→ Восемь городских ворот Кёнигсберга. Ворота Калининграда: восемь городских ворот Кенигсберга Вход в ворота кенигсберг был разрешен только

Восемь городских ворот Кёнигсберга. Ворота Калининграда: восемь городских ворот Кенигсберга Вход в ворота кенигсберг был разрешен только

Минувшее воскресенье в Калининграде выдалось теплым и солнечным. По этому поводу я впервые в этом году выпустила из подвального заточения свой велосипед и отправилась на велоэкскурсию по 8 городским воротам Кёнигсберга-Калининграда, которые сохранились до сих пор.

Первый оборонительный обвод Кёнигсберга был построен еще в XVII веке. Тогда были насыпаны валы, возведены ворота и другие укрепительные сооружения. В конце XIX века был создан второй оборонительный обвод, частично повторявший первый. Ну а в XX веке все оборонительные и укрепительные постройки были проданы городу, потеряв свое военное значение.

Свой путь я начала на Верхнем озере (пруд Обертайх) – одном из немногих мест в Калининграде, где есть велодорожки. Объехав озеро по часовой стрелке и пройдя через небольшую дверку, я оказалась перед музеем Янтаря, расположенном в бывшей оборонительной башне «Дона». Кстати, с другой стороны пруда находится башня-близнец «Доны», которая называется «Врангель».

Толстенькая Дона

Рядом с музеем – мой первый пункт назначения: Росгартенские ворота (перекресток улиц Черняховского и Александра Невского). Они уже не выполняют свою функцию, проехать через них нельзя. Но представить их в деле вполне реально. Сейчас в воротах находится рыбный ресторан «Солнечный камень». Раньше там было очень вкусно, сейчас не знаю – проверю при случае.

Росгартенские ворота

Пора двигаться дальше. Мой путь лежит вдоль улицы Литовский вал. И здесь действительно есть вал, насыпанный столетия назад – страшно представить! По пути я встречаю множество старых укрепительных сооружений, которые сейчас используются в самых разных целях.

Заказать гостиницу в Калининграде: http://1kaliningrad.ru/

А вот и вторые ворота – Королевские (перекресток Литовского вала и улицы Гагарина). Свое название они получили в 1811 году, а до этого назвались Гумбинненскими, так как через них вела дорога в Гумбиннен (ныне Гусев). Долгое время Королевские ворота были заброшены и медленно разрушались. Но к 750-летию Кёнигсберга-Калининграда в 2005 году их наконец отреставрировали. Сейчас в воротах размещается филиал Музея мирового океана – «Великое посольство», рассказывающий об истории и развитии города.

Три фигуры наверху – это Оттокар II (чешский король и основатель Кёнигсберга), Фридрих I (король Пруссии) и герцог Альбрехт (последний великий магистр Тевтонского ордена и первый герцог Пруссии). У них были отбиты головы, и восстановление стало целой проблемой из-за отсутствия нужных фотографий. Но все прошло гладко и три короля снова смотрят на свой город.

Я тем временем еду дальше по Литовскому валу, доезжаю до Московского проспекта и вижу Закхаймские ворота. Последние несколько лет в них расположено арт-пространство «Ворота», которое я нежно люблю, поэтому заезжаю туда на чашку кофе. Так как я не взяла замок для велосипеда, мне любезно разрешают поставить его внутри. В «Воротах» работает кафе «Хлеб и Турка», регулярно проходят выставки калининградских и не только художников, фотографов и прочих творческих личностей, а также работает коворкинг «Стол и стул». Очень рекомендую заглянуть!

Кофе выпит, пирожное съедено, время отдыха закончилось, и я продолжаю свой путь – снова по Литовскому валу, который после Московского проспекта становится узким и спокойным. Я двигаюсь в сторону недавно отреставрированной набережной Трибуца, чтобы по ней доехать до моста и перебраться на другую сторону реки Преголя, где расположены следующие трое ворот.

Раньше этот берег Преголи был неухоженным, поросшим ивняком и засыпанным мусором, а теперь здесь приятно прогуляться.

набережная Трибуца

Передо мной вторая калининградская эстакада, которая привела бы меня прямо к Фридландским воротам, но мне кажется, что ехать по ней на велосипеде в ветреную погоду не очень хорошая идея, поэтому я делаю крюк через Октябрьский остров.

По пути вижу Кафедральный собор – один из главных символов города, и проезжаю Рыбную деревню – она была построена в 2005 году, тоже к 750-летнему юбилею города. Кто-то говорит, что это ужасный новодел, а я очень рада, что набережные приобретают новую жизнь.

Фридландские ворота находятся на пересечении проспекта Калинина и улицы Дзержинского. Здесь расположен одноименный музей, экспозиция которого посвящена истории довоенного Кёнигсберга. Названы ворота в честь города Фридланд (ныне Правдинск), а фигура на фасаде – это Зигфрид фон Фейхтванген, основатель замка Мариенбург (сейчас Мальборк, Польша).

Фридландские ворота

Дальше я еду в сторону единственных ворот, до сих пор выполняющих свою воротную функцию. Это ворота Бранденбургские, они расположены в противоположном конце проспекта Калинина на месте, где улица Багратиона превращается в улицу Суворова. Кстати, вы знали, что отец полководца Александра Суворова, Василий Суворов 2 года был генерал-губернатором Восточной Пруссии? А вот!

Названы Бранденбургские ворота не в честь того Бранденбурга, что земля в Германии, а в честь Бранденбургского замка (ныне поселка Ушаково). Мне очень нравится, как выглядят эти ворота – почти как пряничный домик 🙂

Следующие в моем списке ворота Фридрихсбургские (улица Портовая). Когда-то это была целая крепость, которой Петр I, прибывший в Кёнигсберг с Великим посольством, очень вдохновился. По примеру Фридрихсбурга, охранявшего речной вход в город, был построен Кронштадт.

Фридрихсбургские ворота

Крепость снесли еще в 1910 году, потому что она утратила свое значение. А ворота сохранились, во Вторую мировую войну были повреждены и, как и Королевские ворота, долго были никому не нужны. Но в начале 2000-х годов власти взялись за их реставрацию и в 2010 году (если не ошибаюсь) здесь открылся еще один филиал Музея мирового океана. Сам музей, кстати, находится прямо через реку. Я не была здесь с момента открытия и приятно удивилась, увидев, как изменилась территория.

Этот музей солидно называется Историко-культурный центр «Корабельное воскресение» и посвящен истории кораблестроения. А еще здесь живет Кёнигсбергский кот – по-моему, это очень важный факт!

Тем временем в моей программе осталось всего 2 пункта. Чтобы поставить галочки напротив них, нужно вновь перебраться через Преголю. На этот раз мне достался самый интересный мост Калининграда – двухъярусный. По верхнему ярусу проезжают поезда, а по нижнему двигаются машины и пешеходы. Это разводной мост: его средний пролёт поднимается. Мне довелось увидеть развод этого моста всего один раз в жизни. Может быть, вам повезет больше?

Последние ворота из тех восьми, что сохранились в Калининграде, – Аусфальские и Железнодорожные, находятся недалеко друг от друга на территории Парка Победы, рядом с памятником 1200 гвардейцам – мемориалом и братской могилой воинов, погибших при штурме Кёнигсберга.

Железнодорожные ворота располагаются под Гвардейским проспектом. Сначала я проехала прямо по ним, а потом спустилась по лесенке вниз. Эти ворота в какой-то мере сохранили свои функции: через них ведет пешеходная дорожка. Раньше через них пролегал железнодорожный путь в Пиллау (сейчас Балтийск), отсюда и название. Сейчас Железнодорожные ворота реставрируются, говорят, в них поместят музейную экспозицию.

Аусфальские ворота находятся на пересечении Гвардейского проспекта и улицы Горной. Признать в них ворота очень сложно. С самого начала они были врезаны в вал, находились ниже уровня земли и пропускали только пешеходов. А в XX веке проход через них был закрыт и в воротах разместился пункт управления военными частями. Сейчас на Аусфальских воротах построена православная часовня.

Моя маленькая экскурсия окончена – получилось 16 километров. Я еду домой, а вы можете перейти улицу Горную, посидеть на лавочке у Астрономического бастиона, посмотреть на памятник героям Первой мировой войны и пойти по Гвардейскому проспекту до площади Победы, где вы уже точно не потеряетесь.

20 статей про Калининград:

1.
2. Продолжаем прогулки по Калининграду: восемь ворот Кёнигсберга

Оставив позади Железнодорожные ворота, я вышел на ул. Генерала Буткова (бывш. Ausfalltor Straße), а затем на Гвардейский проспект (ранее Deutschordenring). Мой дальнейший путь лежал в направлении автомобильного и железнодорожного моста через реку Преголя.

Через пару сотен метров передо мной возникла огромная громада двухъярусного моста, а чуть правее проглядывалось здание бывшей станции Holländerbaum, сохранившейся до наших дней. Сейчас в этом здании расположилась Калининградская областная таможня.


Но, прежде чем вступить на мост, я решил подойти к краю набережной, чтобы полюбоваться видом реки Преголя, все еще скованной льдом, и припорошенной блестящим на солнце снегом.

Была довольно ясная погода и противоположный берег хорошо просматривался. Там, гордо возвышаясь над невысокими складскими постройками, виднелись мощные башни Фридрихсбургских ворот. Именно эти ворота и являются следующей остановочной точкой нашего путешествия.


Сделав несколько кадров, видневшихся на противоположном берегу, ворот, я направился к громыхающему двухъярусному мосту (бывш. Reichsbahnbrucke). Оригинальный мост был взорван отступающими немцами в 1945 году, но уже в 1959-60 гг. мост был полностью восстановлен и перестроен. Уникальный механизм, разворачивающий 1000-тонную махину всего за 2.5 минуты, был безвозвратно уничтожен, поэтому современный мост приобрел новый, уже вертикальный, разводной механизм, исправно работающий и по сей день.


Стоит заметить, что здесь, недалеко от моста, на пересечении ул. Генерала Буткова (бывш. Ausfalltor Straße) и набережной Маршала Баграмяна (бывш. Holländerbaum Straße), ранее находились еще одни ворота – Холлэндербаумские, которые были снесены в начале XX века.

Перейдя мост, заворачиваем налево на ул. Портовую (бывш. Friedrichsburger Straße), где, среди многочисленных складов и автоцентров, расположены, интересующие нас, Фридрихсбургские ворота (нем. Friedrichsburg Tor ). Забегая вперед, скажу, что данные ворота не имеют отношения к городским воротам Кёнигсберга, так как они вели не в город, а в небольшой форт, но, тем не менее, они по-своему красивы и интересны.


Давным-давно, в 1657 году, на левом берегу Прегеля, для защиты Кёнигсберга со стороны моря, а также контроля водного пути к крепости Пиллау, по приказу курфюрста бранденбургского Фридриха Вильгельма, была заложена крепость Фридрихсбург, а одноименные ворота, построенные несколько позже, выполняли пропускную функцию через защитный вал крепости.



Проект крепости был разработан прусским инженером и математиком Христианом Оттером (1598-1660). Ему принадлежит изобретение голландской системы постройки крепостей, которую он успешно применил и при строительстве крепости Фридрихсбург, окружив ее широким, заполненным водой рвом. Строительством крепости руководил Георг Нойманн. Первым же комендантом крепости Фридрихсбург был назначен голландский инженер-полковник Герхард фон Бельгульм.



По форме небольшая крепость напоминала правильный квадрат, с четырех сторон защищенная земляными бастионами. Внутри крепости располагались казармы, тюрьма, продовольственные и оружейные склады, таможенная служба и небольшая кирха. В 1858 году модернизированная крепость, получившая статус форта, вошла в состав Второго вального укрепления. Тогда же, по проекту Фридриха Августа Штюлера, со стороны города, к форту были пристроены кирпичные Фридрихсбургские ворота.


Ворота, поражающие своей тяжеловесностью, были построены из обожжённого клинкерного кирпича в стиле Тюдор – английском течении неоготики. Своды сквозного проезда выполнены в традиционном бочарном стиле, а казематов, расположенных по бокам ворот, в крестовом.

Если внимательно приглядеться к воротам, то мы увидим, что стены, а также сложные архитектурные украшения над въездной аркой выполнены из кирпича различного цвета и формы, что говорит о высоком мастерстве строителей XIX века. На лицевом фасаде ворот до наших дней сохранилась черная готическая надпись «Friedrichsburg» и горельеф прусского орла.

Слева и справа от арочного прохода расположены массивные круглые башни, украшенные декоративными зубцами. Необычны и интересны названия башен: "Рубин", "Жемчуг", "Алмаз" и "Смарагд (Изумруд)". Каждая башня имеет шесть круглых и четыре стрельчатых окна - бойниц.

23 августа 1910 года форт перестал быть военным объектом, и был передан управлению Имперской железной дороги, а через 10 лет бастионы были полностью разобраны, а рвы засыпаны, чтобы освободить место под железнодорожные пути товарной станции и не мешать строительству железнодорожного моста.


После Великой Отечественной войны ворота были сильно повреждены и находились под угрозой сноса, однако в 1960 году они все же получили статус Памятника архитектуры, но это не спасало их от дальнейшего разрушения и бесхозности.


И вот, совсем недавно, наконец-то, наступил светлый период в послевоенной истории ворот. Разрушающиеся ворота взял под свое крыло Музей Мирового океана. По ФЦП «Культура» было выделено более 20 млн. рублей на реставрацию и придание воротам изначального архитектурного образа. Сложность заключается в том, что для реставрации ворот требуется особый кирпич, закупаемый в Латвии, а уже на месте из него вырезаются нужные фигурные элементы.

Директор компании ООО «Азимут-строй», выполняющей реставрацию ворот, Александр Фещенко говорит, что, в сравнении с Королевскими воротами, здесь дела обстоят намного сложнее, так как для многочисленных элементов требуется 46 видов разных кирпичей.


По завершению всех работ, ворота примут долгожданных гостей уже в статусе филиала Музея Мирового океана. Планируется, что музейные площади будут посвящены истории кораблестроения, будет открыт центр реставрации подводных археологических находок, площадь перед воротами будет украшена красивым фонтаном, а также в планах открытие миникафе.

В заключение рассказа о Фридрихсбургских воротах, я хочу отметить еще один интересный исторический факт. В 1697 году крепость Фридрихсбург, с целью обучения артиллерийским навыкам, посетил Петр I.

Бранденбургский полковник фон Штернфельд, выступивший в роли учителя, дал высокую оценку своему ученику. По возвращении в Москву Петр I получил аттестат, в котором говорилось: «Петра Михайлова признавать и почитать за совершенного в метании бомб, осторожного и искусного огнестрельного художника »


Последний раз оглядев взглядом запорошенные снегом ворота, между башен которых проглядывали лучики зимнего солнца, я направился дальше по ул. Портовой и, вскоре, завернул на ул. Серпуховскую (бывш. Knochen Straße), которая в свою очередь вывела меня на ул. Багратиона (бывш. Alter Garten Straße).

На этой улице расположены следующие ворота на нашем маршруте – Бранденбургские (нем. Brandenburg Tor ) – единственные из семи сохранившихся городских ворот Кёнигсберга, которые выполняют свою транспортную функцию и по сей день.


Название ворот происходит от орденского замка Бранденбург на реке Фришинг, руины которого до сих пор сохранились в современном пос. Ушаково Багратионовского района. Именно через эти ворота и шла брусчатая дорога из Кёнигсберга в сторону замка Бранденбург.


Датой постройки значится 1860 год. Автором проекта фасада Бранденбургских ворот, как и Фридрихсбургских, является талантливый военный инженер Фридрих Август Штюлер. Ворота вошли в состав Второго вального укрепления и служили для пропуска пешеходов и транспорта через земляной вал у бастиона Бранденбург.


Данные ворота, выполненные в неоготическом стиле, в архитектурном плане чуть более легковесны, в сравнении с остальными городскими воротами. По обеим сторонам от двух симметричных арочных проема для проезда, находятся небольшие казематы с амбразурами. Раньше эти помещения служили для охраны и таможенной службы, а сейчас в них расположился известный в городе магазин «Рамки и рамочки».

Стены казематов выполнены из клинкерного кирпича; цоколь облицован гранитными плитами в технике квадр, а фасады декорированы резным камнем и мелкой пластикой.


Над двумя лучковыми арками ворота украшены очень красивыми «вимпергами» - римскими фронтонами с гранеными башенками - «фиалами».


Фронтоны по краям украшены стилизованными цветками из песчаника - «крабами», а навершия - «крестоцветами». Полубашенки соединены между собой зубчатыми парапетами.

«Тимпаны» (поля фронтонов) декорированы со стороны города горельефами, с другой стороны - гербами. Автор скульптурной пластики - Вильгельм Людвиг Штюрмер.


Горельефы ворот изображают портреты военных генералов, союзников России в борьбе с наполеоновской Францией: военного инженера Германа фон Бойена (слева) и генерал-лейтенанта Эрнста Людвига фон Астера (справа).

Герман фон Бойен родился в городе Кройцбург (современный пос. Енино Багратионовского района) и известен тем, что принимал активное участие в войнах с Наполеоном, сражался в битвах под Лейпцигом, Лионом и Парижем. При его участии в Пруссии была введена система воинской повинности. На месте его родового имения до сих пор находится забытый и полуразрушенный памятник этому выдающемуся человеку...

Второй горельеф принадлежит Эрнсту Людвигу фон Астеру, также активному участнику сражений с наполеоновской Францией. Однако наибольшую известность ему принесла работа над проектом крепостных сооружений Второго вального укрепления.


Во время Второй мировой войны Бранденбургские ворота пострадали, относительно, не сильно. В поствоенное время использовались, как склад и пребывали в общем запущении. И только лишь в 1960 году, постановлением Совета Министров РСФСР, Бранденбургские ворота были объявлены памятником градостроительства и архитектуры республиканского значения...


Яркое, но все еще холодное февральское солнце подсвечивало старинные стены ворот - безмолвных свидетелей богатой истории Кёнигсберга. Устремленные ввысь фронтоны красиво смотрелись на фоне голубого неба, наверное, также, как и полтора века назад, приковывая взгляд случайного прохожего.


Хотелось бесконечно долго смотреть на ворота и вереницу машин, проезжающих через них, но мой путь лежал дальше - в сторону Южного вокзала, где в сотне метров от ворот, на участке старинной стены расположены памятные горельефы, информирующие нас, что здесь в XIX веке были упокоены профессора - ректоры Кёнигсбергского университета «Альбертина».


Это философ Кристиан Якоб Краус (1753-1807) (нем. Christian Jacob Kraus), анатом и физиолог Карл Фридрих Бурдах (1776-1847) (нем. Karl Friedrich Burdach), именем которого назван нервный пучок в задних столбах спинного мозга, обеспечивающий осязание и глубокую чувствительность нижних конечностей и нижних отделов туловища и филолог Людвикас Реза (1776-1840) (нем. Liudvikas Gediminas Rėza).

Кстати, на горельефе известнейшего литовского поэта допущена непростительная ошибка в имени (ЛюдвиГас вместо ЛюдвиКас), но пускай это будет на совести автора данного памятного знака. Еще добавлю, что в Калининграде в 2000 году, в сквере литовских городов-побратимов на пересечении ул. Каштановая аллея и пр. Победы, торжественно был открыт памятник Людвикасу Резе скульптора А. Сакалаускаса.


А я тем временем, минуя красивое здание Южного вокзала, вышел на проспект Калинина и направился к следующим воротам на нашем маршруте - Фридландским. Также в третьей части я познакомлю вас еще с одними городскими воротами Кёнигсберга - Закхаймскими.

Продолжение следует...

Центр Калининграда окружен восемью воротами, которых ранее было даже десять. Каждые ворота имеют свою историю, свой характер и свои секреты. Их обязательно нужно увидеть своими глазами!

Аусфальские ворота

Аусфальские ворота (от немецкого Ausfalstor – ворота для вылазок) одни из наиболее простых и наиболее перестроенных ворот Кенигсберга. Первые ворота возведены в 17-м веке, в 19-м веке они использовались исключительно для пропуска пешеходов, а сейчас ворота и вовсе заложены.

Расположение: юго-западный угол перекрестка пр-та Гвардейского и ул. Горной.

Что интересного: сверху на покрытии Аусфальских ворот построена православная часовенка.

Бранденбургские ворота

Бранденбургские ворота – это единственные доныне используемые ворота города. Построены они в 1657 году, а в 1843 году практически полностью переделаны заново на прежнем месте. Их стиль отличается от всех остальных ворот города выдающимися треугольными фронтонами. Ворота имеют два проезда по дороге, крытой брусчаткой и трамвайные пути.

Расположение: в конце ул. Багратиона на переходе в ул. Суворова (Берлинская).

Что интересного: боковые части ворот были пешими, а ныне замурованы.

Железнодорожные ворота

Железнодорожные ворота – довольно лаконичные кирпичные ворота, через которые есть пеший проход. В былые времена по ним проходил ж/д путь до современного Балтийска. Рельсы есть и ныне, но движения поездов нет.

Расположение: под проезжей частью пр-та Гвардейского.

Что интересного: на строении можно найти дату постройки 1866-1869 годы.

Закхаймские ворота

Закхаймские ворота впечатляют мощными полыми изнутри башнями. Ворота датируются 17-м веком, но нынешнее строение возведено в середине 19-го века. В 20-м веке казематы были частично снесены для пристройки жилых домов.

Расположение: на пересечении просп. Московского и Литовского вала.

Что интересного: сейчас Бранденбургские ворота используются для культмассовых мероприятий на базе арт-платформы «Ворота».

Королевские ворота

Королевские ворота – это весьма массивное, законченное и не обремененное второстепенными постройками сооружение. Изначально это были Кальтхофские ворота, затем Гумбинненские, а в 1811 переименованы в Королевские. Как и все ворота Кенигсберга, сооружение претерпело немало перестроек.

Расположение: на пересечении ул. Фрунзе и Литовского вала.

Что интересного: столь могучие ворота успели побывать складом, магазином и кафе, но теперь здесь музей Мирового океана с образцами янтаря со всего мира.

Росгартенские ворота

Росгартенские ворота имеют главный проем и шесть казематов – по три с каждой стороны проема. Казематы с внешней стороны представляют собой амбразуру для стрельбы, а с внутренней — окна. Примечательно, что внешняя сторона ворот не имеет никакой отделки.

Расположение: на пересечении ул. Черняховского и А. Невского.

Что интересного: сейчас в воротах работает кафе, а казематы играют роль гардероба, подсобок и кухни.

Фридландские ворота

Фридландские ворота берут свое имя от города Фридланд (ныне Правдинск). Два главных проезда заложены, со стороны города нет стены и средней части. Известно, что первые Фридландские ворота 17 века находились несколько в другом месте. На нынешнем месте ворота возвели в примерно 1857-1862 году.

Расположение: перекресток пр-та Калинина и ул. Дзержинского.

Что интересного: в 80-е годы в воротах были найдены предметы старины, которые теперь можно посмотреть в действующем музее.

Фридрихсбургские ворота

Фридрихсбургские ворота – это остаток от крепости-бастиона под названием Фридрихсбург. Ворота и сейчас по виду напоминают средневековое здание – четыре округлые башни, готические фальш-окна и парапеты в виде зубцов.

Былая крепость возведена в 1657 году по указу великого курфюртиста Фридриха Вильгельма. Сами ворота были надстроены уже в 1852 году по чертежам Ф.А. Штюлера.

Расположение: ул. Портовая, 39.

Что интересного: в 1697 году крепость почтил визитом Петр I для изучения бомбардирского дела.

Посетив 8 удивительных ворот Кенигсберга, вы откроете для себя, что в воротах можно кушать, культурно проводить время и даже молиться.

Узнать подробности об экскурсии и оставить заявку:

Как мы экономим на отелях до 25%?

Все очень просто – мы используем специальный поисковик RoomGuru по 70 сервисам бронирования отелей и квартир с наилучшей ценой.

Бонус на аренду квартир 2100 рублей

Вместо отелей можно забронировать квартиру (дешевле в среднем в 1,5-2 раза) на AirBnB.com , очень удобный всемирный и известный сервис аренды квартир с бонусом 2100 рублей при регистрации

Исторический центр окружают восемь ворот — изначально их было десять, но люди и время пощадили не все сооружения. Городские ворота Калининграда были возведены в XIX веке, как часть Второго вального оборонительного обвода, опоясывающий город в виде кольца. Кроме ворот он включает в себя башни, бастионы, редуты и оборонительную казарму «Кронпринц».

Второй вальный оборонительный обвод — это фортификационные сооружения, которые вместе с , названной «Ночной периной Кенигсберга» образуют город-крепость.

Бранденбургские ворота Калининграда

Фридрихсбургские ворота не являются городскими воротами, они являлись частью крепости Фридрихсбург, которая была снесена в начале XX века. По архитектуре они схожи с городскими воротами Кенигсберга и так же построены в неоготическом стиле из обожженного фигурного кирпича.

В ходе строительных работ была учтена не только защитная функция, но и эстетика этих построек — все они выполнены из красного кирпича в неоготическом стиле и очень похожи на средневековые рыцарские замки. Их исторический облик был сохранен и в ходе реставрационных работ.

Каждое из восьми строений по-своему уникально и имеет свою историю, в некоторых из них расположены . Посетив величественные ворота Кенигсберга, можно посидеть в уютных кафе, побывать на музейных выставках и по-настоящему проникнуться духом истории этого прекрасного древнего города.

Карта ворот


Сайт музея : http://fvmuseum.ru Адрес: ул. Дзержинского, дом 30. Часы работы: ежедневно с 10.00 до 18.00, первая пятница месяца – санитарный день. Стоимость билета: 200 руб., студенты, школьники, пенсионеры — 100 руб., от 5 до 7 лет — 50 руб., семейный билет — 400 руб.

Фридландские ворота расположены на окраине исторического центра Калининграда, именно с них начинается знакомство гостей города с достопримечательностями. Они выполнены из красного кирпича в неоготическом стиле. Ворота имеют два больших портала и пять контрфорсов, которыми разделен фасад сооружения.


В начале XX века Фридландские ворота Калининграда должны были снести, но их передали в собственность муниципалитета — это и спасло их от уничтожения. Ворота были сохранены в качестве архитектурного памятника. В период между Первой и Второй мировыми войнами сооружение было закрыто для движения транспорта и выполняло функцию входа в парк.

В годы Второй мировой войны Фридландским воротам снова вернули статус военного объекта. Нужно сказать, что при военных действиях в Кенигсберге в 1945 году строение осталось практически нетронутым, чего нельзя сказать о послевоенном времени. В советские годы Фридландские ворота пустовали, уникальный красный кирпич на много слоев покрывался известкой, на крыше росла трава и даже деревья, а фасад медленно разрушался. Их удалось восстановить лишь в конце 80-х годов XX века на средства, собранные неравнодушными горожанами.

Сегодня

На этом месте располагается музей «Фридландские ворота» . В составе музея — коллекции оружия XIX-XX веков, старинная посуда, различные ремесленные инструменты и многое другое. Постоянные экспозиции: «Рыцарский зал», «Цивилизация начинается с канализации», «С верой в сердце», «Эхо войны».

Экспозиция «Эхо войны»

Стоимость билета : 50 руб., школьникам, студентам, пенсионерам — 30 руб. Часы работы: ежедневно с 11.00 до 17.30. Первая пятница месяца – санитарный день. Посещение объекта по сеансам (в начале каждого часа).

В подземном бункере, который население Кенигсберга использовало, как бомбоубежище во время войны, создана постоянная экспозиция «Эхо войны». Здесь нет никаких предметов, кроме фотографий на стенах разрушенного Кенигсберга. Только атмосфера тесного пространства, а также звуковые и световые эффекты: вой сирены, пикирующих бомбардировщиков и разрывающихся снарядов на фоне мигающего и выключающегося света.

«Эхо войны» — позволяет немного представить, что чувствовали мирные жители во время Второй мировой войны.


Через Бранденбургские ворота Калининграда, в отличие от остальных ворот, до сих пор организовано движение автомобильного транспорта, также здесь проложена трамвайная линия. Через боковые части ворот раньше могли ходить пешеходы, но сегодня они замурованы кладкой.

У этой массивной и величественной старинной постройки из красного кирпича есть два проезда. Изначально здесь находились помещения для караульных, оружейные склады и различные подсобные помещения. Однако в ходе реставрации 1843 года здание было практически полностью изменено — появились фронтоны с острыми вершинами и крестообразными цветами из песчаника, были установлены скульптуры прусских военачальников.


Некоторые туристы, находясь под впечатлением от красоты этого исторического строения, сравнивают его с фольклорным «пряничным домиком».

Сегодня

Бранденбургские ворота полностью восстановлены и имеют статус государственного памятника истории и архитектуры. Здесь находится бесплатный музей марципана от компании «Поматти» — производителя марципанов и шоколада. Рядом с музеем находятся магазин «Поматти» и кафе.

Фридрихсбургские ворота


Фридрихсбургские ворота — это все, что осталось от некогда величественной крепости Фридрихсбург. Они и сейчас напоминают замок средневекового рыцаря — четыре башни по углам, парапеты-зубцы и готические ложные окна.

Именно здесь проходил обучение артиллерийскому делу великий Петр I, а чертежи этой постройки легли в основу Петропавловской крепости. Интересный факт — бастионы по углам когда-то существовавшего форта имели очень необычные названия — Изумруд, Рубин, Алмаз, Жемчуг.

Форт Фридрихсбург был возведен в 1657 году, а ворота пристроены к нему лишь два столетия спустя — в 1852 году. Цитадель снесли после Первой Мировой войны, ворота остались. Они очень схожи с другими городскими воротами Кенигсберга.

Сегодня

Фридрихсбургские ворота представляют собой филиал Музея Мирового океана — историко-культурный центр Корабельное воскресение . Здесь можно познакомиться с историей кораблестроения и корабельного дела. На базе учреждения создана Школа навигационных наук — уроки в ней доступны любым желающим.

Кроме того, можно посетить и кабинет Петра Великого. Открытая территория музея представляет посетителям экспозицию традиционных плавательных средств различных народов мира — Лодейный двор.

Железнодорожные ворота построены в 60-х годах XIX века. Они имеют два пролета-свода со стрельчатыми вершинами. По бокам от них находятся казематированные помещения с амбразурами, а на внешней стороне — караульное помещение.

Примечательно то, что сегодня над этими воротами находится проезжая часть, а сами они выполняют функцию входа в парк. Железнодорожные ворота больше напоминают короткий тоннель, через который раньше были проложены железнодорожные пути, ведущий в современный Балтийск. Движение давно прекращено, а рельсы убрали.

Железнодорожные ворота с 2007 года являются частью городского историко-художественного комплекса. Планируется восстановление постройки и размещение в ней музейных экспозиций. Железнодорожные ворота находятся в 240 метрах от Аусфальских ворот.

Сегодня

Сейчас в Железнодорожных воротах находится Калининградский Планетарий им. Бесселя.

Адрес: Гвардейский просп., дом 22А

Аусфальские ворота изначально не предназначались для движения транспорта, поэтому их внешнее оформление гораздо скромнее остальных ворот Калининграда. Их называют самые незаметными воротами Калининграда.

Ворота имеют всего один проезд и выполнены целиком в готическом стиле из кирпича. Фасад со стороны города был уничтожен, а рисунки и фотоснимки, если они и были, вряд ли сохранились, поэтому о том, как он выглядел, сейчас уже ничего не известно. Над проездом находится боевая платформа и парапет с зубцами.

В начале XX века Аусфальские ворота перешли в собственность муниципалитета, и проезд был замурован. Строение активно эксплуатировалось в 1939-1945 гг. — тогда здесь располагался пункт управления частями. После войны здесь находился склад, а в годы СССР — бомбоубежище. Еще через некоторое время здесь были очистные сооружения. В начале 90-х в этом месте была построена небольшая часовня, действующая и по сей день.

Сегодня

На территории Аусфальских ворот расположена Георгиевская часовня . Рядом находятся пруд и Парк Победы.

Сайт ресторана: sun-stone.ru Адрес: площадь Маршала Василевского, дом 3А

Росгартенские ворота расположены на перекрестке улиц Александра Невского и Черняховского, недалеко от площади маршала Василевского. Постройка датирована 50-ми годами XIX столетия. Ворота имеют широкий центральный проезд в форме арки и шесть казематов — по три с каждой стороны. С двух сторон центральной арки возвышаются башни.

Скорее всего, Росгартенские ворота никогда не предназначались для движения пешеходов, а в казематированные помещения отводились для охраны ворот. Во второй половине прошлого века строение было отреставрировано, но свою первоначальную функцию оно утратило, проезда через него нет.

Сегодня

Здесь находится популярный среди туристов и местных жителей ресторан «Солнечный камень» , а бывшие казематы превращены в кухню и различные подсобные помещения для персонала.

Это самые красивые и величественные ворота Калининграда, недаром они получили именно такое название. В течение долгого времени они считались парадным въездом в город и использовались для торжеств и различных официальных мероприятий.

Кстати, Королевскими эти ворота названы неслучайно — через них с конца XVIII века королевские семьи ездили посмотреть на парады и построения войск Кенигсбергского гарнизона. Также известно, что через Королевские ворота в город въезжал император Наполеон.

История и время пощадили это массивное, завершенное и не имеющее дополнительных пристроек старинное сооружение, но в разные годы здесь был и склад, и книжный магазин, а в тяжелые и смутные 90-е оно стояло в запустении.Лишь к 750-летнему юбилею города Королевские ворота были полностью восстановлены.

Сегодня

Сейчас, как и во Фридрихсбургских воротах, в Королевских воротах расположен филиал Музея мирового океана — историко-культурный центр «Великое посольство» . Здесь находятся выставки на тему международных отношений России и стран Европы. Здесь же можно найти образцы янтаря со всего земного шара.

Закхаймские ворота имеют один проезд в форме свода с круглыми готическими башнями по краям. Пожалуй, благодаря этим башням строение и выглядит очень величественным и массивным.

Как и другие ворота Калининграда, это сооружение изначально выполняло функции защиты города, но в начале XX века оно было передано муниципалитету, который не придавал большого исторического значения этому объекту. В результате часть казематов была снесена, а к самим воротам были пристроены жилые дома для горожан.

Начиная с послевоенного времени и вплоть до начала XXI века здесь был расположен склад. Лишь в 2006 году стартовала его реставрация. Закхаймским воротам присвоен статус историко-архитектурного памятника федерального уровня.

Сегодня

Здесь расположена арт-платформа «Ворота» , которая занимается проведением художественных выставок, конференций, концертов, выставок и многим другим.

Не сохранившиеся ворота

В Кенигсберге были и другие ворота, к сожалению, не сохранившиеся до наших дней — Штайндаммские , считавшиеся в свое время красивейшими воротами из всех, Холлэндербаумские и Трагхаймские ворота . Все ворота были уничтожены по приказу главы городской управы в начале XX века.

Ежегодно миллионы туристов со всего света едут в Калининград для того, чтобы познакомиться с другой культурой — загадочной, незнакомой и такой манящей. Городские ворота Калининграда — часть этой культуры, выстоявшаяся и сохранившаяся даже в самые тяжелые и страшные времена. Поэтому человечество обязано сохранить ее для потомков наравне с другими достопримечательностями.

Кенигсберг был окружен семью бастионными фронтами, т.е. гранями многоугольно крепостного пояса, с включением в них бастионов с соединяющим их земляным валом. Встроенные в вал и вынесенные за его пределы люнеты, кавальеры, редуты и отдельные редюиты должны были стать вспомогательными оборонительными сооружениями. В систему включались также рвы, питаемые водой, оба рукава Прегеля и другие водоемы. Отдельными элементами оборонительного обвода являлись ворота.

Все городские ворота Кенигсберга запирались на ночь и выставлялся караул. Вход в город от заката до рассвета был запрещен. Исключение составляли только врачи и священники.

История строительства ворот

5 апреля 1843 года, прусский король Фридрих Вильгельм четвертый, распорядился создать вокруг Кенигсберга Второе вальное укрепление. Разработать проект поручили руководителю инженерного корпуса, генерал-лейтенанту Эрнесту Людвигу фон Астеру.

Людвиг фон Астер, разрабатывая проект Второго вального укрепления города Кенигсберг, учел не только военное назначение ворот, но и эстетическое. Все городские ворота были выполнены в одном из направлений английской неоготики — стиле Тюдор. Отдельное внимание было уделено скульптурам, украшавшим их.

Строительство городских ворот началось 30 августа 1843 года с закладки Королевских ворот. В этом событии принимал участие сам король Фридрих Вильгельм четвертый. Завершилось строительство освящением Фридландских ворот в 1862 году.

В конце 19 века началось строительство фортового пояса «Ночная перина Кенигсберга», который был вынесен на значительное расстояние от границ города.

Второе вальное укрепление города Кенигсберг потеряло свое военное значение.

Указом от 25 августа 1910 года предписывалось исключить из системы укреплений ряд защитных сооружений, в том числе и городские ворота Кенигсберга.

Во время Второй мировой воны, многие городские ворота Кенигсберга (Калининграда), были частично повреждены.

В послевоенные годы, они даже не рассматривались в качестве памятника архитектуры и прозябали в забросе и забвении. Одни были отданы под овощной склад, другие под мастерские. Так продолжалось до 1960 года, когда постановлением Совета Министров РСФСР они таки были объявлены находящимися под охраной государства.

Но основное возрождение городских ворот Кенигсберга произошло в 2004 году. Тогда к 750-летию Калининграда были отреставрированы Королевские.

Сейчас это семь достопримечательностей города. В некоторых воротах разместились музейные экспозиции, в других уютные кафе.

Королевские


Королевские ворота (нем. Königstor)
расположены на пересечении улицы Фрунзе и Литовского вала. Первоначально на этом месте находились Кальтхофские ворота.

В 1717 году они были снесены, а во время вхождения Кенигсберга в состав России на этом месте были построены заново русскими инженерами.

Эти ворота первоначально назывались Гумбинненскими, так как именно в Гумбиннен (Гусев) вела шедшая через них дорога. В 1811 году ворота были переименованы в Королевские, по названию улицы, на которой они находились (нем. Königstrasse).


В конце первой половины 19 века в Кенигсберге началась модернизация городских укреплений. Тогда старые ворота были снесены, а на их месте были построены новые, сохранившиеся до сих пор.

Торжественная закладка новых Королевских ворот состоялась 30 августа 1843 года в присутствии короля Фридриха-Вильгельма 4, а завершилось строительство в 1850 году.

Кенигсберга построены в псевдоготическом стиле и внешне напоминают маленький замок. Автор проекта ворот генерал Эрнст Людвиг фон Астер, за художественное оформление фасадов отвечал архитектор Фридрих Август Штюлер, барельефы создал скульптор Вильгельм Людвиг Штюрмер.

Королевские ворота состоят из одного проезда шириной в 4,5 метра, по бокам от которого расположены казематы. Со стороны города казематы имели окна и двери, а с внешней стороны амбразуры.

Края крыши обрамлены зубцами. По углам здания расположены четыре восьмигранные башенки (на старых рисунках башенки круглые), и еще четыре восьмигранные башенки расположены на высокой центральной части Королевских ворот.

Фасад со стороны города украшают барельефы короля Чехии Оттокара 2 (слева), короля Пруссии Фридриха 1 (посередине) и герцога Пруссии Альбрехта 1 (справа). Под фигурами размещены их родовые гербы. Выше ниш изображены гербы прусских земель - Замланда и Натангии.

В конце 19 века валовые укрепления утратили свои оборонные функции, а в начале 20 века Королевские ворота были проданы военным министерством городскому управлению.

Позднее, в 20 веке, валы, примыкавшие к вратам по бокам, были срыты, поскольку они мешали возросшему автомобильному движению. Таким образом, они стали свободностоящим, островным строением. Теперь они выполняют функцию своеобразной триумфальной арки.

В ходе Великой Отечественной войны, во время бомбардировок города, врата получили незначительные повреждения.

После войны Королевские ворота использовали в качестве книжного магазина № 6, который закрылся в девяностых годах прошлого века. После использовались под складское помещение.

В 2004 году начались реставрационные работы, в ходе которых здание Королевских ворот полностью отреставрировали, а барельефам Фридриха 1, герцога Альбрехта 1 и Оттокара 2 были возращены их потерянные головы.

В 2005 году Королевские врата стали символом празднования 750-летия Калининграда.

10 ноября 2005 года в стену Королевских ворот было вмуровано послание к потомкам - стеклянный футляр с книгой «Город моей мечты». Одна из записей в книге была сделана президентом России Владимиром Путиным 2 июля.

С 2005 года Королевские ворота являются филиалом Музея Мирового океана. Здесь разместилась экспозиция, посвященная посещению Кенигсберга Петром 1.



Со стороны города главный фасад


барельефы С внешней сторон ы

Росгартенские

Росгартенские ворота (нем. Rossgärter Tor) расположены на пересечении улиц Черняховского (Wrangels) и Александра Невского (Cranzer Allee), рядом с площадью Василевского и Музеем янтаря.

Первые ворота, которые находились на этом месте, были построены в начале 17 века в ходе сооружения первого вального укрепления Кенигсберга.

В 1852-1855 годах по проекту директора крепостного строительства Ирфюгельбрехта и инженер-лейтенанта фон Хайля, на месте первых городских ворот, построили новые, более современные.

Проект фасада ворот был разработан тайным верховным строительным советником Августом Штюлером, руководителем Технической строительной депутации в Берлине. Штюлер сам проработал проект фасада, придав ему ярко выраженные готические формы. Автор скульптурных украшений - Вильгельм Людвиг Штюрмер.

Росгартенские ворота имеют всего один проезд шириной четыре метра. С обеих сторон по бокам от проезда расположено по три каземата. Таким образом фасад Росгартенских ворот состоит из семи проемов. Со стороны города казематы имеют окна, с внешней стороны города амбразуры. Сверху над фасадом ворот расположен ряд зубцов, разделенный на две половины возвышенной центральной частью.

По бокам центральная часть обрамлена двумя высокими восьмигранными башенками. Над въездом расположена наблюдательная площадка, огражденная зубцами. Справа и слева от въезда проходят аркады, состоящие из арок, опирающихся на колонны. По бокам от главной арки расположены два медальона-портрета, изображающие прусских генералов Шарнхорста и Гнейзенау.

С внешней стороны проезд прикрыт блокгаузом, из которого можно вести круговой ружейный и артиллерийской огонь и кордегардией, из амбразур которой можно было вести фронтальный и фланговый огонь. Кордегардия имела распашные ворота. Перед кордегардией — ров, через который перекинут подъемный мост.

После войны Росгартенские ворота были восстановлены и стали использоваться как кафе-ресторан «Солнечный камень».



С внешней стороны Со стороны города
Росгартенские ворота медальон-портрет Шарнхорста медальон-портрет Гнейзенау

Закхаймские

Закхаймские ворота (нем. Sackheim tor) расположены на пересечении Московского проспекта и улицы Литовский вал. Первые ворота, которые находились на этом месте, были построены в начале 17 века в ходе сооружения первого вального укрепления Кенигсберга.

Сооружение Закхаймских ворот, которое дошло до нашего времени, было построено в середине 19 века.

Имеют один проезд в виде арки, который выполнял функцию контрольно-пропускного пункта при въезде в город.

Здание ворот построено в стиле неоготики из красного кирпича разной степени обжига. Из него же сложены стены и декоративные детали. На углах ворот расположены четыре башни: две круглые со стороны города и две восьмигранные с внешней стороны. Со стороны города они были украшены барельефами Иоганна Давида Людвига Йорка и Фридриха Вильгельма Бюлова, с внешней стороны - изображением черного орла.

В конце 19 века валовые укрепления утратили свои оборонные функции, а начале 20 века Закхаймские ворота были проданы военным министерством городскому управлению, и их оставили как памятник архитектуры, в виде триумфальной арки. Часть казематов была снесена и к воротам были пристроены жилые дома. Через них перестал ходить транспорт, который пустили рядом с воротами, срыв при этом значительную часть оборонительного вала.

Во время второй мировой войны ворота не пострадали. После войны их стали использоваться под склад, каковую функцию они и выполняли до 2006 года.

В 2006 году началась реставрация ворот. В Закхаймских воротах должно было разместиться федеральное государственное учреждение «Центр стандартизации и метрологии», его лаборатории и небольшой музей, где можно будет увидеть весы и другие старинные измерительные приборы.

На данный момент (апрель 2011), ни каких работ не ведется, а о музее мы можем только мечтать.



Со стороны города С внешней стороны


Со стороны города С внешней стороны

Фридландские

На окраине города, недалеко от скотного двора, на выезде с Австрийской улицы (пр. Калинина), и пересечении ее с улицей Шенфлиссераллее (ул Дзержинского), был выстроен вал с воротами, для прикрытия города с юга, у дороги, которая вела в город Фридланд (Правдинск).

Первое упоминание о Фридландских воротах (нем. Friedländer Tor) относится к 1657 году, именно в этом году Пруссия освободилась от вассальной зависимости со стороны Польши.

Оборонительные сооружения были хорошо оснащенны артиллерией, однако серьезной проверке эти укрепления подверглись лишь в период наполеоновских войн. Попытка французов сходу взять Кенигсберг не удалась, но этот факт является исключением, так как первое вальное кольцо показало свою несостоятельность при наступлении врага.

И уже в 1857-1862 годах началось строительство нового второго оборонительного кольца вокруг города. Старые были разобраны и на их месте в 1862 году были выстроены новые, и они были самыми укрепленными в системе второго вального кольца. Фридландские ворота строились под руководством архитектора Ф. А. Штюлера (1800-1865).

Фридландские ворота выполнены в стиле неоготики из красного кирпича разной степени обжига. Из него же сложены стены и декоративные детали. Врата имели большое количество казематов с окнами и амбразурами. Они имели эскарповую стену (внутренняя стена крепостного вала) с дозорным путем за ней. Эта стена, идет вдоль парка и сохранилась до наших дней.

Казематы ворот имели не только ружейные амбразуры, но и пушечные. Ворота имели два проезда с порталами стрельчатого очертания, а порталы имели наличники, повторяющие их формы. Фасадная часть ворот со стороны города расчленена по вертикали пятью контрфорсами, завершающимися на уровне декоративного зубчатого парапета остроконечными двускатными башенками — пинаклями с фиалами. С внешней стороны ворот таких башенок только три.

Башенки и зубцы парапета для создания светотени и большей архитектурной выразительности украшены декоративными нишами с многолопастными и двуцентровыми арочками. Под зубчатым парапетом выделяется орнамент из повторяющихся крестов, носящих в старинной архитектуре название безант.

Со стороны города ворота украшала фигура Фридриха фон Цоллерна, который в начале 15 века был комтуром крепости Бальга. С внешней стороны ворот находится изображение пятнадцатого Великого магистра Тевтонского ордена Зигфрида фон Фойхтвангена.

Автор скульптур Вильгельм Людвиг Штюрмер (1812-1864). Дата создания скульптур, обнаруженная при реставрации – 1864 год.
В настоящее время скульптуры восстановлены (скульптура Фойхтвангена - в 2005 году, скульптура Цоллерна - в 2008 году).

В начале 20 века, Фридландские ворота хотели снести, но ворота вместе со всем вторым вальным обводом были проданы военным министерством в 1910 году городскому управлению, и их оставили как памятник архитектуры.

После первой мировой войны Фридландские ворота закрываются для транспорта и становятся входными воротами в парк, который создан на месте оборонительных сооружений южного фронта. А дорога на Фридланд (нынешняя улица Дзержинского) стала проходить сбоку от ворот, при этом было снесено часть оборонительного вала.

Во время второй мировой войны Фридландским воротам пришлось стать военным объектом. Наверху до сих пор следы от окопов и ям для артиллерийских орудий. В ходе штурма города 1945 года ворота практически не пострадали. Что нельзя сказать про советский период. В послевоенное время ворота пустовали в течение долгого времени, потом в них располагался склад. Уникальные керамические кирпичи неоднократно белились, красились, на крыше ворот прорастали деревья и в итоге ворота разрушались.

В 1988 году Фридландские ворота были переданы парку имени « 40-летия ВЛКСМ» (ныне парк Южный). На пожертвования частных лиц и общественных организаций Фридландские ворота удалось отреставрировать и открыть в них музей Восточной Пруссии.

При очистке прудов парка были найдены различные предметы, которые и составили первую экспозицию музея. Здесь собрана коллекция оружия 19 — 20 веков, коллекция винных и пивных бутылок, кузнечный и плотницкий инструмент, кирпичи с отпечатками лап животных и клейм мастеров.

Музей во Фридландских воротах основал Александр Георгиевич Новик. Первоначально музей был фактически частным и не имел официального статуса. Только в 2002 году музей был официально создан приказом директора Южного парка.
Сейчас музей «Фридландские ворота» - единственный муниципальный музей Калининграда, экспозиция которого посвящена истории довоенного Кенигсберга.

Постоянные экспозиции музея:

«Город-крепость, город-сад. Виртуальная прогулка по улицам старого Кёнигсберга»: возможность увидеть, каким был город в 1895-1910-х гг., заглянуть в витрины магазинов.
«Кенигсберг первой половины 20 века»: быт горожан первой половины 20 в., привычные вещи в непривычном облике, знаменитые торговые марки.

«Цивилизация начинается с канализации»: история водоснабжения и канализации с древнейших времен по настоящее время.



С стороны города С внешней стороны
скульптура Фридриха фон Цоллерна скульптура Зигфрида фон Фойхтвангена


музей

Бранденбургские (Берлинские)

Бранденбургские (Берлинские) ворота (нем. Brandenburger Tor) расположены на пересечении улицы Багратиона (Alter Garten) и переулка Южный.
Первые городские врата на этом месте были построены в 1657 году. Предназначались для защиты города на юго-западном участке, и дороги ведущей к замку Бранденбург (ныне пос. Ушаково).

Из-за скудного финансирования, были построены деревянные ворота с крышей, которая упиралась в земляной вал. Для надежности перед ними был вырыт ров и заполнен водой.

18 веке, по распоряжению прусского короля Фридриха 2, Бранденбургские ворота были снесены, а на их месте, для прикрытия города с юга (ныне улица Суворова), была построена массивная постройка из кирпича.

Они имели два просторных проезда, помещения гарнизона караульных, служебные, подсобные и складские помещения.

В 1843 году были проведены реставрационные работы, здание ворот почти полностью было перестроено.

Фронтоны стали остроконечными, с крестообразными цветами из песчаника и стилизованными листьями.

На воротах установлены скульптурные портреты фельдмаршала Бойена (1771-1848), военного министра, участника проведения реформ в прусской армии, и генерал-лейтенанта Эрнста фон Астера (1778-1855), шефа инженерного корпуса, одного из авторов Второго вального укрепления.

Бранденбургские ворота - единственные из всех сохранившихся до наших дней Кенигсбергских городских ворот, выполняющие свою прежнюю транспортную функцию. Строение Бранденбургских ворот отреставрировано и охраняется государством как памятник архитектуры.



С внешней стороны Со стороны города

Аусфальские

Аусфальские (Пропускные) ворота (нем. Ausfalstor), расположены на пересечении Гвардейского проспекта (Deutschordenring) и улицы Горная.

Первые ворота на месте нынешних были построены в двадцатых годах 17 века в ходе сооружения первого вального укрепления Кенигсберга.

В 1866 году Аусфальские ворота были полностью перестроены в стиле кирпичной готики. В связи с тем, что они были предназначены только для пешеходов, и были менее значимы по отношению к остальным городским воротам, то и архитектурное оформление ворот было на порядок беднее, чем остальные городские ворота Кенигсберга.

Проектировал новые Аусфальские врата архитектор Людвиг фон Астер.

Аусфальские ворота имеют только один проезд, к которому с внешней стороны города вела лестница и узкий мост. По бокам от проезда расположены казематы с амбразурами фронтального и флангового огня. Проезд перекрыт по дуге лучковой аркой, которая украшена наличником с зубцами. Выходящие в ров боковые наружные стены ворот облицованы гранитными плитами.

О внешнем виде фасада ворот со стороны города ничего неизвестно, так как фасад ворот засыпан землей, а его фотографии или рисунки не сохранилось. Над проездом расположена боевая платформа с зубчатым парапетом. Врата с самого начала врезались вал и находились фактически ниже уровня земли.

В конце 19 века вальные укрепления города утратили свои оборонные функции, и в начале 20 века Аусфальские ворота были проданы военным министерством городскому управлению, а единственный проезд ворот был заложен.

Во время второй мировой войны Аусфальские ворота были переоборудованы под пункт управления воинскими частями. Обширные внутренние помещения ворот были разделены на отдельные отсеки бетонными стенами. Проходы между отсеками закрывались герметичными защитными дверьми.

После войны в Аусфальские врата использовались как склад, позднее - как бомбоубежище расположенной рядом школы милиции, а еще позднее в них был расположен коллектор сточных вод.
В 1993 году на верхнем покрытии ворот, которое расположено вровень с уровнем проезжей части Гвардейского проспекта, была построена православная часовня Св. Георгия, посвященная советским солдатам, погибшим при штурме Кенигсберга.

Весной 2007 года Аусфальские и Железнодорожные ворота были переданы Калининградскому историко-художественному музею. Планируется реставрация ворот, и размещение в их помещениях музейных экспозиций. Вместе с памятником 1200 гвардейцам и Парком Победы, ворота должны стать частью военно-исторического комплекса.



Аусфальские коллектор сточных вод


православная часовня Св. Георгия

Штайндаммские

Штайндаммские ворота (Steindammer thor) , они располагались в районе нынешней площади Победы. Они были снесены в 1912 году, после того, как оборонительные сооружения второго обвода устарели, утратили оборонную значимость и были проданы городу военным ведомством.


Имели два широких проезда для транспорта и два проезда для пешеходов. Справа и слева размещались по три казармы.

Как и большинство городских ворот Кенигсберга, здание Штайндаммских ворот было построено в готическом стиле.

Наличники арочных ворот имели стреловидную форму. Края крыши завершали зубья. По краям пешеходных порталов возвышались башенки. По центру ворот, в нише, размещалась статуя короля Фридриха Вильгейма 4.

Холлэндербаумские

Холлэндербаумские ворота (Hollanderbaum thor) находились в районе перекрестка улицы Генерала Буткова (Ausfalltorstr) и набережной Маршала Баграмяна (Hollanderbaumstr), рядом с двухъярусным мостом через реку Преголю.

Ворота получили название по району, в котором они были расположены (Холлэндербаум, «голландское дерево»). Ворота были снесены в начале 20 века, после того, как оборонительные сооружения второго обвода устарели, утратили оборонную значимость и были проданы городу военным ведомством.

Трагхаймские


Трагхаймские ворота
располагались в районе улицы Горького (Waldburgstr). Были снесены в 1910 году, после того, как оборонительные сооружения второго обвода устарели, утратили оборонную значимость и были проданы городу военным ведомством.

Железнодорожные


Железнодорожные ворота (нем. Eisenbahnhof Tor) были построены в 1866-1869 годах по проекту архитектора Людвига фон Астера.

Железнодорожные ворота имели два пролета (северный и южный), оформленных стрельчатыми арками. По бокам железнодорожных пролетов расположены казематы с амбразурами, а с внешней стороны - помещение для караула.

В начале 20 века, поверх ворот проложили улицу Дойчорденринг (нем. Deutschordenring, ныне Гвардейский проспект).

После Второй мировой войны движение по проходящей через ворота ветке прекратилось в связи со строительством новой. Старые пути были окончательно демонтированы лишь в 1990-х годах, теперь на их месте проложена пешеходная дорожка в парк Победы.



Железнодорожные

Это был грандиозный проект. К сожалению к нашим дням сохранилось не все.

 

 

Это интересно: