→ Нормандия побережье на машине один день. Нормандия для начинающих. Маршрут Бургундия — Рона-Альпы — Центр — Париж

Нормандия побережье на машине один день. Нормандия для начинающих. Маршрут Бургундия — Рона-Альпы — Центр — Париж

  • Время
  • Длина маршрута : 230 км, чуть больше 4 часов чистой дороги.
  • Передвижение : на машине удобнее, так как не надо ждать автобусов, но общественным транспортом вполне удобно: как на поезде, так и на автобусах.
  • Бонус : частично проедете по « «, так что готовьтесь дегустировать прекрасные местные вина.

Маршрут по Эльзасу:

Маршрут Бургундия — Рона-Альпы — Центр — Париж

Этот маршрут проведет вас по основным достопримечательностям центральной Франции, открыв вам традиционную , включая известнейшие , и знаменитую .

  • Время : 6 — 10 дней, в заивисмости от темпа.
  • Длина маршрута : 1338 км, 14 часов в пути.
  • Передвижение : на машине удобнее, так как не надо ждать автобусов, но общественным транспортом вполне удобно: как на поезде, везде ходят поезда (кроме замков Луары).

Описание маршрута:

Маршрут по восточной Франции

Восточная Франция может похвастаться характерной фахверковой архитектурой и прекрасными винами. Здесь расположено 3 важнейших страны — , и , белые и игристые вина которых стали легендарными.

  • Время : 6 — 9 дней, в заивисмости от темпа.
  • Длина маршрута : 1268 км, 13,5 часов в пути.
  • Передвижение : на общественном транспорте — удобно. На машине — сложнее с парковками.

Описание маршрута:

Северная Франция за 1 неделю

День 4. Дом и сад Клода Моне в , после обеда — столица — ,

С детьми можно посмотреть Париж (), 1 день провести в , два дня в и еще 2 дня на .

День 1: — с утра посещение , подняться

Самостоятельное путешествие на машине по Нормандии и Бретани позволило мне добраться до Ренна, увидеть, как хороша бывшая столица герцогов Бретонских, оценить достопримечательности Ренна и выяснить, где в Ренне можно поесть недорого; чтобы узнать больше, читайте отчёт про Бретань

Уходящий день путешествия на машине по Нормандии и Бретани получился довольно насыщенным: осмотрев Сен-Мало и заглянув на пляжи Динара , мы затем отмахали порядка сотни километров по трассе, чтобы успеть добраться до гостиницы в Ренне прежде чем закроется её стойка регистрации. Я уже имел опыт общения с сетью «Appart ’City », и знал, что если заявиться в неурочные часы, придётся потом дозваниваться до центральной диспетчерской, вести переговоры насчёт кода от сейфа с ключами и так далее. Так что я по мере возможностей нажимал на педаль газа и нервничал. К счастью, мы управились как раз вовремя, появившись в холле отеля за четверть часа до ухода портье.

Отзывы на отель «Appart "City Rennes Saint -Gregoire » упоминали его неудачное расположение в дальнем пригороде, однако, как я выяснил, рядом проходит автобусный маршрут и поскольку остановка находится почти напротив гостиницы, по-моему, добраться до центра Ренна не составляет особого труда. А вот что мне не понравилось, так это соседство иммигрантов: стоящие рядом здание переполнены семействами негров и арабов. На разные мысли наводила и огороженная забором автостоянка для гостей отеля… Но так как никаких эксцессов с нами за время проживания не произошло, то подозрения остались подозрениями…

Плюсом я называл бы, помимо бесплатной автостоянки и вполне сносных условий проживания, наличие рядом продуктового супермаркета. Цены на продукты по Франции сильно разнятся в зависимости от сети магазинов, и «Lidl » часто оказывается чемпионом. Он и работает допоздна, так что я культурненько затоварился там сразу после того как мы распаковались. Отныне у нас имелся и плотный ужин, и солидный завтрак, а затраты составили всего полтора десятка евро…

Наутро, прекрасно выспавшись, отдохнув и наевшись, мы погрузились в авто и отправились осматривать достопримечательности Ренна.

Городок, в общем, слабо известен в туристических кругах, и если он упоминается теми, кто написал отчёты о путешествии по Бретани, то обычно в связи с поездкой в Мон-Сен-Мишель, потому что пересадку на местный автобус туристы, прибывшие из Парижа поездом, делают в Ренне. А ведь этот уголок Франции обладает на диво старинной и очень интересной историей. Город основали примерно в I веке до нашей эры кельты, и римляне, знавшие толк в организации дел, по достоинству оценили удобное расположение поселения. Через бывшие владения племени редонов протянулись торговые пути из глубины Галлии к побережью и далее в Англию, благодаря чему Редонум начал процветать. Когда Римская империя распалась, область оказалась между двух огней: с одной стороны напирали франки, с другой к ней проявляли интерес бритты. В итоге Нант, Ренн и Ванн оказались объединены под скипетром герцогов Бретани. Город упорнее всего сопротивлялся всем, кто хотел его покорить, и продолжал бороться даже когда почти всё герцогство досталось французам. В 1491 году бретонцы утратили независимость окончательно, но про былые времена вовсе не забыли.

Внешний вид Ренна того времени определяло наличие окрест густых лесов: Париж и другие города Франции постепенно лишились возможности строить дома из дерева и перешли на более дорогие материалы, а столица Бретани активно использовала древесину вплоть до начала XVII века. Конец этой традиции положил пожар, вспыхнувший 23 декабря 1720 года и погубивший порядка девятисот зданий. Тем не менее, пострадала только северная часть города, и в центре сохранилось множество фахверковых построек, придающих району возле собора Сен-Пьер необычайную живописность.

План застройки пепелища разработал Жан Габриель, будущий придворный архитектор короля Людовика XV. Его трудами городские кварталы образовали более-менее упорядоченную сетку, строительство зданий велось исключительно из камня. С того времени Ренн получил тот хитрый вид, которым любуются туристы: одна часть города служит напоминанием о средневековье, вторая обустроена на новый лад.

В том, как по-разному выглядит Ренн, мы убедились когда покинув гостеприимный отель прокатились через центр бывшей столицы независимого государства с севера на юг. Из окна машины город смотрится довольно современным, по крайней мере если ехать через те кварталы, где разрешено движение автомобилей. В районе вокзала он вообще кажется смахивающим на парижский Дефанс с уменьшенном масштабе. А вот если перевалить, как это сделали мы, через железнодорожные пути и сдвинуться ещё малость к югу, окружающая застройки сильно изменится; мне местность напомнила пригороды Лондона с их невысокими домами и палисадниками. Только там мы нашли место, где можно бесплатно оставить машину в Ренне: центральные улицы были заставлены либо запрещающими знаками, либо парковочными автоматами. А тут у нас вышло припарковаться довольно близко от центра, и задарма…

Первым делом мы направились на вокзал Ренна, надеясь там разжиться картой местности – взятая в отеле схема была примитивной ксерокопией, к тому же плохо сделанной. К сожалению, внутри терминала турофиса не нашлось, но за исключением этого недостатка там всё обустроено как надо. Есть и кафе, и магазины, и эскалаторы, и хорошо видимые информационные табло. На одном я высмотрел автобус, которым можно добраться из Ренна до Мон-Сен-Мишель: его отправление приурочено к прибытию очередного поезда из Парижа. Значок чётко указывал, что ехать надо будет автобусом, а не электричкой «TER », и что отправление состоится с автовокзала местных линий, который находится тут же. В общем, если хочется точно знать, откуда в Ренне отправляются автобусы до Мон-Сен-Мишель, надо держать в уме правую часть привокзальной площади; ориентиром станет отель «Ibis Styles Rennes».

Турофис мы нашли гораздо позже, когда углубились в исторические кварталы. Он находится на Quai Lamennais. Она кажется площадью, но на самом деле это форменная набережная, даром что русло реки скрыто асфальтом. Прогуляться по этому импровизированному бульвару приятно, но куда интереснее сунуть нос в старые кварталы Ренна – вот уж где красота!

Реально, стоило нам свернуть с так называемой «набережной», как нас встретили кривые улочки, фахверковые домики, поросшие мхом стены и другие атрибуты старины. Мы только и делали, что любовались пейзажами да снимали красивые кадры… Особенно мне запомнились дома на Rue du Champ Jacquet: три из перекосились так сильно, что середина окна третьего этажа находится по вертикали там же, где край окна на первом. Думаю, если бы не тесное соседство других построек, подкреплённое залитым в щели уплотнителем, эта компания подражателей Пизанской башни уже могла бы завалиться…

Гулять по району было чертовски приятно, однако в какой-то момент пришлось взять себя в руки, чтобы планомерно осмотреть основные достопримечательности Ренна. Первой ласточкой стал собор Сен-Пьер, возвышающийся над округой. Громадный готический храм построили примерно в XII веке, но так как в 1490 году его башня и западный фасад обрушились, современный облик здание приобрело существенно позже. Сначала, в 1540-х годах был восстановлена часть собора, в середине следующего века начался второй этап реконструкции, а башни удалось дотянуть до положенной отметки 48 метров только к началу восемнадцатого столетия. Казалось бы, на этом можно угомониться, да не тут-то было: в 1754 году старая структура принялась натурально рассыпаться. Тогда местные власти решили подобру-поздорову снести большую часть собора, чтобы выстроить её заново. Со сносом они справились успешно, но воплощение в жизнь второй части замысла пришлось отложить из-за начавшейся Французской революции. Работы стартовали только в 1816 году и с грехом пополам завершились через сорок лет. Тогда самой заметной достопримечательности Ренна и придали неоклассический вид, заменивший первоначальную готику.

В нескольких минутах ходьбы от собора находятся две приметные церкви. Мы сперва идём на северо-запад, где стоит E glise Saint- E tienne. Храм считается старейшим в Ренне, его впервые упоминают документы XII века. Здание спустя четыреста лет перестроили, а в 1740-х годах к нему прибавилась внушительного вида колокольня. Это окончательно сформировало облик церкви, обставляющей по размерам все другие религиозные постройки за исключением собора.

Стоит дойти и до другой достопримечательности Ренна: базилика Сен-Совер очень неплоха. Её построили в конце XVIII века для августинского монастыря на месте небольшой средневековой часовни. Когда та начала от старости рассыпаться, монахи очень обрадовались возможности обзавестись более просторной церковью. Их места сбылась, и с 1700 года центр города украсился очень приятным зданием.

Теперь надо сдвинуться на пару кварталов к северу, чтобы оценить, как шикарно смотрится величественный храм Сен-Обен, чьи стены покрывает плющ. Кажется, что базилика возведена много столетий назад, но это чистый обман, потому что старую приходскую церковь снесли в начале XX века и выстроили на её месте ту красоту, которая нынче радует глаз.

К следующей достопримечательности Ренна тоже не придётся долго идти: дворец парламента Бретани расположен примерно в четырёхстах метрах на юго-восток от базилики Сен-Обен. Вообще-то к этому громадному ансамблю лучше подходить с юга, чтобы сразу подпасть под его обаяние – здание стоит не само по себе, оно замыкает перспективу просторной площади и рядом с ним стоят весьма импозантные дома. Мы вот выскочили сбоку и потому сперва оценили декор, а размеры только потом. Дворец, чьё строительство заняло больше 40 лет, распахнул свои двери для депутатов в 1655 году. Его проект разработал архитектор Жермен Готье, выбравший стиль французского маньеризма. Получилось очень впечатляюще и не зря любой путеводитель по Бретани называет дворец парламента жемчужиной местной архитектуры.

Но вообще-то мне куда больше понравилась другая постройка, дворец Сен-Жорж, расположенный в сотне метров восточнее. Здание, выстроенное в 1670-х годах, смотрится на редкость здорово, особенно если созерцать его с юга, где перед парадным фасадом с его девятнадцатью арками распростёрт ковёр из травы и цветов. Раньше на месте дворца располагались корпуса бенедиктинского монастыря, основанного в 1032 году. Новый вариант оказался куда приятнее глазу, но долго наслаждаться проживанием монахиням не удалось, потому что грянувшая революция изгнала их из родной обители. Сейчас помещения интереснейшей достопримечательности Ренна заняты административными службами местного правительства.

Помимо перечисленных объектов маршрут экскурсии по Ренну должен включать и церковь Сен-Жермен. Этот образец готической архитектуры строили мучительно долго: начали в 1470 году, закончили только спустя 220 лет. Зато храм сохранил исторический вид и вдобавок уцелели созданные тогда витражи, которые пережили революцию, войны, бомбёжки и другие катаклизмы.

Познавательную прогулку по историческому центру бывшей столицы бретонских герцогов можно было бы продолжить, но так как весь предыдущий день моя половина не имела возможность рыскать по магазинам, её настоятельную просьбу провести шоппинг в Ренне пришлось уважить. Впрочем, по ходу дела довольно быстро выяснилось, что магазины в историческом центре ничем порадовать не могут. Как следствие, нашего пристального внимания удостоился торговый комплекс «Les 3 Soleils », где помимо прочего есть секция «C &A ». На мой взгляд, чтобы сделать выгодные покупки во Франции, данная марка подходит как нельзя лучше, и мы смогли купить мне за 12 евро светлые бриджи, а моя радость разжилась двумя симпатичными блузками. Словом, я рекомендую заглянуть в этот громадный центр, занимающий место на западной стороне площади де Голля.

Ну и прежде чем распрощаться с городом, нужно напоследок сказать о том, где можно поесть в Ренне недорого. Самое оптимальное тут вести поиски в старых кварталах, если не устраивают точки фаст-фуда в торговых центрах и возле вокзала. Лично мне запомнились те заведения, что выставили столики перед фасадом базилики Сен-Обен. Там и окружение шикарное, и цены достаточно невеликие, как следует поесть можно за 17-20 евро. Также рекомендую заглянуть на Place Saint-Michel и пройтись оценивающим взглядом по её окрестностям. Уверен: прогулка быстро приведёт в такой ресторан, где можно будет поесть в центре Ренна очень сытно и недорого.

Подводя итог путешествия на машине по Нормандии и Бретани, могу сказать, что всё прошло как по маслу, и все мои опасения насчёт аренды авто оказались напрасными. У нас не возникло проблем ни с непривычным ритмом движения на дорогах Франции, ни с поведением водителей, ни с техникой. Даже животрепещущий вопрос, можно ли бесплатно парковаться во французских городах, получил положительный ответ, и за всё время поездки мы не заплатили за стоянку ни одной копейки. Что касается общих расходов, то они окупились с лихвой, потому что цена аренды машины во Франции с учётом стоимости потраченного топлива всё равно многократно перекрыла ту сумму, которую нам пришлось бы потратить на поезда и автобуса, вздумай мы ехать в Бретань из Парижа общественным транспортом.

В общем, после той поездки я окончательно убедился в том, что совершать поездки по Европе на арендованной машине просто и удобно…

Нормандия – один из самых красивых и интересных регионов Франции. Здесь и удивительная природа, и средневековые города, и красивые деревни, казино и роскошь, сидр и кальвадос, да чего только в Нормандии вы не найдете. Проблема региона в том, что если вы хотите это всё увидеть, общественный транспорт не подходит – потратите много денег и увидите 2-3 города. Поэтому тут либо заказывать экскурсию (смотрите, кстати, предложения из Парижа по ), либо арендовать машину и ехать самому. О втором способе и расскажем. Так вы увидите больше и лучше.

Аренда машины во Франции

Аренда автомобиля во Франции – дело стандартное. Никаких особых премудростей нет. Мы подробно писали о процессе в отдельной статье , а . Посоветуем теперь только этот сайт , на котором можно без труда зарезервировать себе автомобиль.

В этой статье мы предлагаем вам неспешное путешествие по Нормандии примерно на одну неделю. При желании вы можете уложиться и в 3-4 дня. В таблице приведен весь маршрут, с трассами, километрами, расходом бензина и стоимостью платных дорог. А сейчас опишем пункты остановки и вы сами сможете выбрать, что для вас интереснее.

День первый

Мы предполагаем, что свое путешествие вы начинаете в Париже. Машину можно взять напрокат прямо в аэропорту Шарль-де-Голль или Орли , или же в самом городе.

Первый день мы предлагаем провести вам в столице Нормандии – Руане (Rouen). Город знаменит своим гигантским собором, тем самым, что Клод Моне раз 30 изобразил при разном освещении, а еще тем, что в Руане сожгли Жанну д’Арк (место костра до сих пор сохранилось). Город богат средневековой архитектурой и открывает дорогу к Нормандии – камамберу, крепам, сидру и мидиям. Всё это вы можете найти в Руане.

Стоит посетить и музей изящных искусств, особенно, если вы ценитель импрессионистов. В Нормандии жили многие из них и её родимую и писали. Изображенные места позже стали популярными, ниже о них и поговорим. В общем, музей познавателен не только с художественной, но и с географической точки зрения.

Расстояние от Парижа до Руана примерно 140 км. По пути вы можете заехать в дом-музей, а скорее даже сад-музей Клода Мон е – Живерни (Giverny). Здесь он писал свои знаменитые кувшинки, и сейчас Живерни стало местом паломничества поклонников его творчества. Побывать в деревне великого художника можно и в ходе отдельной экскурсии, где вам предоставят наушники с аудиогидом на русском языке. Поездка организована прямиком из Парижа, узнать подробную информацию и заказать ее .

Переночевать в первый день мы предлагаем в Руане. Вечером в городе можно сходить в ресторан или бар, полюбоваться ночным представлением на Соборе или прогуляться по набережной Сены. Здесь немало отелей, которые предлагают своим посетителям парковки. Лучшие предложения гостиниц в центре Руана смотрите по этой ссылке .

День второй

Едем дальше. Небольшой город Дьеп (Dieppe ) – следующий. Это первый город в нашем путешествии на Ла Манше. Отсюда раньше отплывали корабли осваивать Новую Францию, то есть Канаду. Город портовый, много рыбных ресторанчиков, длинный пляж и средневековый замок на вершине утеса. Есть, что посмотреть! Дьеп находится в 82 км от Руана.

Далее, после обеда, едем в город Этрета (Etretat ). Небольшой городок, известный своей природой. Обрывистые скалы, зеленые луга, удивительного цвета море. Пляж в Этрета очень приятный, но туристов крайне много. Удивительную форму скал пытались передать многие художники на своих работах.

От Дьеппа до Этрета – 84 км. А по пути вы можете заехать в одну из самых красивых деревень Франции - Veules les Roses. Она расположилась на берегу самой маленькой реки страны. Здесь много фахверковых домов и фабрик, а на центральной площади не забудьте отведать дюжину свежих устриц.

Учитывайте, что летом, особенно на выходные, в Нормандию едут все парижане. Это их загородная дача. Поэтому в теплую погоду, места на парковке в центре города не найти (парковки, кстати, чаще бесплатные). Иногда машину приходится оставлять за 1-2 километра от центра города.

То же самое и с отелями. Их лучше бронировать заранее. Во второй день мы предлагаем вам переночевать в городе Этрета , гостиниц здесь немного, но есть среди них очень уютные.

День третий

Всего 47 километров, в течение которых вы пересечете один из самых известных мостов мира – мост Нормандии (вантовый мост, изображенный на купюре номиналом в 500 евро), и вы окажетесь в небольшом портовом городке Онфлер (Honfleur). Его уж кто только не рисовал!

Это, пожалуй, самое нормандское место на всем вашем пути. Небольшой порт, яхты, архитектура и вкуснейшая кухня – вот залог успеха города. Онфлер удостоился даже попасть в инстаграм Дмитрия Медведева в его бытность президентом, это вам не мидии с картошкой фри лопать!

Продолжаем путешествие. Проезжаем еще всего 20 километров на юг и попадаем сразу в два города – Довиль (Deauville) и Трувиль (Trouville), они находятся по разные стороны реки. Трувиль – это деревня на море. Само название переводится с французского, как город-дыра, но это далеко не правда. Более цветущий городок во Франции ещё поискать нужно. А Довиль знаменит своим казино, пляжем и скачками. Оба они претендуют на звание лучшего пляжа. Сейчас сюда приезжают состоятельные парижане, провести выходные или каникулы.

Здесь и будет наша следующая ночевка. Хотите ощутить себя в центре роскоши – вот отели в Довиле , предпочитаете более скромную жизнь – тогда гостиницы в Трувиле .

День четвертый

Утром сходите на пляж Довиля, если погода позволяет (она обычно не балует этот регион), а дальше направляйтесь в Кан (Caen). Не будьте русскими журналистами, не путайте с Каннами. Это два абсолютно разных города. И, к сожалению, Кан – это далеко не Лазурный берег . Но зато, отличный город с огромным, чуть ли не самым большим в Западной Европе, средневековым замком. Его возвел тот самый Вильгельм Завоеватель, нормандец, покоривший Англию . После него уже больше никто не смог. До Французской революции он был здесь и похоронен.

Кан находится в 42 км от Довиля. По дороге загляните в Cabourg, прославившийся своим фестивалем, пляжем, казино, ипподромом и Гранд Отелем. В Кане следующая ночь. Выбирайте отель или комнату .

День пятый

День шестой

На шестой день мы с вами покинем Нормандию и отправимся в Бретань – еще один аутентичный регион страны. От Мон-Сен-Мишеля 48 км и мы в Сен-Мало (Saint-Malo). В этом маленьком, но гордом городке-крепости пишет свои книги Борис Акунин. Хотите романтики? Лучше места, чем Сен-Мало не найти. И, раз уж мы в Бретани, пора пробовать крепы или блины, пшеничные или гречишные и с разными начинками!

Отдыхайте, наслаждайтесь морем, Бретанью, Францией. А на следующее утро назад, в Париж !

До столицы из Сен-Мало – 368 км и примерно 5 с половиной часов в пути. Всего вы проедете по нашему маршруту около 1000 км, потратите примерно 100 литров бензина и получите чуть больше чем гору, размером в Мон-Сен-Мишель, удовольствия.

Изучайте нашу таблицу, оставляйте комментарии о своих поездках и счастливого пути!

Одним прекрасным майским днем мне несказанно повезло: руководство нашей компании, направило меня в 5-ти дневную командировку во Францию. Мне повезло вдвойне, ведь командировка начиналась в первый рабочий день после празднования 60-ти летия победы в ВОВ, а значит мне удалось прибавить к поездке 4 дня майских праздников. Но и на этом везения не закончились: у меня нашелся попутчик, а именно один из коллег, которого командировали во Францию в это же время и который, также как и я, оказался непрочь погулять лишних 4 дня. А дальше уже дело техники: мне пришла идея, что не стоит 4 дня сидеть в Париже, а лучше всего махнуть на прокатной машине к Атлантике в Нормандию и Бретань. Коллега с идеей согласился? и мы принялись строить планы и намечать переезды.

В результате трех дней приготовлений за 12 часов до отлета мы имели следующее:

1.Резервирование машины в компании AVIS (http://www.avis.fr/) на 4 дня за 160 евро.Мы должны были взять автомобиль в аэропорту Шарль де Голь и сдать его в одном из городков центральной Франции (месте нашей командировки).

2.Бронь гостиницы сети B&B (http://www.hotel-bb.com/) в пригороде Гавр (Le Havre), местечке Арфлер (Harfleur) на 1 ночь (Нормандия)

3. Бронь гостиницы сети B&B в Сен – Мало (St Malo) на 2 ночи (Бретань)

4.Весьма слабое представление каки куда ехать, но чтобы обязательно были Монт-Сен – Мишель (Le Mont St Michel), и Канкаль (Cancale)

5. Распечатки маршрутов до предполагаемых гостиниц, сделанные при помощи специального сайта http://www.viamichelin.com/viamichelin/gbr/dyn/controller/Driving_directions. Данные распечатки не пригодились совсем.

6. Подробный атлас автодорог Франции, одолженный у коллег в офисе. Оказался самой нужной вещью.

7. Неистощимый запас оптимизма и огромное желание сделать что-нибудь такое – сами не знаем что.

7 мая 2005 года мы вылетели из Шереметьево 2 в направлении Парижа. Перед отлетом решили не нарушать старой доброй русской традиции и с удовольствием распили бутылочку бейлиса в зоне отлета. За распиванием проворонили начало посадки на борт. Опомнились минут за 15 до планируемого вылета и, забеспокоившись на тему того, что нас не сажают, рванули к посадочным воротам. В результате поднялись на борт последними, чего со мной не случалось никогда, так как в самолет я бегу всегда впереди планеты всей. Весь полет коллега настоятельно советовал мне поизучать карты, почитать путеводители, определиться более детально с маршрутом, а я лениво отмахивалась, решив, что мимо Монт-Сен-Мишеля все-равно не проедем, а все остальное – как повезет. В самолете удалось немножко поспать и вполне прилично позавтракать. Полет как всегда доставил удовольствие, особенно при взлете и посадке, когда интересно смотреть в окно на убегающую и наоборот приближающуюся землю. Кстати летели мы на самолете имени Чайковского, меня приятно удивило это новшество называть самолет не просто борт 766, а имени хорошего человека. Вот мелочь, а все-таки лишняя положительная эмоция в поездке.

Прилетев, мы отправились на паспортный контроль, где произошел весьма неприятный случай. Мы стояли себе тихо-мирно, когда подошла группа агрессивно-настроенных арабов и стала нагло пристраиваться впереди нас. Не люблю, когда лезут без очереди, это неприятие к халявщикам у меня еще с советских времен осталось, однако скандалить я тоже не люблю и уже было настроилась пропустить граждан, но их количество стало стремительно увеличиваться. Пришлось восстанавливать статус – кво и быстро бежать к стойке первой. Тут арабы стали скандалить и меня оттеснять, но неожиданно на помощь пришел французкий таможенник, который напомнил гражданам, о том как именно надо стоять в очереди и вообще отправил эту группу в другой пропускной пункт. Мы благополучно прошли контроль и отправились искать машину, руководствуясь схемами и указателями. И вот оно свершилось: наш прекрасный Опель Корсо дождался своих временных владельцев - Ура! Путешествие начинается!

И начинается оно с вопроса а куда ехать-то? В какую сторону Руан – первый город нашего маршрута? Франкоговорящий коллега решил спросить на стоянке у охраны, однако то, что они ему насоветовали мне совершенно не понравилось, еще бы ехать до Парижского перефирика, когда судя по карте, есть множество более коротких путей. Надо только найти эти пути, а это уже мое дело, коли я штурман. И мы отправились «вон туда, по той улице и направо», и конечно же сначала поехали в противоположном направлении. Количество дорог и развязок в районе аэролпорта Шарль – Де – Голль ужасало, и хотя ранее я «работала» штурманом на дорогах Хорватии и Португалии, этот прошлый опыт – ничто перед развитой дорожной инфраструктурой Франции. Я совершенно запуталась, нужные повороты мы пролетали, из-за того, что поздно замечали указатели, а когда ехали медленно, мы тормозили движение и вызвали неудовольствие потока. И если бы не мастерство водителя, вовремя успевающего перестроиться в нужном направлении мы бы и до сих пор колесили вокруг аэропорта Шарль Де Голль. Однако на третьем круге по одному и тому же месту я заприметила небольшой поворот на Сен-Дени и хотя искала я совсем другую дорогу, решила, что через Сен-Дени тоже можно поехать. Началась нескончаемая череда поселочков, разворотных кругов, улиц, куда очень хочется, но нельзя повернуть. Мы с честью преодолели все эти испытания и наконец-то вскоре оказались на трассе ведущей в Руан. Теперь можно было расслабиться, включить радио с непременно французким шансоном и наслаждаться дорогой. Между тем мы ехали по прекрасной французкой провинции, цветущие яблоневые и вишневые сады сменяли желтые и зеленые поля, живописные пригорки чередовались с равнинной местностью, старинные абатства мирно соседствовали с современными торговыми комплексами. Хотелось остановиться везде и сфотографировать все, приходилось изо все сдерживать себя, ведь если останавливаться у каждого желтого пятнышка поля цветущей горчицы и у каждого шато, то можно и к утру не доехать до нужного места, а ведь мы всего-то в 50 километрах от Парижа и все интересное у нас впереди.

К трем часам дня мы прибыли в вожделенный Руан, но в первую очередь нас интересовали, увы, не красоты этого древнего города, а всего лишь хороший французкий ресторан. Мы запарковались на узкой улочке с трудом протиснувшись в небольшое пространство между автомобилями и отправились на поиски пропитания. Но, а поскольку времени было много, то все рестораны естественно оказались закрытыми. Для информации, рестораны во Франции обычно открываются в 11-30 и работают до 13-30 , или 14 –00, предлагая дневное меню, а потом закрываются на перерыв до 19-00. К Парижу это правило не относится, там во многих местах дневное меню предлагают до 7 вечера. Однако вернемся к хронологии наших злоключений, в одном из мест после длительных уговоров нас согласились накормить. Мы уютно уселись и только тут я обратила внимание на атмосферу ресторана: все было выдержано в легко узнаваемом ориентальном стиле. Мы слишком торопились, когда сюда входили и даже не посмотрели куда попадаем, а оказывается любезно приютили нас в ресторане афганской кухни, местечке, принадлежащем семейной чете, приехавшей из этой когда-то дружественной нам страны. И хотя если бы я знала направленность ресторана, то будучи во Франции никогда бы туда не пошла, тем не менее еда мне понравилась: отлично замаринованное мясо, коего в Москве нигде не найдешь и на дессерт – прерасный морковный торт со взбитыми сливками. Вкус еды совершенно непривычный и оригинальный, кто будет в Руане – рекомендую: ресторан Аркадия на улице Виктора Гюго.

Подкрепившись, отправляемся смотреть Руан, город известный главным образом тем, что здесь на старой площади сожгли самую прославленную девушку Франции – Жанну Д’Арк. Однако легенды, связанные с казнью орлеанской воительницы лишь малая толика того интересного, что есть в Руане. Это и прекрасный готический собор Нотр-Дам, и башенные часы “Gros-Horloge”, и Дворец Правосудия, и церковь Сан-Маклу, и многое- многое другое. Но даже если всего перечисленного там бы не было, старая часть Руана все-равно манила бы к себе туристов со всего света большим количеством домов, великолепно декорированных в старинном стиле, когда деревянные перекрытия строения, представляют собой элемент его украшения. Хотя возможно средневековые граждане Руана, создавшие эту красоту и не подозревали, что творят произведения строительного искусства, а всего лишь руководствовались соображениями практическими – создать комфортный, безопасный и надежный дом. В отличие от многих других городов Франции, со зданиями в подобном стиле, в Руане используется не только черное и коричневое дерево, но и покрашенное во все цвета радуги, включая розовый и голубой. И если в других городах получился черно-бело-коричневый коллаж, то в Руане каждое здание имеет не только собственный уникальный рисунок линий деревянных перекрытий, но и собственный оригинальный оттенок. Смотрится очень красиво, словно талантливый сюрреалист нарисовал несколько хаотичных линий на белом холсте, добавил жизнерадостный цвет и вот каждый дом стал отдельной картиной.

К сожалению, наша прогулка по Руану была ограничена во времени – надо было успеть до ночи приехать в отель, поэтому пришлось покинуть город, предварительно купив в одном из супермаркетов, морепродуктов на ужин. Мы снова в пути, на этот раз в машине звучит классика от Рахманинова до Баха, и мы едем к месту нашей первой ночевки – отель B&B в Harfler. Сеть отелей B&B была выбрана нами еще в Москве по причинам наличия множества хороших отзывов о ней в интернете и по оптимальному соотношению цена – качество – 30 – 35 евро за одноместный номер. Один недостаток: мы могли ночевать только в тех местах, где были отели этой сети и именно потому нам пришлось ночевать в окрестностях Гавра. А если бы B&B не был бы на стоп сейле в Довиле, то специально в Гавр мы бы не поехали, ибо это крупный портовый, современный город, не представляющий для меня большой интерес. После заселения и ужина на ресепции отеля мы таки съездили в Гавр, посмотрели на яхты и круизные суда, сфоткались на набережной, полюбовались закатом и отправились восвояси. Первый день нашей поездки был закончен.

Второй день как было договорено накануне начался рано в 7-00, быстренько позавтракав, мы отправились в Онфлер. Краткий путь туда лежал через мост, оказавшийся одновременно началом платной дороги до Довиля (Deaville) и Кана (Caen). Стоимость вьезда – 5 евро. Признаюсь, у нас было мелькнула мысль не заезжать в Онфлер (Honfleur), а гнать прямо по трассе, но по счастью мы вовремя отказались от этой дурной идеи и, проехав один из самых известных мостов в Нормандии, свернули на Онфлер. Мы попали в средневековую сказку. Онфлер оказался именно тем местом, в которое я всегда мечтала попасть, но не знала где оно находится. Мы запарковались около милейшего садика с совершенно простыми по декору каменными фонтанами, клумбами и цветущими деревьями. Посидев на скамейки и подашав свежим воздухом атлантики, мы направились в центр. Осмотрели снаружи музей моря и красивое аскетичное здание непонятного назначения, по настоящему старое и очень запоминающие. Подумать только когда-то этот спокойный городок, в котором так комфортно и интересно, был штаб-квартирой банд фальшивомонетчиков и местом стоянки пиратских судов. Криминальные элементы Онфлера нанесли французкой казне немало убытка, а об их здорово прикрашенных приключениях, местные жители до сих пор слагают легенды. Однако вернемся в наше время, мы продолжали осмотр города и свернули на площадь Храма и Колокольни Святой Екатерины. Эти церковные строения датированы 15 веком, но являются действующими. Наша прогулка совпала по времени с церковной службой и по всей площади, залитой весенним солнышком разносился звук колокола, перекликающийся с доносившейся издалека барабанной дробью (где-то за домами шла подготовка к параду). Внутри церковь оказалась довольно аскетичной, впрочем не лишенной своеобразия и действительно старинной. От церкви в разные стороны ведут маленькие узкие улочки, где два человека уже с трудом могут протиснуться мимо друг друга. Потом мы наблюдали как выплывают катера из живописнейшего затончика в центре города и как рабочий с помощью умной автоматики поднимает мост, чтобы выпустить эти кораблики в открытое море. Поинтересовалась я и ценами на отели в этом милом месте, кажется номер в двухзвезднике стоит порядка 60 евро в сутки, а заодно я поразглядовала витрину агенства недвижимости. Как и ожидалось скромный домик со всеми удобствами можно приобрести за сумму в районе полмиллиона евро. Шикарные коттеджи обойдутся желающим еще дороже.

От Онфлера мы отправились в сторону очень популярного среди тех кто знает толк в хорошем отдыхе, курортного городка - Довиля. Теперь дорога шла по пригоркам вдоль моря, местами по небольшому серпантину. Queen напевали песню про чемпионов, их сменили Дорз, а потом Скорпионс с малопопулярной у нас песней про дикую реку. Прекрасные пейзажи сменяли один другой, а мы миновали Тровиль, проехали мост и оказались в Довиле. Надо было искать парковку и притом желательно бесплатную. Таковой в районах, прилегающих к центру Довиля не оказалось в принципе. После второго круга по городу мы запарковались в первом попавшемся удобном месте и стали соображать куда и как платить. Не поняв, - спросили. Узнали, что сегодня воскресение и все парковки бесплатные. Мы вздохнули с облегчением и отправились смотреть Довиль.

С моей точки зрения именно так должен выглядеть элитный курорт для богатых и очень богатых европейцев. Строгий английский стиль, без всякого налета всегдашней французкой безалаберности. Шикарные, элегантные, современные виллы, непохожие одна на другую, отели – дворцы, утопающие в цветах, великолепный широкий песчаный пляж с частными раздевалками, возле которых приделаны таблички с именами звезд мирового кино. Звезды правда к раздевалкам никакого отношения не имеют, по словам местных, эти таблички – символы города и напоминания о проходящих здесь кинофестивалях. В районе пляжа во множестве располагаются, конечно же тениссные корты и площадки для выезда на лошадях, занятия этими видами спорта до сих пор считается отличительным признаком принадлежности к элите. То тут, то там мелькают роскошные феррари, ягуары и ломборджини, однако народу не много – сезон еще не начался и купаться пока холодно. Цены в Довиле под стать антуражу – аренда лежака и зонтика – на день – 30 евро, а на весь сезон – 500 евро (оптом дешевле и тут), стоимость самого простенького обеда начинается от 25 евро на человека и т.д. Нам захотелось сыграть в Довиле в рулетку, уж очень обстановка располагала, мы нашли самое дорогое и знаменитое казино и приготовились выиграть как минимум миллион евро и купить виллу в столь понравившемся нам Онфлере, а заодно и феррари, чтобы периодически под настроение кататься в Довиль, но мечтам сбыться было не суждено, ибо вход в казино оказался 12 евро. Почему-то платить за вход нам показалось не стильным и к тому же по всему миру полно бесплатных казино, и мы покинули Довиль ради следующей точки на карте – города Кан. Вообщем – то мне понравился Довиль, хотя на побережье Ла – Манша много более живописных мест, из которых можно было сделать элитный курорт. Почему богатые выбрали Довиль – для меня останется загадкой.

По дороге на Кан популярный французкий певец прощался со своим любовником, а я пыталась сфотографировать пейзажи, что не удавалось из-за большой скорости движения.

После приморских городов, Кан не смотрелся, к тому же было облачно и накрапывал дождь. Мы погуляли по центру города с уже воспринимающимся как очередной готическим собором, осмотрели крепость, походили по крепостной стене, пофотографировали город свысока, мельком из окна машины видели аббатство. Кроме этого на Кан попало время обеда и мы перекусили в отличном французком ресторанчике. При отъезде из Кана неожиданно возникли затруднения, я не смогла разобраться с выездом на местное транспортное кольцо. Положение спас коллега, вовремя спросивший у прохожих куда ехать. Направление было найдено и мы помчались в Монт – Сен – Мишель - монастырь вырубленный на скале посредине моря.

Монт – Сен – Мишель – является одной из самых посещаемых во Франции достопримечательностей. Это рукотворный памятник человеческому труду. Вырубить из камня на крутой скале такую красоту, под силу лишь людям, либо одержимым идеей, либо, попавшим в чрезвычайное положение вследствие постоянной борьбы со стихией или иноземными захватчиками. Как бы там ни было, но мощь данного архитектурного сооружения очевидна даже на большом расстоянии - сразу как только это гора выплывает из-за горизонта. Пространство ощущается особенно остро, потому что гора, на которой построен монастырь, находится на абсолютно ровной местности. Фактически Монт – Сен – Мишель – единственная возвышенность, вокруг которой на многие километры простираются луга с пасущимися барашками. Идиллическая картина. Метров в 500 – 800 от монастыря предусмотрена остановка для транспорта. Здесь традиционно все выходят из автомобилей, чтобы сфотографировать Монт- Сен – Мишель издалека и (или) себя на его фоне. Непосредственно возле монастыря организована – платная (4 евро) парковка, при въезде на которую весит предупреждающая табличка, о том, что зоны 1, 2, 6 заливаются приливом в 19-30. Мы приехали во время отлива, когда вокруг горы можно было свободно гулять по песку. Было невозможно даже представить, что когда - нибудь в это песчаное царство придет вода, которую сейчас и разглядеть можно с трудом. Однако мы уже привыкли верить во Франции всем предупреждающим знакам, надписям и поняли, что для осмотра у нас всего три часа. На стоянке находилось как миним с 10 экскурсионных автобусов, позже в Париже, я узнала, что существуют однодневные экскурсии в Монт – Сен – Мишель из славной Французкой столицы, и стоят такие поездки – 90 – 100 евро.

Мы подходим к горе и оказываемся в сплошном людском потоке. Правда в сам монастырь идут не все: может из-за достаточно высокой входной цены в 8 евро, а может просто потому что предпочитают тусоваться на свежем воздухе во множестве садиков или гулять по песку вокруг острова. Мы осмотрели все, поднялись на самую вершину, походили по строгим каменным залам, посидели в монастырском дворике, спускались по узким витым лестницам, изучили гигантское устройство для подъема тяжестей. Все было очень красиво и интересно, но меня не покидало чувство, что я хожу по популярной туристической аттракции, а не по живому месту. То ли я просто устала в этот день, то ли туристов было слишком много, то ли бежали мы слишком быстро, но чего-то мне не хватило в этой прогулке по монастырю. Вместе с тем сейчас по просшествии времени, ничто не вспоминается так часто как именно это место.

Налюбовавшись Монт – Сен – Мишелем в отлив, мы решили съездить пообедать, а потом вернуться и посмотреть как играют волны вокруг стен древнего монастрыря. Поесть захотелось в настоящем деревенском ресторанчике, который еще надо было найти. Покрутившись по трассе мы обнаражили, то что хотелось – настоящую харчевню, обедая в которой можно разглядывать Мон – Сен – Мишель издалека. В ожидании заказа мы наблюдали как тысяча овечек переходит трассу, возвращаясь с лугов в родные стойла. Сплошной овечий поток, преградивший путь машинам, если не ты едешь в этой машине – есть весьма завораживающее зрелище. На ужин, что неудивительно, нам подали блюдо из ягнятины, сделанное в соответствии с кулинарными традициями этого региона. Вкусно перекусив, мы вернулись в Монт – Сен – Мишель и поразились произошедшим с ним переменам, издалека казалось, что гора растет прямо из воды, вокруг монастыря были волны, а там, где стояла наша машина – раскинулось море.

Надо было ехать дальше. Ситуацию осложнило то, что за ужином мы продегустирвоали не только ягнятину, но и вино. Здесь хочется спеть оду французким законам, позволяющим управлять автомобилем выпив немножко чудесного красного вина. Однако легкое опьянение затруднило процесс ориентирования на местности, хотя в конце – концов мы нашли и Сен- Мало и наш отель. Кстати успели вовремя – до закрытия администрации. Иначе пришлось бы заселяться через автомат, а общение с грудой железа пусть и умного, для русского туриста менее приятная процедура, чем личное знакомство с девушками, заселяющими гостей. Полученный номер был точно такой же как и в предыдущей гостинице. Наверное номера во всех отелях B&B абсолютно одинаковые. Перед сном меня потянуло на добрые дела, а именно накормить невесть откуда взявшегося голодного кота остатками вчерашнего ужина. Коллега мой порыв не разделил, и наблюдать, как котик за обе щеки уплетает дорогие морепродукты мне пришлось в гордом одиночестве. Когда кошачья трапеза подошла к концу, я отправилась к себе в номер спать. День второй был закончен.

Третий день был самым расслабленным так как длительных перездов не предстояло. Первое место, в которое мы поехали был Динар (Dinard). С архитектурной точки зрения город милый, но без каких-либо изысков. В Динаре хороша прибрежная зона, когда смотришь на кажащуюся бирюзовой воду со смотровой площадки - сквозь ветви елей и кипарисов. Как ни странно, чем ближе спускаешься к воде, тем сильнее меняется ее цвет, а на самой набережной море уже не биюрзовое, а темно – синие. Такой вот интересный обман зрения. От Динара по совету одного из встреченных в отеле бекпакеров, мы направились к мысу Фреел (Cap Frehel). Выбрали в высшей степени поэтическую дорогу, в объезд полуострова, вдоль моря мимо рыбацких поселков St Lunaire, ST Briac и других. А теперь представьте себе: синяя гладь воды, по которой разбрасаны зеленые островочки, небольшие бухточки с прекрасным желтым песком, стоянки маленьких лодочек и катерков, отсутствие людей, маленькие домишки и шикарные коттеджи, и все это умело вписано в природный ландшафт. Идеальное место для отдыха, но надеюсь никто и никогда не догадается сделать здесь курорт, ведь иначе все очарование пропадет.

Тем временем мы выехали на трассу, нашли поворот на мыс Фреел и поехали по узкой проселочной дороге. В одном из мест на попался указатель «Кальвадос, Сидр – 500 метров» и мы решили придерживаться этого направления, уже очень захотелось настоящих Бретонских спиртных напитков. И мы их получили сполна: взяли аж 6 бутылок Сидра, ибо в меньших количествах сей напиток не продавался. Честно разделили по три бутылки, и я стала думать, что делать со своей частью, не тащить же в Москву. Впоследствии, когда я распила бутылочку с коллегами, выяснилось, что это отличнейший сидр, который невозможно купить в супермаркете, что делают его в очень ограниченном количестве и по специальной методике.

Крестьянское хозяйство, где мы купили спиртное, было очень оригинальным: маленький садик, с подстриженной травкой, невысокими деревьями, стоящими на земле декоративными гномами и утками, все очень чисто и пахнет свежескошенной травой, которая вылажена в маленькие декоративные стога. Понравился флигель в виде мельницы и крохотный игрушечный колодец, на клумбе с маргаритками.

После дегустации, осмотра и покупок наш путь продолжился и скоро мы прибыли к мысу Фреел. Когда-то я была на мысе Рока в Португалии и он поразил меня своей мощью и величественностью. Мыс Фреел совсем другой по атмосфере и ничего общего с мысом Рока не имеет. Все-таки мыс Рока – это признанное туристическое место, со стоянкой для больших автобусов, сувенирными лавками и т.д., мыс Фреел несколько более дикий, хотя во Французком понимании дикий, это не в русском понимании. Там есть и маленький ресторанчик и туалеты, и отделенные веревкой пространства, чтобы туристы не вытаптывали траву, вообщем все блага цивилизации. Дикий – это скорее ощущение, чем реальность. На мысе Фреел – действительно красиво, высокие скалы, покрытые розовыми и белыми цветочками, небольшие каменные остравки, особенно впечатлило место со скалой в виде высокой каменной башни, где сотни чаек нашли свое пристанище. Стояла отличная погода, солнечная, безветренная и сидеть на скалах, смотреть как плавают катера, слушать курлыканье чаек было сплошным удовольствием.

Однако даже в этом райском месте не все оказалось так безоблазочно, как хотелось бы, когда мы вернулись с прогулки и подошли к машине, мы обнаружили плачущую женщину. Как выяснилось из паркованного рядом с нами автомобиля, принадлежащего пожилой чете украли деньги, документы, карточки, камеру и что-то еще. Я тут же кинулась проверять на месте ли наши паспорта и билеты, спрятанные в багажнике. К счастью, все было в целости и сохранности, но этот эпизод быстренько вывел меня из состояния безмятежности, возникшего на мысе Фреел. В человеческом обществе расслабляться нельзя, а ценности нужно хранить в сейфе, хотя и это гарантией не является. А людей было искренне жалко, теперь им надо было ждать милицию, составлять протоколы, день будет безнадежно испорчен.

Наступало время обеда, а откушать мы еще утром решили не где-нибудь, а в устричной столицы Бретани – городе Канкале. К часу мы прибыли в желаемое место, и поехали не в центр, а сразу в порт – этакую мекку любителей устриц. К слову сказать в центре Канкаля, мы так и не побывали. В порту царит неповторимая атмосфера обжорства, никогда ранее мною не встречаемая, вдоль всей набережной тянется нескончаемая вереница ресторанчиков, где практически нет свободных мест,. Даже для парковки найти места на набережной и в прилежащих закоулках, оказалось нереально, несмотря на то, что все эти парковки платные. Остановились мы достаточно далеко, но возле неработающего автомата оплаты за парковку и платить естественно не стали, мы очень торопились присоединиться к этому миру кушающих устрицы. Кстати, чтобы поесть устрицы вовсе необязательно идти в ресторан, можно за копейки закупить их на маленьком рынке и расположиться прямо на парапете набержной. При покупке, вам откроют устрицу, выдадут тарелку и половинку лимона, а дальше кушайте на здоровье.

Мы решили поесть в ресторане, это для начала, а потом догоняться устрицами на набережной. Мой праздник желудка начался сразу как только официантка поставила блюдо с 9 штучками четвертого размера. Устрицы самого большого размера гордо носят номер 0 и они не выращиваются специально, это все дикие экземпляры. Мы успели в Канкаль очень вовремя, ведь еще неделя и у устриц начнется сезон размножения, а тогда их вкусовые качества заметно изменятся и не в лучшую сторону. А пока устрицы великолепны, сдобренные лимонным соком или уксусом, они приятно обжигают язык. Сейчас в Москве я думаю, что лучше бы я их вообще никогда не пробовала, ибо меня теперь просто неудержимо тянет назад в Канкале еще поесть устриц. Эти девять штучек я ела очень долго, растягивая удовольствие и конечно запивала белым вином. После устриц была вкусная рыба, с гарниром из кислой капусты и отличное фисташковое мороженое, а потом мы сытые и довольные побрели к устричному базару. У меня уже не было сил есть что –либо еще и я, оставив коллегу дегустировать дальше, направилась фотографировать устричные поля.

Пейзажи в районе порта Канкаля – просто невообразимые: кругом на песке валяются лодки, очевидно еще утром, здесь было море, а сейчас оно оставило прибрежную зону и синеет где-то вдали. Если пройти до конца по мосту, то можно увидеть едва заметный, но точно узнаваемый холмик вдали – Это Мон – Сен – Мишель. Но вернемся к устрицам, я долго гуляла по полям, где их выращивают. Там построены небольшие резервуары, наполненные водой и в них живут устрицы. Причем если устрицы не продаются за один день на рынке, то они возвращаются обратно в резервуары и лежат там до следующего дня. А вообще устрица хранится не более 5-6 дней, после чего протухает и становится опасной для потенциального едока.

После устричного пиршенства мы поехали смотреть город, где у нас была гостиница – Сен – Мало. Там есть страя часть, окруженная стеной. Как и многие города Сен – Мало строился по принципам военной крепости, видно пираты активно злобствовали в этой части побережья. Однако сейчас старый город превратился в самое, что ни на есть туристическое место, с огромным количеством бутиков, сквериков и ресторанчиков. Можно подняться на крепостную стену и вы будете вознаграждены видом на море, отличный песчаный пляж, камни и очень симпатичный старинный форт. Мы долго думали где- бы нам поужинать: с одной стороны неудержимо хотелось в Канкаль к устрицам, но с другой стороны хотелось еще походить по Сен – Мало. В этот раз культурологические пристрастия победили кулинарные, мы наскоро поели в одном из ресторанчиков в старой части и еще гуляли по городу и его набережной. В какой-то момент прогулки нам попалось казино, реанимировав мечту о миллионе евро и вилле в Онфлере. Мы было ринулись играть, но рулетка не работала, а сбрасывать деньги одноруким бандитам желания особого не было.

Поскольку следующий день обещал быть самым тяжелым, все-таки надо было преодолеть 500 километров, мы решили не ехать в ранее запланированный Динан, милый средневековый городок поблизости, а отправиться спать. К слову, утром мы тоже не заехали в Динан по разным причинам, о чем сейчас я страшно жалею.

Наш последний перед работой день прошел в дороге. Ехать по Франции легко и приятно, дорожные покрытия хорошие. Единственное, что не понравилось – часовая пробка возле Ренна (Rennes). Сначала мы мирно стояли в ней как и все законопослушные французкие граждане, но в какой-то момент «русская энергия без вектора» дала о себе знать, и мы объехали пробку по самой крайней полосе, предназначенной для полиции и скорой помощи. Французы удивленно наблюдали за нашими маневрами из окон, а мы, стыдясь и говоря себе, что это первое и последнее нарушение ехали вперед. К счастью, быстро показался наш поворот, и мы съехали с этой забитой автомобилями трассы. В этот раз мы нигде не останавливались для осмотра достопримечательноятей, а лишь поели в придорожном кафе для дальнобойщиков. Еда в этом кафе оказалась вполне вкусной как почти везде во Франции, а персонал дружелюбным. Правда в этом месте, я оказалась единственной девушкой и все смотрели на меня с нескрываемым удивлением.

Последние километры до места нашей командировки мы ехали с опасением, что бензин может закончиться прямо на дороге. Нам не попалась вовремя заправка и мы тянули из последних сил, надеясь на «авось». Авось не подвел и в этот раз, мы доехали, залили машину бензином и приготовились сдать ее обратно в AVIS. В итоге за 4 дня мы проехали 1184 километра и заправились на сумму ровно 100 евро. По приезде мы рапрощались и разошлись каждый по своим уже рабочим делам и встречам. В субботу меня ждал Париж, но этот город как известно «стоит мессы» и отдельного рассказа. В целом ездить по Франции легко, приятно, интересно, а проблем с ориентированием и безопасностью практически нет и уж если мне еще выпадет в жизни шанс повторить подобную поездку, то я его не упущу.

Общественный транспорт Нормандии развит достаточно хорошо, поэтому удобен и для туристических передвижений. Практически в каждом городе есть своя автобусная сеть, а в городах Кан, Гавр и Руан также функционирует трамвайная линия.

Автобусы в Нормандии

В городе Кан имеется 20 городских автобусных линий, которые позволяют быстро и удобно добраться в любую точку города. Время ожидания автобуса зависит от маршрута, но в среднем составляет примерно 15-30 мин. График работы автобусных линий различается, поэтому лучше уточнить его .

Также по городу в ночное время суток курсирует автобус NOCTIBUS. Он ходит каждые полчаса в четверг с 00:30 до 05:00 и каждый час в пятницу с часа ночи до 05:00. В субботу последнее отправление ночного автобуса 06:00.

Трамваи в Нормандии

Трамвайные линии Кана делятся на две ветви А и В, они охватывают практически все крупные объекты. Между станциями Коперника и Пуанкаре, линии А и В имеют одинаковый маршрут. Курсирует каждые 8 минут на линии А и В, и каждые 4 минуты на общей линии между станциями Пуанкаре и Коперника. Трамвай работает с 05:30 до 00:30 с понедельника по субботу и с 08:30 до 00:30 по воскресеньям. Маршруты можно посмотреть .

Одним из самых популярных видов общественного транспорта в Руане является трамвай. Сейчас в Руане поезда ходят по двум маршрутным линиям: Ligne Technopôle и Ligne Georges Braque. Первый поезд стартует в 04:30 утра, а последний в 23:00. Интервалы между поездами в будни составляют около 4 минут, достигая 10 минут в выходные.

Билеты на «метро» действительны те же, что и на другой общественный транспорт города. Билет на одну поездку позволяет ехать в течение одного часа на всех видах общественного транспорта, включая 6 пересадок.

Билеты

Билет на одну поездку составляет 1,35 € в городе Кан, 1,50 € в Руане, в остальных городах проезд обойдется примерно в 1,20 €, действителен в течение одного часа с первого прохода. Билет на неограниченное количество поездок, действительный 24 часа с момента первого прохода обойдется в 3,75 € в городе Кан, 4,40 € в Руане остальных городах проезд обойдется примерно в 3,40 €. Билет можно приобрести на трамвайных и автобусных остановках.

 

 

Это интересно: