→ Парусный флот

Парусный флот

RoyalJib > Рад буду ошибиться, но давайте попробуем разобраться.
RoyalJib > На снимке очевидно шхуна, которых в штатах огромное количество, и если бы там на гроте был гафель, то мы бы увидели:
RoyalJib > 1. Гик. Он огромен и вылетает далеко за корму. На снимке я этого не вижу.
RoyalJib > 2. Достаточно развитую конструкцию в виде краспиц и лонга-салингов. Так же как и стеньгу, а ее на снимке я тоже не вижу.
RoyalJib > Можем подискутировать, я не против. Но сначала, прочтите хотя бы Марквардта

Помимо Марквардта, есть достаточно много и первоисточников. Сейчас это не проблема, во времена Интернета.
Косой парус выше гафеля, и в нашем морском языке именуется "гаф-топсель". Такой парус был предусмотрен парусным штатом 1806 года и для судов с прямыми парусами: линейных кораблей, фрегатов, корвета, пакетбота, брига, голета. Даже в архивном документе Черноморского флота от 1829 г., РГАВМФ ф. 243, оп. 1, д. 2443 лл. 14л. – О расчете количества парусины, необходимой для парусов судов различных рангов, 15.02.-3.03.1829 г. этот парус у таких судов упомянут, со всеми размерами.
Прямой парус на стеньге, в нашем морском языке именуется "марсель", а в английском - "топсель". Английские топсельные шхуны, по нашему - марсельные. Иные интерпретации этого термина либо от недопонимания терминологии, либо от "практики" в зарубежных англо-язычных чартерах. Об этом в частности свидетельствует Ваш псевдоним - англоязычный термин RoyalJib, не совпадающий с русским Бом-кливером.
Что касается "Султаны". Реконструкция парусного вооружения, выполненная американскими корабельными архитекторами, имеет два варианта - с двумя марселями на обеих мачтах, или только с фор-марселем. Построенная недавно ретро-копия "Султаны" - грот-марсель имеет, так что это не она на снимке. Это вооружение первых военных шхун. Таблица рангоута имеется на чертеже шхуны "Chaleur" английского судна американской постройки тех же лет, что и "Sultanа" (1767-1768). Такое же вооружение имели первые русские шхуны, построенные на Дунае по проекту английского адмирала на русской службе Ч. Ноульса в 1772-73 гг. В нашем РГАВМФ имеется чертеж вооружения шхун типа "Измаил". Подобного чертежа парусности первых военных шхун (и вообще шхун того периода) нет нигде за рубежом, там только реконструкции. Исключение - схема из "Архитектуры" Чапмана, но и только. В делах архива, содержащих сведения о постройке Дунайской флотилии, имеются документы с перечнем парусов первых наших шхун. Там прямые паруса на стеньгах патриотично названы - марсели.
"Гордость Балтимора" и "Гордость Балтимора-2", представляют суда более поздней эпохи - балтиморские клипер-шхуны. В это время грот-марсели у шхун практически не применялись, хотя иногда встречались.
Добавлю копию рисунка 1758 г. из финского журнала, который демонстрирует варианты косого и смешанного вооружения северо-европейских малых судов.



Характеристики:

Длина корпуса наибольшая 19.4 м.
Ширина корпуса наибольшая 4.7 м.
Осадка в полном грузу 2.3 м.
Водоизмещение порожнем 50.0 т.
Мощность двигателя 145 л.с.
Скорость под двигателем 9 узлов
Площадь парусности 245.0 м 2
Кол-во спальных мест 10 шт.
Пассажировместимость 20 чел.
Запас топлива 1500 л.
Запас пресной воды 1500 л.

добавить к сравнению / печать




Описание:

Целью создания двухмачтовой парусной шхуны проекта «Грумант-58» была постройка круизно-туристического судна, сочетающего в себе внешний облик старинного парусника с надежностью и комфортабельностью современной яхты.

В качестве прототипа выбраны две малые почтовые шхуны конца XVIII века из альбома чертежей известного шведского кораблестроителя Чапмена. При этом в основу проекта были положены современные требования к прочности, обитаемости и мореходным качествам.

В настоящее время построено пять судов данного проекта. За период эксплуатации с 1992 года шхуны доказали свою надежность в любых погодных условиях и привлекательность с точки зрения использования их в качестве круизно-туристических яхт.

Корпус судна - деревянный. В качестве основных материалов применяются дуб и отборная судостроительная сосна. Корпус имеет однослойную обшивку вгладь на ламинированном продольном и поперечном наборе. Для обеспечения непотопляемости судно разделено водонепроницаемыми переборками на 4 отсека.

В корме оборудованы: четырехместный кубрик команды, гальюн команды, штурманское место. Там же имеется вход в машинное отделение.

В центральной части судна расположены четыре двухместные каюты, просторный салон, камбуз и гальюн. В каждом гальюне, оборудованном по требованиям международной конвекции по загрязнению моря с судов, установлена душевая система. Вся судовая мебель выполняется из натурального дерева.

В носовой части расположен форпик, используемый для хранения судового имущества.

На судне имеется система пресной воды (холодной и горячей), система забортной воды, сточно-фановая система, система осушения. Управление судном осуществляется с верхней палубы с помощью румпеля или штурвала посредством гидравлического привода. Якорное устройство включает в себя цепной ящик, электрический брашпиль, якорь-плуг, а так же, как дань облику старинного парусника - ручной деревянный брашпиль, изготовленный по старинным чертежам, и два адмиралтейских якоря с деревянными штоками.

Парусное вооружение общей площадью 245 кв.м. является достаточно эффективным и обеспечивает скорость до 9 узлов. Судно прекрасно управляется под парусами. Такелаж изготовлен из натуральных сизальских и манильских канатов, паруса из синтетической ткани. Для управления парусами достаточно трех человек. Необходимая по современным требованиям остойчивость обеспечивается внутренним балластом массой 15 т.

Электрооборудование включает в себя группу из двух аккумуляторов, светильники, навигационные огни, электрический щит, зарядное устройство и кабель питания с берега. В дополнение к основной сети напряжением 12V на судне предусмотрена сеть напряжением 220V.

Навигационным оборудованием судно комплектуется с учетом пожеланий Заказчика.

Шхуна проекта «Грумант-58» может быть оборудована для использования в качестве учебного парусника.

В 2014 году Яхт-клубом Санкт-Петербурга и Фондом поддержки исторических судов и классических яхт приобретен недостроенный корпус. В настоящее время идут достроечные работы и в навигацию 2015 года шхуна украсит своими парусами фестивали классических судов Балтики. Шхуна примет участие в программе «Sail Training» Яхт-клуба Санкт-Петербурга.

В 1991 г. группа студентов ЛКИ, побывав в музее ВМФ, решила сделать рабочий проект Шхуны 18 века, понравившейся им за изящество форм и простоты конструкций, а также простоты устройства такелажа.

Изначально был создан проект Грумант 58 — проект пиратской шхуны XVIII века, такой тип парусников использовался пиратами Атлантического океана и Средиземноморья. Узкий корпус с хорошо поставленными передними и основными парусами давал приличную скорость для взятия кораблей на абордаж. В XVIII веке этот тип парусников также начали использовать англичане для перевозки и быстрой доставки почты и иных мелких грузов.

Проект Грумант 58 — это пилотный проект, на котором отрабатывались технологии — сборки деталей корпуса, выклейка основных конструктивных элементов, а так же изготовление такелажа по старым технологиям. Сосна показала себя не с хорошей стороны, особенно на подводной части. Изготовление палубы также повлекло за собой проблемы: водотечность и рассыхание.

Рангоут, изготовленный из сосны, повёл себя неплохо, даже хорошо, но тяжеловат. Бегучий такелаж из натуральных материалов, конечно, хорошо (поддерживает стиль), но создаёт кучу проблем при использовании. Пенька и сизаль намокают и сильно садятся, ломая при этом рангоут, и, если не успеешь вовремя ослабить снасти, а также при постоянной работе, материал теряет свою прочность, чем сильно подвергает разрыву снасти.

Проект Грумант 69 кардинально изменён в конструкции — рангоуте и такелаже. Было проведено немало работ с Регистрами. За основу создания проекта брались требования французского морского Регистра Bureau veritas и английского «Lloyd’s Register of Shipping». Все пожелания и ошибки предыдущего проекта были максимально учтены. Защита киля — первое, что было 30 из требований; сделана металлическая килевая секция из стали морского исполнения, которая в дальнейшем состыкована с деревянным корпусом. Дерево использовалось только из ценных пород — брянский дуб (Россия), возрастом более 100 лет, ангарская лиственница (Россия) и тик (Бирма).

Весь продольный и поперечный набор корпуса изготовлен из дуба; обшивка корпуса, первый слой продольной обшивки сделан из дуба по технологии «шведская рейка». Два наружных слоя, диагональ из краснодеревной фанеры морского исполнения, сертифицированное Ллойдом. Тем самым была достигнута максимальная прочность корпуса. Настил палубы — тик, палубные силовые конструкции — из дуба.

Рангоут также претерпел изменения в конструкции — мачты, гики, реи, бушприт сделаны с применением новых технологий, они пустотелые, флажковая технология применяется давно, но её забыли и в этом проекте её применили, надеемся, это было правильное решение.

Стоячий такелаж оставили так, как он есть, он достаточно надёжен и практичен, стиль не изменился. Бегучий такелаж — изменили практически всю оснастку, все верёвки из натурального материала заменены на синтетические, стилизованные под натуральные, материалы хорошего качества — прочные и удобные в работе, что на стиле корабля не отразилось. Блоки глобальных переделок не претерпели, даже наоборот, некоторые из блоков были воссозданы по чертежам из найденных старых рисунков.

 

 

Это интересно: