→ Устройство домов в венеции. На чем стоит Венеция? Участие Венеции в крестовых походах

Устройство домов в венеции. На чем стоит Венеция? Участие Венеции в крестовых походах

Венеция является жемчужиной Италии и одним из самых узнаваемых городов мира. Необычное островное расположение и богатое культурно-историческое наследие являются причиной невероятной популярности этого итальянского города среди путешественников. Венецию ежегодно посещают около 20 миллионов туристов, хотя само население города не превышает и 300 тысяч человек.

Венеция располагается как на материке, так и на прилегающих островах. Пронизанная живописными каналами островная часть города стоит в буквальном смысле в воде. Это, конечно, безумно красиво, но ужасно неудобно. Как же построили все эти дома? Или изначально они стояли на суше, а впоследствии их затопило?


Как полагают исследователи, заселение Венецианской лагуны и островов началось в конце VI века, а уже к IX веку островная часть Венеции была полностью застроена. На протяжении своей истории Венеция переживала периоды взлетов и падений, когда она оказывалась под властью иноземных захватчиков. Но тем не менее ей удалось сохранить тот неповторимый образ, который сложился благодаря островному расположению.

Островная часть Венеции включает в себя более 100 островков, которые разделены сетью каналов. То есть здания города построены на небольших участках суши, которые просто не видны из-за плотной застройки. А окраины островов погружены в наступающие морские воды. Проливы между островами превратились в каналы, по которым сегодня гондольеры катают романтичных туристов. Глубина этих каналов невелика, в основном не более 2,5 метров. А все здания и сооружения, от жилых домов до мостов, в этой островной части построены на деревянных сваях по очень интересной технологии.


Выбрав место для строительства, венецианцы вбивали в илистый грунт деревянные сваи, которые были изготовлены из лиственницы. Эта порода деревьев славится своей долговечностью и устойчивостью к гниению. Лиственницу для строительства Венеции специально привозили из альпийского региона. Деревянные сваи длиной до 7-8 метров вбивали в грунт, а поверх них укладывали деревянные бревна, которые и служили фундаментом для будущего здания. Ну а уже на основание из лиственниц выкладывали ряд из кирпичей и возводили здания.


С момента основания Венеции ее острова медленно уходят под воду. По этой причине островной район города как минимум дважды перестраивался, а современные здания датируются XIV-XV веком. Таким образом, лиственничным сваям, на которых стоит островная Венеция, более 500 лет и, как показывают последние исследования, большинство из них находится в прекрасном состоянии.

К сожалению, Венеция постепенно погружается в воду. Это связано как с общим повышением уровня Средиземного моря, так и с проседанием грунта. Последнее, по мнению ученых, происходит по причине истощения артезианских скважин, эксплуатирование которых уже было прекращено. Регулярные наводнения причиняют немало неприятностей историческим постройкам. Поэтому ведется строительство защитной дамбы, которая бы отсрочила погружение Венеции.

Популярный у туристов, прекрасный город на воде Венеция расположена на 118 островах, соединенных 150 каналами и 409 мостами. При строительстве всех зданий мастера применяли специальную методику, которая позволяла прочно укрепить фундамент и успешно выдерживать зданию ежедневное «морское купание». Разобраться в уникальном способе возведения домов на воде помогут сведения о том, как строилась Венеция. А информация о системе канализации и ее современном состоянии уже не одно столетие шокирует многих приезжих.

Как строилась Венеция: история

Точная дата основания города неизвестна, но по данным ученых первое поселение основали племена Венетов, которые жили здесь в XII-XI ст. до н. э. Во времена падения Римской Империи бежавшие из нее жители обосновались на маленьком острове Риальто, который располагался в центре лагуны в северной части Италии. Территория полностью была покрыта тростником и для земледелия оказалась непригодной.

Первое поселение образовалось на островах лагуны, которые представляли собой сотни мелких заболоченных участков земли на мелководье. Образовались они из осадков ила и почвы, которые за тысячелетия превратились в тонкие полосы суши между впадинами с водой.

Такая почва стала основанием для изобретения того способа, каким строились дома в Венеции в первые годы. Переселенцы выбирали более возвышенные участки суши, затем возводили стены из глины и корней сорняка «гролло», который рос тут же, на болотах. Крышу сооружали из веток деревьев, укладывая на них сверху перевязанные пучки болотного тростника и соломы. Такие дома оказались временным пристанищем, жители которых по мере продвижения войск возвращались на материк в свои родные дома.

Поселения беженцев в Венеции

В VI столетии в период господства династии Лангобардов богатые семьи Венето мигрировали на острова, спасаясь от нашествия завоевателей. Приехавшие переселенцы привыкли жить в более роскошных условиях, а не в простых хижинах. Поэтому они сразу стали строить уже двухэтажные дома, в которых 1-й глиняный этаж использовался для склада, а второй — делался из дерева и предназначался для жилых помещений.

По мере прихода новых беженцев требовалось все больше территории, для чего поселенцы должны были осушить заболоченные земли и укрепить берега залива. Также потребовалось построить причалы, чтобы осуществлять перевозки людей и грузов. Берега были укреплены барьером из деревянных стволов, чтобы поднять уровень поверхности, на который сверху набрасывали камни и землю, а затем уже строили дома.

Первоначально переселенцы заселили 124 острова, возводя независимые поселения. В каждом начали строить каменные жилые здания и церкви. Со временем каждое поселение расширялось, дома стали строить по планам, которые применялись в те времена для застройки городов: центральная площадь, вокруг которой возводились здания общественные; на расходящихся улицах располагались жилые дома. Также строили водосборник дождевых осадков, который обеспечивал население питьевой водой.

По мере заселения большого количества островов и планомерного осушения болот стали строить мосты между ними, которые помогали перемещаться людям и перевозить грузы.

Столица Венецианской Республики

Центральным местом Венеции стал остров Риальто («высокий берег»), который был самым безопасным. В 810 г. он стал главным в разросшемся поселении, сюда переселись чиновники и правительство. В связи с такими политическими событиями эта часть города потребовала перепланировки и новой застройки.

Венецианское государство должно было иметь свою армию, вооружение, склады для товаров и дома для богатых горожан, а также резиденцию для Дожа. Первоначально столицу назвали «Чивитас Ривоалти» (город Риальто), и только в XIII столетии название поменяли на Венецию.

Выбор столицы в пользу острова Риальто был сделан, благодаря его неприступности. Из-за того, что он был окружен водами глубокого морского залива, чужие большие суда не могли к нему подойти. В период основания здесь столицы на острове уже было построено 14 церквей, вокруг которых и продолжали возведение городского центра.

Начало плановой застройки Венеции

Земля на островах состояла из нескольких слоев, которые были мягкие и рыхлые, а потому непригодные для удерживания веса монументальных каменных зданий. Были приглашены строители и архитекторы, которые должны были решить проблемы обеспечения устойчивости будущих построек и придумать, как строить Венецию на воде.

Было принято решение вбивать в землю сваи, которые привезли через море. По своим характеристикам прочности подходили только 2 вида древесины: дуб и лиственница, последняя обладает специфическим свойством становиться более прочной при расположении под водой.

Для осушения территории сначала возводили дамбу, затем забивали сваи, которые предварительно обрабатывали специальными растворами и смолами. Для небольшого жилого дома делали 6-7 рядов свай, для более высоких зданий — «свайное поле». В почву стволы забивали до уровня, где начиналась твердая земля.

Размеры свай составляли: толщина 20 см, длина 3 м, поверх них клали 2 слоя деревянных балок, сверху которых уже можно было класть камни для фундамента здания. По данным историков суммарное количество свай, установленных под зданиями Венеции, составляет около 1 млн.

Сохранению древесины также способствовали свойства местного ила, который облеплял дерево в виде защитного слоя и не пропускал воздух, преграждая путь проникновению бактерий и животных. Такие удивительные свойства грязи помогли избежать повреждений свай и их гниения. Именно уникальные свойства венецианского ила и обеспечили длительный срок существования и эксплуатации зданий в городе и позволили строителям придумать новый метод, как построить Венецию и сохранить ее здания.

Древесина

На территории Венецианской Республики лесных посадок нет, потому всю древесину для строительства приходилось привозить из горных районов Словении и Хорватии. Это были огромные лиственницы и дубы, которые вначале сплавляли по рекам, а затем доставляли на острова морем. По некоторым сведениям древесину также привозили и из России в виде пермских лиственниц или «карагаев».

Благодаря свойствам местного ила и глубокому расположению свай, доступ кислорода к древесине был перекрыт. Потому микроорганизмы и грибки, которые обычно разрушающе действуют на деревья, погибали. Под действием морской воды и минеральной грязи древесина за многие столетия окаменела.

Венецианские строители придумали не только способ, как построить Венецию, но и как повысить устойчивость и легкость городских зданий. Древесину стали применять по аналогии с кирпичной кладкой, в виде полосок из деревянных свай. Такие детали, называемые «реме», размещали горизонтально, через определенные промежутки между каменной кладкой. Они выполняли роль «подшипников», т. е. более равномерно распределяли нагрузку на стены и перекрытия кровли.

Внутренние стены венецианских зданий также прокладывали балками под названием «скорзони», которые располагались вертикально и уменьшали тяжесть строения.

Истрийский камень

Следующий вопрос о том, как строить в Венеции дома на воде, архитекторы решали, выбирая камень для зданий. Для постройки города на болотистой почве необходим был особый камень, который бы не разрушался под действием морской воды. Самым подходящим оказался один из видов известняка, обнаруженный на полуострове Истрия (Хорватия) в Адриатическом море и называемый «истрийским».

Такой строительный материал обладал замечательными свойствами:

  • имел высокую водостойкость и водонепроницаемость из-за пористой поверхности;
  • был устойчив к атмосферному действию;
  • имел достаточную прочность, мог выдерживать большую массу здания без растрескивания;
  • он достаточно просто разрезался для придания формы кирпичей;
  • обладал устойчивостью к эрозии и истиранию;
  • прекрасно выглядел визуально, т. к. окрашен в красивый окрас, напоминающий мрамор.

90 % зданий, построенных в Венеции, сделаны из истрийского песчаника. Камень оказался идеальным материалом для промежуточного слоя между деревянными сваями и кирпичной кладкой, из которой возводили стены строения. Он прекрасно предохраняет здание от эрозии и разрушения. В наше время такой камень по-прежнему с успехом добывается в карьерах Хорватии и используется для реставрации старых зданий Венеции. Он также применяется и для возведения новых застроек.

Градостроительный стиль Венеции

Из-за частых пожаров венецианские строители решили при возведении зданий отдавать предпочтение кирпичной и каменной кладке. Чтобы понять, как строился город Венеция и многоэтажные здания в нем, обратимся к архитектурным принципам застройки того времени.

Градостроительный стиль «города на воде» формировался с учетом отсутствия возможного военного нападения, поэтому оборонительные сооружения не возводились. Общественные и жилые здания имели широкие проемы, многочисленные украшения, колонны и декоративные элементы. Каждый дом имел прямой доступ к воде, куда выходил фасад здания. Внутри архитекторы планировали дворик с садом или фонтаном.

В 1501 г. в городе были созданы магистраты водоемов, действующие и по сей день. В их функции входит обеспечение гидравлических работ, предоставление концессий частным лицам или группам, религиозным обществам. В них указывается рабочая зона, доставка, защитные меры по удалению мусора из воды. В контрактах вменяется обязательство строительства мостов и фундаментов зданий. При их невыполнении все имущество передавалось муниципалитету.

Как строилась Венеция: канализация

Централизованная система канализации в городе вообще отсутствует, а ее функцию выполняют небольшие каналы, по которым мусор и отходы жизнедеятельности города выносятся прямо в Большой Канал и далее — в Адриатическое море. Однако, благодаря регулярным приливам и отливам, грязная вода из каналов постоянно вытекает в лагуну. Поэтому в Венеции в каналах даже можно увидеть рыбу.

Длина венецианской лагуны составляет 56,5 км, ширина — 9,6 км. От Адриатического моря ее отделяет песчаная коса проливами Лидо, Кьоджа и Маломокко, через которые быстрое течение очищает всю воду и каналы в городе. Благодаря им Венеция уже много столетий существует без централизованной системы канализации.

В каждом палаццо есть отстойники, в которых скапливаются отходы, самые легкие из которых через отверстия в стенах или по трубам выходит в канал. Более тяжелые фракции откачивают постоянно курсирующие катера-ассенизаторы.

Основные компоненты внутренней канализации в доме:

  • сточный приемник;
  • сифоны или гидравлические затворы;
  • сети из труб, проложенных внутри здания и выходящие наружу;
  • специальное устройство для очистки труб и их осмотра.

Предварительно отходы проходят через фильтры, которые установлены в подвальных помещениях. Однако встретить плывущие отходы в канале Венеции — вполне реально.

Сейчас в домах на некоторых островах и на материковой зоне уже подведена центральная канализация, но в исторической старой части города все осталось по-прежнему.

Угроза затопления города на воде

В последние годы городской совет Венеции мало финансирует обслуживание каналов, т. к. все средства направлены на строительство паводковых шлюзов (5,4 млрд евро). Это связано с планом по защите города от постоянный наводнений и подтоплений, из-за которых происходит постепенное проседание зданий. За последние 50 лет Венеция опустилась на 23 см, и процесс подтопления продолжается на 1-2 мм ежегодно.

Венеция остается уже многие годы городом-музеем, в который съезжаются миллионы туристов полюбоваться на красивые палаццо и каналы, по которым скользят романтические гондолы. Многие из людей даже не задумываются о том, как строилась Венеция и почему за несколько столетий здания прекрасно сохранились. Все это благодаря первым строителям и архитекторам города, которые продумали уникальный принцип возведения многоэтажных зданий.


Венеция – один и красивейших городов мира – стоит на воде. В нем нет мостовых, даже тротуары довольно редки, нет колесного транспорта. Прямо у домов плещется вода, а жители передвигаются на гондолах и моторных лодках.

Исторический центр его расположен на архипелаге, состоящем из 118 мелких островов, в 4 км от материка, с которым он соединен длинным мостом. В V веке здесь жили беженцы из Падуи и других итальянских городов, спасавшиеся от гуннов и других варваров.

Улицами в Венеции служат 150 каналов. Большой канал, длина которого 3,8 к, а ширина 30-70 м, делит весь город на две части: исторический центр и промышленно-торговую часть, а в него, как реки, впадают каналы поменьше. Общее число переброшенных через них мостов около 400.








По обе стороны большого канала высятся изумительные дворцы, главным из которых является Дворец дожей – творение зодчих IX-XVI веков. Этот великолепный памятник выходит на площадь Сан-Марко – жемчужину города.

Вид на площадь Сан-Марко (1723 год)

Вся венецианская лагуна и прекрасный город вместе с ней неуклонно погружается под воду. Почему это происходит? Причин несколько. Низменности, тем более на берегах морей, обычно располагаются на месте тектонических прогибов земной коры и поэтому постепенно погружаются и затапливаются морем.

Вторая причина сложнее. Масса речных наносов (песка, ила), которые несет река По, откладываются в ее нижнем течении и устье. Казалось бы, местность при этом должна повышаться. Но в данном случае масса наносов столь велика, что создает дополнительную нагрузку на земную кору. Благодаря этому рыхлые влагонасыщенные породы на глубине уплотняются, сжимаются, выдавливая влагу, быстро оседают.

Но есть еще одна причина погружения. Ее создали сами жители. Дело в том, что долгое время город пользовался пресной водой прямо из своих недр, а в устье реки По в огромном количестве выкачивался природный газ. В связи с этим местность быстро оседала со скоростью 3 мм в год. После наводнения 1966 г. Пришлось откачку воды прекратить. Оседание сразу замедлилось, но проблема остается.

Венеция-город на воде. На протяжении XX века Венеция достаточно быстро (до 5 мм в год) погружалась в лагуну. Основной предпосылкой по мнению ученых этого бедствия выступал промышленный забор воды из артезианских скважин и, как следствие, снижение водоносного слоя земли. После закрытия скважин оседание городка замедлилось. Но всегда ли Венеция была таким островным городом? Давайте попытаемся изучить этот вопрос…


План Венеции, XVI век. У меня сразу возникает вопрос: кто заставил жителей строить дома и селиться на воде? Город стоит на сваях, вбитые в дно лагуны, держат дома, чьи 1-ые этажи пустуют – там нереально обитать из-за сырости. Что за мотивация двигала людьми?

Официальная история гласит, что городское поселение на островах Венецианской лагуны начало создаваться во второй половине VI века. Изначально центр поселения находился на островах Маламокко и Торчелло, но с VIII века начал перемещаться к своему современному положению. В VII веке острова по инициативе Византии, которой они формально принадлежали, были объединены под властью единого правителя - дожа.

Абсолютно все слышали про Венецию и представляют ее себе такой:

Вместо сухопутных улиц и дорог – каналы

Но мало кто смотрел эту территорию с высоты в программе Google Планета Земля. А в ней открываются очень интересные детали. Этот пост будет касаться не сколько описания и загадок самого города, сколько его окрестностей (лагуны и берегов).


Ссылка
Я вижу на этом снимке четкую береговую линию материка и затопленные морем континентальные территории. Это могло случиться при поднятии уровня Средиземного моря (прорыва Гибралтара, наполнение водами Атлантического океана) или опусканием этой части материковой суши. А может быть, гораздо сложные процессы с производными этих факторов.


Южнее от островного города видны ушедшие под воду русла рек. Вся лагуна мелководная, думаю, почти как глубины Финского залива. И здесь можно даже провести некую аналогию с Питером.


Фарватер для мелких судов


Под водой видны даже то ли затопленные каналы, то ли дороги. Но, думаю, первое. Каналы и реки в древности были основными транспортными артериями.


Здесь на мелководье видны то ли древние поля, то основания ограждений. Ссылка


Ссылка . Со стороны открытого моря к каждому волнорезу прокопан подводный канал (дноуглубление) и все волнорезы (и пристани за одно) соединены в единую систему. Так же широкий, но нетакой глубины канал имеется и с внутренней со стороны, со стороны лагуны.


Вот такие волнорезы-пристани


Канал, соединяющий пристани, сейчас по всей видимостью не используется, т.к. он упирается в современное портовое сооружение и не имеет выхода в море.


Вид с высоты

В лагуне, где совсем мелко, стоят маяки на деревянных сваях


Наличие водорослей в некоторых частях лагуны, говорит о совсем небольшой глубине. 45° 17" 42.64" N 12° 16" 19.46" E


Мелководье. 45° 30" 12.45" N 12° 21" 30.00" E


У меня ассоциации одни – это острова, остатки от затопленных территорий


Островной город Венеция с высоты

С высоты выглядит это все как остатки суши при наводнении

К городу идут автомобильное и железнодорожное сообщения

Со стороны материковой части вот такие «заводи». Может быть, здесь разводят рыбу, точно не знаю, но выглядит творчески. 45° 20" 51.16" N 12° 9" 47.47" E

В части материковой линии имеются даже прямолинейные каналы:


Ссылка

45° 23" 58.33" N 12° 12" 53.05" E


В лагуне много таких мелких островов. 45° 28" 17.03" N 12° 20" 38.52" E

Координаты: 45° 23" 1.81" N 12° 17" 10.10" E. На одном из островов лагуны встречается брусчатка. Видимо, в прошлом остров был обитаем и на нем были строения.

Таких заброшенных островов здесь много. 45° 28" 4.80" N 12° 20" 44.40" E

Есть на материковой части даже крепость-звезда:


Ссылка . Форт Marghera


Остатки еще одной «звезды». Ссылка


При просмотре города приходит мысль, что улицы просто затоплены. Никакие это не каналы. Первые этажи, да и частично вторые – остались под водой.


Центральный, самый широкий канал (затопленный проспект)


Для передвижения пешком были построены от дома к дому множество мостиков

Чтобы не писали, но было бы глупо строить на воде. Использовали сваи. Зачастую из сибирской лиственницы, что говорит о тесных связях с Сибирью, что странно. Забить сваи в то время (да, и сейчас) – необходимость не из дешевых, тем более забить в дно, пусть не глубокого, но моря.


После продолжительных и сильных дождей, Венецию топит, иногда вода прибывает на целый метр


После просмотра и анализа всего этого фотоматериала и снимков с гугл-карт, у меня появился такой вывод: вся эта территория еще в историческое время была сушей, были поселения, поля, была Венеция, но не как город на воде, а максимум город у берега реки. После случившегося (было это медленным процессом или стихийным и катастрофическим - неизвестно), жители не покинули город, перебравшись где посуше, а приспособились к новым условиям, не оставили свой город.
То, что город стоял на реке, думаю, может говорить даже эта фотография:


Фарватер, способный пропустить большой корабль с приличным водоизмещением.

В первой части видео видно, что в зоне осушенного канала-улицы дома стоят на фундаментах, а не на сваях. Значит - Венеция, изначально остров. Лишь потом что-то достраивали, ремонтировали с помощью свай.

Не секрет, что Венеция стоит на деревянных сваях, вбитых в зыбкую почву островов Венецианской лагуны. Как это выглядит можно посмотреть, например, – изображения весьма показательные, правда, текст на итальянском. Вместе с тем, на многих сайтах рунета можно встретить утверждение, будто бы эти сваи привезены из России – не то из-под Перми, не то из Сибири, не то из Карелии... История о том, что Венеция покоится на сваях из российской лиственницы, проникла даже в эфир телеканала «Моя Планета» (крутили там одно время такой ролик).

Версия сама по себе красивая, но все-таки выглядит она довольно странно. Рядом ведь Альпы, Далмация, да и берега Адриатического моря в районе Венеции, судя по всему, когда-то были сплошь покрыты лесами... Зачем везти лес из-за тридевять земель, если его под боком завались?

Не сомневаюсь, что какое-то разумное обоснование этому найти можно. Однако для начала хотелось бы разобраться вот с чем.

На чем, вообще, основана версия о российской лиственнице? Похоже, что ни на чем. Все следы ведут к книге Л.В. Баньковского и М.Н. Ожигановой «Соль пермской земли», в которой написано следующее (самой книги я, честно говоря, не нашел, поэтому цитирую по вторичным источникам):

В 12-томной истории Венеции, написанной известным итальянским историком Христофором Тентори в XVIII веке, есть такие строчки: "Благополучие населения Венеции обеспечивается всемирной торговлей и прочностью свайных сооружений города на островах – пермскими карагаями". 400 тысяч свай из приуральских лиственниц от раннего средневековья до сих пор несут на себе тяжесть дворцов и домов медленно погружающегося в лагуну города. Нет сомнения в том, что они привезены из пермских земель, то есть земель Перми Великой, иначе бы деревья не называли "пермскими карагаями". Ведь сама по себе лиственница поныне растет в Северной Италии, на отрогах Альп, и поныне из этой лиственницы добывают живицу, которая с незапамятных времен зовется "венецианской смолой".

Звучит интригующе, но не слишком убедительно. Почему?

  1. Двенадцатитомная история Венеции Христофора Тентори. Вероятно, имеется в виду «Saggio sulla storia civile, politica, ecclesiastica e sulla corografia e topografia degli stati della repubblica di Venezia: ad usu della nobile e civile gioventù». Полный текст этого многотомника можно без труда найти на сайте archive.org (вот ссылка). Таким образом, проверить, действительно ли Cristoforo Tentori говорит о пермских карагаях в основании «города на островах», довольно легко. Только вот хотелось бы знать, где именно это написано, или хотя бы, как «пермский карагай» пишется по-итальянски. Не перелопачивать же все двенадцать томов ради одной цитаты?
  2. Количество свай – «400 тысяч». Во-первых, непонятно, откуда взялись эти данные. Во-вторых, 400 тысяч свай – это до неприличия мало. Для сравнения, в «Истории Венецианской Республики» Джона Норвича можно найти следующее: «<...> собор Санта Мария делла Салюте <...> покоится исключительно на таких сваях. Судя по источникам, их забито 1 156 627 штук» (Джон Норвич. История Византии. История Венецианской республики – 2011 г. ISBN 978-5-17-074111-3, 978-5-271-37819-5. С. 436). Более миллиона свай под одной церковью! (Хотя и в это как-то не очень верится. Истина, наверное, где-то посередине.) Еще кое-какие цифры можно найти – интересное видео о фундаментах венецианских домов (на итальянском) с кратким пересказом (на русском).
  3. Авторы признают, что «сама по себе лиственница поныне растет в Северной Италии, на отрогах Альп», но почему-то у них «нет сомнения», что в Венецию лиственницу везли из пермских земель...
  4. И вообще, почему свет клином сошелся на лиственнице? Под Венецией ведь сваи из разных пород деревьев: из вяза, дуба и т.д.

Короче говоря, с таким же успехом можно написать, что Венеция покоится на фундаменте из тульских пряников, сославшись на цитату из того же Тентори без указания тома и страницы.

 

 

Это интересно: