→ Все о храмовом комплексе в камбодже. Ангкор Ват в Камбодже — национальное достояние кхмеров. Правила поведения в древнем храме Камбоджы

Все о храмовом комплексе в камбодже. Ангкор Ват в Камбодже — национальное достояние кхмеров. Правила поведения в древнем храме Камбоджы

Когда смотришь на Ангкор Ват, на его ажурные башни и стены, на которых изображены мифические животные и танцующие небожительницы, начинаешь понимать, почему местные жители убеждены, что храм этот возвели боги в знак дружбы бога и человеческого принца.

Однажды бог Индра, живший на горе Меру, пригласил в гости принца Преа Кет Меалеа (имя юноши переводится как Божественное сияние, которое дали ему за то, что он был на удивление хорош собой и при этом обладал многими талантами). Сказать, что принцу понравились небесные чертоги – означает не сказать ничего. А дворец, на стенах которого были изображены мифические животные, с башнями в форме лотоса и золотыми вершинами, попросту покорил его.

Преа Кет Меалеа и Индре подружились, и юноша долгое время жил в доме бога. И вряд ли покинул бы его, если бы против его присутствия не высказались тевода, небесные танцовщицы: принц, прибывший из человеческого мира, несмотря на все свои совершенства, нёс с собой все его соблазны, которые сильно смущали их покой и манили за собой. Чтобы сохранить мир в своём доме, бог попросил друга возвратиться домой, пообещав ему возвести копию своего дворца на земле.

Храм богов

Расположен храм Ангкор Ват в Королевстве Камбоджа, на юге полуострова Индокитай (на географической карте мира этот храм можно отыскать по следующим координатам: 13° 24′ 45″ с. ш., 103° 52′ 0″ в. д.). Находится он среди джунглей, в 240 км от Пномпея, столице страны, в пяти с половиной километрах на север от города Сиамприап (добраться сюда автобусом с Пномпеня можно всего лишь за пять часов).

Ангкор Ват (в переводе означает «Город-храм») возвели в начале XII ст. в столице государства кхмеров Ангкора, по приказу правителя Сурьявармана II и изначально был посвящён верховному богу индуизма Вишну. Храм этом является одним из наибольших культовых построек в мире, так как площадь его занимает около 2 км², при этом длина составляет 1,5 тыс., а ширина – 1,3 тыс. метров.

Несмотря на то, что размеры храмового комплекса древнего Королевства Камбоджа не могут не поражать, в действительности ничего удивительного здесь нет: территория города Ангкор превышала 400 км², а последние исследования говорят о том, что здесь вполне могло проживать около полумиллиона человек.

Поэтому он являлся одним из крупнейших городов своего времени, в котором очень хорошо были развиты архитектура и искусство: на его территории на сегодняшний день обнаружено более двухсот памятников – павильонов, храмов, дворцов, пирамид и гробниц, среди которых – и огромных размеров храмовый комплекс Ангкор Ват. Святилище это по замыслу строителей, должно было символизировать Меру, священную гору кхмеров: башни – вершина горы, стены храма – скалы, а ров – океан, что окружает Вселенную.

Строительство храма

История строительства Ангкор Ват началась во времена Сурьявармана II, который правил с 1113 по 1150 года. Окончания строительных работ он не дождался, и комплекс был достроен уже после смерти правителя: в святилище была найдена его усыпальница (в том, что гробницу обустроили на территории святыни, нет ничего удивительного, так как кхмеры были убеждены, что их правитель является воплощением бога, а возведённый храм считали его небесным домом на Земле).

Учёные утверждают, что на возведение храма Вишну ушло столько же камней, что и при строительстве пирамиды Хефрена – около 5 млн. тонн.

Вложено было намного больше усилий, так как абсолютно все каменные глыбы подверглись художественной обработке (на всех поверхностях, колоннах, перемычках и даже крышах изображен тот или иной сюжет, связанный с жизнью кхмеров) – факт, который не может не удивлять и наглядно показывает не только уровень мастерства древних строителей, но и их трудолюбие.


Каменные глыбы привозили из каменоломен, расположенных на плато Кулен (на карте оно расположено в сорока километрах на север от Ангкор Ват, поэтому чтобы добраться туда, использовали реку Сиемреап). Чтобы закрепить их между собой, строители растворы не использовали: глыбы настолько плотно подгонялись друг к другу, что швы между ними в некоторых местах невозможно отыскать.

Город-храм с внешней стороны

Ангкор Ват находится в центре обширного комплекса, который состоит из двухсот других культовых сооружений. Внешняя его стена окружена рвом, который вода заполняла до краёв во время периода дождей. Ширина его составляла 190 м – такие размеры водоёма не случайны, поскольку он является символом мирового океана. На западе строители возвели каменную дамбу, сверху которой вымостили ведущую к храму дорогу – этот вход является центральным. Также попасть на территорию храма можно с восточной стороны по земляной насыпи.

Сразу за рвом начиналась внешняя стена, длина которой составляла 1024 м, ширина – 802 метра, а высота – около 4,5 м. Была она прямоугольной формы, каждая сторона которой была ориентирована на одну из сторон света и имела надвратную башню (горупу), через которую можно было попасть на территорию храмового комплекса.

Возле башни с южной стороны находилась статуя Вишну, а самая большая горупа была установлена с центрального входа, на западе, и состояла из трех башен. Все башни были соединены между собой узорчатыми стенами: на западе их украшают барельефы, на которых изображены танцующие фигуры, а с восточной – мужчины, которые танцуют на спинах прыгающих животных, а также существа с божественной природой, деваты.

Город-храм с внутренней стороны

От центральной горупы до храма можно добраться по дороге, протяжённость которой составляет 350 метров, вдоль которой установлена балюстрада со скульптурами семиглавых змей. Сам Ангкор Ват выглядит очень интересно, так как представляет собой три расположенных друг на друге квадратной формы террасы, каждая из которых несколько меньше предыдущей.

Первый ярус расположен на высоте 3,5 метров, вторая – семь, третья – тринадцать. Благодаря разнице в высоте, древним мастерам удалось добиться интересного эффекта: по мере приближения храм не просто увеличивается в размерах, но и как будто растет.

Соединены террасы друг с другом огромным количеством лестниц, а каждый уровень опоясывает галерея. Стены, расположенные на первом ярусе, декорированы двухметровыми барельефами, изображающими мифологию и бытовые сюжеты из жизни кхмеров.


На стенах второго яруса изображено около двух тысяч скульптур танцующих небожительниц – все они отличаются друг от друга: у всех разное выражение лиц, разные фигуры, украшения. По подсчётам археологов, общая площадь созданных из песчаника скульптур и барельефов, на которых изображены сцены из индийской мифологии, история кхеров, их богов составляет более 2 тыс. кв. м.

На верхнюю террасу можно попасть по чрезвычайно крутой лестнице с узкими и высокими ступенями. Здесь расположено пять башен в форме лотоса (внешне они очень сильно напоминают шишки). Четыре башни расположены по углам, самая высокая, которая изображает гору Меру – в центре. Высота её составляет около сорока двух метров, но так как расположена она на третьей террасе, общая высота храма составляет 65 метров.

История Города-храма

В 1431 году войско соседнего государства Сиама, напав на Ангкор, полностью разрушило город, заставив жителей покинуть его – и история существования одного из самых больших поселений древнего мира подошла к концу, а джунгли надёжно укрыли своей растительностью, оставив местным жителям лишь легенды и различные сказания (правда, покинут он всё же оказался не до конца – довольно скоро в нём поселились буддистские монахи).

Европейские путешественники иногда случайно во время странствий обнаруживали его, но не сумев привернуть к находке общественного интереса, отступали – и про город снова на долгое время забывали.

Так продолжалось до тех пор, пока в 1861 году к Ангкор Ват не смог добраться француз Анри Муо, который, мгновенно оценив находку, смог популяризовать её на Западе – и нова веха в истории Ангкора началась: после того, как его освободили от джунглей, он не переставал привлекать внимания не только ученых, археологов и исследователей, но и огромное количество туристов.

В 70-х годах прошлого века в Королевстве Камбоджа началась война – и археологи вынуждены были покинуть страну, а храмовый комплекс оказался в руках «красных кхмеров», коммунистов, отличающихся особой жестокостью: придя к власти, они пытаясь построить в стране социализм, казнили несколько миллионов людей. Не забыли они добраться и до Ангкор Ват – считая, что страну надо освободить от влияния религии, они обезглавили и изуродовали практически все скульптуры, где были изображены боги.

К счастью, уникальному комплексу уцелеть удалось – и в начале 90-хх годов реставрационные работы были возобновлены, а сам город и храмовый комплекс, ЮНЕСКО в 1992 году внесло в список мирового наследия.

Наш читатель Игорь М. продолжает рассказ о своей поездке в Камбоджу. Сегодня речь пойдет про главную достопримечательность этой страны, великий и таинственный храмовый комплекс Ангкор Ват.


Продолжение. Начало рассказа о поездке в Камбоджу читайте здесь:

Итак, Ангкор. Ангкор — это столичный район империи кхмеров. Именно там сохранились самые грандиозные и известные памятники – Ангкор Ват, Байон и Ангкор Тхом. Ангкор Ват — это гордость Камбоджи, огромный храмовый комплекс или город-храм. Он у них изображается на всех гербах, флагах и эмблемах. Этот комплекс считается крупнейшим культовым сооружением в мире.

Ангкор строился с XI по XIII век (каждый правитель что-то строил и пытался превзойти остальных). Построен из камня, хотя в те времена из него возводили только культовые сооружения. Бедные кхмерские крестьяне жили в шалашах, правители – в деревянных дворцах (естественно, подобные здания не сохранились), а вот каменные сооружения стоят и по сей день.

Утром я проснулся в четырехзвездочном отеле, нас покормили и повезли на экскурсию в этот самый Ангкор. Для посещения Ангкора необходим билет. Для этого каждого туриста фотографируют и через пару секунд возвращают индивидуальный билет с фотографией - он на ленточке и надевается на шею. Но вот все формальности пройдены и мы прибываем в Ангкор-Ват!

Храмовый комплекс Ангкор Ват во время нашего визита активно реставрировали. Видно, что некоторые части покрыты зеленым покрывалом.

Храмовый комплекс Ангкор Ват: великий город, затерянный в джунглях

Зрелище очень интересное. Храмовый комплекс Ангкор Ват очень хорошо сохранился. Дело в том, что храм окружен квадратным рвом-водоемом, только узкая полоска земли является проходом на территорию комплекса. Именно поэтому джунгли не смогли поглотить Ангкор-Ват, хотя это грандиозное сооружение было забыто на сотни лет! Он не использовался с XV века, все это время ходили какие-то легенды о том, что в джунглях расположен город-храм, но в них не особо верили. И только в 1861-м году французский натуралист Анри Муо прослышал от одного католического миссионера, что в глубине джунглей находится затерянный город. Он очень заинтересовался (по словам миссионера, сооружение было огромным) и отправился в джунгли на поиски. В результате Муо открыл Ангкор заново после четырех столетий забвения. Многие современники Муо не могли поверить, что где-то могло быть затерянным и забытым такое грандиозное сооружение, как Ангкор Ват.

Надо заметить, что вне зависимости от исповедуемой религии (индуизм или буддизм) все древние правители Камбоджи хотели, чтобы их почитали живыми богами и насаждали культ дэвараджи – бога-царя. А чтобы этот культ укрепить, все силы бросали на строительство храмов, монументов и прочих сооружений, призванных возвеличить этих царей. Именно этим и объясняется такое огромное количество храмовых комплексов.

На фото — одна из башен храма Ангкор Ват.

Ангкор-Ват — самый известный из подобных комплексов. Начал его строить король Сурьяварман II, который был индуистом и почитал себя воплощением бога Вишну (хотя следующий правитель, как и остальные поколения камбоджийцев, уже был буддистом). Тогдашнее население Ангкора было миллионным – пожалуй, в те времена это был самый большой город в нашей Галактике. В постройке храмового комплекса участвовали практически все жители. Во многом поэтому Ангкор-Ват получился действительно грандиозным. Причем он вовсе не был предназначен для собрания верующих – сооружение служило обиталищем богов, а доступ туда имел царь и верхушка политической и религиозной элиты. Позже по ориентации входа в храм ученые установили, что изначально он предназначался для будущего захоронения правителя. Получается, Сурьяварман II во время своего тридцатилетнего правления строил себе храм-усыпальницу, и к моменту его смерти в 1150 году она была готова на 99%.

При жизни придворные всячески превозносили Сурьявармана II и называли «король-Солнце». По легендам он, как Солнце, мог заставить распуститься бутоны лотоса и сделать все вокруг процветающим. На самом же деле он оставил после себя фактически разоренную таким грандиозным строительством страну. Но при этом вошел в историю, как «микеланджело Востока» и создатель великого Ангкор-Вата.

Лестница к центру Вселенной

Немного архитектурных подробностей. Как я уже говорил, храмовый комплекс Ангкор Ват окружен рвом с водой, а войти в него можно через узкий перешеек. Весь комплекс обнесен прямоугольной стеной, внутри нее находится огромная территория, а в центре расположена платформа из камня, на которой и построен Ангкор-Ват.

Итак, мы приближаемся к самому главному! Сначала по бокам от дороги шли здания, которые (по словам нашего гида) назывались библиотеками. Насколько я понял, это вовсе не были библиотеки в нашем понимании — король и знать туда не записывались, не ходили туда со своими абонементами и не получали там никакие свитки с рукописями, а строгие монахи-библиотекари не ходили к должникам, не вернувшим рукопись в положенное время. Это были просто какие-то ритуальные здания.

Библиотека у входа в храмовый комплекс Ангкор Ват.

Пройдя по дороге вдоль различных зданий вглубь, мы пришли к основной части комплекса – храму. Каменный храм Ангкор Ват просто грандиозен!

Ангкор Ват, внешняя стена здания стоит на каменной платформе.

Все стены украшены гравировками – в камне вырезаны сцены сражений.

Еще одна стена с батальными сценами.

Многие сцены сражений были взяты из легенд индуистской мифологии. В частности, была изображена битва Вишну с небесным дьяволом Банной. Каждая стена с гравировкой занимает приблизительно 800 метров. Причем, как отмечают эксперты, чем дальше, тем больше совершенствовалась техника мастеров и тем лучше были рисунки. Хотя некоторые гравировки, возможно, изображали обычные сражения тех времен – тогда многие народы воевали, добиваясь контроля над плодородной территорией реки Меконг.

За батальными стенами расположилась центральная часть храма:

Справа – внешняя стена храма, а слева начинается сам Ангкор-Ват.

В те времена всё строилось без цемента – издалека привозили каменные блоки, камни точно подгоняли. Как я уже говорил, храмовый комплекс Ангкор Ват был посвящен индуистскому богу Вишну, поэтому его устройство отражает индуистские представления об устройстве мира . Тогда считали, что в центре мироздания находится гора Кайлаш (она расположена посреди бесконечного океана) – там живут боги и богини. Кайлаш окружен четырьмя горами поменьше. Храмовый комплекс Ангкор Ват построили в соответствии с этими представлениями: в центральной части посередине расположена огромная башня, а вокруг – четыре башни поменьше.

Храм занимает несколько этажей (слева видна лестница на верхний этаж), а на самый верхний этаж мог входить только король и члены его семьи. Как оказалось, я тоже мог 🙂 Эти уровни также соответствуют тогдашним представления людей об устройстве мира и символизируют низший мир, мир людей и небесный мир.

Небесные танцовщицы апсары на стенах Ангкор-Вата. Симпатичные, правда?

А на этой стене изображены апсары – мифические небесные танцовщицы. Кстати, в храме Ангкор-Ват были и настоящие танцовщицы, изображающие апсар, которые развлекали короля. А слева мы видим окна – стекла тогда не было, поэтому окна были каменные – такие вырезанные мини-колонны, через вырезы проходил солнечный свет.

По древним изображениям танцовщиц-апсар на стенах храма насчитали 36 различных стилей причесок. Так что модницы были и в те древние времена, да еще какие!

Туристы карабкаются на центральную башню, то есть в самый центр мира. Раньше простых смертных людишек никто бы туда не пустил 🙂

Вот такой вид на вход в Ангкор-Ват открывается с одной из башен.

Разгадка тайны древнего танца

После подъема на главную башню (то есть в самый центр мироздания) нам дали кучу времени, чтобы походить и все самим осмотреть. Я пошел и вдруг увидел… апсар. Они стояли и скучали. Эх, апсары, нам ли быть в печали?

Апсары стоят и скучают.

Ну что это за дела такие – скучать. Надо танцевать! А ну давайте все вместе!

Совсем другое дело! Правда, у них у всех пальцы сложены неким причудливым образом и что-то символизируют, а мои пальцы так не гнутся в принципе и могут символизировать только полное невежество в древних танцах. Но я для себя решил, что в кхмерском танце главное участие 🙂 Поэтому ничто мне не испортило хорошего настроения.

Как я уже писал в предыдущей статье, для обычного европейца эти танцы выглядят довольно странными – движения очень плавные, поза почти не меняется, и только кисти рук вытворяют такие пируэты, будто их выставили на сорокаградусный мороз . У нас в автобусе все начали обсуждать эту важную тему и совместно нашли этому простое объяснение — они танцуют трезвыми! Видимо, спиртного в те времена к древним кхмерам не завозили 🙂 Не то что у нас на дискотеках!

Так что им, беднягам, оставалось только бетель жевать. Да и сейчас его в тех краях жуют – считается, что его регулярно употребляет десятая часть человечества. В лист бетеля (местное растение из рода перцев) заворачивают семена пальмы и гашеную известь и жуют, в итоге получают некое чувство эйфории. А заодно и зависимость, схожую с табачной или наркотической. Правда, слюна от этого становится красной, а зубы – черными, причем от черноты их трудно отчистить, поэтому любители жевать бетель ходят с черными зубами. Сейчас, переняв европейскую моду на белые зубы, народ в городах его не употребляет. А вот в бедных провинциях многие по-прежнему жуют — сидят, вкушают, сплевывают сквозь черные зубы красную слюну и им больше ничего не надо (как «нашим» алкоголикам).

Выход из храмового комплекса.

Ангкор-Ват – уникальный храм в Камбодже, построен в честь бога Вишну. Хотя история этого индуистского храма не оставила много сведений, современные исследования историков, археологов и астрологов успешно раскрывают новые факты существования Ангкор-Вата и могущественной Кхмерской империи.

Восьмое чудо света, Ангкор-Ват, в 1925 г. был провозглашён первым заповедником во всей Азии, а с 1932 г. охраняется ЮНЕСКО.

Ангкор-Ват, восьмое чудо света, расположен на северо-западе в провинции Сиемреап, озера Тонлесап. Храм находится глубоко в джунглях, за 6 км от провинциального городка Сиемреап и за 240 км от современной столицы Камбоджи, Пномпеня.

Сооружение храма Ангкор-Ват, в имперской столице Ангкор, припало на период расцвета и величества Кхмерской империи – в XII ст. Сегодня, кроме остатков храмовых комплексов и крепостных стен от огромного города Ангкор ничего не осталось, поэтому сам город стали называть город-храм.

Его размеры относительно невелики – 24 км на 8 км. По последним археологическим исследованиям, Ангкора была многочисленной столицей доиндустриальной эпохи, в которой жило около 500 тис. человек.

Храм Ангкор-Ват строился почти 40 лет, вовремя правления императора Сурьявармана II. Ученые считают, что сооружение такого величественного храма была именно его инициатива, поскольку после смерти Императора в 1150 г. строительные работы прекратились, и местами декорирование фасадов архитектурного комплекса остались незавершенным.

Храмовые комплексы в городе Ангкор – очень важен. Большинство исторических фактов, которые известны сегодня человечеству о Кхмерской империи и культуре, получены в результате расшифровки надписей и рисунков на стенах этих храмов. Удивительно то, что кхмерская народная устная традиция не сохранила ожидаемых мифов и легенд о самых храмах и священных местах города.

Так, например, до сих пор не удалось установить, с какой целью это монументальное сооружение строилось. Существует 2 гипотезы – это усыпальница или обычный храм божеству Вишна.

Проблема в том, что обе гипотезы находят свое подтверждение в техническом описании Ангкор-Ват. Этот храм выглядит одновременно и как усыпальница, и как храм, что в обычной кхмерской архитектуре раньше никогда не совмещалось.

Строительные технологии, использованные при возведении восьмого чуда света

Ангкор-Ват, восьмое чудо света, считается классическим примером кхмерской культуры, первые примеры архитектуры которой относят к VI в. Этот стиль вмещает в себе элементы индуистской, буддистской и китайской архитектуры.

Общая площадь храма – 2,5 кв. км, высота центральной башни – 65 м. Общая территория храма – 400 кв. м. Это достаточно массивное здание, которое строилось при помощи ручного труда и слонов.

Первоначальное название храма остается неизвестным – обычно в храмах можно найти капсулу, где заложена информация о миссии священного сооружения. Согласно с последними научными и эпистемологическими исследованиями, храм вероятно звался «Местом Святого Вишну».

Ангкор-Ват строился на протяжении 1113-1150 гг. и имеет форму индуистских храмов, форма которых называется «храм-гора». Такие архитектурные сооружения имели священный подтекст – человеческие творение должно быть похожим на творение природы, имитируя гору Меру – символ мира в индуизме . Здание имеет плавные линии и состоит из 3 основных ярусов, 5 башен и 200 монументов.

Согласно современным подсчетам ученых, строительство должно было вовлечь огромное количество рабочих рук, потому что построить такой храм менее чем за 40 лет в XII ст. – удивительно. Согласно описаниям путешественника Антонио де Мадалена, башни храма и другие сооружения стали лучшим примером человеческой архитектуры.

Весь храм построен из песчаника. Уникальной считается техника сооружения стен – кхмеры не использовали никаких связующих материалов, например, глины или цемента. Но сама конструкция имеет очень мощную фиксацию за счет использования техники кладки камней по принципу замка.

Хорошая фиксация стен обязана не только умелой технике складывания камней, но и их полировки – иногда щели между камнями практически незаметны. Для более фиксации более сложных конструкций в камнях проделывались глубокие шипов. До сих пор археологи не могут объяснить необходимости в встречающихся отверстиях на множестве камней.

Такое строительство храмов в Ангкоре позволяет успешно реставрировать священные сооружения – их разбирают и слаживают как пазлы.

Территория Ангкор-Вата имеет форму квадратного острова, огражденным 190 м водным рвом, периметр которого – 1300 м на 1500 м. Попасть в храм можно только с восточной и западной стороны, где специально сооружены 2 мосты из песчаника. При том считается, что главный вход – западный, об этом свидетельствуют остатки от 3 разрушенных башен.

Есть свидетельства, что храм не использовался по предназначению уже в XV ст.

Храмовый комплекс Ангкор

Древняя столица Кхмерской империи, Ангкор, была центром политической и экономической жизни на протяжении IX-XIV ст. По подсчетам ученых, Ангкор, или храмовый город, имеет общую площадь 9 кв. км. Как свидетельствует архитектура, каждый император во время своего правления строил храм или усыпальницу.

Поскольку единственной религии империя не имела, каждое новое сооружение соответствовало или индуистскому, или буддийскому канону – религии, которую поддерживал сам император.

Поэтому в городе на протяжении этого периода было построено 72 храма, которые формируют канон кхмерской культуры и архитектуры. Особенность кхмерских храмов в том, что их строили в качестве жилища для богов. Индуистские и буддистские практики не предусматривают посещения верующими этих мест, потому что эти места – укрытия для святых.

Географически, храм Ангкор-Ват построен южнее от исторического центра города, поэтому ландшафт столицы делят на 2 участка – непосредственно храм бога Вишну и Ангкор-Тхоме – исторический центр города. Из архитектурной точки зрения, все сооружения кхмерской столицы – храмы, площади, ритуальные места – разделают на 2 большие группы: Малый и Большой круг:

Храмы Ангкора, входящие в Малый круг:
Ангкор-Ват Дравидийская архитектура, классический образец кхмерской архитектуры
Бантей Кдэй Буддийский архитектурный стиль
Та Пром Образец буддийской архитектуры
Преах-Кхан Буддийский храмовый комплекс
Байон Соединение культурных элементов буддизма и индуизма
Пном Бакхенг Индуистский храм в честь бога Шива
Слоновая терраса Королевская площадь, построена в стиле индуизма
Терраса прокаженного короля Место для буддийских погребальных обрядов
Храмы Большого круга:
Пре Руп Храм бога Шива, индуистский стиль
Восточный Мебон Относится к брахманской культуре индуизма
Та Сом Буддийский храм
Неак Пеан Буддийский храм
Сра Сранг Ритуальная купальница буддийских королей,

Ангкор-Ват, восьмое чудо света, является самым величественным храмом в городе, случай его сооружения – особенный. Историки и археологи до сих пор не могут определить цель сооружения такого величественного сооружения – должен это быть храм Вишну, место захоронения царя или то и другое вместе.

После него архитекторы отмечают оригинальность храмов Байон и Та Пром – как самых больших в Ангкор-Тхоме. Также Ангкор имел хорошую оборонительную конструкцию, а попасть в город можно было только при помощи 5 мостов.

Ta Prohm

Та-Пром (или Та-Прум, из кхмерского – «предок Брахмы») – храмовый комплекс, построенный императором Джайяварманом II в 1186 г. в честь матери, находится в Ангкор-Тхом.

Храм занимаем площадь 180 акров. Помимо центральной статуи Праджнапарамиты, богини мудрости из которой отожествляли мать императора, в храме есть еще 260 скульптур божеств.

После окончания строительства, в здесь жили и работали в честь матери императора больше 12 тис. человек.

Ta Keo

Та Кео — еще один индуистский храм в центре столицы Ангкора, строительство которого начал Джаяварман V в 975 году. На его территории искусно сделан центральная входная аллея, украшена колонами по бокам.

По археологическим исследованиям было установлено, что это первый храм-гора, который был полностью построен из песчаника. Сам храм имеет форму прямоугольной пирамиды. Характерной чертой кхмерской архитектуры является наличие центральной башни. Сам храм Та Кео имеет 4 яруса, а его высота – 45 м.

Bayon

Байон считается центральным храмом в Ангкор-Тхоме, также построен из песчаника. Байон построен в начале XIII ст. в память о первом императоре-буддисте Джаявармана VII, во время правления которого население Кхмерской империи массово сменила культ шиваизма на буддизм.

Конструкция храма имеет 3 уровня, площадью 140 на 160 м, на которых размещены 54 башни разной высоты. Первоначально считалось, что это изображён Будда, но в 1933 году после экспертизы установили, что лик Будды имеет много сходств с изображениями самого Джаявармана VII.

Декор храма Байон – резьба на камне, которая изображает бытовые сцены из жизни кхмеров. Очевидно, центральный сюжет тот, который изображает победу Джаявармана VII над войсками чамамов в битве при озере Тонле-Сап, после которой войны надолго прекратились.

Angkor Wat

Ангкор-Ват, восьмое чудо света, является примером национальной архитектуры, искусства, культуры и религии. Будучи одновременно усыпальницей Сурьявармана II и священным храмом Вишны, Ангкор-Ват соединил в себе символы религиозной и светской культуры кхмеров. Сегодня этот храм является символом государства Камбоджи.

Центральное здание храма – многоуровневое, с численными переходами. Храм состоит из центральной самой высокой башни (65 м) и башен поменьше. Вместе эти башни символизируют 5 пиков священной горы Меру.

Общая площадь постройки – 81 га. Храм окружен водяным рвом, ширина которого 190 м, а общая длина – 5,5 км. По буддийской традиции ров иноверное символизирует океаны мира. По меркам современной архитектуры, храм Ангкор-Ват – это самое большое сооружение в мире.

Этимология названия храма Ангкор-Ват

Ангкор-Ват – современное название, которое восьмое чудо света получило уже после упадка Кхмерской империи. Изначального имени – не известно, но ученые предполагают, что храм был назван в честь божества Вишны.

Части имени храма «Ангкор» и «Ват» имеют свой эпистемологический перевод из кхмерского языка. Значение слова «Ангкор» имеет санскритские корни и обозначает «город». Немного модифицируясь, этот термин по-кхмерски имеет более широкое значение — «империя», «государство» и «страна-государство».

Согласно исследованиям, только в XIV-XV в. это название, «Ангкор» стало использоваться как собственное имя. Но тогда «Ангкор» употреблялось для этой части империи, которая была наиболее развитой. Сегодня его употребляют только для обозначение древнего города.

Непосредственное имя храма обязательно должно включаться еще и «Ват». Употребления «Ват» походит от палийского языка и означает «место, на котором построен храм». Этот термин используется для обозначения любого священного места, на котором построен буддийский монастырь в странах Камбоджи, Лаоса и Тайваня. В кхмерском языке «Ват» означает «почитание» и «восхищение».

Сегодня, по-кхмерски, название храма звучит как «Онгковоат» и в большинстве переводов и объяснений означает «город-храм» или «столичный город».

Почему самый большой храм в мире покинули люди?

Жители столицы массово начала покидать ее стены во второй половине XV ст.

Одна из причин, почему Кхмерская империя упала – это постоянные войны с начала XIII ст.

Несмотря на все величество столицы Кхмерской империи, в 1431 году, войска соседнего Сиама разбили имперскую армию и захватили Ангкор, который был центром политической жизни на протяжении 5 столетий.

Этот период историки назвали Ангкорианским, которому был характерный рассвет экономической и политической стабильности империи, постройка культовых храмов кхмерской архитектуры.

Имперская столица была разграблена и сильно разрушена сиамскими (тайскими) войсками, потом вспыхнула эпидемия, и население, спасаясь убежало в южные районы, где потом разместилась новая современная кхмерская столица – Пном-Пень.

Таким образом, когда территория Камбоджи (Кампучии) была поглощена войнами между ее жителями, величественную столицу поглотила природа – джунгли укрыли весь город, который был вновь открыт французскими натуралистами в XIX ст.

Ангкор-Ват: архитектура храма

Ангкор-Ват – архитектурный комплекс храма-горы, характерного типа сооружения храмов по буддийским канонам. Он имеет четкие прямоугольные формы стен, которые декорированы резьбой.

Кроме необходимых 5 башен, храм имеет множество скульптур и также ландшафтное планирование – ров, вокруг храма заполнен водой, и позже созданы 2 водоема ровной квадратной формы.

Что находиться внутри храма

Кроме многочисленных статуй божеств, главной декорацией внутри храма является резьба. Ангкор-Ват декорирован многокилометровой резьбой по всем 3 ярусам. Также внутри храм по большей части украшен еще барельефом.

Станы храма до сих пор идеально прилегают, и нигде не нарушено изображение передаваемых сюжетов – бытовой и праздничной жизни кхмеров, сюжеты из жизни императора, а даже магические рисунки драконов и динозавров.

Сегодня на стенах храма остались необъяснимые отверстия – археологи допускают, что это было крепление для бронзовых декораций, который были разграблены после упадка империи.

Трехуровневое устройство храма Ангкор-Ват

Ангкор-Ват – это сложная архитектурная конструкция, создание которой происходило без каких-либо механических приспособлений. Но несмотря на это, кхмерские зодчие сумели построить удивительный сложны комплекс храмовых галерей и численных переходов в несколько этажей.

Первый ярус

Центральными здесь являются 3 галереи идеальной прямоугольной формы. Третья галерея – самая известная, она искусно декорирована великолепными двухметровыми в ширину барельефами, длина которых – больше 700 м.

На первом ярусе находятся внутренние дворики и 2 библиотеки. Павильоны этого яруса соединяются галереями, которые декорированы самыми длинными барельефами в мире, и также орнаментом на карнизе.

В храме на первом ярусе сразу встречаются 1800 танцовщиц-апсар. Композиция барельефов на 1 ярусе – это изображения индуистского эпоса, военные сюжеты тысяч фигур, в том числе и императора Сурьявармана II.

Второй ярус

Перейти на 2 ярус можно по специально сооружённым галереям и по мостикам-переходам. Галереи здесь украшены многочисленными рельефными сюжетами, а мостики размещены на мелких столбиках. Кроме башен на этом ярусе также есть 2 библиотеки.

Третий ярус

Третий корпус считается сердцем Ангкор-Ват – здесь архитектурный ансамбль храма больше всего символически напоминает гору Меру, у которой по легендам 5 небесных пиков. Центральная башня выполняла роль алтаря – главное место поклонения Вишну, чья статуя здесь стояла. На этом ярусе изображены самые сложные по технике выполнения барельефы.

Вся композиция храма-горы выполнена в совершенно точных пропорциях.

Таинственная связь Ангкора со спиралью созвездия Дракона

Древняя столица Ангкор остается не до конца изученной историками и археологами. В 1992 году активно началось исследования британского историка, Джоном Григсби, который нашел связь между планирование города и звездным небом.

Он выдвинул теорию, что храмы в древней столице отображают проекцию млечного пути, а именно моделируют волнистую часть звездной спирали Дракона и часть соседних звездных ансамблей – Северной короны, Данеб, Лебедя, Малой и Большой медведицы.

Кроме непосредственно самого расположения храмов в таком порядки, именно эта часть северного созвездия Дракона отображена на стенах в храме Байона и Пном-Бакенг.

Сравнение планирования городских храмов и части млечного пути очевидны, хотя и не точны. Так, пропорции между храмами напоминают пропорции между звездами, но территория самых храмов нарушает геометрическую картину на небе.

Эту неточность развенчало следующее исследование – при помощи компьютерного проектирования, было подтверждено, что центральные храмы действительно являются зеркальным отображением небес, но только повторяют они звездное небо весеннего равноденствия 10 500 г. до н.э.

Такое исследования подвесило убеждения о активном развитии имперской столицы Ангкор в IX – XIII ст., но главная гипотеза, которая до сих пор остается ниспровергнутой, так это что храмы кхмерской культуры строились на фундаментах более ранних культур.

Стегозавр в Ангкор-Ват. Могли ли видеть кхмеры динозавров?

С начала 1990-х гг. активно ведутся дискуссии о более раннем сооружении столицы Кхмерской империи, но даже они не могут объяснить то, каким образом кхмеры сумели на стенах своего храма изобразить динозавра.


Динозавр на стене Ангкор Ват

В индуистских храмах часто встречаются декорации мифологического периода, где изображен весь животный мир. Но уникальным остается наличие на одном из рельефов храма Ангкор-Ват изображение травоядного динозавра, Стегозавтра, остатки которого датируются 140 млн лет тому назад.

Сакральная нумерология Ангкора

Древняя столица Ангкор притягивает внимание не только историков и археологов, но также астрономов и математиков. Многие считают это место сакральным, из-за постоянного символического повторение чисел 72, 54 и 108 в ландшафте, декорировании и планировании города.

Эти числа — священные в буддийской и индуисткой космологии, поэтому их, или сумму этих чисел можно встретить по всему городу:

  1. Сам город расположен на 72 градуса восточнее от египетской пирамиды Гиза.
  2. За время могущества империи, в городе было построено 72 храма.
  3. По периметру Ангкор-Тхома, исторического центра города стоят огромные скульптуры – 54 Дэва и 54 Асуры.
  4. Храм Байон имеет 54 башни.
  5. В храме Ангкор-Ват есть изображение как 108 наг.
  6. Вокруг центрального святилища Пном-Бакхенг установлено 108 маленьких башен.

Легенды и мифы о храме

Древний город Ангкор притягивает огромное количество интереса. И поскольку информации об этом периоде очень мало, начинают возникать мифы и легенде об реальности этого места.

Кроме значительного числа скептиков, которые не верят в аутентичность архитектуры древнего города, часто поднимаются вопросы о реальном «сокрытии» Ангкоры в XIX ст. французскими натуралистами. Главный вопрос, который вызывает сомнения – что путешественники сами придумали, — ведь XIX в. не особо популярен своим научным подходом.

Очевидно, что Анри Муо ненамеренно, но мифологизировал этот город, придавая ему особой пикантности. Сегодня, например, тяжело проверить были ли там действительно дремлющие джунгли, которые поглотили город.

Последнее, что остается под вопросом – это древность самых барельефов. Техника, по которой выполнены сюжеты – очень искусная, и не все верят, что древние кхмеры могли так точно передавать черты героев на стенах.

Ангкора имеет величественную историю, поэтому некоторые ученые пытаются найти связи кхмерской культуры с предыдущей, более таинственной культурой утраченной Атлантиды.

Существует мнение, что Редьярд Киплинг писал «Книгу джунглей» после посещения этого места. Ангкор-Ват имеет только одну фольклорную историю. Местное население верило, что ночью в одну и ту же башню спускается Богиня-змея, которая превращалась в красавицу и соблазняла короля.

Она считалась талисманом города. А когда на город начинали сыпаться несчастья, считалось, что Богиня-змея переставала приходить. Этим объясняется, почему храм, восьмое чудо света, имеет множество изображенных змей на своих фасадах.

Оформление статьи: Мила Фридан

Видео о храме Ангкор Ват

Видео про храм Ангкор Ват:

Предыдущая фотография Следующая фотография

Поиск авиабилетов в Камбоджу

Абзац истории

Комплекс культовых сооружений Ангкора относится к 10-12 векам, в те годы это был один из крупнейших городов мира, о его храмах знали далеко за пределами империи кхмеров. В 1431 г. войска Сиама практически разрушили город, заставив жителей покинуть его. С тех пор Ангкор и более 100 оставшихся дворцов и храмов таились под сенью буйного тропического леса. Пока в конце 19 столетия французский натуралист Энн Муо не опубликовал ряд работ, посвященных Ангкору. Говорят, что даже Редьярд Киплинг написал свою «Книгу джунглей» о Маугли именно после посещения этого места. В 1992 г. храмовый комплекс был взят под охрану ЮНЕСКО.

Храмы Ангкора

Пном-Бакхенг

Пном-Бакхенг - один из первых храмов, построенных в Ангкоре (9-10 века) - пятиярусное сооружение с кучей башенок. В Ангкоре сохранились и другие древние храмы: Пре-Хан, Преак-Неак-Пеан, Та-Сом (12 век), Бантей-Кдей (вторая половина 12 века).

Ангкор-Тхом

Ангкор-Тхом («большой город») - цитадель города, центральная часть храмового комплекса - окружен рвом шириной 100 м и стеной высотой около 8 м. Построена цитадель была во времена Удаядитьявармана II (11 в.), а после вторжения чамов (1181 г.) была восстановлен королем Джаяварманой VII. В стене Ангкор-Тхома 5 ворот, над которыми возвышаются башни высотой около 23 м, украшенные ликами бодхисатвы. Внутри стен - трехъярусная пирамида Байон, окруженная 54 башнями, руины храма Бафуон, Королевский дворец, храмы Бапхуоп и Пимеанакас («Небесный дворец»), терраса Слонов и терраса Прокаженного короля, а также Ворота Победы и каменные мосты, украшенные изображениями богов.

Высота Слоновой террасы - 350м - именно оттуда кхмерские короли наблюдали церемонии на главной площади Ангкор-Тхома, лежащей перед дворцом.

Древний Ангкор

Храм Байон

Другой величественный памятник - храм Байон (не путать с пирамидой Байон) с гигантскими каменными изваяниями лиц Будды. Это трехуровневое здание с основанием 140 на 160 м находится к юго-востоку от цитадели Ангкор-Тхом. Храм украшают 52 квадратные башни, расположенные на разных уровнях и имеющие разную высоту. На каждой стороне этих башен изображены лица Будды так, что откуда бы пришелец с севера ни посмотрел на это строение, он всегда встретит взгляд Просветленного.

Именно очертания Ангкор-Вата изображены на государственном флаге Камбоджи.

Ангкор-Ват («город-храм», 1112-1152 гг.) - храм и мавзолей короля Сурьявармана II. Комплекс состоит из центральной башни (высота 65 м) и окружающих ее башень, символизирующих пять пиков священной горы Меру. Центральное сооружение храма - многоуровневая конструкция со множеством лестниц и переходов.

Храм окружен рвом шириной 190 м и длиной более 5,5 км, он символизирует океаны мира. Это самая большая культовая постройка в мире, ее площадь около 81 га.

Та Пром - храмы, поглощенные джунглями

Не менее интересен монастырь Пре-Кан с храмами Ник-Пин и Та-Сом (12 в.). Стоит обратить внимание на храм Бантей-Кде, а также практически нетронутый реставраторами уникальный храмовый комплекс Та-Пром. Другие «маст-си»: комплекс культовых бассейнов Пре-Неак-Пеан (конец 12 в.), бассейн Ист-Барей (7 км в длину и 1,8 км в ширину) с островом посередине, храм Баконг (первый пример архитектурного стиля храма-горы в кхмерском искусстве), храм из розового песчаника Бантрей-Срей с фантастическими барельефами.

Ангко́р-Ват - гигантский храмовый комплекс, посвящённый богу Вишну, в Камбодже. Является крупнейшим из когда-либо созданных культовых сооружений и одним из важнейших археологических памятников мира. Построен во времена короля Сурьявармана II (1113-1150).

Ангкор-Ват расположен в 5,5 км к северу от современного города Сиемреап, столицы одноимённой провинции Камбоджи, и представляет собой часть храмового комплекса, сооружённого в районе древней столицы государства кхмеров, города Ангкора. Ангкор занимает площадь в 200 км²; недавние исследования свидетельствуют о том, что его площадь могла составлять около 3 000 км², а население достигало полумиллиона жителей, благодаря чему он был одним из самых крупных человеческих поселений доиндустриальной эпохи.

Он был открыт только в 19 веке французским путешественником Анри Муо. Его изумлённому взгляду предстали множество причудливых строений с проросшими в них деревьями и кустарниками. В настоящее время этот комплекс привлекает множество туристов со всего мира.

Кхмерский буддийский храм 13-го века в Ангкор-Ват, Камбоджа.

Деревья проросли сквозь постройки.

Ангкор-Ват с высоты птичьего полёта. Ясно виден окружающий ров с водой.

Пре Руп, один из многих разрушенных храмов Ангкор-Ват. Он был построен в 961 году, по приказу кхмерского короля Rajendravarman, который был здесь же и похоронен.

Статуя в храме Байон.

Терраса Ангкор-Тхом состоит из статуй слонов.

Причудливые сочетания деревьев и строений, коридоры и лабиринты Байон.

Apsaras, деталь нижнего фронтона. Байон стиль, конец 12 — нач. 13-го века, песчаник.

Терраса прокаженного короля в Ангкор-Тхом.

Бантей Срей (слева): это храм кхмерской архитектуры 10-го века, посвященный индуистскому богу Шиве. Banteay Samre (справа): расположен около 500 м к востоку от восточной Baray, является одним из храмов Ангкора.

Храм Бантей Срей является камбоджийским храмом 10-го века, посвященный индуистскому богу Шиве.

Построенный в конце 12-го века или в начале 13-го века: храм Байон, Ангкор-Тхом.

Сквозь корни и стволы деревьев проступает изображение Будды.

Буддийские монахи перед бассейном, который находится впереди центрального храма Ангкор-Ват.

Два небольших храма, Thommanon и Чао, расположены к востоку от Ангкор-Тхом.

Барельеф на стене в Террасе Прокаженного короля, часть Королевской площади Ангкор-Тхом — Ангкор-Ват.

Храм Та Пром, Ангкор, Камбоджа.

Барельефы и коридоры буддистского храма Ангкор Та Пром. Она восходит к 12-му веку и был построен царем Джаяварман VII, который считается одним из величайших правителей древней кхмерской империи.

Тесные переплетения корней деревьев и камней храма Та Пром.

Головы мифических персонажей расположены над рвом, ведущим к южным воротам Ангкор-Тхом.

Это искусственный остров с буддийским храмом Преа Хан Baray.

Phimeanakas был «построен в конце 10 века, во время правления Rajendravarman (941-968), а затем перестроена Suryavarman II в виде трехуровневой пирамиды, как индуистский храм.

Между Ангкор-Ват и Байон находится храм Пном Bakheng.

Prasat Преа Palilay.

Prasat Сестра Prat представляет собой серию из 12 башен в Ангкор-Тхом.

Вид на руины храма Преа Хан в Ангкор в Камбодже. Преа Хан был построен кхмерским королем Джаяварман VII в конце 12 века, посвящённый его отцу, Dharanindravarman II.

Корни деревьев и храм Та Пром.

Мальчик играет в бассейне перед центральным храмом Ангкор-Ват.

Закат над Ангкор-Ват.

Слева — Та Пром, справа — Ангкор-Ват.

Одно из самых знаменитых мест комплекса — пустой дверной проём в Та Пром.

Наряженная статуя в храме Байон. Здесь монахи разговаривают с духами.

Взгляд сквозь множество дверей храмового комплекса Ангкор-Ват.

Пруд Srah Srang был вырыт в середине 10-го века и лестница, по бокам которой статуи львов.

Храм 12-века посвящён Будде.


Храм Та Пром.

 

 

Это интересно: