→ Смерти нет, Любовь побеждает смерть. Ежедневная прогулка по тель-авиву Прогулочный маршрут по тель авиву

Смерти нет, Любовь побеждает смерть. Ежедневная прогулка по тель-авиву Прогулочный маршрут по тель авиву

Фотографии

Экскурсия по Тель-Авиву - Познавательная и гастрономическая.

Сегодня в комплексе станции на площади 5,5 гектар находится 22 отреставрированных здания разных эпох. К комплексу примыкает музей истории Армии Обороны Израиля, расположившийся на бывшей территории британской военной базы. Сохранились строения вокзала и фабрики стройматериалов, построенной немецкими поселенцами - темплерами. Сохранился дом Виланда - хозяина фабрики, складские помещения и старый арабский дом. На территории комплекса есть пункт информации для туристов.

2. Неве Цедек. Обитель справедливости.

4. Бульвар Ротшильда пересекает улица Нахалат Биньямин. Часть Улицы Нахпалат Биньямин - пешеходная. По вторникам и пятницам на этой улице рынок, на котором продаются интересные поделки и сувениры. Продают часто сами изготовители, некоторые прямо на месте производят продукцию на продажу. Ярко, красиво, есть на что посмотреть.

5. Рядом - параллельно улице Нахалат Биньямин - Тель-Авивский рынок Кармель. В Йеменском квартале в районе рынка можно зайти в ресторан

Вчера совершили марш-бросок по Тель-Авиву. Успели столько всего посмотреть и ощутить, что даже не знаю, как обо всем этом рассказать. Каждое место, в котором мы побывали, заслуживает отдельной статьи, если не более того.


Начали мы свое путешествие с рынка на улице Левински

Первой остановкой стал знаменитый бурекас Пенсо. Писать об этом месте по-моему бессмысленно. Совсем чуть-чуть общей информации - существует около 80-и лет, четвертое поколение Пенсо кормит весь старый Тель-Авив выпечкой еще с тех пор, когда и в помине не было никакого Израиля. Лучшие бурекасы в стране без вариантов, хотя я к ним прихожу не из-за них, а из-за своего любимого яблочного штруделя, который у них тоже домашнего производства, так сказать.

Думаю стоит также отметить немаловажный факт, что громадный бурекас и большой стакан свежевыжатого апельсинового сока обошелся нам в 22 шекеля - по нынешним меркам и ценам это не просто дешево, а вообще уникально.

Еще о нескольких знаменитых лавочках на шуке - например Бутик Накник) Сэндвичи с пастрамой, по размеру и качеству напоминающие "Рубен" на Йегуда ха-Леви.

Не менее знаменитый чем Пенсо Баклава-Нацерет - одно из немногих мест в Тель-Авиве, где можно купить настоящие арабские сладости по типу баклавы (пахлавы?) и кнафе. Он кстати кошерный и вроде как даже поставляет свою продукции многоуважаемой армии обороны Израиля, именующийся в дружеских кругах как ЦАХАЛ.

К сожалению (и об этом тоже можно рассуждать бесконечно - о том, что творится в Южном Тель-Авиве) рынок выглядит заброшенным. Большинство домов в нем находятся если не на грани разрушения, то смотреть на них без боли точно нельзя.

Хотя некоторые дома все-же реставрируют.

Как я уже сказал в начале-начал, о каждом месте, в котором мы побывали, можно написать книгу (думаю, что и написаны). На шуке еще полно всего - турецкий ресторан Нисо (Левински 47), Мааданият Йом-Тов (знаменита своей соленой рыбой и анчоусами), лавочка "Перег", продающая приправы с 1922 года (самое старое место на рынке) и так далее. Ходите сами и исследуйте - не пожалеете. А мы отправимся дальше, в музей Нахума Гутмана.

Раньше, кстати, это был дом писателей. В нем проживали Йосеф Хаим Бренер (до того как его убили арабы) Йосеф Ааронович и его жена - одна из самых известных израильских писательниц Двора Барон.

Говорить про музей Гутмана тоже не имеет особого смысла. К стыду признаться я был в нем первый раз. Все никак руки не доходили.

Автопортрет молодого Гутмана из Тель-Авивского музея.

Теперь к самому музею - мне нравится эта картина - как чувак вытаскивает чертика из колодца). А это - отец художника, знаменитый писатель и человек Симха Бен-Цион.

Симха был одним из первых учителей иврита в Одессе. Преподавал в одной школе с Бьяликом и Равницким. Нахум, кстати, не раз рисовал эту троицу.

После погромов в Кишиневе в 1905 году Бен-Цион уехал в Израиль. Организовал в своем доме своеобразной "форум писателей", в котором принимали участие уже упомянутый Бренер, Йегуда Бурла, Александр Зискинд-Рабинович (АЗАР) и многие другие. Он также выпустил журнал, в котором впервые на земле израильской опубликовал рассказ Шмил Чачкес. Это была знаменитая новелла "Агунот", с которой Чачкес и взял свой псевдоним - Шай Агнон. На сегодняшний день он - единственный израильский лауреат Нобелевской премии по литературе. По совместительству - один из лучших писателей 20-го века, уровня Джойса, Кафки и Фолкнера.

(Фото тоже мое, из Музея Агнона в Иерусалиме). Ходят слухи, что псевдоним Чачкесу дал один из основателей Тель-Авива Шимон Роках, после того как прочитал "Агунот". В дом Шимона Рокаха мы и отправились после Музея Гутмана.

Семейство Рокахов настолько знаменито, что даже не знаешь с чего начать) В честь Шимона Рокаха назвала улица в Неве-Цедек, на которой и находится дом. В честь его сына Исраэль Рокаха - министра в правительстве Бен-Гуриона - назван бульвар в Тель-Авиве. Сам дом также известен очень оригинальными скульптурами внучки Шимона Рокаха - Леи Маджаро-Минц.

В доме Рокаха также есть оригинальный обеденный стол, за котором - как и в - сидели все улицы Тель-Авива)

Если не обращать внимание на запрещающие знаки, можно подняться на третий этаж (где похоже, проживает сама художница и скульптор), и вежливо попросив, полюбоваться открывающимся с балкона видом на море и красные крыши Неве-Цедека.

Можно полюбоваться и строящимися небоскребами, но в данном случае это менее интересно.

Субботним утром мы отправились в центр страны. Сначала поехали в Рамат-Ган поглазеть на конные соревнования. А затем погуляли по старинным кварталам Тель-Авива, потрогали море, заглянули на старую железнодорожную станцию и естественно пару раз отлично перекусили. В целом очень классно провели день! :)

Очень удачно припарковались на бульваре Ротшильда недалеко от дома Левина (Бульвар Ротшильда, 46). Здание в виде тосканской виллы было построено известным архитектором И. Магидовичем в 1924 году для американского купца Якова Левина, выходца из Каунаса. Левин умер в 1934 г., после этого здание много раз меняло постояльцев - в его стенах находились английская школа, военные и судебные учреждения. С 1948 по 1953 гг в нем располагалось резиденция советской дипломатической миссии.


Побывав на конных соревнованиях


перед этим поблукав в парке Леуми в Рамат-Гане


мы очень проголодались и поэтому первым делом по совету finferli отправились в пиццерию Тони Веспа http://www.tonyvespa.co.il/


Какая же вкусная и разнообразная там пицца.. редко где можно получить такое удовольствие от еды:)


Пиццу продают на вес (98 шек/кг). Весь поднос немногим больше 1 кг. Но можно же взять понемногу разной, есть и с грибами, и с разными сырами, и с маслинами, и с помидорами, и с колбасой, и с беконом, и с... много еще с чем. Очень рекомендую зайти и попробовать хотя бы маленький кусочек.


У них есть несколько отделений. Мы были на углу улицы Аленби, 118 и бульвара Ротшильда, 32. Пиццерия находится в бывшем здании гостиницы "Бен-Нахум". Обратите внимание, что фасады, выходящие на парадный бульвар Ротшильда и ул. Аленби, имеют разные решения, каждое из которых соответствовало контексту окружающей его застройки. Объединяет их лестничная башня, завершенная куполом на колоннах в восточном стиле.


наевшись пиццы мы отправились на прогулку по старым кварталам Тель-Авива


и дошли до моря


поглазели на Яффо


позавидовали купающимся людям:)


Поздравились с Днем Победы!


Кинув прощальный взгляд на море, отправились в обратный путь


По пути заглянули на железнодорожную станцию


очень немного позанимались спортом


вернулись на бульвар Ротшильда и прошлись вокруг фонтанчика:)


В начале бульвара установлен памятник первому мэру Тель-Авива Меиру Дизенгофу.
Михаил Яковлевич Дизенгоф родился 25 февраля 1861 в Бессарабии. С 1905 года жил в Эрец-Исраэль, был одним из основателей Тель-Авива. Поддерживал идею создания Еврейского государства. Умер 23 сентября 1936. Похоронен на кладбище Трумпельдор в Тель-Авиве.


А двигались мы опять же по совету

Израильские города я не очень люблю – слишком проавтомобильные, скучные и банально некрасивые. Это в принципе болезнь новых городов, а тут каждый город новый за исключением древних поселений. Но с Тель-Авивом ситуация другая – это тот случай, когда люди настолько дополняют среду, что каждый приезд среди однотипных домов ты находишь что-то новое для себя. Плюс за последние годы город сильно продвинулся в вопросах велосипедизации, а муниципалитет поставил задачу сделать Тель-Авива городом мирового масштаба – появляется много общественных пространств, строится трамвай, открываются данные и так далее. В общем, пойдёмте гулять;)


Местами Тель-Авив очень похож на Россию - откровенно страшные дома с изуродованными фасадами и царство автомобиля:

Единственное, нет грязи и парковки всё же легальные и платные:

За обликом домов особо не следят. Хотя коммуникации, блоки кондиционеров и провода хоть как-то оживляют голую стенку:

Обычная улица с типовыми домами - практически все дома города такие. Зато абсолютно :

Застройка Израиля пришла на эпоху Баухауса, а после остался стиль господства функции над формой - можно сказать, что в стране исторически сложилось строить просто и без деталей. Справа старый дом, а слева новый - преемственность хорошо заметна, несмотря на разницу в десятилетия:

Разве что за фасадами следят лучше и детали приятнее:

Обычный дом с типовым подъездом - просто и много зелени:

Тут жители решили устроить у подъезда парковку, прямо как где-нибудь в Твери или Ташкенте:

Реконструкция дома с надстройкой этажей:

Общую ситуацию по городу спасает озеленение - деревья закрывают собой дома:

На магистральных улицах глаза редко поднимается выше первого этажа - бизнес с витринами и уличными кафе притягивают взгляд к себе, поэтому на форму домов внимания не остаётся:

Улицы получаются очень живыми и приятными за счёт плотности, компактности и смешанности города. Бизнес создаёт то разнообразие среды, которое обычно обеспечивается архитектурой домов. Тот редкий случай, когда какой-нибудь дизайн-код скорее навредит городу.

Ценного исторического наследия как такого в городе нет. Если не брать в расчёт , то в городе есть только небольшой квартал колониальной застройки начала прошлого века. Недавно тут провели реконструкцию и сделали торгово-развлекательную зону. Тут уже дизайн-код и охрана наследия, хотя интерьеры и начинка современные:

Внутри зона без машин:

Даже доставщики еды оставляют мопеды снаружи:

Квартал находится в деловом и транспортном центре города, вокруг небоскрёбы, а тут уголок спокойствия и истории:

Контраст потрясающий. Тот момент, когда подобное сочетание не баг, а фича:

Между домов общественные зоны с водой и рыбками. Не забываем, что это всё-таки пустыня!

Интересное решение с болотцем:

Местный пляж. Как после такого можно ездить в какой-нибудь Адлер или Крым?

Бизнес встроен очень аккуратно и не перекрывает море - сверху общественное пространство, а под ним магазины и кафешки:

Вообще в Израиле проблема с детскими площадками - их стараются делать разноцветными и без мысли о развитии детей, прямо . Тут тоже первая конструкция из рекламного каталога, но хотя бы цвет нормальный:

Во время прогулки даже не думаешь, что находишься в стране, которая постоянно находится в состоянии войны. Но указатели на бомбоубежище возвращают в реальность:

А затем мимо тебя проезжает полицейский на велосипеде и как-то опять забывается про внешнюю опасность:

В Тель-Авиве сейчас бум велосипедизации. Спасибо удешевлению аккумуляторов и росту города без контроля автомобилизации - велосипед стал дешёвой и быстрой альтернативой для поездок по городу. В этом нет чего-то нового и удивительного, но есть момент, про который многие забывают - контакт людей. Когда люди едут в переполненном автобусе, то хочется закрыться от других, когда в машине - между людьми в прямом смысле преграда. Велосипед же позволяет нормализовать отношение между жителями и наладить готовность к контакту с другими. Иными словами, велосипед - хорошее решение для социализации людей.

Большой минус всей этой истории - люди гоняют по тротуарам. Если вы думаете, что в Петербурге или Москве проблема с велосипедистами среди пешеходов, то нет - нам далеко до Израиля. Велосипеды с моторами легко могут ехать 20-30 км/ч, а электровелики тут у каждого второго.

С каждым приездом в городе всё больше велодорожек, но в основном это просто часть тротуара с разметкой:

От такой инфраструктуры страдают и пешеходы, и велосипедисты. Делать велодорожки за счёт проезжей части пока боятся:

Разве что иногда отнимают парковку для велопроката:

В целом улицы города безопасные - машины не гоняют за счёт правильного дизайна и узости. Дополнительно в последние годы вводят зоны 30 км/ч с приоритетом велосипеда:

Нужно срочно отправлять всех российских чиновников и проектировщиков учить делать безопасные улицы в Израиль. Я сейчас совершенно серьёзно.

И доступную среду.

Главное, чтобы не смотрели на велоинфраструктуру. Например, тут велополоса без буферной зоны и с обрывом у перекрёстков. Интересно, сколько велосипедистов улетает из-за неожиданного открытия дверей или попадает в мёртвую зону водителей:

Но тротуары такие узкие, что других вариантов нет. Поэтому люди на самокатах, электроскейтах и велосипедах едут по проезжей части:

Интересное решение с велодорожкой на набережной - покрытие специально сделано рельефным для успокоения велотрафика и чтобы люди с колясками не ходили по ней.

Общее во всех проектах велоинфраструктуры - обрыв дорожек и полос у пересечений. То есть вдоль улицы у человека на велосипеде есть своё место, а перед перекрёстком всё обрывается: либо едь с пешеходами, либо с автомобилями.

Получается суматоха - непонятно куда и как ехать.

Знакомые многим . Единственный местный плюс - они работают . Целые сутки каждую неделю общественный транспорт всей страны перестаёт ходить, кроме маршруток. Хорошая мотивация купить машину, хотя причины пролоббированы религиозной общиной.

Сегодня в городе работают лишь автобусы, которые каждый день встают в пробку. Спасибо автомобильному развитию страны и низкому уровню развития общественного транспорта.

Строительство дорог и стимулирование покупок машин даёт быстрый рост экономики, но это количественный, а не качественный рост. После скачка всё это начинает тормозить развитие.

Относительно недавно в стране появились железные дороги - хоть какая-то возможность ездить без пробок по стране и вдоль Тель-Авива. Строительство продолжается до сих пор - скоро должны связать Иерусалим со всей страной и электрифицировать пути. Кстати, в строительстве принимал участие московский метрострой. Подробно .

Сейчас же в Тель-Авиве . В центре он пойдёт под землёй, но ради него уже успели .

Ещё в городе появился каршеринг. Сервис работает по подписке - за право доступа нужно ежемесячно платить. Оставлять машину можно на специальных и общей разрешённой парковке. Вообще не очень понятно, зачем сделали отдельные места - видимо платная парковка не справляется со своей задачей или для резидентов слишком большие скидки.

В общем, интересный город!

Просто небольшая прогулка по Яффе и старой части Тель-Авива (районы Неве Цедек и Флорентин)


Маршрут в принципе простой - можете посмотреть его по карте. От нашего подворья по ул. Бен-Цви до Блошиного рынка Яффы (Шук а-Пешпишим) и от Яффы через старый яффский вокзал в район Неве Цедек, оттуда по району Флорентин возвращаемся домой в наш район Тель-Кабир. Все это - южная часть Тель-Авива (Дром Тель-Авив).


Красным цветом - наш путь "туда", до урока иврита, а синим - обратно домой, на синей линии фото нету, все, что тут размещены - по красному маршруту.

Бывший источник воды (Сабиль) для паломников, построен губернатором Яффы Абу-Набутом в 1815 году. Вот что пишет Буквоед - рекомендую этот ЖЖ всем интересующимся прошлым и настоящим Израиля (http://bukvoed.livejournal.com/105410.html) в своем ЖЖ - Прибрежная часть Палестины уже за несколько лет перед тем была занята буйным Мехмет-беем Абу Набутом, одним из мелких тиранов, которыми изобиловала Турция. Он укрепил Яффу, имеющую отличное военное местоположение, построил набережную с батареями по уровню вод и оставил в этом городе много страшных воспоминаний и два красивых фонтана. Сулейман-паша незадолго до своей кончины с разрешения Порты выслал на него войско и заставил его спасаться бегством в Египет (1819 г.)

Абу-Набут, кстати, это прозвище, оно означает "Отец дубинки", потому что наш герой постоянно ходил с дубиной и не стеснялся пускать ее в ход (зато был порядок...)

улица Бен-Цви, Ицхак Бен-Цви родился в Полтаве и после многих приключений стал вторым президентом Израиля: был избран президентом 8 декабря 1952 г. и оставался на этом посту до своей смерти в 1963 г. Бен-Цви считал, что президент должен быть публичной фигурой, а его жилище - быть скромным. В течение 26 лет он жил со своей семьёй в деревянном домике в иерусалимском районе Рехавия. Затем государство выкупило соседний дом, чтобы улучшить условия в президентской резиденции. В каждом городе Израиля наверняка есть улица его имени и его портрет находится на 100-шекелевой купюре.


Парк Абу-Набут по ул. Бен-Цви, эта улица с самых древних времен была основным путем из Яффы в Иерусалим, и древние паломники и крестоносцы и паломники нового времени 19-20 веков, всех верисповеданий, по прибытии в порт Яффы, шли (или ехали) по этой дороге, восходя в Иерусалим. Сейчас тут расположены некие концептуальные фигуры современного израильского художника Игаля Тумаркина. А фонтан-источник используется как склад паркового инвентаря.

А вот Буквоед показывает старую открытку, где этот фонтан называется "Источником св. Тавифы" не больше и не меньше!


Перекресток Иерусалимского бульвара и ул. Бен-Цви, граница Яффы и Тель-Авива (с 1950 года города слиты в единый муниципалитет). Сразу видим характерную яффскую архитектуру.


И начинается яффский Блошиный рынок (Шук а-Пишпишим). Про него надо будет как-нибудь сделать отдельный репортаж.


А это улица Разиэль, бывшая в старой Яффе улицей Бутрос (то есть апостола Петра), в те времена - первая финансовая улица Яффы, местный Уолл-Стрит, ныне же в весьма плачевном состоянии, хотя есть признаки ее окультуривания. Хотя при чем тут "Чалки" - магазин вообще-то мебельный?


вот эта часть уже более культурная - доходный дом после ремонта


мы пересекли Иерусалимский бульвар еще раз и направились в сторону интересного райончика Неве Цедек - по пути старый яффский вокзал. Железной дороги тут дааавно уже нету, в вокзале сейчас культурно-ресторанный центр (и вроде бы музей). Но из-за того что тут сразу несколько свадеб и съемки какого-то фильма, мы обошли стороной все это дело


а это уже домики Неве Цедек (в переводе примерно - Обитель Праведности). Магазинчики, кафе, галерейки, очень живописный район - и он даже старше Тель-Авива, частью которого теперь является. Основан в 1887 году, когда 48 семей поселились вне стен Яффы на песках на выкупленной земле. До основания Тель-Авива было еще более 20 лет.


ну просто город контрастов...


магазинчик в викторианском стиле, "алиса-в-стране-чудес"


тут раньше стоял прямо в магазине Ситроен 1936 года, мне кажется, что я его показывал уже. Теперь машины нет - купили наверное...


раньше в этом магазине не разрешали фотографировать, теперь вроде бы не обращают внимания.


ул. Шабази - центральная в Неве-Цедек и "Дом Тамар" с фигурками на фасаде (я его фото уже ставил) - поэтому тут сосредоточимся на игре света и тени в предзакатные средиземноморские часы.


и это котейко уже у меня было - но оно такое хорошее


в магазине-галерее


марокканский магазинчик, с самоварами!


зимние цветы Неве-Цедека (какие-то розовые ктулхи прямо-таки)

 

 

Это интересно: