→ Развлечения и отдых. Национальный столичный регион

Развлечения и отдых. Национальный столичный регион

Дели - колоритная и впечатляющая метрополия, куда мечтают попасть многие путешественники. Основанное еще 5000 лет назад, это поселение быстро стало центром торговли и начало стремительно развиваться, переходя от одних правителей к другим и получая удивительное наслоение культур и традиций. Сюда приезжают и те, кто интересуется старинными памятниками архитектуры, их в городе более 60 тыс., и те, кому больше по душе колониальные постройки, в этом отношении непревзойденной считается столичная часть Нью-Дели. Кроме того, современный Дели - это научный и культурный центр страны.

Нью-Дели - город многонациональный, как и многие столицы. Местное население исповедует все известные миру религии, поэтому мечети здесь запросто соседствуют с индуистскими храмами, а купола христианских соборов довольно причудливо смотрятся на фоне буддийской стены. С древними памятниками Старого города уместно контрастирует фешенебельный современный Нью-Дели с его торговыми центрами, роскошными особняками, дорогими автомобилями и ресторанами авторской кухни.

Как добраться до Дели

Прямые рейсы в Нью-Дели из Шереметьево ежедневно выполняет «Аэрофлот». Самолет летит 6 часов. Более выгодный вариант - добираться с пересадкой в Шардже, Алма-Ате, Бишкеке или Бахрейне перевозчиками «Эйр Арабиа», «Эйр Астана», «Галф Эйр» или «Пегасус Азия». Минимальное время в пути с остановкой - 9 часов. Цены на странице указаны на март 2019 г.

Из аэропорта в город

Международный аэропорт Индиры Ганди находится в 16 км от центра столицы, добраться до него можно на автобусе, метро, трансфере или такси. В Терминале № 3 аэровокзала находится станция метро, откуда с 5:00 до 23:30 отправляются поезда до ж/д станции «Нью-Дели». Время в пути - 20 минут, интервал движения 10-15 минут.

Самый экономный способ оказаться в городе - автобусы, которые раз в полчаса отправляются от того же Терминала № 3 и следуют до станции у Кашмирских ворот и делового центра Коннот-плейс. В дороге придется провести около часа.

В автобусах есть кондиционеры, но пассажиров обычно много, к тому же движение в столице оживленное, бывают пробки.

Удобнее ехать на такси. Можно заказать машину заранее либо взять на месте в специальной будке, где оператор принимает заказ и оплату, а затем выдает квитанцию с номером машины. Поездка до города стоит 400 INR.

  • Как добраться из аэропорта Дели до главного ж/д вокзала

Поиск авиабилетов в Дели

На автобусе

В Дели прибывают автобусы из Катманду, Читвана (дорога на любом из них займет около 1,5 дней) и практически из любого города Индии.

Автобусы в Индии, даже междугородние, оставляют желать лучшего и обычно куда менее комфортабельны, чем поезда, однако туристам не избежать поездок на них при желании съездить в какой-нибудь из городов, расположенных в горах.

Транспорт

Метро - один из самых удобных, быстрых и дешевых способов перемещения по Дели, в городе уже построено 6 веток, добраться можно практически куда угодно. При покупке билета нужно иметь в виду, что он действителен только для той станции, на которой совершается посадка - если купить сразу два, вернуться по второму возможности не будет.

Можно купить туристическую карточку, позволяющую ездить на метро сколько угодно.

До любой части города можно доехать и на автобусе. Билеты на них дешевле, чем на метро, однако и комфорта меньше - в часы пик по всему городу жуткие пробки, в каждый автобус набиваются толпы людей.

В Дели два вида автобусов - частные и государственные. Последние - красного и зеленого цветов. Летом разница между ними просто огромна, так как в красных установлены кондиционеры.

На остановках нет ни расписаний, ни даже табличек с номерами прибывающих туда автобусов, так что любую информацию можно получить, только спросив у людей. Впрочем, редко когда нужного автобуса приходится ждать дольше 15-20 минут.

Несмотря на пробки, удобнее всего передвигаться по городу на такси. Поездка обходится в 300 INR, оставлять водителю чаевые не принято. Местная альтернатива - моторикша, чуть медленнее, зато с ветерком. Кроме того, в Дели очень популярен двухколесный транспорт: велосипеды и мотобайки. Для велосипедистов условия весьма экстремальные - дорожки есть только в старой части города, к тому же по ним часто ездят автомобили. Но при желании покататься можно, станций аренды достаточно, часто они есть при отелях.

Мотобайки постоянно снуют по городу, поэтому соблазн взять такой транспорт в аренду очень велик. Для тех, кто водит уверенно, байк станет отличным, удобным и маневренным средством передвижения. Но важно учитывать, что движение в городе интенсивное и хаотичное.

Для вождения мопеда нужны права категории А, хотя многие путешественники пренебрегают этим правилом. Не стоит нарушать закон, потому что в случае проверки документов или аварии последствия могут быть серьезными.

Карты Дели

Отели Дели

Дели - большой город, в нем несколько тысяч отелей , гостевых домов и апартаментов. Путешественники стремятся остановиться в центре, ближе к достопримечательностям. Хотя почти в каждом районе можно найти неплохие варианты.

Место в хостеле стоит 500 INR, уютную аутентичную комнату на двоих в гостевом доме сдают за 1000 INR, а отличный номер в отеле 3* обходится в 2500 INR. Если хочется роскоши и королевского обслуживания, можно поселиться в пятизвездочных сетевых или локальных гостиницах за 6000 INR в сутки. Услуги обычно соответствуют выбранной категории, но многие, даже самые простые отели предлагают бесплатный трансфер из аэропорта, это можно уточнить при бронировании.

Что привезти

На любом из многочисленных рынков Дели можно купить все, что угодно. Но чаще всего туристы выбирают одежду: яркие сари, легкие шаровары, тонкие рубашки, кашемировые шали из пашмины, шелковые платья и шелк в отрезе. Высоко ценится раджастанский хлопок, сочный по окраске, с эффектным рисунком, и смесь шелка и хлопка - «химра». Роскошно выглядят ковры ручной работы, расшитые золотом и полудрагоценными камнями. Рукодельницы оценят наборы для вышивки: нити, камни, бисер, блестки, кружева.

В Дели невозможно пройти мимо аюрведических препаратов и масел, косметики и хны, специй и так называемых «масал» (смесей, усиливающих вкус блюд), индийских сладостей, чая и кофе.

Украшением интерьера станут деревянные или каменные фигурки индийских богов, слонов и т. д.

Отличный подарок для близких - ювелирные украшения из качественного серебра или местного ярко-желтого золота, которое, увы, часто содержит примеси. Очень красивы изделия в стиле бидри, так называют узор серебряной проволоки на темном металле. В этой технике делают браслеты, серьги, кулоны, а также декоративную посуду и статуэтки.

Старый город славится своими базарами, самым популярным считается рынок «Чанди Чоук». Он стал еще одним новшеством Шаха Джахана, дочь которого любила делать тут покупки. Пожалуй, истинную индийскую экзотику можно прочувствовать именно здесь: толкотня и шум переплетаются с ароматами индийской кухни, блеском серебра и золота. Раньше рынок разделяли каналы, теперь это лабиринт узких улиц, где продается все, что угодно. Здесь же находится базар «Кинати», где торгуют изделиями из золота и серебра, деревянными сувенирами. Базар «Найа» - рай для любителей специй, по оптовым ценам тут можно купить фрукты и сладости.

Один день в Дели

Кухня и рестораны Дели

Столица всегда была не только центром притяжения жителей других регионов страны, но и точкой пересечения торговых путей, поэтому на ее кухню повлияли и культура разных народов Индии, и иностранные привычки.

Поесть в Дели можно везде: на каждом шагу стоят тележки с уличной едой, домашние кафе и дорогие рестораны. Разбег цен тоже невероятный: от нескольких рупий в закусочной до пары тысяч - в фешенебельном месте. Ужин в ресторане на человека обойдется в 500 INR.

Основа местной кухни - рис, овощи, бобовые, фрукты и молоко. И, конечно, специи. Многие индусы вегетарианцы, но это не значит, что в Дели не едят мяса. Здесь часто встречаются баранина, птица и козлятина. Свинину подают очень редко, а говядину вообще не готовят, так как корова - священное животное индуистов, а свинину не употребляют в пищу мусульмане.

Стоит попробовать плов «бирияни», не слишком острый, приготовленный на топленом масле гхи. Это блюдо готовят с птицей и подают с «райту» - мелко порезанными овощами. Пресный сыр «панир» добавляют практически в каждое блюдо, это своеобразный заменитель мяса. Часто в меню есть густой суп «тукпа», непальское блюдо, которое прочно обосновалось в кафе Дели.

Недорогой и очень популярный перекус - белые лепешки «нан», их готовят в особой печи, а потом наполняют различными начинками. Более диетический вариант «чапати» делают из муки грубого помола.

Лучшие фотографии Дели

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография









H G Я O L

Дейли-Сити - город в штате Калифорния , США . Является крупнейшим городом округа Сан-Матео . Назван в честь бизнесмена и землевладельца Джона Дейли (Дэли).

География

Площадь города составляет 19,849 км². Открытых водных пространств нет. Город граничит с различными неинкорпорированными местностями . Вокруг города имеется несколько сейсмических разломов.

История

Как свидетельствуют археологические находки, данная территория уже к 2700 годам до н. э. была заселена предками индейцев-олони . Несмотря на начало в XVI веке завоевания этих территорий Испанией, вплоть до 1769 года индейцы имели мало контактов с европейцами. В 1776 году здесь была основана испанская католическая миссия, к 1778 году была проложена дорога на Сан-Франциско , тогда же начало развиваться сельское хозяйство. После получения Мексикой независимости от Испании в 1824 году мексиканское правительство предоставляло гражданам страны и переселенцам из США земельные участки для устройства ранчо . После Американо-мексиканской войны территория будущего города оказалась в составе США. К началу 1860-х годов большинство семей покинули свои ранчо из-за неурожая зерновых и картофеля, но несколько оставшихся переключились на разведение крупного рогатого скота и производство масла; во второй половине XIX века поселение стало расти, вдоль прохожившей около него Южно-Тихоокеанской железной дороги стали строиться новые дома и школы. Во время Гражданской войны в США в поселении проходили стычки между сторонниками и противниками рабства.

Ключевым событием в истории Дейли-Сити стало землетрясение в Сан-Франциско 1906 года , когда большое количество беженцев из этого города, потерявших жильё, прибыло на ранчо к югу от города в качестве рабочих, в том числе на крупном ранчо Джона Дейли, построенного ещё в 1853 году. Для многих из них местные землевладельцы выделили земельные участки для строительства домов, жители осели здесь, а вскоре возникла необходимость в городской инфраструктуре. Существовали планы по объединению формировавшегося города с Сан-Франциско, но почти сразу же были отвергнуты. 16 января 1911 года было подано прошение об инкорпорировании фактически уже существовавшего города, и 22 марта того же года она была удовлетворена. Город, однако, оставался небольшим до конца 1940-х годов, когда Генри Делджер основал здесь строительную компанию Westlake .

Население

Согласно данным переписи 2010 года , население Дейли-Сити составляло 101123 человека, при этом по плотности населения город занимал 6-е место в стране среди городов с численностью более 100 тысяч человек. Расовый состав населения города был следующим: азиаты - 55, 6 %, белые - 23,6 %, чернокожие - 3,6 %, уроженцы Гавайев и тихоокеанских островов - 0,8 %, индейцы - 0,4 %, представители других рас - 11,1 %, представители двух и более рас - 4,9 %, латиноамериканцы (любой расы) - 23,7 %. Большая часть населения является потомками филиппинских и китайских иммигрантов.

По данным переписи, в городе было 31090 домохозяйств, из которых 11050 (35,5 %) имели детей в возрасте моложе 18 лет, проживающих в них, 15,883 (51,1 %) были совместно проживающими супружескими парами противоположного пола, 4,667 (15 %) представляли собой женщину-главу семьи без мужа, 2,238 (7,2 %) - мужчину-главу семьи без жены. 1632 домохозяйства являлись не состоящими в браке партнёрствами противоположного пола (5,2 %), 293 - однополыми супружескими парами (0,9 %) или партнёрствами. 5855 домохозяйств (18,8 %) представляли собой одиноких людей, 2136 (6,9 %) - одиноких людей возрастом 65 годами и старше. Средний размер домохозяйства составлял 3,23. Насчитывалось 22788 семей (73,3 % всех домашних хозяйств); средний размер семьи составлял 3,63.

Возрастной состав населения был следующим: 19614 человек (19,4 %) моложе 18 лет, 10506 человек (10,4 %) в возрасте 18-24 лет, 29663 человека (29,3 %) в возрасте 25-44 лет, 27717 человек (27,4 %) в возрасте 45-64 лет и 13623 человека (13,5 %) в возрасте 65 лет и старше. Средний возраст составлял 38,3 года. На каждых 100 женщин приходилось 97,5 мужчин. Для каждых 100 женщин в возрасте 18 лет и старше приходилось 95,3 мужчины.

Основу экономики составляет сфера услуг .

Транспорт

Через город проходят автодороги SR1, SR35 и SR82, а также межштатная магистраль Interstate 280.

Примечания

  1. City of Daly City (неопр.) . Geographic Names Information System . US Geological Survey . Дата обращения 26 июня 2009.
  2. Commission on Disabilities &124; San Mateo Health System (неопр.) . Архивировано 5 июля 2007 года. . Smco-cod.org. Retrieved on 2013-07-21.

Полезная информация для туристов о Дели в Индии - географическое положение, туристическая инфраструктура, карта, архитектурные особенности и достопримечательности.

Дели – не просто столица Индии, но и один из крупнейших и старейших городов мира. Он расположен на севере страны, на берегу реки Джамна (Ямуна). В Дели очень хорошо развита инфраструктура, он является техническим и научным центром страны.

Город был образован еще 5 тысяч лет назад – первые упоминания о нем можно найти еще в эпосе Махабхарата. Тогда он имел название Индрапрастха. Удачное географическое положение Дели позволило ему еще в древние времена стать центром торговли в Азии, так как именно на его территории пересекались многие торговые пути – из Персии, Афганистана, Средней Азии. Поэтому не удивительно, что очень многие правители на протяжении практически всей истории города хотели заполучить его в свои руки. По легенде он 11 раз был разрушен и столько же раз восставал из руин. В свое время Дели находился под властью династий Маурья и Томара, императоров Хумаюна и Акбара, Шах-Джахана и Надир-Шаха.

Город разделен на девять основных округов: Южный, Восточный, Северный, Западный, Юго-Западный, Северо-Западный, Северо-Восточный, Центральный и округ Нью-Дели.

Благодаря такой длинной и богатой на события истории Дели является настоящим раем для любознательного туриста. В нем есть огромное количество религиозных, архитектурных и культурных памятников, которые оставили после себя многочисленные народы, когда-либо населявшие эту территорию.

Одними из наиболее интересных достопримечательностей города считаются Ворота Индии – монумент в память о погибших в англо-афганских войнах индийских солдатах; Красный Форт – огромная крепость, построенная во времена Великих Моголов; самая большая мечеть страны Джама Масджид; удивительной красоты храм Лотоса; Кутб-Минар – храмовый комплекс, который прославился самым высоким в мире минаретом. Кроме этого, в Дели огромное количество храмов, церквей, мечетей, музеев, галерей и университетов.

Дели очень хаотичен, и иностранные посетители Индии часто бывают дезориентированы или разочарованы, попадая в руки неквалифицированного сервиса или мошенников. При этом в городе достаточно квалифицированного сервиса, а полиция принимает серьёзные меры для защиты туристов.

Разительный контраст между узкими улочками Старого Дели и колониальными особняками более современной части города - Нового Дели, непрестанное гудение машин и моторикш, требующих уступить дорогу, невероятного размера очереди у кинотеатров, пряные запахи специй, разносящиеся по улицам из многочисленных кафе, то там, то сям звучащая из репродукторов индийская музыка, толчея на рынках и у вокзалов производят очень сильное впечатление на всякого, кто впервые оказался в Южной Азии.

Ночная активность Дели сосредоточена, главным образом, в пятизвездочных отелях, где есть и очень хорошие рестораны, и бары, и работающие до раннего утра клубы. В Дели, особенно в центре города, никогда не возникнет проблем с поиском ресторана, где можно вкусно и недорого пообедать.

Солнце - источник жизни на планете. Его лучи дарят необходимые свет и тепло. Вместе с тем ультрафиолетовое излучение Солнца губительно для всего живого. Чтобы найти компромисс между полезными и вредными свойствами Солнца, метеорологи рассчитывают индекс ультрафиолетового излучения, который характеризует степень его опасности.

Какое УФ-излучение Солнца бывает

Ультрафиолетовое излучение Солнца имеет широкий диапазон и подразделяется на три области, две из которых достигают Земли.

  • УФ-А. Длинноволновое излучение диапазона

    315–400 нм

    Лучи почти свободно проходят через все атмосферные «заграждения» и доходят до Земли.

  • УФ-B. Средневолновое излучение диапазона

    280–315 нм

    Лучи на 90 % поглощается озоновым слоем, углекислым газом и водяным паром.

  • УФ-C. Коротковолновое излучение диапазона

    100–280 нм

    Самая опасная область. Полностью поглощаются стратосферным озоном, не достигая Земли.

Чем больше в атмосфере озона, облаков и аэрозолей, тем меньше губительное воздействие Солнца. Однако эти спасительные факторы имеют высокую естественную изменчивость. Годовой максимум стратосферного озона приходится на весну, а минимум - на осень. Облачность ― одна из самых непостоянных характеристик погоды. Содержание углекислого газа также все время меняется.

При каких значениях УФ-индекса существует опасность

УФ-индекс дает оценку величины УФ-излучения Солнца на поверхности Земли. Значения УФ-индекса варьируются от безопасного 0 до экстремального 11+.

  • 0 – 2 Низкий
  • 3 – 5 Умеренный
  • 6 – 7 Высокий
  • 8 – 10 Очень высокий
  • 11+ Экстремальный

В средних широтах УФ-индекс приближается к небезопасным значениям (6–7) только при максимальной высоте Солнца над горизонтом (происходит в конце июня - начале июля). На экваторе в течение года УФ-индекс достигает 9...11+ баллов.

Чем полезно Солнце

В малых дозах УФ-радиация Солнца просто необходима. Солнечные лучи синтезируют необходимые для нашего здоровья меланин, серотонин, витамин D, предотвращают рахит.

Меланин создает своеобразный защитный барьер для клеток кожи от вредного воздействия Солнца. Из-за него наша кожа темнеет и становится эластичней.

Гормон счастья серотонин влияет на наше самочувствие: он улучшает настроение и повышает общий жизненный тонус.

Витамин D укрепляет иммунную систему, стабилизирует кровяное давление и выполняет антирахитные функции.

Чем опасно Солнце

Принимая солнечные ванны, важно понимать, что граница между полезным и вредным Солнцем очень тонка. Чрезмерный загар всегда граничит с ожогом. Ультрафиолетовое излучение повреждает ДНК в клетках кожи.

Защитная система организма не может справиться с таким агрессивным воздействием. Это снижает иммунитет, повреждает сетчатку глаз, вызывает старение кожи и может привести к раку.

Ультрафиолет разрушает цепочку ДНК

Как Солнце влияет на людей

Восприимчивость к УФ-излучению зависит от типа кожи. Наиболее чувствительны к Солнцу люди европейской расы - для них защита требуется уже при индексе 3, а опасным считается 6.

В то же время для индонезийцев и афроамериканцев этот порог составляет 6 и 8 соответственно.

Кто больше всего попадает под влияние Солнца

    Люди со светлым

    тоном кожи

    Люди, имеющие много родинок

    Жители средних широт во время отдыха на юге

    Любители зимней

    рыбалки

    Горнолыжники и альпинисты

    Люди, имеющие семейную историю рака кожи

В какую погоду Солнце опаснее

То, что Солнце опасно только в жаркую и ясную погоду - распространенное заблуждение. Обгореть можно и в прохладную облачную погоду.

Облачность, какой бы плотной она ни была, вовсе не сводит количество ультрафиолета к нулю. В средних широтах облачность значительно уменьшает риск обгореть, чего нельзя сказать о традиционных местах пляжного отдыха. Например, в тропиках, если в солнечную погоду можно обгореть за 30 минут, то в облачную - за пару часов.

Как защищаться от Солнца

Для защиты от губительных лучей соблюдайте простые правила:

    Меньше находитесь на Солнце в полуденные часы

    Носите светлую одежду, в том числе широкополые шляпы

    Пользуйтесь защитными кремами

    Надевайте солнцезащитные очки

    На пляже больше находитесь в тени

Какой солнцезащитный крем выбрать

Солнцезащитный крем различается по степени защиты от Солнца и маркируется от 2 до 50+. Цифры означают долю солнечной радиации, которая преодолевает защиту крема и достигает кожи.

Например, при нанесении крема с маркировкой 15, только 1/15 (или 7 %) ультрафиолетовых лучей преодолеют защитную пленку. В случае с кремом 50 - только 1/50, или 2 %, воздействуют на кожный покров.

Солнцезащитный крем создает на теле отражающий слой. Вместе с тем важно понимать, что ни один крем не способен отразить 100 % ультрафиолета.

Для повседневного использования, когда время нахождения под Солнцем не превышает получаса, вполне подойдет крем с защитой 15. Для загара на пляже лучше брать 30 и выше. Однако для светлокожих рекомендуется использовать крем с маркировкой 50+.

Как применять солнцезащитный крем

Крем следует наносить равномерно на всю открытую кожу, в том числе лицо, уши и шею. Если планируете загорать достаточно долго, то крем следует наносить дважды: за 30 минут до выхода и, дополнительно, перед выходом на пляж.

Необходимый объем для нанесения уточняйте в инструкции крема.

Как применять солнцезащитный крем при купании

Солнцезащитный крем следует наносить каждый раз после купания. Вода смывает защитную пленку и, отражая солнечные лучи, увеличивает дозу получаемого ультрафиолета. Таким образом, при купании риск обгорания возрастает. Однако за счет эффекта охлаждения вы можете не почувствовать ожог.

Обильное потоотделение и обтирание полотенцем - также повод, чтобы повторно защитить кожный покров.

Следует помнить, что на пляже, даже под зонтиком, тень не обеспечивает полноценной защиты. Песок, вода и даже трава отражают до 20 % ультрафиолетовых лучей, увеличивая их воздействие на кожу.

Как защищать глаза

Солнечный свет, отражаясь от воды, снега или песка, может вызвать болезненный ожог сетчатки глаз. Для защиты глаз используйте солнечные очки с ультрафиолетовым фильтром.

Опасность для горнолыжников и альпинистов

В горах атмосферный «фильтр» тоньше. На каждые 100 метров высоты УФ-индекс увеличивается на 5 %.

Снег отражает до 85 % ультрафиолетовых лучей. Кроме того, до 80 % отраженного снежным покровом ультрафиолета вновь отражается облаками.

Таким образом, в горах Солнце наиболее опасно. Защищать лицо, нижнюю часть подбородка и уши необходимо даже в облачную погоду.

Как бороться с солнечными ожогами, если вы обгорели

    Обработайте тело влажной губкой, чтобы смочить ожог

    Смажьте обгоревшие участки противоожоговым кремом

    При повышении температуры обратитесь ко врачу, вам могут рекомендовать принять жаропонижающее

    Если ожог сильный (кожа сильно набухает и пузырится), обратитесь за медицинской помощью

Все достопримечательности Дели

Дели султанов

Начните с южной оконечности города, где расположен минарет Кутб-Минар (Qutb Minar) , символ влияния ислама на Индию. Его начал строить первый султан Дели Кутб уд-Дин, но строительство было завершено лишь в 1368 г. 73-метровая башня была возведена в честь завоевания султанами Дели.

Башня состоит из пяти ярусов, каждый из которых представляет собой сужающийся кверху цилиндр с острыми и закругленными ребрами. Ярусы отделяются друг от друга балконами. Вершина башни недосягаема, поскольку к ней ведет узкая лестница, по которой опасно подниматься, поэтому лучшая точка для панорамного обзора города - последний этаж одного из самых высоких современных отелей.

Рядом с минаретом Кутб-Минар расположена разрушенная мечеть Кувват аль-Ислам (Quwwat-ul-Islam-Masjid, что означает «Могущество ислама») . Она была возведена местными индуистскими ремесленниками, поскольку у Кутба не было квалифицированных рабочих-мусульман. Материал взяли из 27 индуистских и джайнских храмов, разрушенных собственными слонами ремесленников. Мечеть, которую вы увидите в результате, - это храмовые столбы, поставленные друг на друга. Скульптуры были замазаны, но индийские резные орнаменты остались. Исламский архитектурный стиль проявляется в пяти арках с характерными заостренными вершинами в молитвенном зале, но даже здесь украшения отличаются натурализмом и выполнены в индийском стиле.



Во внутреннем дворе мечети стоит семиметровая Железная колонна (Iron Pillar) , сохранившаяся с IV в. и принесенная сюда раджпутскими основателями Диллики, но никто не знает откуда. Даже после 1600 лет стояния под муссонными дождями она не покрылась ржавчиной. Считается, что этот памятник Гаруде, птице, служившей богу Вишне средством передвижения (vahana) , обладает особыми свойствами.

Город Моголов


К востоку от Ворот Индии в Нью-Дели на древней насыпи расположен обветшавший форт XVI в. Пурана-Кила (Старый форт) . Сейчас считается, что на том месте, где стоит Пурана Кила, находился первый древний «город» Дели, названный «Индрапрастха» и основанный династией Пандавов из «Махабхараты».

Самым древним зданием периода Моголов в Дели является мечеть Кила-Кухна Масджид (Qila-i-Kuhna-Masjid) с тщательно вырезанным карнизом из изящных стрельчатых арок. Это здание иллюстрирует важный переход от тюркско-афганского стиля к изысканному стилю Моголов, на который повлияло персидское искусство. Мечеть была построена в 1541 г. Шер-шахом. Шер-Мандал (Sher-Mandal) , восьмиугольная башня, расположенная к югу от мечети, служила Шер-шаху дворцом удовольствий, но ей было суждено стать местом смерти его конкурента и преемника, Хумаюна.

После смерти Хумаюна его вдова Хаджи Бегум выстроила в Низамуддине великолепный памятник, гробницу Хумаюна. Позже он вдохновлял архитекторов при сооружении Тадж-Махала. Памятник расположен на поднятой террасе в центре обнесенных стенами лужаек, затененных деревьями, но без воды, когда-то бежавшей по каналам («реки жизни») , или прямоугольных водоемов, которые украшали Тадж-Махал. Выполненная из тонко скомбинированных материалов - красного песчаника и красивого белого мрамора, отделанного серым, гробница Хумаюна имеет свое очарование - место для отдыха и безмятежности. Величественный купол объединяет четыре восьмиугольные камеры над решетчатыми арками террасы. Это первый типичный шедевр архитектуры Моголов. Многочисленные шестиконечные звезды в главных арках - это не еврейские звезды Давида, а эзотерические эмблемы, которые можно увидеть по всей стране.

Возвышающающийся над старым Дели Красный форт (Лал-Кила) был построен Шах-Джаханом, когда он перенес столицу из Агры снова в Дели. Его сооружение было закончено в 1648 г. За валами форта находится цитадель Дели, представляющая собой скорее дворец, большая часть которого отделана белым мрамором, и лишь небольшая - местным красным песчаником. Считается, что над его проектом работал тот же архитектор, который возводил Тадж-Махал.

К югу от форта обратите внимание на монументальных слонов у Ворот Дели. Являясь частью первоначального проекта, они были разрушены императором Аурангзебом, считавшим такие образы идолопоклонством. Вице-король лорд Керзон в 1903 г. установил точные копии этих статуй. Войдите в форт с западной стороны через Лахорские ворота, и вы окажетесь на базарной улице со сводчатой крышей - идея, заимствованная Шах-Джаханом у Багдада. Представьте себе раджпутских принцев, едущих на слонах через галерею к Наубат Кхана (Naubat Khana, Барабанный дом) , где играл императорский оркестр и посетители были обязаны спешиться.

Пройдите, сопровождаемые призраками этой знати и простолюдинов, через Барабанный дом к Диван-и-Ам (Diwan-i-Am, Зал публичных аудиенций) . Здесь, под балдахином с 40 колоннами, император, скрестив ноги, сидел на своем троне - «Месте тени Бога».

В полдень он, окруженный знатью, проводил прием, а простых посетителей провожали во внутренний двор этажом ниже. Осматривая зал, вы наверняка восхититесь мозаичными изображениями птиц и цветов в задней части зала.

Входить в Диван-и-Кхас (Diwan-i-Khas, Зал частных аудиенций) могли только привилегированные лица, по билетам. Он расположен слева, среди апартаментов дворца на реке Джамна. Зал и сейчас очень красив, с резными орнаментами на мраморных колоннах и остроконечных арках, и можно представить себе, насколько он был великолепен до разграбления Надир-шахом в 1739 г. Его персидские отряды вырубали золото из колонн и инкрустации - из потолка, а затем забрали сказочно прекрасный Павлиний трон. Над арками вы увидите надпись:


«Если есть рай на земле,
То он здесь, он здесь, он здесь!»

Еще больший ущерб нанесли форту англичане, отбив его у плохо организованных защитников Бахадур-шаха в конце восстания 1857 г. Целые крылья дворцов с изящными резными стенами сровняли с землей, и на их месте построили уродливые кирпичные бараки. Из апартаментов уцелели лишь немногие, например главный гарем, Ранг-Махал (Rang Mahal, Красивый дворец) . Картины на стенах исчезли, и вода Нахр-и-Бихишт (Райская река) больше не течет во внутреннем дворе, но зеркальная мозаика продолжает украшать потолок и стены шести будуаров, создавая впечатление звездного неба, когда зажигают свечи. Здание, расположенное в южном конце дворцового комплекса, Мумтаз-Махал (Mumtaz Mahal) , являлось частью императорского гарема, а сейчас там находится небольшой музей искусства Моголов.

К северо-западу от Зала частных аудиенций расположена беломраморная Моти Масджид (Moti Masjid, Жемчужная мечеть) - еще один вклад в форт, сделанный Аурангзебом, преемником Шах-Джахана. Каждый вечер звуковое и световое представление в Красном форте рассказывает об ее истории. Подробности можно узнать в индийском бюро по туризму по адресу 88 Janpath.

(Chandni Chowk) , дорога от Лахорских ворот, была раньше улицей, по которой проходили процессии. Сегодня это главный проезд, связывающий базары старого Дели, где продают драгоценности, одежду и традиционные сладости.

Радж Гхат (Raj Ghat), простой мемориал в память о Махатме Ганди, смотрит на реку Джамна. По своему духу он далек от сооружений Моголов, но является неотъемлемой частью старого Дели. На лужайках с деревьями, посаженными членами администрации штата во время посещения мемориала, квадратная мраморная плита отмечает место кремации Ганди. На ней есть надпись - его последние слова: «О Боже». Поблизости знак, на котором начертано самое известное его изречение: «Вспомните лицо самого бедного и самого беспомощного человека, которого вы когда-либо видели, и спросите себя, будет ли шаг, который вы намереваетесь сделать, шагом хотя бы какой-то помощи ему». Есть также музей, где представлены основные моменты жизни Ганди. К северу находится Шанти Вана (Shanti Vana) , где кремировали членов рода Неру.


На обнаженной скале к юго-западу от Красного форта находится другое величественное здание, сооруженное при правлении Шах-Джахана, Джама Масджид (Jama Masjid, Большая пятничная, или Соборная, мечеть) . В жаркие дни утром или поздним вечером ее почти не видно, но в другое время вы увидите три лестницы, ведущие к арочным входам в мечеть.

Внутренний двор площадью 100 м² окружен длинными колоннадами с павильоном в каждом углу. Молитвенный зал оформлен в имперском стиле, с двумя фонарями в форме лотоса на двух столбах у ворот, с изящно выступающими балконами на минаретах и полосами, подчеркивающими форму выпуклых мраморных куполов.

Нью-Дели

Те, кто испытывает ностальгию по Британской империи, пожалуйста, обратите внимание: Клайв-роуд была названа Тиагараджа, Куин-Виктория-роуд стала Раджендра Прасад, а Керзон-роуд - Кастурба Ганди Марг. Хотя статуи английских лидеров также исчезли, британский дух сохраняется в планировке города. Раньше кварталы, где жили британцы, отделялись от индийских кварталов железной дорогой. Так же и новый город, выстроенный для английского правительства Индии, отделен от старого Дели железнодорожной линией, проходящей от Амритсара до Агры. Британская архитектура неоклассицизма здесь смешивается с элементами прошлого - буддизма, индуизма и времен Моголов, а планировка пронизана имперской самоуверенностью. Как сказал однажды посетивший Индию государственный деятель: «Какие из этого получатся роскошные руины!»

Коммерческий центр Нью-Дели - это круглая галерея и шумная кольцевая развязка на площади Коннаут (Connaught Place) . Со своими кинотеатрами, банками, транспортными агентствами, ресторанами и магазинами ремесленных поделок это, кажется, единственное место, чье новое название, Индира-чоук (рынок Индиры) , не пользуется популярностью.


(Jantar Mantar) расположен к югу от площади Коннаут и является, возможно, самым странным памятником в Нью-Дели. Трудно поверить, что эти причудливые формы, лестницы, ведущие в никуда, и окна в стенах без комнат были построены в 1724 г. серьезным ученым, а не в прошлом веке каким-нибудь сумасшедшим архитектором. На самом деле это астрологическая, а точнее, астрономическая, обсерватория раджпутского короля Джай Сингха II из Джайпура. Ее центральная часть представляет собой прямоугольный треугольник, Самрат-Янтра (главный инструмент) , с куполом, действующим как солнечные часы с точностью до половины секунды. В дополнение к этому сооружению он построил еще четыре - в Удджайне, Варанаси, Матхуре и в его родном Джайпуре.

Около Джантар Мантар вы можете наблюдать радостную атмосферу, сопровождающую популярные индуистские ритуалы в Хануман-Мандир (Hanuman Mandir, храм бога обезьян Ханумана) . Хануман - доброе божество, в которое верили до воцарения классического индуизма. Это объясняет, почему никто даже не думает обижать маленьких лангуров (тонкотелых обезьян) и макак, бегающих здесь.


Площадь Коннаут расположена на оси северо-восток - юго-запад, связывающей мечеть Джама Масджид в старом Дели с парламентом Индии, Сансад Бхаван (Sansad Bhavan) . Выполненная по проекту знаменитого Герберта Бейкера, слишком массивная ротонда с колоннами, украшающая здание парламента, выглядит лучше всего при ночном освещении.

Здание резиденции вице-короля, теперь Президентский дом, Раштрапати Бхаван (Rashtrapati Bhavan) , имеет крылья, отходящие от большого серо-синего купола центрального корпуса. Находящиеся на его территории спокойные пруды и сады с лужайками подчеркивают великолепие расцвета Англии. Здание расположено на искусственном холме на проспекте, где проходят торжественные процессии, Радж Патх (Rajpath) , который засажен парковыми растениями. На этом проспекте в День Республики, 26 января, проходят парады. На другом конце Радж Патх находятся Ворота Индии (India Gate) , военный мемориал, созданный по проекту Эдвина Льютенса в стиле триумфальной арки, который отдает дань уважения 90 тысячам солдат индийской армии, погибших в Первой мировой войне.


Рядом с аркой находится купол. Сейчас он пустой, но раньше в нем была установлена гигантская беломраморная статуя английского короля Георга V, которую перенесли на место торжественных приемов по поводу коронации в северной части города.

Музеи Дели

В Национальном музее (National Museum) на Джан Патх (Janpath) , к югу от Радж Патх, содержится несравненное собрание антиквариата, охватывающее 5000 лет индийской истории. Экспонаты собраны со всего субконтинента. Отведите по крайней мере три часа, чтобы воздать должное его сокровищам.

Любители старинных железных дорог получат удовольствие на выставке старинных паровых двигателей в Национальном железнодорожном музее (National Rail Museum) , расположенном на открытом воздухе по соседству с Чанакиапури (Chanakyapuri) , к юго-западу от Радж Патх.

Мемориальный музей Неру (The Nehru Memorial Museum) посвящен независимости и жизни первого премьер-министра Индии. Он расположен на Тин Мурти-роуд (Teen Murti Road) в доме, где до Неру жил главнокомандующий индийской британской армией. (Там размещается планетарий.)

Убедитесь, что водитель такси или рикша привез вас в нужный отель/магазин, так как они частенько пытаются высадить клиентов в тех местах, где им платят комиссию.


Откажитесь от предложений таксистов привезти вас в отель/магазин на их выбор.

Избегайте болтливых молодых людей, которые околачиваются в людных местах и называют себя студентами, желающими попрактиковать свой английский.

Не доверяйте услужливым парням, которые направляют вас в «турагентство» в районе Коннот Плейс (Connaught Place) . В Индии есть только одно государственное агентство, и находится оно по адресу: ул. Джанпатх (Janpath) , 88.

Носите с собой мелкие деньги (около 50 рупий) , так как у водителей в Дели часто нет сдачи.

Игнорируйте зазывал, которые специально пачкают вам обувь, а потом предлагают ее почистить за деньги.

Где остановиться

Советуем заранее заказать отель, так как самые лучшие места мгновенно заполняются, и новые посетители становятся легкой добычей для акул комиссионного бизнеса. Большинство отелей Дели забирают своих постояльцев из аэропорта по предварительной договоренности.


Не забывайте, что шум с улицы может быть нестерпимым - заказывайте тихую комнату и не забудьте беруши. Кроме того, в недорогих отелях сервис может очень сильно отличаться, так что перед вселением осмотрите несколько комнат. Бюджетные заведения Дели, как правило, предлагают жуткие комнаты, грязные ванные и плохое обслуживание. Многие туристы направляются в оживленный Пахаргандж (Paharganj) , район возле вокзала Нью-Дели, где есть самые дешевые общие спальни.

Средняя цена за последнее время выросла, так что проживание в семьях становится привлекательной альтернативой. Подробности узнавайте в India Tourism Delhi или на сайтах www.incredibleindianhomes.com и www.mahindrahomestays.com.



Тем, кто планирует остаться надолго, советуем снять меблированные апартаменты - смотрите объявления в последних выпусках Delhi City Guide, Delhi Diary и местных газетах. Вот еще два хороших сайта: www.speciality-apartments.com и www.delhiescape.net.

Отели Дели с минимальным тарифом 1000 рупий взимают налог 12,5% на люксы и часто - сбор за обслуживание, или чаевые (5-10%) . Цены в этой главе указаны без учета налогов. В большинстве отелей расчетный час - 12.00; вещи обычно можно оставить в камере хранения (иногда за небольшую плату) .

Лучше позвонить или отправить на электронную почту подтверждение вашей брони за сутки до приезда.

Шопинг


Дели - фантастическое место для шопинта, где есть все, от базаров, где много желающих вас облапошить, до дорогих ювелирных бутиков. Тут превосходный выбор различных вещей ручной работы, тканей, одежды, ковров, ювелирных украшений и калейдоскоп сари.

В Дели можно торговаться везде, кроме торговых центров и других магазинов с фиксированными ценами. Многие водители такси и рикши умышленно завлекают вас в магазины, где им платят комиссию, и могут отказаться везти вас в лучшие магазины; так что не слушайте их доводов.

Если вы собираетесь купить что-то в галерее искусств (многие из экспонатов продаются) , посмотрите рекомендации First City и Time Out.

Базары старого Дели - атака на все органы чувств: смесь запахов цветов, мочи, ладана, чая, выхлопных газов и жареного. Рынки переполнены по понедельникам и пятницам и в другие дни после полудня. Советуем приходить сюда в 11.30, когда магазины уже открылись и еще не так много народу.



За изделиями из серебра (есть и золото) отправляйтесь на Dariba Kalan возле Сисганж Гурдвара (Sisganj Gurdwara) . Рядом находится Kinari Bazaar (буквально «базар отделки») , знаменитый своими зари (золототканое полотно) и зардози (вышивка золотом) ; это главное место, где покупают приданое. Рынок Тканей, предлагает ткань и лен рулонами, а электронные гаджеты - специализация рынка Lajpat Rai/ Chrowri Bazaar - оптовый рынок бумаги и открыток. Рядом - Nai Sarak, торгующий оптовыми партиями канцтоваров, книг и сари.

Неподалеку от мечети Фатехпури расположен пахучий до безумия рынок специй с горами молотого алого чили, огненно-желтой куркумы, соленостей, чаем и орехами. Это оптовый рынок, здесь редко продают запакованные специи; за ними отправляйтесь на Roopak в Karoi Bagh.

Книжный рынок Daryaganj на севере от ворот Дели - рай для книжных червей (работает по воскресеньям с полудня) .

Опасности и раздражители

Реклама отеля


Таксисты в международном аэропорту Дели часто выступают в роли зазывал. Эти проныры попытаются убедить вас в том, что ваш отель переполнен, плох, опасен, сгорел или закрылся. Их задача - отвезти вас в тот отель, где они получат комиссию. Некоторые могут любезно отвезти в «турагентство», где его коллега якобы позвонит в отель и подтвердит историю таксиста, а на самом деле будет разговаривать со своим подельником через стенку. Как вариант, водитель может сказать, что заблудился, и остановиться возле турагентства, чтобы узнать дорогу. А агент, в свою очередь, любезно позвонит в отель и выяснит, что ваш номер забронирован дважды и уже занят, и с большим желанием «помочь» направит вас в другой отель, где получит комиссию, а вы переплатите за номер.

Говорите назойливым таксистам, что вы уже оплатили номер и недавно подтвердили приезд, или что вас ожидают родственники или друзья. Если это не подействует на таксиста и он будет слишком навязчив, попросите остановить машину и запишите ее номер. Спокойствия ради желательно за сутки связаться со своим отелем и подтвердить бронь.

Турагентства

Будьте бдительны при выборе агентств, так как часто туристы жалуются на то, что с них взяли слишком много или плохо обслужили. Во избежание неприятностей попросите тех, кто уже бывал в Дели, порекомендовать вам что-нибудь, или возьмите список агентств в India Tourist office (Janpath, 88) . Перед тем, как за что-то платить, подумайте дважды. Выбирайте агентства, входят в Travel Agents Association of India или Indian Association of Tour Operators.

Будьте особенно внимательны при заказе туров вне Дели. Судя по отзывам туристов, очень часто берут деньги, а потом выясняется, что требуется дополнительная плата. Учитывая количество недовольных, однозначно можно прийти к выводу, что лучше не заказывать туры из Кашмира в Дели.

Зазывалы на вокзалах


Самые несносные - на вокзале в Нью-Дели. Тут могут попытаться не пустить вас на второй этаж в International Tourist Bureau и перенаправить в местное (дорогое и часто сомнительное) агентство. Помните, что офис International Tourist Bureau никогда не бывает закрыт и не переехал. Он на своем постоянном месте на 1-м этаже, со стороны Пахарганджа.

Другие мошенники в Дели говорят, что перед использованием ваш билет нужно проверить (за плату) или проштамповать. Третьи убеждают пассажиров, ожидающих в очереди на дополнительные билеты, в том, что проверка статуса их брони стоит денег. Не верьте.

Выход в Интернет

Интернет-кафе в Дели растут как грибы после дождя, и больше всего их на рынке Хан, в Пахаргандже и Коннот Плейс, и в большинстве случае час стоит около 35 рупий, распечатка одной страницы 5 рупий и сканирование/запись на CD 25 рупий. Места, где есть wi-fi, отмечены значком.

СМИ

Чтобы быть в курсе последних событий, покупайте Delhi Diary (10 рупий) . В отличном ежемесячном журнале First City (50 рупий) много интервью и статей на разные темы, от театров до обзора баров, а в Time Out Delhi (40 рупий) - модные события в Дели. Журналы и газеты можно приобрести на лотках и в книжных магазинах.

Телефон и почта

В Дели повсюду есть телефонные будки, откуда можно позвонить по городским, междугородним и международным номерам. DHL (23737587; Mercantile Bldg, первый этаж, Tolstoy Marg; 8.00-20.00 пн-сб) Есть международная авиадоставка. Почта Connaught Place (сектор А; 8.00-20.00 пн-сб) ; Главпочтамт Нью-Дели (23364111; Baba Kharak Singh Marg; 10.00-13.00 и 13.30-16.00 пн-сб) Корреспонденцию до востребования можно получить на главпочтамте; проверьте, чтобы почта направлялась в Главное почтовое отделение GPO, New Delhi - 110001.

Туристическая информация


Остерегайтесь неизвестных турагентств и информационных центров. Не дайте себя одурачить - в Дели только одно официальное агентство, India Tourism Delhi. Зазывалы могут говорить (неправильно), что являются его сотрудниками - не верьте.

Чтобы узнать, где находятся местные турагентства, обратитесь в India Tourism Delhi или позвоните в справочную по номеру 197.

India Tourism Delhi (правительство Индии; 23320008/5; www.incredibleindia.org; Janpath, 88; 9.00-18.00 пн-пт, в сб до 14.00) Здесь вам дадут туристические рекомендации и бесплатную карту Дели и его окрестностей. Здесь есть список рекомендованных агентств и гостиниц типа bed & breakfast. Специальное отделение занимается жалобами туристов.

Транспорт

Дели - крупный международный транспортный узел и центр внутригосударственных автобусных, железнодорожных и авиасообщений. Работу аэропорта Дели может нарушить туман в декабре и январе (часто сбивается график вылетов); не советуем заказывать билеты «впритык» в этот период.

Самолет

Международные и местные перелеты осуществляются из терминала 3. Для уточнения информации звоните в международный аэропорт (124-3376000; www.newdelhiairport.in) . В новом терминале 3 есть 14 комнат ожидания с wi-fi, телевизором, столом и кроватью (315 рупий /час) .

Основную информацию о внутренних авиарейсах ищите в расписании воздушных сообщений в Индии (Excels Timetable of Air Services Within India, 55 рупий) , доступном в любых газетных киосках. При бронировании просите самый прямой маршрут (быстрый) . Обратите внимание, что цены колеблются, и услуги некоторых перевозчиков при онлайн-заказе могут быть заметно дешевле.


Прибытие и вылет внутренних рейсов Регистрация на местные вылеты начинается за час.

Внутренние авиакомпании Офис Air India (3 Safdarjung Airport; 9.30-17.30) находится в Южном Дели. Для подтверждения времени вылета звоните 1407.

Другие местные авиакомпании: Jagson Airlines (23721593; Vandana Bldg, 11 Tolstoy Marg) Kingfisher Airlines (23730238; 42 сектор N, Connaught Place) прибытие международных рейсов В зале прибытия есть круглосуточный обмен валюты, банкомат, заказ такси и прокат автомобилей,стойка с туристической информацией, кафе и книжные магазины. вылет международных рейсов На стойке регистрации не забудьте взять талон, чтобы прикрепить его к багажу (обязательно для прохождения контроля безопасности).

Автобус


Bikaner House (23383469; Pandara Rd) Недалеко от Ворот Индии; хорошая система государственных автобусных сообщений. Это лучшие автобусы, идущие в Джайпур (Super Deluxe/ Volvo 325/625, шесть часов, каждый час), в Удайпур (750,15 часов, раз в день) ; в Аджмер (400, девять часов, трижды в день) и в Джодхпур (500, 11 часов, раз в день) .

Главный автовокзал в Дели, Inter State Bus Terminal (ISBT; 23860290; Kashmiri Gate; круглосуточно) , расположен к северу от железнодорожного вокзала в Старом Дели. Тут есть круглосуточная камера хранения (14 рупий за сумку) . Этот вокзал довольно бессистемный, поэтому приехать нужно хотя бы за полчаса до отправления.

Частные автобусы

Помимо общественных, есть комфортабельные частные автобусы (включая экспрессы) , отправляющиеся из крупных городов, но по другому расписанию (расписание спрашивайте в турагентствах или отелях) . Примеры - маршрут из Дели в Джамму (500 рупий, 15 часов) или в Маклеод Гандж (650 рупий,14 часов) . Фирма Himachal Pradesh Tourism Development Corporation (HPTDC) тоже отправляет автобус в Дхарамсалу из Коннот Плейс. Есть автобусы в Агру, но поездом намного проще и быстрее.

Поезд

Иностранцам проще заказать билеты в International Tourist Bureau (23405156; 1 этаж, ж/д вокзал Нью-Дели; 8.00-20.00 пн-сб, до 14.00 вс) . Не верьте никому, включая носильщиков, что какой-либо рейс перенесен или отменен, и идите прямо на второй этаж главного здания для заказа билетов. При бронировании, если вы платите рупиями, вас, возможно, попросят предъявить чек, подтверждающий обмен валюты (или чек из банкомата) , поэтому на всякий случай держите их при себе. Можно оплатить билет дорожными чеками: в долларах США, евро или фунтах стерлингов, долларами или евро Amex US или чеками Barclays. Сдача выдается в рупиях. Не забудьте паспорт. Прибыв сюда, впишите в форму бронирования свои паспортные данные, затем ждите, когда вас информируют о наличии нужных билетов. Тогда становитесь в очередь к любой другой стойке, чтобы оплатить билет.

В Дели два главных вокзала: в Старом и в Новом Дели, в Пахаргандже; уточните, какая именно станция обслуживает ваше направление (вокзал Нью-Дели находится ближе к Коннот Плейс) . Если вы уезжаете с вокзала Дели, запасите больше времени, так как в Старом Дели часто заторы и очень медленное движение. Еще есть вокзал Низамуддина, к югу от Сандер Нагар, куда приходят и откуда отправляются (чаще в южных направлениях) разные поезда.

Услуги носильщика обойдутся в 30 рупий за сумку.


Перемещение по городу

Система метро в последнее время очень расширилась, появились станции и за городом, что существенно облегчает дорогу к местам, прежде труднодоступным из-за пробок. Большинство достопримечательностей Дели расположены рядом с метро. В местных автобусах жуткие толпы, так что метро, такси и рикши предпочтительнее. Для оплаты носите с собой мелочь.

В аэропорт/из аэропорта

Многие международные рейсы прибывают в ужасно неудобное время, так что стоит забронировать гостиницу заранее и уведомить о времени вашего прибытия. Заказать заранее трансфер из аэропорта обойдется дороже (через турагентство или гостиницу), чем воспользоваться такси, из-за платы за парковку на стоянке аэропорта (от 140 рупий) и платы за вход с человека, который войдет в зал прибытия, чтобы вас встретить (80 рупий) . Иногда встречающих не пускают в здание в целях безопасности, и все они стоят возле выходов 4-6.

Новое высокоскоростное метро Дели - лучшее средство передвижения до/из аэропорта; потом, есть линия метро между ж/д вокзалом Нью-Дели и Дварка, сектор 21, через Shivali Stadium, Dhaula Kuan NH8 (станция Mahipalpur) и Международный вокзал Индиры Ганди (Терминал 3) . Поезда ходят каждые 10 минут с пяти утра до часу ночи.

Комфортабельные автобусы с кондиционерами ходят в аэропорт каждые 40 минут от остановки ISBT, Кашмирские Ворота, через Красный форт, больницу LNJP, вокзал Нью-Дели (выход 2) , Коннот Плейс, улицы Парламент-стрит и Ашока-роуд (50 рупий) . Есть еще несколько маршрутов - один из них через Сакет и Васант Кундж, другой через Хауз Хас и Васант Вихар.

Внутри терминала прилета работает Delhi Traffic Police Prepaid Taxi counter («Стойка предоплаченного такси дорожной полиции Дели»; горячая линия 23010101; www.delhitrafficpolice.nic.in) . Услуга стоит около 310 рупий до Коннот Плейс, плюс 25% с 23.00 до 5.00.

Вам выдадут ваучер с указанным пунктом прибытия. Водитель должен знать его. Не теряйте ваучер,пока не доедете до места - без этого ваучера он не получит деньги.

Можно заказать такси заранее на стойке Megacabs в терминале прилета в международном и местном аэропортах. Такси до центра Дели стоит 600 рупий, но вы доедете в чистой машине с кондиционером, и тут можно расплатиться кредиткой.

Автомобиль

Многие операторы предлагают машины с водителем.Перечисленные ниже компании получают положительные отзывы от клиентов. Есть общий предел расстояния и времени в сутки - 80 км и 8 часов. Все предлагают туры за пределы Дели (включая Раджастхан) , но придется заплатить больше. Цены, указанные здесь, даны для поездок по Дели. Остерегайтесь мошенников, которые представляются работниками компании или утверждают, что ее офис больше не работает.

Kumar Tourist Taxi Service (23415930; [email protected]; 14/1 сектор К, Connaught Place; с кондиционером/без него в день 800/900 рупий; 9.00-21.00) Возле отеля York. Крошечный офис под руководством двух братьев, Битту и Титу. Их цены - одни из самых низких в Дели.

Metropole Tourist Service (24310313; www.metrovista.co.in; 224 Defence Colony Flyover Market; машина без кондиционера в день от 850 рупий; 7.00-19.00) .

Велорикши и велосипед


В некоторых частях Старого Дели до сих пор работают колесные рикши, хотя в Нанди Чоук их запретили, чтобы уменьшить пробки. Будем надеяться, что их не запретят в других районах, так как это очень удобный вид транспорта, водители ловко маневрируют в пробках Старого Дели. Чаевые за такую изнурительную работу только приветствуются.

В Коннот Плейс и Нью-Дели колесные рикши запрещены, но на них можно доехать от Коннота до Пахарганджа (около 30 рупий) .

Самый большой выбор новых и подержанных велосипедов можно найти в Jhandewalan Cycle.

Метро

В Дели замечательно метро, о прибытии/отправлении поездов объявляют на двух языках - хинди и английском. Два вагона предназначены только для женщин - ищите розовый значок на платформе. Поезда могут быть переполнены в часы пик (примерно 9.00-10.00 и 17.00-18.00) .



Жетоны (8-30 рупий) продаются на станциях метро; можно купить однодневный или трехдневный туристический проездной (70/200 рупий) для неограниченных поездок на короткие расстояния; или смарт-карту (50 рупий, при возвращении вам вернут ее стоимость) , которую можно пополнять на сумму от 50 до 800 рупий - экономия 10% по сравнению с покупкой жетонов.

Последние обновления (и схемы) смотрите на www.delhimetrorail.com или звоните 23417910.

Радиотакси


Если у вас есть местный телефон, можно вызвать радиотакси: чистые автомобили с кондиционером и честным счетчиком. Стоимость 20 рупий за км. После звонка оператору вы получите CMC с номером машины, а в следующем сообщении - время подачи такси (заказывайте за 20-30 минут) . Можно заказать онлайн.

Некоторые компании:

  • Easycabs (43434343; www.easycabs.com)
  • Megacabs (41414141; www.megacabs.com)
  • Quickcabs (45333333; www.quickcabs.in)

Такси и авторикши

Во всех такси и авторикш в Дели есть счетчик, но часто он «не работает» или водитель отказывается его включать, чтобы потом содрать побольше. Лучше заранее договориться с таксистом о стоимости поездки; если он отказывается, найдите более сговорчивого. С 23.00 до 5.00 такси и авторикши берут 25% сверху.

 

 

Это интересно: