→ Усовершенствованный латинский парус. Примеры конструкций разборных парусных судов Установить латинский парус без мачты

Усовершенствованный латинский парус. Примеры конструкций разборных парусных судов Установить латинский парус без мачты

Приводящую объект в движение .

Как правило, парус используется для приведения в движение плавательных средств, к которым он крепится с помощью рангоута и такелажа . Однако имеются свидетельства применения парусов в сухопутном транспорте - например, парус широко использовался для создания вспомогательной движущей силы на повозках в Китае .

Простейший парус представляет собой кусок материи, изготовленной из нитей натуральных или синтетических материалов. Паруса большего размера сшиваются из нескольких кусков. Полотнищам перед сшивкой придают такую форму, чтобы готовый парус, установленный на свое место и наполненный ветром, имел хорошо обтекаемую выпукло-вогнутую форму, в разрезе напоминающую крыло птицы, и развивал наибольшую полезную силу.

Для изготовления современных парусов применяются синтетические ткани. В некоторых случаях (например, для изготовления парусов для виндсёрферов) применяется не ткань, а прочная плёнка. Существуют и более сложные и дорогостоящие технологии изготовления парусов, при которых весь парус изготавливается не из кусков материи или плёнки, а из высокопрочных синтетических нитей, размещаемых между двумя слоями плёнки по линиям действия на парус наибольших нагрузок.

Встречаются и совсем уж не похожие на обыкновенный парус конструкции, представляющие собой поставленное вертикально крыло и использующие силу ветра для тех же целей, что и парус. Такие конструкции иногда устанавливают, например, на спортивные лодки (также, кстати, довольно сильно не похожие на обычные лодки, знакомые большинству) с целью достижения рекордов скорости на воде. Имеющие очень мало общего с растянутым куском материи, эти крылья, тем не менее, называют по инерции либо «жестким парусом», либо «парусом-крылом».

Типы парусов

Прямые паруса - паруса , которые ставятся попёрек судна и крепятся к реям , поднимающимся на мачты и стеньги . Имеют вид равнобокой трапеции. Ими вооружаются большие парусные суда: корабли, барки, баркентины, бриги и бригантины.

Имеет вид прямоугольного треугольника. Верхней стороной (гипотенузой) крепится к рейку , наклоненному вперед. Передний конец рейка доходит до палубы; за него берется галс .

Бермудский парус

Бермудский парус - треугольный парус, растягиваемый между мачтой и горизонтальным гиком .

На данный момент является наиболее распространённым типом паруса. По простоте управления, постановки и тяговым характеристикам являетсся бесспорным лидером.

Лю́герный (ре́йковый) парус - разновидность косого паруса .

Парус чаще всего в форме неправильной трапеции, верхней шкаториной крепится к рейку , нижней - к гику .

Другие

Части паруса

Рисунок, показывающий названия частей паруса.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Латинский парус" в других словарях:

    Один из видов косых парусов; кроится в виде прямоугольного треугольника, причем по гипотенузе пришнуровывается к рейку. Последний, большей частью гибкий, привешивается серединой к мачте, наклонно вперед, так что передний конец доходит до палубы;… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    У этого термина существуют и другие значения, см. Парус (значения). Парусное судно Парус ткань или пластина, прикрепляемая к средству передвижения и преобразующая энергию ветра в энергию поступательного движения … Википедия

Для вспомогательного назначения паруса особенно удобно латинское вооружение. Его с одинаковым успехом можно использовать как на байдарках, так и на гребных лодках для плавания по открытым водоемам при благоприятных погодных условиях. Байдарка, вооруженная латинским гротом, на полных курсах к ветру даже конкурирует по скорости со швертботом «Мева».

Самостоятельно изготовить латинский парус помогут рекомендации туриста-парусника Ю. Кужеля (Латинский парус. «Турист», 1978, № 5). Латинское парусное вооружение (рис. 33) имеет свободную, без вант, мачту (2), на которой с помощью фала (1) и галс-оттяжки (4) подвешен парус (6). Парус растянут рейками (3, 5), вставленными в карманы по его передней и нижней шкаторинам. Различные снасти прикреплены к рангоуту с помощью карабинов. На рис. 34 приведен рабочий чертеж паруса площадью 4,5 м 2 . Правильная форма паруса обеспечивается конфигурацией карманов и задней шкаторнны. Фаловый и шкотовый углы укреплены фаловыми дощечками.

Рис. 33. Латинское вооружение


Рис. 34. Рабочий чертеж латинского паруса

Ознакомившись с этой конструкцией, нетрудно убедиться в простоте работы с латинским парусом. Его можно поднять и убрать, причем, опущенный, он не мешает грести. Мачта в байдарке устанавливается на штатном месте в начале кокпита. Байдарки с таким парусным вооружением полезно оборудовать швертами и одной поперечной балкой с надувными емкостями на ее концах. Швертовый узел удобно расположить за спинкой сиденья переднего экипажа. В условиях похода простейшей поперечной балкой служит обычное байдарочное весло с надувными мячами, привязанными к его лопастям (Перегудов В. Глиссирующие поплавки из байдарочного весла. «Катера и яхты». 1975, № 3).

Для гребных лодок необходимо дополнительно изготовить рулевое устройство. Мачта устанавливается на днище гребной лодки и хомутом прижимается к поперечной балке.

Однако имеются свидетельства применения парусов в сухопутном транспорте - например, парус широко использовался для создания вспомогательной движущей силы на повозках в Китае , также он приводит в движение колесные и ледовые буера .

Простейший парус представляет собой кусок материи (см. парусина). Паруса большего размера сшиваются из нескольких кусков. Полотнищам перед сшивкой придают такую форму, чтобы готовый парус, установленный на своё место и наполненный ветром, имел хорошо обтекаемую выпукло-вогнутую форму, в разрезе напоминающую крыло птицы, и развивал наибольшую полезную силу.

Для изготовления современных парусов применяются синтетические ткани. В некоторых случаях (например, для изготовления парусов для виндсёрферов) применяется не ткань, а прочная плёнка. Существуют и более сложные и дорогостоящие технологии изготовления парусов, при которых весь парус изготавливается не из кусков материи или плёнки, а из высокопрочных синтетических нитей, размещаемых между двумя слоями плёнки по линиям действия на парус наибольших нагрузок .

Встречаются и совсем уж непохожие на обыкновенный парус конструкции, представляющие собой поставленное вертикально крыло и использующие силу ветра для тех же целей, что и парус. Такие конструкции иногда устанавливают, например, на спортивные лодки (также, кстати, довольно сильно непохожие на обычные лодки, знакомые большинству) с целью достижения рекордов скорости на воде. Имеющие очень мало общего с растянутым куском материи, эти крылья, тем не менее, называют по инерции либо «жестким парусом», либо «парусом-крылом».

История паруса

Люди научились использовать парус примерно 5,5 тыс. лет назад. Судя по сохранившимся рисункам и результатам раскопок, первыми начали применять парус египтяне. [ ]

Виды парусов

Прямые паруса

Прямые паруса - паруса, которые ставятся попёрек судна и крепятся к реям , поднимающимся на мачты и стеньги . Имеют вид равнобокой трапеции. Управление прямым парусом осуществляется разворотом рея брасами и шкотами в горизонтальной плоскости. На острых галсах наветренная шкаторина прямого паруса отводится на ветер с помощью специальной снасти, называемой шпрюйт .

Прямыми парусами вооружаются большие парусные суда: корабли , барки , баркентины , бриги и бригантины . Широкое распространение прямые паруса получили благодаря возможности получать огромные парусные площади путём совокупности небольших парусов. Ни один человек не сможет справиться с парусом, площадь которого превосходит некоторый предел (примерно 5-8 квадратных метров на одного человека).

Косые паруса

На данный момент является наиболее распространённым видом паруса на яхтах . По простоте управления, постановки и тяговым характеристикам является бесспорным лидером.

Яхта с правильно настроенными бермудскими парусами может длительно управляться всего одним человеком. Такой манёвр, как поворот оверштаг , может выполняться вообще без вызова подвахты , за счет перекладки руля.

Судно «Reaper» с люгерным парусным вооружением

Лю́герный (ре́йковый) парус - разновидность косого паруса .

Парус чаще всего в форме неправильной трапеции, верхней шкаториной крепится к рейку , нижней - к гику .

Шпринтовый парус - четырёхугольный косой парус, растягивающийся по диагонали тонким шестом (шпринтовом или шпринтом), упирающимся в его верхний угол одним концом и в нижнюю часть мачты - другим.

Гафельный парус

Кливер

Стаксель

Прочие виды парусов

  • Блупер
  • Генакер
  • Спинакер
  • Толлбой

Части паруса

Названия частей паруса

В парусном деле все части паруса имеют свои названия. Чаще всего используются треугольные паруса, и потому для большинства из них используются по шесть терминов - по одному на каждый угол и сторону паруса. Сторона паруса, в общем случае, называется шкаториной . Различают переднюю, заднюю, нижнюю шкаторины. Передней считается шкаторина, прилегающая к мачте. Углы паруса треугольной формы называются галсовым , фаловым и шкотовым . Нижний, прилегающий к мачте - галсовый угол, верхний, прилегающий к мачте - фаловый угол, и задний, прилегающий к гику - шкотовый угол.

Шкаторины и углы паруса, как наиболее нагруженные участки паруса, оформляются различными усилениями, выполняемыми из ткани с применением так называемых «дельных вещей ». Усиления углов именуются боутами и бантами . Усиления шкаторин, как правило, специальных названий не имеют.

ЛАТИНСКИЕ ПАРУСА, ЛАТИНСКОЕ ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ

(Latin sails) - треугольные паруса, получившие распространение с Средних веков на Средиземном м. на судах латинских народов; пришнуровывались своей верхней шкаториной к очень длинному (составному) рейку, подымавшемуся в наклонном положении так, что один нок (задний) был высоко задран, а другой опущен почти до палубы. Несколько видоизмененным является латинское вооружение шлюпок, где треугольные паруса пришнуровываются не к рейку, а своей передней шкаториной к мачте и выдвижной стеньге, поднимаемой вместе с парусом вдоль мачты.

  • - в древности войны латинов против Рима. В 496 до н. э. между Римом, претендовавшим на гегемонию в Латинском союзе, и латинами началась 1-я Л. в. Вскоре после легендарной битвы при Регильском оз. был вновь...

    Советская историческая энциклопедия

  • - Ius Latii, см. Latium, Лациум, 7,...

    Реальный словарь классических древностей

  • - судна - совокупность парусов, рангоута, такелажа, палубных механизмов и дельных вещей парусного судна. Тип П. в. определяется видом парусов, р-ном распространения или типом судна...

    Большой энциклопедический политехнический словарь

  • - треугольные паруса, которые пришнуровываются к длинному, часто составному рейку...

    Морской словарь

  • - треугольные паруса, которые пришнуровывались своей верхней шкаториной к длинному составному рейку, подымавшемуся наклонно, то есть задний угол был высоко поднят, а передний опущен почти к палубе...

    Морской словарь

  • - метод разделения наблюдений для исключения неоднородности при проведении дальнейших исследований. См. Анализ дисперсионный...

    Геологическая энциклопедия

  • - треугольные паруса, у которых верхняя часть передней шкаторины пришнуровывается к стеньге, а нижняя привязывается к сегарсам, ходящим по мачте...

    Морской словарь

  • - тип вооружения мелких судов с треугольным парусом, который лишь недавно стали применять на гоночных яхтах...

    Морской словарь

  • - совокупность парусов, рангоута и такелажа, воспринимающих и передающих ветровую энергию парусному судну для приведения его в движение...

    Морской словарь

  • - совокупность парусов, рангоута и такелажа на парусной шлюпке...

    Морской словарь

  • - различаются следующие разновидности парусного вооружения шлюпок. Гафельное, если паруса привязаны к гафелям...

    Морской словарь

  • - в древности войны латинов против Рима. В 496 до н. э. между Римом, претендовавшим на гегемонию в Латинском союзе, и латинами началась 1-я Л. в. Вскоре после легендарной битвы при Регильском оз. был...
  • - судна, совокупность элементов оснастки парусного судна. Тип П. в. определяется формой Парусов, элементами Рангоута и парусов, районом распространения или типом судна, на котором оно применяется...

    Большая Советская энциклопедия

  • - войны городов Латинского союза против гегемонии в нем Рима. 1-я латинская война завершилась восстановлением союза во главе с Римом...
  • - ЛАТИНСКОЕ письмо - буквенное письмо, которым пользовались древние римляне. Сохранилось у большинства народов Зап. Европы, легло в основу письменностей многих языков мира. Восходит к греческому письму...

    Большой энциклопедический словарь

  • - судна - совокупность парусов, рангоута и такелажа парусного судна. Тип парусного вооружения определяется видом парусов, типом судна, районом распространения. См. Парусное судно...

    Большой энциклопедический словарь

"ЛАТИНСКИЕ ПАРУСА, ЛАТИНСКОЕ ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ" в книгах

ГЛАВА 13 Королевская семья на островах Самоа. Король Малйе-тоа. Прощайте, друзья из Вайлимы. На юг от островов Фиджи. Прибытие в Ньюкасл, Австралия. Яхты. Сиднея. Купание на «Спрее». Коммодор Фой дарит «Спрею» новое парусное вооружение. Вперед, к Мельбурну! Акула, приносящая доход. Изменение курса.

автора Слокам Джошуа

ПРИЛОЖЕНИЕ Обводы и парусное вооружение "Спрея" Родословная «Спрея», насколько ее возможно установить. Обводы «Спрея». Достоинства самоуправляемости «Спрея». Парусное вооружение и рулевое устройство. Беспрецедентный подвиг. Заключительное слово поощрения к будущим мореплавателям

Из книги Один под парусами вокруг света [с иллюстрациями] автора Слокам Джошуа

ПРИЛОЖЕНИЕ Обводы и парусное вооружение "Спрея" Родословная «Спрея», насколько ее возможно установить. Обводы «Спрея». Достоинства самоуправляемости «Спрея». Парусное вооружение и рулевое устройство. Беспрецедентный подвиг. Заключительное слово поощрения к будущим

Латинское слово «иго»

Из книги Другая история Руси. От Европы до Монголии [= Забытая история Руси] автора

Латинское слово «иго» Европейские «хвосты» высовываются в нашем отечественном «монголоведении» в самых неожиданных местах. Так, Е. П. Савельев в книге об истории казаков вдруг сообщает: «Жан Жуанвиль, один из правдивейших французских историков того времени (1224–1238 г.),

Латинское слово «иго»

Из книги Забытая история Руси [= Другая история Руси. От Европы до Монголии] автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Латинское слово «иго» Европейские «хвосты» высовываются в нашем отечественном «монголоведении» в самых неожиданных местах. Так, Е. П. Савельев в книге об истории казаков вдруг сообщает: «Жан Жуанвиль, один из правдивейших французских историков того времени (1224–1238),

Латинское христианство

Из книги Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю автора Эсбридж Томас

Латинское христианство Древнее римское правление, безусловно, имело сильное воздействие на все аспекты западной истории, но самое важное и живучее наследие империи - христианизация Европы. Решение Константина Великого принять христианство - тогда незначительное

2. Парусное вооружение яла

Из книги Учись морскому делу автора Багрянцев Борис Иванович

2. Парусное вооружение яла Любое парусное вооружение состоит из рангоута, такелажа и парусов. Существует много разновидностей парусного вооружения: шпрюйтовое (шпринтовое), латинское, португальское, бермудское, рейковое и др. Каждое из них может быть принято на

Парусное вооружение

БСЭ

Парусное судно

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

«Нева» (парусное судно)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НЕ) автора БСЭ

Самое большое парусное судно

Из книги Справочник кроссвордиста автора Колосова Светлана

Самое большое парусное судно 5 «Седлв», барк – 109 м

Парусное судно

Из книги автора

Парусное судно 1. При приближении шторма надежно закрепите все снасти, находящиеся на палубе.2. Наденьте спасательный жилет, если вы не сделали этого заранее, и привяжите его длинной веревкой к мачте или к чему-нибудь еще.3. Проверьте надежность лееров – веревок,

Повесть «Валькины друзья и паруса» и фильм «Валькины паруса»

Из книги Три комиссара детской литературы автора Цукерник Яков Иосифович

Повесть «Валькины друзья и паруса» и фильм «Валькины паруса» В вышедшей в 1967 году повести «Валькины друзья и паруса» было сказано достаточно чётко то, что думал автор о вожатых типа Равенкова и завучах типа Анны Борисовны. Так было сказано, что покровители и размножители

9.1.2. Латинское господство на Кипре

Из книги Конспект по истории Поместных Православных Церквей автора Заев профессор КДА протоиерей Василий

9.1.2. Латинское господство на Кипре Византийское господство на Кипре сохранялось до 1191 г., пока в результате третьего Крестового похода остров не был захвачен английским королем Ричардом Львиное Сердце. Этим было положено начало латинскому господству на Кипре,

2. Латинское господство:

Из книги История Поместных Православных церквей автора Скурат Константин Ефимович

1.7. Парусное вооружение шестивесельного яла

Из книги Шлюпка. Устройство и управление автора Иванов Л. Н.

1.7. Парусное вооружение шестивесельного яла Шестивесельный ял имеет одномачтовое рейковое разрезное парусное вооружение, основными частями которого являются рангоут – мачта и реек, паруса – фок и кливер, стоячий такелаж – снасти для поддержания рангоута, бегучий

May 3rd, 2013

Где расположен Арабский залив?
В последнее время словосочетанием Arabian Gulf аравийские монархии, ломящиеся от нефтедолларов и от чувства собственной важности, любят называть старый, добрый Персидский залив, в тёплых водах которого, наряду с Индийским океаном, издревле хотели помыть свои сапоги солдаты с холодного севера Восточно-Европейской равнины. Которая тоже, в общем-то, не только Восточно-Европейская, но ещё и издревле — Русская равнина.
Вот такая вот, понимаешь, битва за географию, которая ещё и сразу же — битва за историю.
Как вы место назовёте, так его потом потомки и будут воспринимать.
Пока мы помним, что громадная равнина на востоке Европы не только Восточно-Европейская, но ещё и в первую очередь, Русская равнина — русских не победить в их доме.

Надо сказать, что ситуация с Персидским заливом очень обижает персов, которые теперь ещё и иранцы. Обижает так, что персы регистрируют на себя всяческие в сети Интернет, или же пишут пространные статьи в этой вашей Педивикии, приводя в пример всяческие карты и доказывая, что никогда вплоть до эпохи саудовской спеси и халявных нефтедолларов не назывался Персидский залив Арабским!
Персидский залив фигурирует везде — и на средневековых картах, и на картах новейшего времени, и (о, ужас!) даже на карте саудовского нефтяного гиганта Saudi Aramco выпуска седого 1952 года, когда саудиты ещё были кочевниками, а Гавар ещё был большим и наполненным нефтью, а не .

И, надо сказать, что персы правы!
Ведь их предки гоняли возгордившихся бедуинов по всему Аравийскому полуострову начиная со времён Дария I и заканчивая приходом на просторы Ближнего и Среднего Востока современных европейских завоевателей новейшего времени.
Робкие бедуины на своих одногорбых верблюдах никогда не могли и помыслить о завоевании Персии, пока ими не была придумана своя версия монотеистической религии — этого "оружия массового мемического поражения". Речь, конечно же, идёт об исламе.

"Нет бога, кроме Аллаха, а Магомед — пророк его".
Именно ислам дал арабам шанс одержать верх над персами в их многовековой борьбе. Ненадолго, но в ярком и бурном периоде арабского Возрождения, который потом назовут Золотым Веком Ислама.

Хотя, точнее всё же назвать это время временем Исламской аграрной революции и эпохой латинского паруса.

Хотя никакого отношения к латыни, римской вере или Европе этот парус совершенно не имеет .
Европа, как это часто бывало и тогда, и до того, и после того, просто присвоила себе имя изобретения.
Как это происходило в истории, в географии или в науке.

Треугольный парус на косой рейке, закреплённой на мачте — это совершенно не европейское изобретение. Его придумали в Индийском океане.
Рядом с тем местом, которое в средние века называли Арабским заливом. Которое сейчас называют Красным морем. Ну а "латинский парус" изначально, в средние века, назывался "арабским парусом".
Вот так.
Европейцы украли у арабов парус, а арабы на наших глазах пытаются украсть у персов Персидский залив.
Слава богу, пока на Русской равнине всё спокойно.
Но рассказ у нас — о парусе.

Принцип действия латинского паруса коренным образом отличается от принципа работы прямого паруса, о котором у нас была и часть нашего рассказа. Он устанавливается не поперек, а практически вдоль ветра , и движущая сила паруса является составляющей разности давлений ветра между вогнутой и выпуклой частями паруса. Похожий эффект достигается у крыла самолета, когда за счёт большего пути вдоль выпуклой части крыла самолёта воздух там вынужден ускоряться, что по закону Бернулли для движущего воздуха и создаёт разность давлений и подъёмную силу.
Основное преимущество латинского паруса — он оказывает меньшее сопротивление движению судна при работе с ветром, который дует не строго по линии нос-корма.
Это позволяет, при желании и потребности, более эффективно использовать слабый ветер и позволяет идти круче к ветру, чем при использовании прямого паруса.
Так почему же так долго длилось господство прямого паруса?

Прямые паруса гораздо проще косых парусов и в управлении ими не надо сильно напрягаться. Поднятый прямой парус будет работать при и попутном ветре, и при ветрах, незначительно отличающихся от попутного. Прямой парус не нуждается в переходе с галса на галс (изменении курса судна) при незначительном изменении направления попутного ветра, тогда как использование косых парусов в этом случае требует от экипажа постоянного внимания. Прямой парус можно было поднять и плыть (пока ветер дул в корму), а вот косые паруса постоянно требуют и работы мозга, и рук.

Поэтому, как не печально, подход "гребите гребцы, солнце ещё высоко" в чём-то закрыл для Греции и для Рима путь к совершенствованию прямого паруса.

В настоящий момент отсутствуют свидетельства о наличии в Средиземном море латинского парусного вооружения вплоть до конца девятого века, то есть, ни византийцы, ни тем более итальянцы не знали косого "латинского" паруса и по прошествии почти двух веков с начала действия арабских кораблей в Средиземноморье, которые первые и показали европейцам "арабский парус".

Однако настоящая революция в мореходстве произошла не тогда, когда на галеру наконец-то торжественно водрузили косой арабский парус, а тогда, когда в умах европейцев возникла совсем другая идея — создать судно, которое уже начисто будет лишено весельной тяги, но при этом будет уже достаточно мореходно, чтобы бросить вызов открытому океану.

Творцом европейского "броска на Запад" был ещё один Генрих , на этот раз — португальского происхождения.
Португальский принц-инфант Генрих Мореплаватель, удачно "скрестил" испанский ког и арабскую дхоу , создав на их основе знаменитую каравеллу — первое судно с комбинированным парусным вооружением.



Ганзейский ког

Испанские коги того времени — небольшие торговые корабли — представляли собой прочные и вполне мореходные суда, хотя их парусное вооружение оставляло желать лучшего. Они имели один громадный квадратный парус, позволявший им ходить только при попутном ветре. По сути дела европейский ког образца XV века по-прежнему шёл в традиции греческого и римского "посудостроения", используя всё те же подходы к созданию судов.
Ког, с небольшими модификациями, использовали и средиземноморские суда, и суда Англии и даже суда Ганзейского торгового союза.

Между тем Генрих Мореплаватель, будучи губернатором Сеуты, частенько наведывался в тамошний порт и смотрел на корабли арабов, турок, индусов и других восточных народов. Его внимание особенно привлекали легкие на ходу арабские дхоу, чье "арабское" парусное вооружение позволяло экипажу ловко маневрировать даже против ветра, кроме того, их суда уже имели киль и навесной кормовой руль.



Арабское дхоу

Поэтому Генрих, создавая новое мореходное судно — каравеллу, многие важные детали позаимствовал как раз у арабов, в частности косой, теперь уже "латинский" парус, более развитый, чем у кога, киль и навесной боковой руль.



Португальская каравелла.


Бросок Европы на Запад начался в 1418 году, всего через 3 года лет после битвы при Азенкуре, во время которой другого Генриха — Пятого, будущего короля объединённой Англии и Франции, наголову разбили французских рыцарей и до его замечательной свадьбы с Екатериной Валуа.

Это столь важное для дальнейшей истории Европы событие произошло тогда около неприметного островка возле берегов негостеприимной Африки.
Именно там, далеко от утомившей уже народы Франции и Англии Столетней войны, в маленькой бухте у острова Мадейра, стояло на якоре небольшое парусное судно — описанная нами выше португальская каравелла с комбинированными прямыми и косыми, теперь уже вроде бы по-праву «латинскими» парусами.
Колонизацию Мадейры, которая, в сущности, и началась в том самом 1418 году, можно назвать поворотным моментом в ходе истории Европы.
Зарку, рыцарь, состоявший на службе у принца Генриха Мореплавателя, открыл этот остров, можно сказать, волею случая.

Надо сказать, что европейские моряки XV века, в отличии от своих арабских коллег, которые к тому времени вот уже несколько веков плавали вплоть до берегов Малайзии и Индонезии, были жутко необразованны и суеверны. Европейские горе-мореходы страшились встретить за пределами Европы что-нибудь незнакомое: от поколения к поколению моряков передавались истории о мифических монстрах, обитающих в глубинах океана и с легкостью уничтожающих корабли, о солнечном зное тропиков, сжигающем корабли, о том, что вода за экватором становится невозможной для плаваний, закипая от жары.

В декабре 1418 года Зарку и Тристау Ваш Тейксейра, снаряжённые Генрихом Мореплавателем в дальний поход, прошли больше 2 тысяч миль к югу от портов Португалии вдоль побережья Африки. Неожиданно начался сильный шторм; корабль с двумя знатными португальцами нa борту сбился с курса и был прибит ветром к Порту-Санту, крохотному островку, который, как мы знаем теперь, находился всего лишь на расстоянии 60 миль к северо-востоку от Мадейры. Они назвали его так (подразумевая Святой Порт) в благодарность за спасение от неминуемого кораблекрушения.

Единственным населением Мадейры на тот момент была колония морских львов и множество видов птиц всех цветов и размеров. Пытаясь определить, куда плыть дальше от крошечного Порту-Санту, в один из дней на закате Зарку увидел на горизонте, там, где садилось солнце, некие странные тени, напоминавшие очертаниями землю. Зарку не забыл об этом и, когда они с Тескейром через неделю снова двинулись в путь, изменил курс и направил свою каравеллу прямиком в сторону привидевшейся ему земли. Добравшись до неизвестного острова, который был куда больше Порту-Санту, моряки, спустив паруса, приняли именем короля, принца Генриха и Ордена Христа эти земли под свою власть, опеку и защиту. Прогуливаясь по острову и забавы ради давая названия лесистым горам, холмам и долинам, кавалеры заодно присвоили название и открытому ими острову, который отныне стал именоваться «Илья да Мадейра» (Ilha da Madeira), что в переводе с португальского означает «Остров, поросший лесом». Немного побродив по новой земле и воздвигнув на берегу в честь ее открытия деревянный крест, португальцы погрузились на свою каравеллу и отбыли в родные края.



Гроза на Мадейре. Наверное, именно такая погода привела сюда Зарку и Тейксейру.

Надо сказать, что ни тот девственный лес Мадейры, ни морские львы, ни многие из видов птиц этого необитаемого острова не дожили уже до наших дней.
Колонизация Мадейры португальцами после открытия острова Зарку началась почти сразу. В 1419 году португальский исследователь Жоао Гонсалвеш Жарко, прибыв на остров вслед за Зарку и Тейксейрой, ещё был поражен огромным количеством обитающих в прекрасной бухте морских львов, родственников тюленей-монахов, по-португальски называемых «лобуш». С тех пор второй город острова по теперешнему размеру, но первый по времени основания, носит название Камару-де-Лобуш.
Уже в 1424 году основывается нынешняя столица Мадейры — Фуншал. Название города произошло от растущего здесь в большом количестве дикого фенхеля, по-португальски «фуншу».

Морские львы, рыба и овощи стали первой пишей португальских поселенцев на Мадейре. Однако сразу же встал вопрос о развёртывании полномасштабного сельского хозяйства на Мадейре. Первой культурой поселенцев стала пшеница, в которой остро нуждалась континентальная Португалия.
Под задачи выращивания зерна были полностью вырублены вечнозелёные равнинные леса Мадейры. «Остров, поросший лесом» превратился в «пустынный остров»
Сейчас уцелели лишь небольшие участки вечнозелёных лесов. Если Мадейру более-менее спас горный рельеф острова, то на соседних Канарских островах, которые попали под каток европейцев чуть раньше, леса были сведены почти под ноль.
Леса вырубались ради дров, строительного материала и освобождения земли под сельскохозяйственные нужды с таким размахом, что, например, на острове Гран-Канария сохранился лишь 1 % лесных площадей, а на относительно благополучном в этом отношении острове Тенерифе эта цифра не превышает 10 %, и продолжает снижаться до сих пор.
Ожидаемо, такое обезлесивание привело к значительной эрозии почвенного покрова и к резкому изменению климата и падению урожаев пшеницы — как на Канарах, так и на Мадейре.

Чтобы избежать кризиса в среде колонистов, Генрих Мореплаватель приказывает выращивать на Мадейре сахарный тростник для производства «сладкой соли», редкой в то время в Европе, и из-за этого считавшейся приправой.

Но если на Мадейре пострадавшими были только деревья, птицы и морские львы, то в других местах ситуация с колонизацией складывалась отнюдь не столь спокойно.

Рядом с Мадейрой, чуть ближе к Африке, расположены Канарские острова.

Ещё в XII веке Канарских островов достигли арабские моряки. Французские мореплаватели посетили Канары в 1334 году, но дальше этих первых высадок у Франции дела не пошли — страна вместе с Англией надолго погрузилась в пучину Столетней войны.
В 1344 году римский папа Клемент VI "дарует" острова испанскому королевству Кастилия. Этот дьявольский союз римской церкви и европейского колониализма мы потом будем не раз видеть в истории.
"Именем Господа! Во имя его!"

Проблема была в том, что Канары, в отличии от Мадейры, были вполне населённым местом.
До прихода на острова европейцев они были заселены племенами гуанчей. Их развитие, конечно, было на уровне каменного века, но они, тем не менее, весьма успешно занимались скотоводством и примитивным земледелием. В качестве одежды использовались шкуры зверей. Умели мумифицировать своих вождей. Племена гуа нчей даже оставили после себя пирамиды Гуимар — удивительный памятник мегалитической архитектуры каменного века, сложенные буквально "по кирпичику" из скудных камней Канар.


В 1402 году французы Жан де Бетанкур и Гадифер де Ла Салль от имени короны Кастилии и Леона начинают захват островов.

Племена с Гран Канарии по доброте душевной и по незнанию приветствовали европейцев (король Гуарнардарфа даже выступил за заключение союза), в то время как племена, населявшие Тенерифе, пытались сопротивляться, сражаясь стрелами с каменными наконечниками и пращами. В 1404 году Кастильский король Генрих III провозглашает Жана де Бетанкура королем Канар. Португалия, также претендовавшая на Канарские острова, признала их испанским владением лишь по договору от 1479 года.
Последние битвы на острове Тенерифе прошли уже в конце XV века. В мае 1494 года гуанчи защитили свой остров, но в декабре 1495, после того, как гуанчей ослабила эпидемия чумы, испанцы полностью завладели архипелагом. 24 июля 1496 года сдался последний принц гуанчей, Имененчия, который позже, что тоже весьма характерно для европейцев, был убит ими уже в плену.
29 сентября победитель Алонсо де Луго объявил о полном подчинении Канарских островов.


Умерли, сражаясь. Анатерв, один из царей гуанчей. Каким он был на самом деле, мы уже никогда не узнаем.

Сейчас гуанчей не существует.
По описанием колонизаторов остров Тенерифе населяли высокие, белокожие, рыжеволосые и голубоглазые люди . Нормандец Жан де Бетанкур подробно описал странный язык гуанчей, которые якобы могли понимать речь соплеменников, не произнося ни звука и только шевеля губами, а также переговариваться свистом на расстоянии до 15 километров.

У гуанчей находят характерные черты кроманьонцев — древнейшего населения Европы. Исчезнувшую расу, к которой относились гуанчи, называют мехтоидной; носители данной расы населяли север Африки до начала неолита и были ассимилированы или уничтожены носителями средиземноморской расы.

Первые же записи о гуанчах были сделаны в 1150 году арабским географом Ал-Идриси в книге «Нузхат ал-муштак». В ней Идриси сообщает о плавании, совершённом арабскими мореходами из Лиссабона, для исследования островов к юго-западу от Пиренейского полуострова.

Согласно ему, арабы, после довольно продолжительного плавания, достигли некоего острова, «который показался им необитаемым, однако на нём вскорости были обнаружены культивируемые поля». Приблизившись к острову, мореходы оказались со всех сторон окружены людьми на барках, которые доставили их на берег, «в деревню, чьи жители в немалом количестве были светловолосы, с длинными льняными волосами, и женщинами редкой красоты ». Один из жителей знал арабский язык , и спросил, откуда они прибыли.

Гуанчи до сих пор задают исследователям множество загадок. Ведь всё, что достоверно оставили нам "просветители" и "миссионеры" — это их мегалиты и несколько мумий вождей гуанчей. Первоначально число мумий, предположительно, исчислялось тысячами, но на сегодняшний день сохранилось всего несколько мумий гуанчей, находящихся в нескольких музейных коллекциях. Остальные были тут же уничтожены колонизаторами, вместе с последним



Уверен, в этой мумии тоже лежит гаплогруппа R1a или R1b. Гуанчи — европейцы.

После обнаружения мумий гуанчей испанцами в начале XVI века многие из них были измельчены в порошок и продавались в Европе под видом лекарства от брюшной боли. В дальнейшем этот процесс был остановлен по объективным причинам — просто не стало муммий.

Однако, если вы думаете, что процесс уничтожения реальной истории Канарских островов — это дело давно минувших дней, то вы глубоко ошиблись. В 1933 году, уже в просвещённом ХХ веке, в южной части острова Тенерифе было обнаружено самое большое кладбище мумий гуанчей, содержавшее от 60 до 74 мумий. Однако, после обнаружения оно было сразу же почти полностью разграблено .Видать "брюшная боль" и сопутствующая ей диарея снедала Европу и в XV, и в ХХ веке.

Колонизаторы по-прежнему бояться призраков прошлого.
Призраков убитых ими высоких, белокожих, светловолосых и голубоглазых людей , с длинными льняными волосами, и женщинами редкой красоты .

Ведь гораздо приятнее колонизаторам видеть гуанчей как-то так:

В собрании черепов. На покорённых Канарах.

"Гуайя эчей эфиай нашете сахана". "Жизнь, позволь прожить, защищая родину." Это фраза на языке гуанчей, которую записали колонизаторы.

Земля Гуанчинефре стала Канарами.

Станет ли Русская равнина просто Восточно-Европейской?
Думаю, что уже нет.


 

 

Это интересно: