→ Остров делос - место рождения аполлона и артемиды. Греческая скульптура раннеархаического периода. Статуи богов и адорантов, произведения торевтики и бронзового литья. Женская статуя из Ауксеры, Артемида с острова Делос Остров делос на карте греции

Остров делос - место рождения аполлона и артемиды. Греческая скульптура раннеархаического периода. Статуи богов и адорантов, произведения торевтики и бронзового литья. Женская статуя из Ауксеры, Артемида с острова Делос Остров делос на карте греции

Площадью всего несколько квадратных километров.
История острова складывается из двух частей - мифологической и хронологической.
Согласно древнегреческим мифам, Делос - родина двух обитателей Олимпа, в том числе Аполлона - бога света, олицетворявшего Солнце и оказывавшего покровительство искусствам и музам, сына Зевса и его возлюбленной Лето.
Лето попала на Делос помимо своей воли, преследуемая ревнивой супругой Зевса - Герой. Не догнав Лето, Гера пришла в ярость и наложила на нее проклятие, запретив ступать на твердую землю (в понимании греков - материк). А Делос тогда был плавучим островом, и его носило по морям. Узнав о проклятии, Зевс повелел богу водной стихии Посейдону сотворить остров, чтобы Лето укрылась на нем и разрешилась от бремени. Ударом трезубца, Посейдон поднял остров на поверхность моря: отсюда и его название - Делос (невидимый). Вблизи Священного озера Лето родила Аполлона и Артемиду. Когда появился Аполлон, весь остров Делос залили потоки солнечного света. Затем появилась на свет и его сестра-близнец Артемида - вечно юная богиня охоты и плодородия, покровительница всего живого на Земле, богиня Луны.
В древности остров носил другое название - Ортигия, люди жили на нем с 3-го тыс. до н. э.
В начале X в. до н. э. на него прибыли ионийцы. Остров привлекал людей свой красотой и уединенностью, и начиная с VII в. до н. э. он превратился в культовое место для людей, объединившихся в союз островов - Делосскую амфиктионию, центром которой стал стоявший на склоне горы Кинф храм Аполлона.
В VI в. до н. э. власть над островом уже принадлежала афинянам. Они совершили сложный ритуал священного очищения острова, превратив его в одно большое святилище. В 478 г. до н. э., воспользовавшись тем, что культ острова распространился и на другие острова Эгейского моря, афиняне делают ловкий политический ход: создают Делосский (или Первый Афинский) морской союз под эгидой богов, охраняющих остров, подчинив власти Афин большинство греческих островов и добившись господства на море.
В 315 г. до н. э. остров Делос захватила Македония. Захватчики оказались достаточно мудры, чтобы предоставить острову частичную независимость, не забыв обложить налогом. Так начался новый период расцвета и процветания.
Во II в. до н. э. Древняя Греция оказывается под влиянием Рима. После победы Рима над греками в битве при Коринфе в 146 г. до н. э. римляне овладевают Делосом. Они поддерживают культ богов на острове, и тот все так же процветает.
Закат Делоса был внезапен. В 89 г. до н. э. началась Первая Митридатова война между Римской Республикой и Понтийским царством Митридата VI Евпатора (132-63 гг. до н. э.). В 87 г. до н. э. понтийский полководец Менофан захватил Делос, сжег все, что горело, разрушил храмы и дома, а 20 тысяч жителей лишил жизни или продал в рабство. Это стало местью за поддержку Делосом Рима.
Жители острова группами возвращались на родное пепелище, восстанавливали дома и места поклонения богам. Все оказалось напрасным: в 69 г. до н. э. на острове высадились эгейские пираты и разграбили его полностью. В том же I в. до н. э. появились новые торговые пути по Эгейскому морю, и Делос утратил свое значение. Это оказалось последней каплей, и остров пришел в запустение.
По воле богов или просто в результате тектонической деятельности, но остров Делос оказался в самом центре Эгейского моря, и тот, кто владел им, контролировал главные морские пути в Восточном Средиземноморье.
Руины многочисленных построек на острове Делос наглядно подтверждают тот факт, что древние греки не считали святотатством совмещение в одной постройке святилища и биржи.
Две тысячи лет остров Делос оставался почти необитаемым, его посещали только контрабандисты да торговцы древностями в поисках добычи. Также его использовали как каменоломню, на протяжении многих веков вывозя камни из построек Делоса на соседние острова.
Лишь с 1877 г. на острове начались регулярные раскопки, и французские археологи обнаружили храмовый участок в окружении крупных торговых учреждений и жилого квартала, а также большое количество надписей и памятников архитектуры и искусства. Благодаря стараниям этих специалистов, мы можем сегодня судить о былом великолепии Делоса.
Самое поразительное то, что богатейший по тем временам город на Делосе с его крупным портом и рынком рабов не имел крепостных стен: его охраняла только святость места, пока не выросло поколение тех, у кого это место уже не вызвало священного трепета.
Корабль, подходя к Делосу, оказывался в порту, протянувшимся почти на километр, с двумя маяками, «гребешком» волнорезов и длинным молом.
Только вокруг святилища Аполлона находилась стена, да и то невысокая. К нему из гавани шла широкая дорога с выстроившимися по обеим ее сторонам колоннадами. Но они уступали по размерам более величественной колоннаде, развернутой фасадом к морю и построенной македонским царем Филиппом V (238-179 гг. до н.э.).
Главное здание на священном участке - храм Аполлона. В стороне стоят еще два храма, меньшие по размерам, - Храм афинян и Известняковый храм. Также в стороне находится святилище и храм Артемиды: как выяснили археологи, он воздвигнут на основании еще более древних святилищ. На северо-восток от храма дугой расположились еще пять небольших храмов. Археологи предполагают, что это - сокровищницы, где хранились приношения богам.
Очень необычное здание стоит к востоку от храма Аполлона, названное «портиком Быков». Это здание длиннее всех прочих, почти 70 м. О его предназначении можно только догадываться, но, вероятно, оно служило для исполнения ритуальных танцев: в традициях древних греков было приглашать для этого массу исполнителей.
Не менее длинной кажется и колоннада с двумя крыльями, построенная македонским царем Антигоном Гонатом (319-239 гг. до н.э.).
В VI в. до н. э. жители острова Наксос преподнесли в дар святилищу колоссальное мраморное изваяние Аполлона. До наших дней сохранился огромный постамент этого памятника с дарственной надписью, а рядом - два больших обломка самой статуи.
Зато сохранилось несколько статуй львов из наксосского мрамора, вероятно, также дар жителей Наксоса. Из девяти статуй сохранились шесть: пять найдены при раскопках и возвращены на постаменты, шестую увезли в Венецию еще в XVII в. Статуи выстроились к северу от святилища, образуя террасу Львов.
Во II в. до н. э., в эпоху расцвета торговли, на Делосе стали строить агоры - торговые подворья, сочетавшие в себе храм, биржу и постоялый двор. Это очень большие и внушительные здания, судя по найденным основаниям двух из них.
Между святилищем и гаванью возведена уникальная базилика с 44 колоннами. Найдены также руины обязательных для древнегреческого города построек: стадиона, гимнасия (спортивного зала), амфитеатра.
Постоянно посещавшие Делос иностранные торговцы построили на острове свои храмы: древнеегипетской богини Исиды, святилище сирийских богов, Кабирион, посвященный мистериальному культу самофракийских богов.
Делос включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Общая информация

Местоположение : юг Эгейского моря.
Архипелаг : Киклады.
Административная принадлежность : периферия Южные , децентрализованная администрация Эгейских островов, Греция.
Основание храмов : VII в. до н. э.
Язык : греческий.
Этнический состав : греки.
Религия : Греческая православная церковь.
Денежная единица : евро.

Цифры

Площадь : 3,43 км 2 .
Длина : 4,5 км.
Ширина : 1,3 км.
Население : 14 чел. (2001 г.).
Плотность населения : 4 чел/км 2 .
Длина античных портовых сооружений : 800 м.
Святилище Аполлона : длина - 30 м, ширина - 14 м, количество колонн - 6×13.
Портик Быков : длина - 67 м, ширина - 10 м.
Самая высокая точка : 113 м над у. м. - г. Кинтос (Кинф).

Климат и погода

Средиземноморский.
Жаркое сухое лето, теплая влажная зима.
Средняя температура января : +12°С.
Средняя температура июля : +25°С.
Среднегодовое количество осадков : 370 мм.
Относительная влажность воздуха : 75%.

Экономика

Сфера услуг : туристические, транспортные, торговые.

Достопримечательности

Культовые

Руины храма Геры (конец VI - начало V в. до н.э.), храма афинян (420 г. до н.э.), храма Аполлона (конец V - начало III в. до н. э.), храмов Зевса Кинфиоса и Афины Кинфии (III в. до н. э.), базилики (около 210 г. до н. э.), храма Артемиды (II в. до н. э.), святилища сирийских и египетских богов (II в. до н. э.), храма Исиды (II в. до н. э.), синагоги (150-128 гг. дон. э.).

Архитектурные

Руины Дороги львов (Террасы львов, VII в. до н. э.), портиков наксосцев (VII в. до н. э.), постамента скульптуры Аполлона (VI в. н. э.), Минойского фонтана (VI в. до н. э.), портика Быков (около 315 г. до н. э.), портика Филиппа V Македонского (около 200 г. до н. э.), Колонного зала (середина III в. до н. э.). театра (III в. до н. э.), портиков Рогов (середина III в. до н. э.), жилых домов (дома Трезубца, Дельфинов, на Холме, Диониса и Масок, III - начало I в. до н. э.), агоры Феофраста (бейрутских посейдониастов, конец II в. до н. э.) и италиков (II в. до н. з.), торговых сооружений и молов (II в. до н. э.).

Прочие

Низина Священного озера (высохшего).

Любопытные факты

■ Обряд священного очищения острова осуществили по распоряжению правившего в Афинах тирана Писистрата. Поддерживая культ священного острова Делос, он запретил хоронить на нем кого бы то ни было в той части острова, что видна от храма Аполлона. Более того, он повелел перенести останки всех усопших вместе с заупокойными дарами с Делоса на соседний остров Рения и захоронить в общей могиле, которую в наше время обнаружили археологи. Этим объясняется тот факт, что на острове Мегалос-Ревматарис, что между Делосом и Ренией, поклонялись богине преисподней Гекате.
■ Повторное священное очищение острова проведено афинянами в 426 г. до н. э.: власти запретили на священном острове еще и рожать: это доступно только богам. Женщин, у которых подходил срок родов, перевозили на соседний остров Рения, где они и производили на свет потомство.
■ Наибольшее недовольство союзников Афин по союзу островов, в дальнейшем спровоцировавшим его распад, стал перенос афинянами общей союзной казны с Делоса в Афины в 454 г. до н. э.
■ В период афинского господства широко отмечались Делии - праздник, что справляли раз в пять лет в честь Аполлона, Артемиды и Лето. Поддерживая культ Делоса, афиняне каждый год украшали свой лучший корабль, грузили на него жертвенных животных и дары и отправляли на Делос со священным посольством-феорией. На острове его встречали девушки, исполнявшие гимны и танец «геранос», изображавший освобождение Тезеем афинских юношей и девушек из Критского лабиринта. До возвращения корабля запрещалось приводить в исполнение смертные приговоры. Вот почему в 399 г. до н. э. отсрочили казнь Сократа.
■ В IV - начале I в. до н. э. Делос являлся важнейшим центром работорговли в Средиземноморье: если верить хроникам, в течение дня на его рынке продавали и покупали до 10 тысяч невольников. Такое скопление рабов приводило к восстаниям, крупнейшее имело место в конце II в. до н. э.
■ Храм Аполлона в Делосе служил не только религиозно-политическим центром, но еще и осуществлял финансовые операции, ссужая деньги как отдельным клиентам, так и целым государствам.
■ Самые древние находки на Делосе сделаны в 1946 г., когда был найден клад изделий из золота, слоновой кости и бронзы. Некоторые предметы с рельефами людей и животных относятся к микенской эпохе (1400-1200 гг. до н.э.).
■ Характерным для жилых домов Делоса является сооруженный посреди двора бассейн-имплювий, в который с крыш стекала дождевая вода. Под бассейном находился большой резервуар для хранения собранной влаги.
■ Священное озеро осушено местными жителями специально, чтобы избежать эпидемии, так как вода в озере испортилась и пить ее стало опасно для жизни.
■ И в наши дни остров остается практически необитаемым, на нем только охрана и смотрители - полтора десятка человек. В соответствии с правилами посещения острова туристы могут осматривать Делос только днем, оставаться на ночь запрещено.

В то время, как Миконос гремит своими праздными вечеринками, его сосед – небольшой остров Делос отличается тишиной и умиротворенностью.

Делос , в некоторых источниках – Дилос , считается родиной олимпийских богов Аполлона и Артемиды, а потому в древности этот остров почитался наравне с Олимпом или Дельфами. Кроме того, В античные времена Делос был культурным, экономическим и торговым центром древних греков.

Что касается современного острова Делос, то он практически опустел – единственными его жителями являются историки, археологи и туристы, да и то, на время: оставаться на ночь на острове строго запрещено. Фактически, остров уже давно превратился в музей под отрытым небом .

Но, даже не смотря на пустынность Делоса, остров все равно посещают множество катеров и яхт – туристический интерес к этим местам не только не снизился, но и наоборот, возрос в разы! С Миконоса ежедневно (кроме понедельника) отправляются экскурсионные паромы, которые привозят многочисленных туристов на этот остров.

Делос практически состоит из памятников древней архитектуры – вы убедитесь в этом, как только зайдете в гавань. В целом же, на острове доступен к просмотру древний город с руинами языческих храмов и алтарей, античный театр и музей.

Прямо напротив гавани находятся руины площади Эрмаистон , на которой были размещены алтари и часовни. За площадью вы увидите Агору Делоса главную площадь, на которой располагается Храм Аполлона , которому поклонялись островитяне. В этом святилище давным-давно хранилась статуя бога Аполлона и сокровищница Дилосского союза , все члены-участники которого хранили здесь своё золото, ценные предметы и другие реликвии.

На противоположной стороне Агоры находится храм Артемиды – ещё одной покровительницы острова. А если вы обойдете его, то наткнетесь на Колонный зал, Портик Антигона и на Агору Феофраста , построенную во II веке до н.э.

За Портиком расположен Археологический музей Делоса , в котором собраны найденные во время раскопок на острове артефакты, предметы быта древних греков и другие экспонаты.

Самым крупным и хорошо сохранившимся памятником на острове считается Итальянская Агора – площадь, построенная на несколько веков позже главной Агоры Делоса. Много лет назад позади этой площади было красивое священное озеро, которое, однако, высохло со временем. А если двигаться от площади на запад, то вы увидите знаменитую Дорогу Львов , которая раньше была украшена девятью огромными статуями этих животных. К сожалению, до наших дней дошли лишь пять мраморных изваяний, датируемых VII в. до н. э.

Как мы уже говорили ранее, попасть на Делос можно с экскурсией с других островов, например, Миконоса. Отправляясь в путь, обязательно возьмите с собой воду, удобную обувь, головные уборы и крем от загара – придется много ходить пешком под знойным солнцем. Перспектива, конечно, не самая радужная, но, поверьте, уже вечером за чашечкой кофе вы будете восторженно рассказывать друзьям о прекрасном Делосе, от которого прямо-таки захватывает дух!

Согласно греческой мифологии, на этом крошечном острове, входящем в архипелаг Киклады, родился Аполлон. Святилище Аполлона привлекало паломников со всей Греции, и Делос был преуспевающим торговым портом. Остров сохранил следы сменяющих друг друга цивилизаций Эгейского мира с 3-го тысячелетия до н.э. до раннехристианского периода. Археологические памятники Делоса, разнообразные и очень тесно сконцентрированные, формируют образ большого многонационального средиземноморского порта.

Справка: 530

Год внесения: 1990

Критерии:(II)(III)(IV)(VI)

Центральная зона: 350.6400

Подробное описание

Остров Делос хранит на себе следы существования древней цивилизации третьего века до нашей эры. В палеохристианскую эпоху остров был резидецией епархии Киклад, управлявшей островами Миконос, Сирос, Китнос и Кея. Начиная с 7 века до нашей эры и до момента разграбления острова пиратами Афенодора, Делос являлся одним из основных панэллинских святилищ. Празднества на Делосе, проводимые в мае каждые четыре года, включали в себя гимнические и конные состязания, музыкальные и танцевальные конкурсы, театральные представления и пиршества. Это было одно из важнейших событий во всем греческом мире.

Делос - это очень маленький остров, простирающийся всего на 5 километров с севера на юг и около 1,3 километров с востока на запад. Именно здесь был рожден Аполлон, сын Зевса и Лето. Как и Дельфы, Делос являлся одним из основных святилищ Аполлона, бога-титана, по сути одного из главных богов греческого пантеона.

На острове, бывшем некогда местом существования древних человеческих поселений (редких в эпоху неолита и более многочисленных в микенский период), все было связано со святилищем Аполлона, центром ионической амфиктионии. Первенство в амфиктионии оспаривали поочередно народы с Наксоса, Пароса, а также афиняне, одержавшие победу в эпоху правления Писитрата (ок.540-528гг. до н.э.). Они впервые провели обряд ритуального очищения священного места. В 454 году сокровища Делосской конфедерации, заменившей собой амфиктионию, были перевезены в Афины. Повторное "очищение" острова было предпринято афинянами в 426 году и тогда же был принят закон, запрещающий рождаться или умирать на Делосе. Беременных женщин или неизлечимо больных перевозили на остров Ринию. Это решение, принятое по религиозным соображениям, имело на самом деле политическую подоплеку. В 422 году до н.э. в попытке укрепить власть Афин над островом, большая часть жителей Делоса была депортирована. За исключением небольших отрезков времени их изгнание продолжалось до 314 года, когда Делос вновь обрел свою независимость и повторно стал центром островной конфедерации, которая контролировалась лагидами Египта, а позднее македонянами. Делос превратился в очень важный космополитичный порт в Средиземном море, пик расцвета которого пришелся на 2ой и 1ый века до н.э., когда число его жителей достигало 25,000 человек.

В 166 году до н.э. жителей Делоса вновь вынудили покинуть остров, теперь уже по приказу Римского Сената, который решил прекратить торговую деятельность на Родосе посредством создания свободного порта на Делосе. Это стало поворотным пунктом в истории, обозначившим конец эпохи приоритетов религиозного и политического значения и начало периода экономического расцвета, предшествовавшего развитию дипломатических и торговых отношений, отраженных в директивах конца 3его века до н.э. в пользу богатых покровителей святилища. Великая эпоха развития морской торговли закончилась лишь в 69 году до н.э., после разграбления острова пиратами Афенодороса, завершившего череду бедствий на острове. Покинутый жителями в 6ом веке и впоследствии завоевываемый поочередно византийцами (727), славянами (769), сарацинами (821), венецианцами, госпитальерами Святого Иоанна Иерусалимского, оттоманскими турками, Делос превратился в каменоломню. Колонны его храмов сгорели в печах, а стены домов лежали в руинах.

Сегодня ландшафт острова представлен только развалинами, систематически очищаемыми от земли, начиная с 1872 года. На площади потенциальных археологических работ в 95 гектаров земли 25 из них были раскопаны. Основные территории раскопок расположены на северо-востоке прибрежной зоны (Святилище Аполлона, Агора римских купцов, Агора делийцев); в районе Священного Озера (Агора Феофраста, Агора италийцев, знаменитая дорога Львов, Дом беритских посейдониастов); в районе горы Кинф (Святилища чужеземных богов, храм Геры) и в районе театра, руины которого покрылись буйной растительностью.

Остров Делос остается одним из наиболее важных мест в Эгейском море, привлекающим внимание археологов. Делос оказал значительное влияние на развитие архитектуры и монументальных искусств в греко-римский период. Его значение стало еще более очевидным начиная с 15 века, поскольку его знаменитые археологические памятники сыграли важную роль в развитии современных представлений об искусстве Древней Греции.

Дилос узким проливом шириной около трех километров этот остров (площадью 3,4 км») отделен от Миконоса. В античные времена он назывался Делосом, и этот фонетический вариант сохранился в современных западноевропейских языках. Дилос находится в каком-нибудь получасе хода на катере от порта Миконос . Это самый простой путь попасть на «священный остров».

Священным он был, правда, очень давно в 1 тысячелетии до н.э., когда его заселили ионяне. Но первыми жителями Делоса были, вероятно, карийцы, народ индоевропейского происхождения, говорили на одном из хетто-лывийских языков. Они жили на Крите и Пелопоннесе, но позже были вытеснены в малую Азию. Историки, опираясь на марокканскую топонимику, утверждают, что карийцы выходили в Атлантический океан. Фукидид называл карийцев морскими разбойниками, когда афиняне в V в. до н.э. производили обряд очищения Делоса, они вывезли с острова все захоронения, причем половина гробниц оказалась принадлежащей карийцам.

Современные историки туманно называют первых жителей острова племенами кикладской культуры. По уровню материального развития они находились в эпохе бронзы. Следы древнейшего поселения на Делосе открыты на вершине горы Кинф . В середине II тысячелетия до н.э, во времена поздней бронзы, деревушки появляются и в долине, у тогдашних делосцев возникает культ женского божества плодородия, гораздо позже отождествленного с Артемидой. Центр этого местного культа находился на вершине Кинфа. Ионяне принесли с собой на Делос культ Аполлона. В честь этого бога устраивались ежегодные празднества, включавшие в себя музыкальные и спортивные состязания.

Делос стал считаться местом чудесного рождения эллинских богов Аполлона и Артемиды. Отцом близнецов эллины считали верховного олимпийского бога Зевса, матерыо—Лето (дочь титанов Коя и Фебы), которой увлекся любвеобильный олимпиец. Ревнивая Гера, верховная олимпийская богиня, сестра и супруга Зевса, запретила Лето вступать на твердую землю, и тогда из морской пучины всплыл остров Астерия («звезда», в переводе с греческого), на котором Лето под пальмами и родила близнецов. Чудесно явленный из бездны моря остров с тех пор стал называться Делосом (от реческого «дело» — «являю»). Возлюбленную Зевса поздние исследователи считали малазиатским божеством. Её имя производили от ликийского «лада» (жена, мать)

Согласно Страбону, на ликийской реке Ксанф был храм Лето, на Родосе ей посвятили рошу, а на Крите — целый город. Возможно, именно негреческим происхождением «самой кроткой из богинь» (по Гесиоду) и объясняется преследование ее Герой. Девять дней продолжались схватки страдающей матери, которая не могла разрешиться от бремени, потому что Гера недопyскала к ней богиню родов Илифию. Тогда несколько олимпийских богинь преподнесли в подарок Илифии драгоценное ожерелье и родовспомогательница поспособствовала появлению на свет сначала Артемиды, а потом и Аполлона.

В давние времена на Делосе сохранялся фетиш, изображавший Лето и имевший вид неотделанного полена. Бог Аполлон тоже, видимо, заимствован из Малой Азии. В пользу такого предположения свидетельствует невозможность раскрыть происхождение имени бога, пользуясь греческим языком.Да и функции Аполлона неоднократно менялись во времени. Архаичному Аполлону была свойственна близость к пастушеству и земледедию. Отсюда его эпитеты: Дафний («лавровый»), Дримас («дубовый»), Ликейский («волчий», то есть защищающий от волков) и тд. Впоследствии Аполлон получает функции охотника и пастуха,а в конце архаического периода Аполлона начали считать демоном смерти, покровителем убийств и ритуальных человеческих жертвоприношений, а также одновременно — Алексикакосом («отвратителем зла»). Простатом («заступником»), Акесием («целителем»), Эпикурием («попечителем»), на стадии героической (олимпийской) мифологии растительные и зооморфные функции божества уступают место светлому началу: Аполлона теперь почитают как Бога света, бога — очистителя от скверны пролитой крови, прорицателя Зевсовой воли («пророка Зевса», как назвал его Эсхил), исцелителя болезней, бога искусств и покровителя мореходства. Аполлон, естественно, участвовал в битве с гигантами, происходившей совсем недалеко от Делоса.

Интересно, что в Троянской войне Аполлон принял сторону азиатов, а вот в греко-персидских войнах бог помогал уже грекам. Кстати, те же самые приоритеты были и у его сестры Артемиды, в чем нет ничего удивительного, учитывая ее малоазиатское происхождение. С архаических времен за Артемидой сохранились функции богини-охотницы и богини — покровительницы животных. Одно из толкований ее имени: «медвежья богиня». Артемида жестоко карала людей и героев, посягнувших на её любимых зверушек, чему немало примеров в античной мифологии, вспомним хотя бы истории Ойнея, Мелеагра, Тития. Позднее, уже в классический период Артемиду стали почитать как родовспомогательницу. Основными характеристиками классической Артемиды стали целомудрие и защита девственности. Перед свадьбой положено Было приносить Артемиде искупительную жертву. Адмет, царь фессалийских Фер, забывший об этом обычае, был немедленно наказан разгневавшейся богиней, которая заполнила стально новобрачных ядовитыми змеями.

До наших дней на Дилосе дошли развалины четырёх посвящённых Аполлону храмов. А вот святилищу Артемиды на острове было в какой-то степени одиноко. Найдены развалины только одного храма, сооруженного в 179 г.до н.э на месте более раннего. Сохранились обломки гигантской статуи Аполлона, находившейся в храме. Восточнее святилища тянется так называемая галерея Антигоны из 48 колонн дорического ордера (III в. до н.э.), а чуть дальше располагались фонтан и храм Диониса, в котором сохранилась мозаика, изображающая «виноградного Бога» верхом на пантере.

Вокруг культа Аполлона постепенно складывается религиозпо-политическое объединение общин: Делосская амфиктиония (то есть «союз вокруг живущих»), которая в начале V в. до н.э. стала основой делосского союза (делосской симмахии). После греческих побед над персами при Саламине и под Платеями города, желавшие продолжения военных действий, прислали своих представителей на Делос и учредили союз, получивший название Делосского, хотя решающую роль в нем играли Афины, наиболее мощный полис среди союзников, а номинальными основателями союза считались Хиос, Лесбос, Самос и некоторые другие города.

в 404 г.до н.э. после того как пелопоннесская война закончилась поражением афинян, Делосский союз был распущен и остров получил относительную независимость. В 378 г. афиняне предприняли попытку создать новое объединение. Второй Афинский морскoй союз и снова вовлекли туда Демос. Новый союз охватил более 70 городов-государств, но оказался еще более непрочным чем первый в 357 г. до н.э. ряд крупных членов симмахии подняли восстание против Афин, и в их числе Хиос, Родос, Кос. В последовавшей двухлетней Союзнической войне афинянам не удалось справиться непокорными полисами. В 338 г. до н.э. второй союз был распущен но приказу Филиппа II Македонского. В эллинистическую эпоху Делос находился под покровительством то египетских Птолемеев, то македонских царей, то сирийских Селевкидов. именно в это время Делос пережил период наивысшего расцвета. Остров стал крупнейшим торговым центром Восточного Средиземноморья, привлекая к себе богатейших купцов почти изо всех стран региона.

Завоевавшие остров римляне в 165 г. до н. э., устроили на Делосе свободный порт. Население острова увеличилось до 25 тыс. человек. На острове во втором столетии возникло около двух десятков храмов негреческих богов. Жестокий удар благосостоянию Делоса нанесли войны римлян с Митридатом шестым, царём Понта. Окончательное разрушение острова было делом пиратов

В наши дни Дилос(Делос) представляет собой настоящий музей под открытым небом

    Жизнь в Афинах. Ночные Афины

    Купить комбоскини с Афона

    Дион. Комплекс больших Терм

    Афины в Древней Греции

    Древнегреческие Афины – это величественный и почитаемый город. В нем было огромное количество жителей. Местность отличалась прекрасной архитектурой. Афины – это и центр искусств, культуры греков. Главный город Аттики расположен не на берегу моря, как это принято было издревле, а в нескольких километрах от водного пространства. Поселение основано вокруг большого холма, на вершине которого в живописной местности стояла крепость невиданной красоты - Акрополь.

    Церковь явленной Богоматери

    В Святилище Геры можно приехать либо из Микен по новой национальной трассе, либо из Аргоса через Нео Ирео или Хоника. В центре поселка сохранился византийский храм, посвященный Успению Богородицы, построенный в 1144 г. Он считается одним из самых хорошо сохранившихся храмов эпохи династии Комнинов. Принадлежал он монастырскому комплексу, который находился на месте современного поселка

Есть в Эгейском море остров, носящий название Делос, который греки длительное время считали священным местом. Согласно греческой мифологии, Зевс согрешил с богиней Латоной и она от него забеременела близнецами. Узнав об этом, законная жена Зевса Гера, наложила на Латону проклятие и та долго скиталась по всей Греции в поисках приюта, но так и не могла его найти. Зевс нашел выход их создавшейся ситуации и, обустроил для своей возлюбленной прибежище - плавучий остров, прикрепленный к морскому дну двумя алмазными колоннами. Посейдон помог богине, указав ей дорогу и, обернувшись волчицей, она прибыла сюда, где и родила своих детей: Артемиду и Аполлона. И так как этот ничем не примечательный остров дал Латоне приют, она пообещала ему, что здесь возведут прекрасные храмы, а сам Делос будет почитаем.

Хоть это и легенда, но, все же, она отражает истинную картину того, что происходило в этом месте. Археологи нашли здесь руины множества ценных памятников архитектуры и культуры: храмы Аполлона, Диониса, Тритона, Геры, Артемиды. Дома Диониса (названного так по мозаичному изображению на полу) и дельфинов, Агору Феофраста, Портик Антигона, Колонный зал и известную дорогу львов, сохранившуюся лучше всего (из девяти мраморный статуй пять сохранились).

Сейчас на этом острове никто не живет, а сам он является большим музеем прямо под открытым небом.

 

 

Это интересно: