билета – от 1450 рублей, а летними субботами — 1600 руб/чел. Здесь разительно отличается время в пути – около 4 часов.
  3. Грузовое судно «Святитель Николай» — официально оно не перевозит путешественников, работает для транспортировки монастырских или трудники, а также тех, кто зарезервировал место в гостинице на острове. Попасть на судно удастся только, если человек числится в специальном списке, или если паломник не успел на весь вышеуказанный транспорт. В этом случае посадка обойдется в два раза дороже. В пути придется провести 4 часа.

Альтернатива транспорту регулярному – договориться с капитаном одного из частных суден, стоящих здесь же. Как правило, не все из них приветливы и сразу соглашаются на уговоры, однако попробовать стоит, правда, это вряд ли будет дешевле, чем путь на метеоре.

Из Сортаволы

Причал находится на ул. Пристанской, 1.

Способы добраться на остров:

  1. Метеор – имеет, как правило, 2 регулярных рейса на 9 и 11 часов, иногда бывают 1-2 рейса после обеда. Суда могут делать и больше выходов, если набрано значительное количество групп, только вот попасть на них самостоятельному туристу будет довольно проблематично. Цена билета в один конец– от 1200 рублей (с июня 1300, если планируется поездка на субботу). При отсутствии билетов можно договориться с капитаном, однако стоить это будет в три раза дороже.
  2. Теплоходы – совершают больше рейсов, чем метеоры, и в этом их главное преимущество. Стоимость билета – от 900 рублей, время в пути от 1 до 2,5 часов.
  3. Частные судна – расписания не имеют, отправляются по мере набора группы 6-15 человек, цена зависит от умения договариваться.

На Валаам зимой

Холодное время – не популярное для посещения Валаама . Ведь из всех построек Спасо-Преображенского монастыря отапливается лишь одна – нижний храм, а значит только он доступен для посещения.

Другой аспект: зима – это время, когда монахи отдыхают в молитве, а значит остров принимает лишь небольшие группы паломников, а вот другим доступ к святыне будет ограничен.

Зимой до Валаама можно доехать на судне, оснащенной воздушной подушкой. По замершему озеру судно может разгоняться более чем на 100 км/час, а по снежному покрову ехать более медленно.

От Сортавалы до Валаама подобное судно идет 1 час. Вместимость подобного транспортного средства – 6-12 человек.

Сезон начинается с середины января.

Цена проезда – около 1500 рублей, расчеты предстоит вести с капитаном на пристани.

Что еще нужно знать самостоятельным путешественникам

  1. Валаам направлен на групповые экскурсии. Поэтому туристу-одиночке часто придется слышать, что нет билетов на метеор, нет места в гостинице или негде отобедать. Отправляясь на остров будьте готовы включить все свое красноречие, чтобы добиться желаемого.
  2. Постоянный рост цен. Будьте готовы, что не все цены, указанные в статье, окажутся такими же в момент Вашего путешествия. Популярное туристическое направление, коим является Валаам, способствует тому, что ежегодно цены возрастают на 10-15 процентов, плюс заметно увеличиваются в летний период – лучшее время для отдыха на Валааме.
  3. Даже если турист путешествует самостоятельно, рекомендуется заказать услугу экскурсовода. За 600-900 рублей получится не просто узнать гораздо больше о святыне, ну и понять определенные правила, царящие на острове.

При самостоятельном путешествии лучше всего запастись картой острова еще на причале, ведь иначе есть риск упустить множество скрытых достопримечательностей из виду. Для желающих задержать на острове дольше, чем один день работают монастырские гостиницы. На острове также сувенирные монастырские лавки. Отправляясь в самостоятельное путешествие на Валаам в 2019 году , следует помнить о необходимости соблюдения дресс-кода и других правил, применяемых на острове.

Валаам с воздуха — в видео:

Как организован тур. В...

Показать целиком

Паломническая служба Валаамского монастыря организует туры на остров Валаам для паломников и туристов. Туры есть разной продолжительности, мы же ездили с однодневным туром "Валаамский экспромт". Сразу уточню, билеты покупали не напрямую, а через посредников, т. к. мне нужна была онлайн покупка, ехать никуда времени не было.

Как организован тур. В 8 утра от Озерков отправляется автобус. Он едет 2,5 часа до Приозерска с остановкой по поселке Саперное, где можно выйти, размяться, при желании посетить церковь при реабилитационном центре для наркозависимых. Церковь красивая, резного дерева, с красивым зеленым двором и фонтаном. По дороге экскурсовод рассказывает экскурсию о Ленобласти, Карелии и чем-то еще, я дремала и плохо слышала) Нас сопровождала прекрасная женщина по имени Лариса, замечательный экскурсовод. Видно, что она живет тем, о чем рассказывает, и речь у нее отличная. В Приозерске мы пересели на метеор и преодолели 60 км по Ладоге чуть больше, чем за час. На острове нас (группу около 40 чел.) поделили надвое и дали еще одного экскурсовода. Мы же остались с Ларисой. Она провела нас по монастырским садам, территории вокруг монастыря, потом самому монастырю с подробными рассказами о каждом настоятеле, каждой иконе, каждом камешке, о непростом для монастыря периоде советской власти.

После этого мы посетили концерт церковного хора (мужчины поют бесподобно, вчетвером - как целый хор!) и отправились на обед в паломническую трапезную. В русском монашестве не едят мясо, только рыбу, но как же вкусно нас накормили! Открылось второе дыхание, и после обеда мы отправились на оконечность острова в Никольский скит. Скит - это как бы монастырь в монастыре, со своим уставом, более строгим, чем устав самого монастыря. На Валааме несколько таких скитов, разбросанных по архипелагу, и в самом строгом из них живут всего 3 монаха, которые встречаются лишь на службе, и они не едят не то что рыбу, а им только по праздникам разрешается сдобрить еду постным маслом. Скит же, которые посетили мы, не столь строг. В него даже туристов пускают. В одном скиту, в который можно попасть лишь прожив несколько дней на острове и получив благословение, монахи разводят павлинов. Говорят, павлин, сидящий на елке - бесподобное зрелище. После экскурсий у нас было около часа свободного времени, можно было вернуться в храм, купить сувениров, мы же просто прогулялись по острову, полюбовались природой, пофотографировали. И затем дорога домой, так же на метеоре и автобусе.

Уровень организации отличный! Все путешественники остались довольны. Может показаться, что Валаам - это одни туристы, за весь день мы увидели всего пару монахов. Но нет, остров ведь очень большой, у монахов своя жизнь, и она редко пересекается с туристическими тропами. А туризм на Валааме это, во-первых, миссионерство, а во-вторых, привлечение денег на восстановление монастыря, который сильно пострадал в годы советской власти и войны. Стоит ли ехать на Валаам людям, далеким от религии? Конечно, да. Это очень интересно, ведь экскурсия рассказывает не только о религии, но и истории, географии, геологии. И кроме того, на Валааме очень красиво. И вокруг прекрасная карельская природа. Рекомендую.

 

 

Это интересно: