→ Дворец потала где. Дворец Потала – бесценная сокровищница Тибета. Дворец Потала в Лхасе с богатейшей коллекцией экспонатов в фотографиях и картинках

Дворец потала где. Дворец Потала – бесценная сокровищница Тибета. Дворец Потала в Лхасе с богатейшей коллекцией экспонатов в фотографиях и картинках

Дворец Потала (Potala Palace) в городе Лхаса в Тибете царский дворец и буддийский храмовый комплекс , являлся основной резиденцией Далай-Ламы . Расположенный на высоте 3767 метров над уровнем моря. Ни один дворец мира не расположен так высоко, как Потала. Свое название дворец получил от наименования священной горы, находящейся в Индии, где, по преданию, обитает бодхисатва Авалокитешвар (Гуанинь).



Согласно легенде, дворец Потала был возведен в 7 веке туфаньский царь Сронцзангамбо для своей будущей жены - танской принцессы Вэньчэн. Раскинувшийся по склону горы от подножия до вершины, он объединяет 1000 построек тибетской архитектуры. После падения Туфаньской династии от военных нашествий большинство залов дворца было разрушено, их реконструкция началась в 1645 году, когда цинское правительство утвердило далай-ламу Пятого правителем Тибета. Его преемники не прекращали работ по расширению дворца Потала, и вот каким он предстает в наши дни.



Дворец делится на две части - Почжангабо и Почжанмабо. Почжангабо на востоке служит резиденцией далай-лам. Почжанмабо в центре вмещает буддиские залы и погребальные пагоды-ступы. В белых домах на западе живут монахи и слуги. Перед Почжанмабо разбито место для представления изображения Будды в праздничные дни. Главное здание дворца Потала имеет 13 этажей.



Дворец Потала - священное место тибетского буддизма, каждый год его посещает великое множество паломников и туристов. Поднятие на Поталу обычно начинается с пробельной стелы у подножия горы, по извилистой каменной дорожке можно дойти до восточных ворот с изображением четырех алоханей и через 4-метровую дворцовую стену попасть в великолепный павильон. На середине горы взорам открывается грандиозная терраса площадью 1600 кв. м, где далай-лама обращался к верующим. Отсюда по коридору поднимаешься в самый большой в Почжангабо павильон Цоцинься. По историческим записям с 1653 года, когда цинский император Шуньчжи золотыми грамотой и печатью пожаловал далай-ламу Пятого и центральное правительство утвердило его возведение в ранг святых, здесь проводятся торжественные религиозные церемонии.




Главное сооружение части Почжанмабо
образуют 8 усыпальниц - погребальных пагод-ступ. Самой крупной и самой роскошной является погребальная пагода далай-ламы Пятого. Она покрыта листовым золотом, на что было израсходовано 3721 килограммов, и инкрустирована драгоценными камнями. В самом крупном павильоне Почжанмабо представлены мемориальна доска с надписью цинского императора Цяньлуна и великолепные занавески, подаренные цинским императором Канси. По преданию, чтобы изготовить эти занавески, император Канси велел построить специальную мастерскую, на их тканье ушел целой год. Отсюда через галерею можно попасть в самую древнюю часть дворца - павильон Сноягал, где хранятся скульптуры царя Сронцзангамбо, принцессы Вэньчэн и сановников. В самом высоком павильоне Сасронланцзе приносили жертвы изображению и поминальным табличкам цинского императора Цяньлуна. После кончины далай-ламы Пятого по новогодним дням по тибетскому календарю здесь совершали жертвоприношения его преемники.


Белый дворец Поталы находится к востоку от Красного дворца, в Белом дворце имеются Большой восточный павильон, Солнечный павильон, жилые покои регента и наставников Далая, служебные помещения правительства.


Большой восточный павильон (по-тибетски «Цоцинься») – самый большой павильон Белого дворца. Здесь устраивались важные мероприятия политического и культового характера, в частности церемонии интронизации Далай Лам. В центре павильона у северной стены установлен трон Далай Ламы. На стенах павильона множество фресок, две группы фресок вызывают особый интерес: фрески на тему «превращение обезьяны в человека» и фрески, повествующие историю принцессы Цзиньчэн.





Солнечный павильон
расположен наверху Большого восточного павильона. Имеются два солнечных павильона: восточный и западный. Они служили жилыми покоями Далай Лам. Западный солнечный павильон был построен в поздние годы Далай Ламы 13-го. Большую часть года (лето и осень) Далай Лама проводил в летней резиденции Норбулинка, а дворец Потала служил ему зимним Дворцом.



Именно в этом павильоне Далай Лама проводил время за чтением священных текстов, административных делах и жизненных отправлениях. В западном солнечном павильоне находились жилые покои Далай Ламы 13-го, а в восточном солнечном павильоне – покои Далай ламы 14-го. В павильоне хранятся золотая статуя Будды, фигура Авалокитешвары из яшмы, свитки священных сутр, фарфор, чайный прибор из золота и яшмы, парчовые одеяла и прочее.


Красный дворец служил местом молитв во имя Будды и других культовых отправлений, главными помещениями Красного дворца являются павильоны с мемориальными ступами Далай Лам и культовые помещения другого назначения. Всего в Красном дворце Поталы имеется 8 мемориальных ступ, из них самыми роскошными являются ступы Далай Ламы 5-го и Далай Ламы 13-го. Размер и пышность оформления ступы символизирует вклад в развитие страны и общества, внесенный этим Далай Ламой. Кроме того, в Красном дворце Поталы хранятся многочисленные культовые памятники и искусные изделия из драгоценных камней и металлов, искусно сделанные резные поделки, редкие издания священных текстов, а также скульптуры буддистских святых, иконы «танка», культовые атрибуты, жертвенные принадлежности и так далее. В фресковой галерее на пятом этаже Красного дворца Поталы есть целая группа фресок, воспроизводящих эпизоды строительства дворца Потала.



Ступа Далай Ламы 5-го занимает 4-й этаж, но сама она по высоте равняется 5-ти этажному сооружению! Эта ступа высотой 14,85 метра, сделанная из чистого золота, - самая высокая из ступ дворца Потала. Говорят, оформление и содержимое этой ступы равняется половине богатств всего человечества.

Гранитные стены, золотые крыши, изящные карнизы с их позолоченными украшениями делают дворец Потала неописуемо великолепным и величественным. Цветные настенные росписи в нем изображают Будд и алоханей, правдиво воспроизводят жизнь и деятельность далай-ламы Пятого, торжественное вступление в Тибет танской принцессы Вэньчэн, отражают развитие тибетского буддизма, древнюю тибетскую культуру. Древний архитектурный ансамбль - дворец Потала - это плод ума и таланта народа, свидетельство культурных связей между тибетцами и ханьцами, нерушимый символ Тибета.


Многочисленные паломники обходят вокруг холм со дворцом, совершая кору — ритуальный обход святого места. Вдоль коры находятся многочисленные молитвенные барабаны и торговые ряды.

Тибет, Лхаса (что в переводе с санскрита означает «земля богов»), уступ скалы Марпрои («Красный холм») - именно здесь, над священным городом, высится дворец, именуемый Потала. Он строился специально для духовного и политического правителя Тибета, основателя ламаизма, Далай-ламы V (1617 - 1682).

Здание дворца кажется неприступной скалой. Трудно представить, но это сооружение, имеющее более 30 этажей, было построено в 1694 году, когда высотных домов не возводили. В свое время он, пожалуй, воспринимался так же, как небоскребы в наши дни.

Дворец Потала, возвышающийся над целым городом, впечатляет своим видом даже искушенного человека XXI века. Здание на выступе скалы с бесчисленным количеством окон, вырубленных на белоснежной стене, создаёт ощущение чего-то величественного и почти сказочного.

Место расположения:
Тибет, пожалуй, самая загадочная страна на нашей планете. Политика самоизоляции раньше была характерна для многих стран Азии, однако только Тибет воплощает ее и по сегодняшний день. Этому, конечно, способствует и уникальное географическое положение. Крупные тибетские города расположены на высоте более 3 000 метров над уровнем моря, а некоторые и более чем на 4 000. Крутые перевалы и разряженный воздух делают путешествие в Тибет очень сложным.

Город Лхаса возведен в разреженном воздушном пространстве Гималаев, на высоте более 3 650 метров. Вплоть до китайской оккупации в 1951 году монахи составляли здесь большую часть населения.

Главное здание Тибета - Дворец Потала. Это огромное сооружение хорошо видно издалека из разных точек города и особенно хорошо - с вершины холма Чагпо Ри. Находясь в Лхасе, ловишь себя на мысли, что невозможно оторвать взгляд от этой постройки. Потала расположен на 3 700 метрах над уровнем моря, его высота составляет 115 метров, общая площадь более 130 000 квадратных метров. Нет точных данных о том, сколько же в Потале комнат и залов. Их число составляет «где-то более тысячи», как говорят экскурсоводы. До сих пор ни одному человеку не доводилось обойти все помещения в этом дворце.

История:
Название «Потала» происходит от слова, которое на санскрите означает «гора Будды». На этом месте в VII веке нашей эры стоял дворец Сонг-стена Гампу, посвященный буддистскому правителю Тибета.

Спустя столетия, в 1645 году, Далай-лама V, он же владыка Тибета, приказал возвести дворец на месте разрушенной резиденции. Началось строительство первой, нижней части Поталы - Белого Дворца (Потранг Карпо). Девятиэтажное сооружение верхней части было окончено 3 годами позже. В 1649 году Пятый Далай Лама переходит из Дрепунга в свою новую резиденцию.

Обстоятельства строительства верхнего Красного Дворца (Потранг Марпи), второго, большего по размеру, зданию, по сей день остаются предметом многочисленных споров. Когда в 1682 году Далай Лама умер, строительство еще не было закончено. О кончине Далай-ламы умалчивали до 1694 года, пока, наконец, дворец не был выстроен. По некоторым данным, Красный Дворец был задуман как мавзолей.

Тринадцатый Далай Лама в начале 20 века предпринял некоторые работы по обновлению постройки, убрав некоторые секции Белого Дворца, для того, чтобы расширить часть капелл. До 50-х годов XX века дворец оставался резиденцией тибетского правительства.

Потала подвергся обстрелу во время народного восстания против китайцев в 1959 году. По счастливой случайности, ущерб был незначительным как во время восстания, так и в последующие годы Культурной Революции.

Дворец оставался зимней резиденцией Далай-лам до 1959 года, пока нынешний Далай-лама XIV не эмигрировал в Индию. Долгие годы после китайской оккупации дворец был закрыт для посещения, и лишь в 1980 году его вновь открыли. В 1985 году закончились последние реставрационные работы, на которые было затрачено около 4 миллионов долларов.

Особенности:
Дворец был построен из земли, камня и дерева при помощи самых элементарных средств. Все строительные материалы люди доставляли на себе или на ослах. Нетрудно догадаться, что работа была крайне тяжелой.

Чтобы попасть внутрь дворца, по форме напоминающего усеченную пирамиду или трапецию, нужно пройти по широкой площади, расположенной со всех сторон здания. Только пройдя через них можно подойти к склону, по всей поверхности которого разбросано множество зигзагообразных лестниц, соединяющих все части дворца.

Дворец Потала делится на две части - Почжангабо и Почжанмабо (Красный и Белый дворец). Почжангабо - место, где размещаются личные покои далай-ламы и проводятся торжественные ритуальные церемонии. Почжанмабо - обитель монахов и слуг. Здесь расположены буддийские залы и погребальные пагоды-ступы.

В главной части здания были построены правительственные помещения, комнаты обслуживающего персонала, состоявшего исключительно из монахов, и монашеской школы. Раньше были здесь также комнаты для медитации, библиотеки, оружейные палаты, зернохранилища, кладовые, камеры пыток и карцер.

Внутри здания более 1 000 разных помещений, где укрыты 10 000 святынь и не меньше 20 000 статуй. Многочисленные часовни и святилища заполнены статуями, вышитыми по шелку картинами, сосудами для фимиама и прочими ритуальными предметами. Покрытые золотом крыши дворца, гранитные стены, изящные карнизы с позолоченными украшениями придают архитектурному ансамблю великолепие и величие.

Одной из главных достопримечательностей дворца является множество фресок, изображающие различные бытовые и ритуальные сюжеты. Некоторые из фресок долгое время не были доступны для широкого просмотра. Только в конце 90-ых они были вывешены в залах, и теперь их могут увидеть все паломники и туристы, пришедшие в Поталу.

Многие из фресок изображают двенадцатирукого бога Авалокитершвары и его супруги богини Тары. Дело в том, что именно эти божества считаются главными покровителями Тибета. Для изготовления этих фресок тибетские мастера использовали агат, янтарь, золотой и серебряный порошок

Сооружение длиной 320 м и высотой 110 м, вокруг которого парят орлы, делится на Белый и Красный дворцы. Белый дворец Потала с обороноспособным цоколем в своем нынешнем виде возник при 5-м Далай-ламе начиная с 1645 г. при участии большого числа крепостных работников. От более древней крепости, существовавшей на этой горе со времен Сонгцена Гампо (VII в.) практически ничего не осталось - хотя легенда гласит, что реликтами того времени являются пещера для медитаций (см. ниже) и зал Пхагпа. Белый дворец содержит помещения, выполняющие сугубо практические функции, в том числе спальные покои, рабочие кабинеты и зал для аудиенций Далай-ламы. Кроме того, здесь расположены монастырский тракт, административные помещения и склады. Важнейшие святыни находятся в Красном Дворце, возведенном при регенте 6-го Далай-ламы до 1694 г. С тех пор внешний облик Поталы почти не изменился.

Осмотр

Главный вход во дворец Потала, через который следуют паломники, ведет вверх по той стороне крепостной горы (так называемой Красной Горы), которая обращена к Старому городу, в восточную часть Белого дворца. Туристов в рамках забронированной программы везут по дороге с запада до северной стороны Красного дворца, чтобы они вошли в святая святых, так сказать, через заднюю дверь. Оттуда надо двигаться по маршруту осмотра, ведущего ко всем важным помещениям с необычайно большим числом великолепных предметов искусства.

Большой западный зал

Центром Красного дворца является Большой западный зал, зал интронизации. Его стены украшены росписями с эпизодами из жизни Далай-лам, тибетских царей и воплощений бодхисаттвы Авалокитешвары. Четыре помещения, окружающих западный зал, можно, исходя из их религиозного смысла, рассматривать как историю тибетского буддизма: зал Падмасамбхавы повествует о его истоках; он посвящен тому индийскому святому, который прибыл в Тибет в VIII в., подчинил себе демонов местной религии и поручил им отныне стоять на страже буддизма. Следующее помещение - зал реформатора Цонгкхапы, чей наследник впоследствии стал 1-м Далай-ламой. Ему и четырем его последующим инкарнациям посвящено третье помещение. Четвертое же таит в себе надгробные ступы с телами 5-го, 10-го и 12-го Далай-лам. Речь идет о 14-метровых, обильно позолоченных и украшенных драгоценными камнями пагодах с реликвиями. Центральная ступа 5-го Далай-ламы - самое роскошное украшение Поталы. В подобных ларцах в Красном дворце покоятся смертные оболочки восьми тибетских царей-жрецов. Снаружи их точное местоположение показывают позолоченные крыши Красного дворца.

Верхний этаж

По лестницам на северо-востоке западного зала можно через промежуточный этаж со стенными росписями, которые, среди прочего, изображают строительство Поталы, попасть на верхний этаж с другими значительными залами и замечательными изображениями. Здесь в северо-восточном углу находится также зал для медитации царя Сонгцена Гампо. Это помещение с макетами скал, оформленное как грот, восходит ко времени основания Лхасы и истокам дворца Поталы, а также вообще тибетского буддизма. Пластически царь изображен между тридцативосьмируким Авалокитешварой и 5-м Далай-ламой; далее видны статуи жен Сонгцена Гампо, Падмасамбхавы и других персон.

Зал Пхагпа

Кольцевой коридор ведет дальше к залу мирных и гневных богов, а также к двум залам, полным множества ценных металлических жертвенных даров. Над ними находится зал Пхагпа. У левого входа в него видны отпечатки ног и рук, якобы оставленных Падмасамбхавой, Цонгкхапой и 12-м Далай-ламой. Главными статуями в помещении выступают три статуи Авалокитешвары из сандалового дерева, которые якобы вышли как натуральные образования из расколотого древесного ствола; поэтому верующие видят в этих фигурах манифестацию потустороннего, и соответственно велико оказываемое им почитание.

Ступа 13-го Далай-ламы и частные покои

Если идти налево, то можно дойти до надгробной ступы 13-го Далай-ламы, скончавшегося в 1933 г. Далее следуют частные покои 6-го Далай-ламы, жизнелюбивого человека, который не подчинялся монашеским обетам и впоследствии предположительно был убит. В этом помещении сегодня почитают Амитаюса, Будду долголетия. Лестница ведет на мансардный этаж с залом Майтрейи, в котором стоит трон 8-го Далай-ламы. С платформы крыши открывается красивый вид на город. Далее кольцевой коридор ведет к частным покоям 13-го и 14-го (нынешнего) Далай-ламы. С тех пор как последний в 1959 г. бежал из Тибета, отведенные ему помещения практически сохранили первоначальный вид. Через двор и чрезвычайно роскошные порталы можно пройти к ведущей вверх лестнице на южной стороне дворца и спуститься вниз, в город. Время работы: ежедн. 9.30-12.00, 15.00-17.00.

Дворец Потала высится на фоне горного хребта, что с юга надвигается на город . Дворец стоит на Красном холме (Марпо Ри) посредине долины, он - только часть громадного укрепленного комплекса, включающего еще и огороженную прямоугольную территорию у подножия горы.
Главная и центральная часть комплекса представлена Белым дворцом (Потранг Карпо) на востоке и Красным (Потранг Марпо) - на западе.
Дворец Потала создан как символ тибетской государственности. Это произошло в те времена, когда страну вновь сплотило управление буддистских далай-лам.
Чтобы окончательно возвысить над всеми смертными и без того высокий храм-дворец, находящийся еще и высоко в горах, он назван в честь принадлежавшего покровителю Тибета, буддийскому божеству Авалокитешваре, мифического дворца на юге Индии, стоявшего на вершине горы, на побережье Индийского океана (в китайском буддизме - рай Путо на острове в Восточно-Китайском море). Согласно буддийской мифологии, Потала - это рай, где живут бодхисатвы Авалокитешвара и Тара.

История

Тибетский храм-дворец Потала построен на месте огромного (более 1000 комнат) дворца царя Ярлунгской династии Тибета Сонгцэна Гампо, правившего в 604-650 гг. и принесшего буддизм народу Тибета. Сегодня посетителям Поталы показывают пещеру Чогьял Друпук, в которой медитировал царь Сонгцэн Гампо, и зал Пхакра Лхакханг как уцелевшие фрагменты того древнего дворцового комплекса. Сонгцэн Гампо считался реинкарнацией Авалокитешвары.
Идейный вдохновитель и инициатор начала строительства Поталы в 1645 г. - Нгаванг Лобсанг Гьяцо (1617-1682 гг.) - пятый далай-лама, или Великий Пятый, тибетский религиозный и политический деятель. Он также считался реинкарнацией Авалокитешвары. Следовательно, дворец Потала - рай на земле - становился наглядным подтверждением целостности и возрождения тибетского государства.
Однако в строительстве дворца Потала заметен еще и очевидный политический подтекст. Первая половина XVII в. стала периодом жесточайшей борьбы соперничавших школ тибетского буддизма, поддерживаемых правителями разных районов Тибета. Именно в 1642 г. Далай-лама Пятый получил верховную власть над всем Тибетом: его школа тибетского буддизма гелуг победила всех остальных, появилось новое верховное тибетское религиозное правление. Столицей объявили Лхасу, где и воздвигли дворец для новой знати.
Первым из всего комплекса построен Белый дворец в 1645-1648 гг.: Далай-лама Пятый превратил его в свою зимнюю резиденцию.
Красный дворец воздвигнут в период между 1690 и 1694 гг.
Перед началом строительства подготовили площадку: гребень горы выровняли, применяя традиционную для тибетской горной архитектуры технику вырубки нисходящих террас. Таким образом достигнут поразительный эффект «вырастания» здания из горы.
В том, что касается строительной технологии и материалов, дворец Потала похож на обычные крестьянские дома Тибета.
Мощные внешние несущие стены сложены из грубо обработанных камней. Они скреплены глиной. В стены вставлены толстые деревянные балки, поддерживающие пол и потолок. В помещении балки подпираются деревянными колоннами.
Покатые внешние стены также типичны для домов простых жителей Тибета: стены скошены вовнутрь на 6-9°. Пространство между внешней и внутренней стенами достигает 5 м (!), оно заполнено землей, камнями и переплетенными ветками ивняка.
Дворец Потала одним своим видом должен внушать благоговение и покорность воле богов и их представителям на земле. Поэтому он и вознесен на холм посреди долины высоко в горах Тибета.
Созданный при поддержке монголов, дворец Потала в своем облике соединил индийские корни тибетского буддизма, китайский архитектурный декор и традиционную тибетскую строительную технологию.
С 1951 г. входит в состав КНР на правах автономной области. Его духовный лидер - далай-лама - с 1959 г. пребывает в изгнании. Но дворец Потала сохранился: в отличие от большинства тибетских монастырей и храмов, Потала не был уничтожен хунвейбинами и китайской армией, благодаря личному распоряжению первого премьера Госсовета КНР Чжоу Эньлая (1898-1976 гг.).
Потала и сегодня остается архитектурным воплощением буддийской сущности Тибета.
Белый дворец состоит из просторного Восточного павильона, Солнечного павильона, жилых покоев регента и наставника далай-ламы, а еще служебных помещений правительства Тибетской автономной области. Большой Восточный павильон всегда использовался для официальных церемоний. В Солнечном павильоне находились личные покои далай-ламы, тут он жил и работал, читал священные тексты, решал вопросы управления.
Красный дворец служил местом молитвенных собраний и проведения религиозных ритуалов. Здесь также есть несколько павильонов.
В западной пристройке Красного дворца находится гробница Тхуптэна Гьяцо - Далай-ламы Тринадцатого (1876-1933 гг.), правившего с 1895 по 1933 г.
Такой чести он удостоился еще и за то, что в 1912 г. добился провозглашения независимости Тибета и образования независимого Тибетского государства.
Стены дворца Потала покрыты слоем извести в Белом дворце и охры - в Красном. Стены всегда выглядят как новые, потому что их обливают сверху, а вместо кистей используют жгуты из шерсти яков.
Всегда можно узнать, каким местам во дворце придается особое значение: у них небольшие позолоченные китайские крыши, но при этом с золочеными индийскими орнаментами, в старину выполненными руками непальских мастеров.
Окна дворца занавешены коврами из черной шерсти яка.
Очень важными для дворца и храма Потала считаются восемь мемориальных ступ с забальзамированными телами далай-лам. Среди них есть и ступа Далай-ламы Пятого - строителя Белого дворца.
Дворец Потала стоит в окружении монастырских жилых помещений (сосредоточенных в западном крыле), кладовых и внешних фортификационных сооружений. Из-за скученности построек иногда трудно судить о том, к какому периоду они относятся, но, по всей вероятности, это конец XVII в. Следует учесть, что дворец-храм постоянно достраивали, внося изменения в общий комплекс.
Попасть в комплекс дворца Потала посетители могут через узкие ворота, к которым ведут несколько ступенчатых пандусов.
Во внутренних помещениях дворца деревянные балки и колонны, а также стены украшены сложной резьбой и рисунками. Залы наполнены множеством реликвий: это пространственные мандалы для созерцания, поминальные ступы, статуи далай-лам и учителей, статуи божеств и йидамов, книги, ритуальные предметы.
За все века своего существования дворец Потала никогда не оказывался ощутимо поврежденным. Его прекрасный внешний вид и хорошее состояние интерьеров поддерживаются только необходимым ремонтом.
В течение последних десятилетий Лхаса заметно разрослась, в ней появилось много зданий в современном стиле, но Потала, как и в старину, все так же величественно возвышается над меняющимся городским ландшафтом.
Дворец Потала внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1994 г.


Общая информация

Местонахождение : юго-восток Тибета.
Административное местонахождение : город Лхаса, Тибетский автономный район, КНР.
Статус : культовое сооружение, исторический памятник.
Строительство : VII, XVII, XIX вв.
Языки : тибетский, китайский.
Этнический состав : тибетцы, ханьцы.
Религия : буддизм.
Денежная единица : юань.

Цифры

Общая площадь дворца : 360 000 м 2 (вместе с передним двором и прудом).
Общая высота комплекса : 117 м.
Длина : 400 м.
Ширина : 350 м.
Толщина стен : 3-5 м.
Этажи : 13.
Высота над уровнем моря : 3650 м.
Площадь Восточного двора (террасы) : 1600 м 2 .
Площадь пещеры Чогьял Друпук : 27 м 2 .
Количество монахов (монастырь Намгьял) : 200.

Климат и погода

Горный.
Средняя температура января : -2,5°С.
Средняя температура июля : +15°С.
Среднегодовое количество осадков : 420 мм.
Относительная влажность воздуха : 60%.

Достопримечательности

Комплекс дворца и храма Потала (VII, XVII вв.).
Белый дворец (1645-1648 гг.)
Красный дворец (1690-1694 гг.)
Гробница Тхуптэна Гьяцо - Далай-ламы XIII (1934-1936 гг.)
Прочие сооружения : монастырские жилые помещения, кладовые и внешние фортификационные сооружения (конец XVII в.).

Любопытные факты

■ В 1652 г. Далай-лама Пятый, строитель Поталы, прибыл в Пекин, где специально для него построили Жёлтый дворец. Правивший тогда Китаем император Шунь-чжи из династии Цин в знак особой признательности присвоил Далай-ламе Пятому титул Проникающий, несущий громовой скипетр, подобный океану лама. В благодарность Далай-лама Пятый наградил императора титулом Небесный бог, Манджушри, Наивысший, Великий владыка.
■ Строительный камень доставляли на стройку из каменоломни к северо-востоку от Лхасы. Доставляли носильщики - на собственных спинах и в волокушах. Глина, используемая как раствор, добывалась прямо на месте, а оставшиеся ямы превратили в пруд, названный Бассейном царя-дракона.
■ Далай-лама Тринадцатый играл очень важную роль в так называемой Большой игре - дипломатическом и военном противостоянии России, Великобритании и Цинской империи в конце XIX - начале XX в. При этом он находился на стороне России. В 1904 г., после британского вторжения в Тибет, далай-лама бежал в Ургу, столицу Монголии. Обратившись в русское консульство, он попросил у царского правительства разрешение переселиться в Россию. Далай-лама получил отказ: если бы эту просьбу удовлетворили, Россия надолго, если не навсегда, испортила бы отношения с Китаем.
■ Главное отличие архитектуры Поталы от стен традиционных тибетских домов в том, что стены небольших бастионов в восточном и западном крыле закругленные, а не прямые.
■ Только прилежным следованием тибетским традициям домостроительства в Потале можно объяснить наличие на плоских крышах вертикального парапета, в чью лицевую поверхность вставлены ветки ивы и тамариска, концами направленные наружу и покрашенные в красный цвет. Они символизируют вязанки хвороста и охапки сена, которые и в наши дни тибетские крестьяне складывают на крышах своих простых домиков.
■ В нижнем цокольном ярусе сохранилось подземное святилище древней добуддийской религии Бон.
■ Реликвии Поталы - сто священных свитков на пальмовых листьях из древней Индии. Они написаны более тысячи лет назад, при этом использовались золотые и серебряные чернила, красители из жемчуга, железного порошка, кораллов, морских ракушек и медной пыли. Бумага свитков не поддается порче насекомыми или сыростью.
■ После реинкарнации Далай-ламы Пятого (кончины и поиска нового) его приближенные скрывали это почти десять лет, опасаясь, что народ взбунтуется и перестанет работать над строительством дворца Потала.
■ Ступа Далай-ламы Пятого занимает четвертый этаж, ее высота - около 15 м, она выполнена из золота.

бесценная сокровищница Тибета , самый высокий древний дворец в Китае, да и во всем мире, высота которого достигает 3 767 м (12 359 футов). Расположен он на Красном холме – Марпо Ри в центр е Лхасы – исторической столице Тибета. Потала получил свое название в честь святой горы в Южной Индии на санскрите “Обитель Авалокитешвары (Будда Милосердия).”

Дворец был построен на том месте, где обычно медитировал правитель Тибета Сонгцен Гампо. Первое сооружение было построено здесь в 637 году. Позже он решает Лхасу сделать столицей Тибета и как гласит легенда, в честь обручения с принцессой Вэнь Чэн из китайской династии Тан (618 – 907) в 7 веке Сонгцен Гампо выстраивает 9-этажное здание – дворец с тысячами комнат.

Позднее, с распадом династии Сонгцен Гампа, древний дворец был почти уничтожен в войнах. Образ который мы видим сегодня – архитектура династии Цин (1644 – 1911). Дворец Потала состоит из 2 частей, Красный дворец – центр и Белый дворец, расположенный как два крыла.

Красный дворец или Potrang Marpo – самая высокая часть Дворца, она посвящена обучению и религиозным буддийским молитвам.

По задумкам она представляет собой величавость и силу. Красный дворец состоит из сложной компоновки различных залов, часовен и библиотек на многих уровнях с множеством небольших галерей и извилистыми коридорами: The Great West Hall, пещера Дхармы, часовня святого, могила Тринадцатого Далай-ламы и т.д.

The Great West Hall – крупнейший зал дворца Потала , с красивыми фресками на его внутренних стенках. Вокруг него расположены три часовни, часовни Востока, часовни Севера, а также часовни Юга. Дхарма пещера и часовня святого только две сохранившиеся конструкции 7-го века со статуями Сонгцен Гампа и принцессы Вэнь Чэн внутри.

Белый дворец или Potrang Karpo когда-то служил административным зданием местного самоуправления, а также жилым помещением Далай-ламы. Стены его окрашены в белый, чтобы передать тишину и покой. Большой Зал Востока на четвертом этаже был местом проведения особых политических и религиозных действ.

Пятый и шестой этажи используются в качестве жилых помещений и офисов регентов в то время как седьмой этаж, верхний, является жилым помещение Далай-ламы, состоящий из двух частей, называемых восточной палаты Саншайн и Западной палаты Саншайн в связи с обилием солнечного света.

Дворец Потала имеет и другие сооружения, включая школы буддийской логики, семинарии, типографии, сады, дворы и даже тюрьмы. В течение более 300 лет, дворец хранит в себе множество реликвий культуры, таких как фрески, ступы, статуи, танки и редкие сутры.

Дворец Потала в наши дни

– центр тибетской религии, политики, истории и искусства, и на сегодняшний день – масштабный краеведческий музей. Он хранит в себе более 2500 квадратных метров фресок, около 1000 ступ, более 10 000 скульптур и около 10000 картин танка. Коллекция также включает в себя картины, резьбы по дереву, классические писания, золотые изделия, нефрит и изделия местных ремесленников, которые отражают мудрость и интеллект тибетцев. Погребальные ступы здесь построены, чтобы сохранить остатки Далай-лам на момент их смерти.


В настоящее время существует восемь роскошных ступ, по одному для каждого Далай-ламы, кроме шестого, кто был снят с этой службы. Погребальные ступы отличаются по размеру, но имеют такую??же структуру, состоящую из верхней части, корпуса и основания. Все ступы украшены золотом и драгоценными камнями. Самой величественной из всех, является ступа пятого Далай-ламы.

Он стоит почти 15 метров (около 49 футов) в высоту, и украшен 15 000 жемчуга, сердолика и драгоценных камней. Фрески в коридорах изображают исторических деятелей, религиозные легенды, буддийские рассказы, народные обычаи и архитектуру.

 

 

Это интересно: