→ Непостроенные здания ссср. Дворец советов — утопический проект ссср. Главный Туркменский канал

Непостроенные здания ссср. Дворец советов — утопический проект ссср. Главный Туркменский канал

Дворец Советов СССР - неосуществлённый до конца грандиозный архитектурный проект Советской эпохи, работа над которым велась в 1930-е и 1950-е гг; величественное административное здание, место съездов, празднеств и т. п. Дворец представлял собой символ нового, грандиозного, прекрасного социалистического общества на месте старого, сгнившего, жестокого капитализма.

Дворец должен был стать центром «Новой Москвы».

Конкурс

Дворец Советов СССР. Проект архитектора Б. Иофана

Идея сооружения Дворца возникла в , когда собрался Первый съезд Советов. Несмотря на то, что здание так и не было достроено, работа над его проектом послужила мощным толчком для развития отечественной архитектуры, родился новый стиль, получивший название «сталинский классицизм». Именно Дворцу Советов пророчили титул лучшего здания всех времён и народов, он должен был украсить Москву, объединив все высотные здания в единый комплекс. Как говорил Луначарский, здание задумывалось не только как «вместилище необычайно многочисленных, соответственных нашей истинной демократии, народных собраний, но и для того, чтобы дать Москве некоторое завершающее здание, чтобы дать Москве - красному центру мира, - зримый архитектурный центр».

В 1931 был объявлен конкурс проектов Дворца Советов, которому суждено было стать очень масштабным и, к тому же, интернациональным: в соревновании приняло участие более 270 коллективов: 160 работ представили на конкурс архитекторы-профессионалы, более 100 проектов поступило от обычных граждан, 24 разработки прислали на конкурс граждане других государств.

Несмотря на обилие конкурсных работ, окончательное решение комиссией принято не было: ни один из проектов полностью требованиям не удовлетворял, а большинство разработок не выдерживало даже поверхностной критики и было похоже на что-то несуразное: многих вещей не учитывали, страдал идеологический аспект, часть конкурсантов имела отдалённые познания в архитектуре и на лавры победителей попросту не могла претендовать.

Среди реальных претендентов на успех выделилось несколько групп архитекторов: «классики» (И. Жолтовский и его сподвижники), конструктивисты (М. Гинзбург, И. Голосов, П. Голосов и др.), Б. Иофан и его последователи. Совет строительства Дворца Советов деликатно заметил в своём постановлении: «…не предрешая определенного стиля, совет строительства считает, что поиски должны быть направлены к использованию как новых, так и лучших приемов классической архитектуры, одновременно опираясь на достижения современной архитектурно-строительной техники».

Проектирование ДС СССР продолжили: в 1932-1933 гг. было выполнено 22 проекта, и в финал вышло 5 групп архитекторов. 10 мая Совет строительства Дворца Советов постановил:

Особое постановление «О проекте Дворца Советов»

  1. Принять проект тов. ИОФАНА Б. М. в основу проекта Дворца Советов.
  2. Верхнюю часть Дворца Советов завершить мощной скульптурой Ленина величиной 50-75 метров с тем, чтобы Дворец Советов представлял вид пьедестала для фигуры Ленина.
  3. Поручить тов. ИОФАНУ продолжить разработку проекта Дворца Советов на основе настоящего решения с тем, чтобы при этом были использованы лучшие части проектов и других архитекторов.
  4. Считать возможным привлечение к дальнейшей работе над проектом и других архитекторов.

Великая стройка

Строительство Дворца Советов в самом разгаре

В 1939 году группа зодчих закончила планирование, и началось воплощение этой грандиозной идеи в жизнь. Восемнадцатый съезд ВКП(б) постановил закончить строительство к концу третьей пятилетки, то есть к 1942 году.

Проект был воистину грандиозен. Высота сооружения должна была составить 420 метров (со статуей В. И. Ленина), предполагаемый объём равнялся семи с половиной миллионам кубических метров! Объём пирамиды Хеопса, к примеру, только два с половиной миллиона кубометров - в целых три раза меньше. Сессии Верховного совета, а также всевозможные собрания согласно проекту проводились бы в огромном зале объёмом миллион кубометров, высотой 100 и диаметром 160 метров, который был рассчитан на 21000 человек! Малый зал вместил бы «всего» 6 тысяч. Также во Дворце Советов предполагалось разместить Президиум, государственный документальный архив, библиотеку, музей мирового искусства, залы Палаты Верховного Совета СССР, Конституции, Гражданской войны, Строительства социализма, аудитории для работы депутатов и приёмов делегаций. Рядом со зданием решено было построить огромную площадь и стоянку на 5 тысяч автомобилей, для этого требовалось изменить окрестности: Музей изобразительных искусств решено было отодвинуть на 100 метров, Волхонка и её улицы-соседи должны были исчезнуть под тысячами кубометров земли. Количество материалов для строительства поражало, одного только гранита для облицовки нужно было 300 тысяч квадратных метров!

Особое внимание стоит уделить статуе Ленина, которую в окончательном проекте решено было поставить на крышу гигантского здания. Опыт во воплощению подобных идей в жизнь уже имелся: великолепно зарекомендовали себя скульпторы С. Меркуров, украсивший канал имени Москвы парой фигур Ленина и Сталина, и И. Шадр, поставивший статую Владимира Ильича на Земо-Авчальской гидроэлектростанции в Грузии. Брался в расчёт и опыт по созданию Статуи Свободы.

Именно Меркурову доверили соорудить огромную статую Ленина для Дворца Советов. Скульптор предполагал сделать статую стометровой. Один бы только указательный палец был сопоставим по размерам с двухэтажным домом! Вес статуи оценивался в 6 тысяч тонн - почти столько же, сколько весит крупнейшая статуя мира - Родина-мать в Волгограде. Иофан в своём первом проекте хотел поставить памятник не на крышу, а рядом со зданием, сам же Дворец Советов планировал разделить на две части с огромной башней между ними. На вершине должна была стоять статуя рабочего с факелом. Идея же здания как постамента для фигуры В. И. Ленина принадлежит итальянцу А. Бразини. Такая мысль понравилась, и Совет строительства Дворца Советов решил установить статую на крыше.

Самому Иофану такая идея не понравилась, и он всячески старался избежать установки памятника на вершине, потому что в этом случае его творение, здание Дворца Советов, становилось бы лишь постаментом и не обращало бы на себя пристального внимания - все бы восхищались статуей. Да и климат Москвы не совсем подходил для такого архитектурного решения: полгода статую скрывали бы низкие облака. Под давлением соавторов, Гельфрейха и Щуко, Иофан уступил, и фигуру Ленина всё же поместили на крышу.

Начало строительства Дворца Советов. 1930-е гг.

Конечно же, немалую роль в развитии проекта Дворца Советов играл И. В. Сталин, однако даже он сомневался, каким именно сделать этого колосса. Архитекторы во главе с Б. Иофаном создали два схожих равноправных проекта, и было не понятно, какой же из них должен воплотиться в жизнь. Впрочем, основы были одними и теми же, так что строительство началось без проволочек.

Несмотря на бурное начало строительства, реализацию проекта пришлось заморозить. Более того, металлический каркас Дворца Советов был разобран во время войны: столица нуждалась в материалах для обороны от фашистской Германии. После победы восстанавливать здание не стали, хотя идея постройки этого грандиозного сооружения не покидала Сталина до самой смерти. Вождь хотел подчеркнуть этим зданием превосходство Советской системы над устройством капиталистических государств:

Мы выиграли войну и признаны во всем мире как великие победители. Мы должны быть готовы к приезду в наши города иностранных туристов. Что будет, если они пойдут по Москве и не увидят никаких небоскребов? Их сравнения с капиталистическими столицами могут быть не в нашу пользу.

Ресурсы, отложенные на строительство Дворца Советов, были востребованы для восстановления государства после жестокой войны. К тому же, начиналась «холодная» война, и нужны были немалые силы и средства на создание атомной бомбы. Какой смысл в грандиозном здании, если противник, обладающий атомным оружием, может смести всю страну с лица земли? Кто тогда полюбуется шедевром советской архитектуры? Было ясно, что возведение величественного сооружения откладывается на неопределённый срок. Несмотря на это, при Совете министров СССР ещё несколько лет существовало управление строительства ДС. Потом оно переквалифицировалось в строительство других многоэтажных зданий, используя накопленный с годами опыт разработок Дворца Советов. Пройдёт ещё какое-то время, и Управление займётся строительством телевизионной башни в Останкино.

Критика

После смерти Сталина проект Б. Иофана активно критиковался, и новый конкурс проектов Дворца Советов, организованный при Хрущёве, убрал великого зодчего с арены. Ничего не добился и другой выдающийся архитектор Жолтовский - он тоже не отвечал «современным требованиям». В шестидесятых годах о детище Иофана писали следующее:

Подчинение внутреннего пространства Дворца высотной форме здания-постамента послужило источником очень серьезных противоречий и недостатков в его композиции. Богато отделанные, грандиозные по размерам помещения Дворца не были бы удобными для использования. Размещение помещений в ярусах огромного пирамидального объема затрудняло бы их загрузку, связь и эвакуацию, оборудование и освещение. Преувеличение объема здания повлекло бы за собой неоправданные затраты труда и материалов при его возведении и увеличило бы стоимость эксплуатации. По опыту строительства в Москве, эксплуатация высотных зданий обходится государству ежегодно в миллионы рублей. Скоростные лифты, насосные устройства, подающие воду на несколько сот метров вверх, дополнительные затраты на отопление, на проведение ремонтных работ и т. д. значительно повысили бы ежегодную стоимость эксплуатации Дворца Советов. <…> Недостатком Дворца в проекте 30-х годов является также отсутствие связи этого здания с окружением. Для строительства Дворца Советов был выбран участок вблизи Московского Кремля. Вместе с тем его композиция была задумана без учета архитектуры исторически сложившейся центральной части Москвы. Дворец Советов находился бы в резком противоречии с окружением из-за грандиозности своих размеров, сверхмонументалъности форм, уникальности строительных материалов. Следует особенна подчеркнуть исключительную немасштабность этого сооружения, имеющего форму монумента, неслыханно преувеличенного по размерам. Выстроенное, оно подавляло бы гигантской величиной своих форм приблизившегося к нему зрителя, равно как и все окружающие его сооружения. На большом расстоянии оно выглядело бы значительно меньше своего действительного размера, неузнаваемо изменяя панораму Москвы. <…> Композиция Дворца не отвечала в полной мере требованиям того времени, когда она была задумана, ни тем более изменившимся требованиям последующих лет. Этим объясняется отказ от старого проекта и объявление нового конкурса по новой программе.

В безуспешном строительстве обвинили Сталина, в 1956 году Хрущёв выдал знаменитую фразу: «Сталин проявлял неуважение к памяти Ленина. Не случайно Дворец Советов, как памятник Владимиру Ильичу, решение о строительстве которого было принято свыше 30 лет тому назад, не был построен, и вопрос о его сооружении постоянно откладывался и предавался забвению. Надо исправить это положение и памятник Владимиру Ильичу Ленину соорудить». Несмотря на жёсткую критику старого проекта и его организаторов, ничего более достойного новый конкурс так и не выявил, а здания ни при Хрущёве, ни после него страна так и не увидела.

Конкурс Хрущёва был неграмотно организован: архитекторы не получили чётких требований, не учтены были здания будущего центра Юго-Западного района, точного места для строительства Дворца Советов выбрано не было. Предлагалось два участка: участок рядом с ГЗ МГУ и в трёх километрах от университета. Таким образом, перед архитекторами была поставлена чрезвычайно сложная, с массой ограничений на структуру проектов, задача: помимо того, что точного места строительства фактически не знали, необходимо было уместить несколько грандиозных сооружений на довольно маленькой площади. Поэтому нет ничего удивительного в том, что победитель так и не был назван, а его сооружения Москва так и не дождалась.

От проекта века остался только фундамент, который используется сейчас Русской Православной церковью. Располагаясь под Храмом Христа Спасителя, бетонный бункер содержит в себе множество тайн, добраться до которых, однако, не так-то просто. Ранее основание Дворца Советов служило городу иначе: круглый фундамент, получивший свою форму благодаря очертаниям Большого зала, был большим круглым бассейном «Москва». Согласно легенде, такую функцию для опоры Большого зала строителям подсказали… дожди, частенько заливавшие бетонное кольцо водой.

3D модели

Существуют модели Дворца советов, изготовленные в 3D редакторах. Вот они:

Средневековые соборы, построенные на деньги сгоревших тамплиеров, рыцарские замки — хранители злодеяний и кладов, разрушенные столь таинственным образом башни-близнецы Нью-Йорка — все это памятники своему времени. Причем они были и есть, и мы знаем, что когда-то люди имели и силы, и средства, и деньги для того, чтобы это построить.

Но есть сооружения едва ли не столь же громадные, о которых мы знаем либо очень мало, либо… знаем практически все, но тем не менее в сталь и бетон они воплощены не были. Нам же сегодня остается лишь только гадать — а что бы это было? Одним из таких грандиозных, поражающих всякое воображение сооружений должен был стать и знаменитый Дворец Советов в Москве, который, впрочем, строить даже уже начали, но так и не сумели завершить до конца. Это было бы поистине впечатляющее сооружение, которое по своей высоте и сегодня вошло бы в шестерку самых высоких зданий мира.

Итак, что же это должно было быть за здание и почему о нем даже в наши дни так много спорят и говорят? А было так, что идея построить Дворец Советов родилась еще в 1922 году на Первом Съезде Советов, и хотя идея идеей и осталась, впоследствии она «проросла» уже «всходами» соответствующих проектов. На конкурс 1931 года таковые поступили от 270 творческих коллективов и отдельных граждан: 160 работ было представлено архитекторами-профессионалами, 100 пришло от простых граждан, причем нередко на уровне не выдерживающем никакой критики, а 24 прибыло из других стран! В итоге за основу — но только лишь за основу, не более — был принят проект архитектора Иофана Б.М., в соответствии с которым этот дворец должен был напоминать древневавилонский зиккурат, но только составленный не из четырехугольников, а из цилиндров, что было связано с необходимостью разместить у него внутри огромный круглый зал с куполом. Было решено также увенчать верхнюю часть здания огромной скульптурой В.И. Ленина высотой 50-75 метров — так, чтобы все поставленные одна на одну ступени воспринимались бы как ее пьедестал. В помощь Иофану, который, кстати говоря, всячески противился установке фигуры Ленина на крышу своего здания, справедливо считая, что тогда все станут смотреть на нее, а не на его дворец, выделили архитекторов Гельфрейха В. и Щуко В. — и работа, как это принято было тогда говорить, «закипела»!

18-й съезд ВКП(б) постановил закончить Дворец Советов к 1942 году, но сами работы, в том числе и предварительные, начались еще в 1931 году, когда 5 декабря был взорван храм Христа Спасителя и на его месте возникло совершенно пустое пространство. Вот там-то и было решено построить это суперздание, причем еще один конкурс провели в феврале 1933 года, где как раз и отобрали наиболее впечатляющие пять проектов (в том числе работу архитектора Иофана).

В здании Дворца Советов предполагалось разместить: Президиум Верховного Совета СССР, Государственный архив, библиотеку, музей мирового искусства, залы обеих Палат Верховного Совета СССР, залы Гражданской войны, Строительства социализма, тогда как снаружи планировалось устроить парковку на пять тысяч автомобилей, из-за чего улица Волхонка должна была бы полностью исчезнуть, а музей им. Пушкина планировалось передвинуть на 100 метров в сторону! Скульптуру Ленина должен был делать скульптор С. Меркулов, причем сама эта идея — увенчать здание дворца статуей Ленина — принадлежала отнюдь не «нашему» человеку, а итальянцу А. Бразини, но, что называется, «пришлась ко двору».

Позднее архитектор Ле Корбюзье писал Сталину, что это здание представляет собой «упадок духа», «несуразную вещь», и просил отказаться от его строительства в том виде, в каком оно было запланировано, но, разумеется, наш вождь никакие другие проекты одобрить не мог. Как бы там ни было, а сама по себе конструкция Дворца Советов была настолько уникальна, что познакомиться с ней следует поподробнее. Ведь даже знаменитые американские небоскребы тех лет уступили бы ему и по высоте, и по своей сложности, и уж тем более по оригинальности конструкции. Внутренний объем Дворца был таков, что мог вместить целых три пирамиды Хеопса — сооружения, как мы знаем, далеко не маленького! При этом общая площадь застройки участка под Дворец должна была составить почти 110 тыс. кв. м.

Геологическое строение участка под застройку оказалось весьма сложным: верхний слой состоял из песков, суглинков и супеси, или так называемых наносных материалов отложений четвертичного периода. Ниже залегали слои коренной породы — глина, мергель, известняк. Грунтовые воды очень обильные и агрессивные — разрушительно влияют на бетон! Поэтому технический проект в первую очередь предусматривал борьбу с водой, которая должна была вестись при помощи битумизации грунта. Суть метода заключалась в бурении вокруг будущего фундамента сотен скважин, через которые в известняк под большим давлением закачивался горючий битум при температуре до 200о. На всем своем пути через трубы он еще должен был подогреваться электрическим током, что дало бы возможность заполнить им все щели в известняке и тем самым — закрыть путь воде как в строительный котлован, так и к будущим бетонным стенкам фундамента.

Сам фундамент высотной части Дворца Советов должен был воспринимать нагрузку, превосходящую 500 тыс. тонн! При таком колоссальном весе устойчивость фундамента должно было обеспечить заглубление его более чем на 21 м ниже уровня реки Москвы и на 27 м ниже поверхности существовавшей тогда набережной. Этот главный фундамент представлял собой два бетонных кольца диаметром 140 и 160 м, имеющих высоту 20,5 и толщину 3,5 м, причем только лишь для возведения фундамента центральной части здания в него требовалось уложить 100 тыс. кубометров бетона.

Менее высокие части здания должны были опираться на фундаменты заглубленные на 10-15 м колодцами и кессонами до уровня первого слоя известняков. Всего же для стилобата планировалось соорудить две тысячи фундаментов общим объемом в 250 тыс. кубометров бетона!

Как и все сверхвысокие здания, Дворец Советов должен был иметь металлический каркас, передающий весь его вес на фундамент. Проблема создания этой конструкции осложнялась необходимостью вписать в него купольный свод большого зала, имевшего по плану диаметр 130 м и высоту 100,6 м. Планировалось, что нижняя часть каркаса здания высотой 77,5 м будет состоять из 32 пар мощных колонн, расположенных по кругу и опирающихся на башмаки из стальных плит. Все эти колонны образовывали цилиндрический остов, к которому подвешивается гигантский купол, перекрывающий зал. При этом колонны должны были состоять из тавровых балок сечения 1,5x1,5 м.

Соединяли их между собой листы стали толщиной 24 мм, так что общий вес металлического каркаса Дворца Советов по проекту достигал 228 тыс. тонн, из которых 100 тыс. тонн приходилось на высокосортную специальную марку стали повышенной прочности, получившую даже специальное обозначение — «СДС» («Сталь Дворца Советов »)!

Химический состав этой стали был разработан Центральным Институтом металлов в Ленинграде, технологическое обеспечение ее изготовления поручили Украинскому институту металлов в Харькове. Соответственно, ее производство было организовано на заводе им. Петровского в Днепропетровске, а также на заводе им. Дзержинского, Мариупольском заводе им. Ильича и заводе имени Ворошилова. Новая сталь получилась на 15% дороже обычной строительной стали, однако при этом обладала повышенной прочностью и высокой антикоррозийной стойкостью.

Вес каркаса высотной части здания должен был составить 175 тыс. тонн, что в четыре раза больше каркаса такого небоскреба, как американский Эмпайр Стейт билдинг. Это, разумеется, тут же подсчитали журналисты — любители сенсаций, любой ценой стремившиеся «догнать и перегнать», пусть даже пока еще на бумаге!

Вследствие огромных размеров и большой сложности конструкции, сборка каркаса Дворца Советов должна была осуществляться в четыре операции, с промежуточной выверкой уже сделанного монтажа. Основным материалом для заполнения пустот стен дворца были выбраны керамические пустотелые блоки, а не кирпич, так как они давали существенный выигрыш в весе и при этом хорошую тепло- и шумоизоляцию. Толщина стенового заполнения во всех частях здания была одинаковой и составляла 0,3 м.

Большой зал Дворца Советов имел вид амфитеатра с круглой ареной и был рассчитан на 20 тыс. мест. Площадь — 12 тыс. кв. м, а объем — 970 тыс. куб. м. Таким образом, его объем был примерно равен объему всех зрительных залов театров и кинотеатров тогдашней Москвы. Разумеется, скопление такого большого числа людей в одном месте требовало мощной искусственной вентиляции, которая была запроектирована на производительность в 800 тыс. куб. м воздуха в час зимой и 1200 тыс. куб. м летом. Теплый и загрязненный воздух в зале должен был подниматься под его купол, откуда удаляться мощными вытяжными вентиляторами. Соответственно предусматривалась и система кондиционирования воздуха, которая обеспечивала бы в зале постоянство температуры и нормальную влажность.

Часть окружности Большого зала, согласно проекту, отводилась для мест президиума, лож дипломатов, представителей прессы и т.д. Предполагалось, что круглая арена в центре зала во время съездов, конгрессов и собраний будет занята партером, а вот в случае необходимости, при цирковых или театральных представлениях либо спортивных выступлениях, она будет освобождаться от кресел путем спуска площадки партера в специально предусмотренный под ним трюм. Соответственно вокруг зала было предусмотрено кольцеобразное фойе, образуемое двумя рядами колонн металлического каркаса, поддерживающих центральную часть здания. Кроме фойе, к Большому залу должны были примыкать аванзалы, курительные комнаты и вестибюли.

Малый зал был рассчитан на 5775 мест, при площади около 3500 кв.м, объеме 84 тыс. куб. м и высоте 84 м. Получалось, что даже этот «малый зал» станет величайшим театральным помещением во всей Европе. Места в нем располагались амфитеатром и на небольшом балконе. Площадь сцены — 1200 кв. м. Вместе с этим залом предусматривались следующие помещения: две аудитории по 500 мест, две аудитории по 200 мест и еще библиотека на 500 тыс. томов с читальными залами и кабинетами для занятий.

В подземной части дворца должны были располагаться технические помещения — отопительные, вентиляционные, службы по водоснабжению и электрообеспечению, медицинские службы и прочие системы жизнеобеспечения. Там же должны были находиться трюмы-арены Большого и Малого залов. Особое внимание при проектировании уделялось удобству внутреннего передвижения по дворцу, поскольку вместимость его рассчитывалась на 30 тысяч человек, и, разумеется, необходимо было сделать так, чтобы они могли быстро попасть в любую точку этого огромного здания. Не считая пожарных и хозяйственных подъемников, внутри здания планировалось установить 62 эскалатора и 99 лифтов, благодаря которым, например, эвакуация Большого зала могла быть осуществлена буквально за 10 минут!

Много внимания уделялось и отделке помещения, ведь площадь только высотной части здания составляла 78 тыс. кв. м.

Что же касается внешнего оформления Дворца Советов, то оно всецело подчинялось идее создания достойного постамента для статуи Ильича. Металл, использованный при отделке фасада, был связан со статуей единством материала, из-за чего и само здание, и венчающая его скульптура должны были восприниматься как единое целое. Полная высота фигуры Ленина достигала бы 100 м, что представляло собой нечто совершенно исключительное в истории архитектуры. Высота головы — 14 м, длина руки, вытянутой по традиции вперед, — почти 30 м, при этом фигура имела бы всего лишь две точки опоры — в ногах!

Таким образом, по проекту полная высота Дворца Советов от уровня земли и до макушки головы фигуры В.И. Ленина составляла 420 м, т.е. на 13 метров выше тогдашнего лидера среди небоскребов — Эмпайр Стейт билдинга! Общий же вес дворца, при объеме в 6,5 млн. куб. м, достиг бы и вовсе грандиозной цифры в 1,3 млн. тонн.

Строительство сего памятника эпохи, когда для советских людей, казалось, не стало уже ничего невозможного, началось в 1937 году, причем до начала войны успели собрать «клетку» здания высотой с десятиэтажный дом. Но потом с началом войны от строительства пришлось отказаться, а все металлические конструкции, как те, что уже были смонтированы, так и заготовленные, пришлось пустить на строительство стратегически важных мостов, которые в то время были куда важнее. Достроить здание хотели уже после войны, но тогда пришлось расходовать огромные средства на создание атомной бомбы, потом умер Сталин, потом… потом… потом — одним словом, этого грандиозного сооружения столица так и не увидела, хотя в Кремле и был построен прямоугольник Дворца съездов. Впоследствии проект Дворца Советов неоднократно критиковался за немасштабность по отношению к другим историческим зданиям Московского Кремля, за несоответствие исторически сложившейся архитектуре центра города, за «сверхмонументальность форм» и все такое прочее, но только ведь египетские пирамиды в этом плане еще более «сверхмонументальны» — и ничего. Чтобы только лишь на них посмотреть, люди расходуют немало денег, а восстановленный на месте Дворца Советов храм Христа Спасителя, при всей его красоте, все-таки не более чем обыкновенная купольная церковь!

В течение многих лет в круглом углублении фундамента Дворца функционировал летний открытый бассейн «Москва», на месте которого позднее как раз и был воссоздан взорванный в 1931 году храм.

Сегодня мы можем много говорить о том, что были в то время дела и поважнее, чем сооружение этого помпезного здания, что люди, мол, в стране голодали, томились в лагерях, что им много чего не хватало, а раз все это так, то и хорошо, что его не построили. Но… людям всегда ведь чего-нибудь не хватает, большинство вообще томится от безделья, тогда как всем прочим сколько не дай — всегда мало. Как бы там ни было, нам на память достался бы не бумажный проект, а вполне реальное чудо света, способное привлекать туристов со всего мира. А лично мне все-таки жаль, что Дворец Советов так и не был построен!

Напоминаем Вам, что в нашем журнале "Наука и техника" Вы найдете много интересных оригинальных статей о развитии авиации, кораблестроения, бронетехники, средств связи, космонавтики, точных, естественных и социальных наук. На сайте Вы можете приобрести электронную версию журнала за символические 60 р/15 грн.

В нашем интернет-магазине Вы найдете также книги , постеры , магниты , календари с авиацией, кораблями, танками.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 960px; max-width: 100%; border-radius: 5px; -moz-border-radius: 5px; -webkit-border-radius: 5px; border-color: #dddddd; border-style: solid; border-width: 1px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 930px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #0089bf; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}

В 1931 году началась работа по созданию генерального плана реконструкции Москвы.

Предполагалось, что в его основу будет положен принцип сохранения исторического облика города. Вместе с тем новый план содержал идеи о расширении московских улиц и возведении новых архитектурных объектов. Окончательная его версия появилась в 1935 году и охватывала множество вопросов: строительство метрополитена и совершенствование наземного транспорта, озеленение и обводнение Москвы, а главное - возведение в столице Дворца Советов.

Дворец на месте храма

Впервые о строительстве Дворца Советов заговорили еще в 1922 году, при жизни . Однако из-за необходимости восстанавливать страну после на этот масштабный проект ресурсов не нашлось. К идее вновь вернулись в 1930-е годы. Дворец Советов должен был стать первым советским небоскребом и символом процветания социалистического государства.

Проект Ле Корбюзье. Источник: corbusier.totalarch.com

Все организационные вопросы, связанные с Дворцом Советов, возлагались на Временный технический совет управления строительством, в состав которого вошли не только архитекторы, но и многие выдающиеся деятели культуры - писатели (), художники (И. Э. Грабарь), театральные режиссеры (К. С. Станиславский). Вопрос о месте строительства оставался открытым. Предлагали Охотный ряд, Болотную площадь, Варварку и, наконец, Волхонку. Последний вариант в итоге оказался наиболее предпочтительным, но для его реализации следовало снести Храм Христа Спасителя, что и было сделано 5 декабря 1931 года.

Волхонку выбрали неслучайно. Дело в том, что Дворец Советов как самое высокое здание Москвы должен был стать архитектурной доминантой города, проще говоря - его центром. К Дворцу собирались проложить широкий проспект и расходящиеся лучами магистрали. Место, на котором располагался , для этих целей выглядело идеальным.

Выбор проекта

Конкурс на проект Дворца Советов считается самым масштабным за всю историю архитектуры Советского Союза. Принять участие приглашались архитекторы со всего мира и даже люди, по роду своей деятельности далекие от искусства и градостроительства. Дворец Советов был призван стать народным зданием, соответственно, внести свой вклад в его сотворение мог любой желающий.


«Это здание должно являться эмблемой грядущего могущества,
торжества коммунизма не только у нас, но и на Западе» С.М. Киров.
Источник: Атаров Н. Дворец Советов. М., 1940.

Руководство обозначило принципиальный момент - здание должно быть высотным. Тем не менее, никакого конкретного технического задания участникам конкурса не дали, поэтому облик Дворца они могли полностью придумать сами, основываясь лишь на собственной фантазии. Несмотря на то, что проекты порой разительно отличались друг от друга, высотность ожидаемо победила приземистость.

Монументальную постройку было необходимо не просто вписать в окружающую среду, но заставить доминировать в ней. Дворец Советов снаружи виделся огромной высоткой с окружающей ее открытой площадью для демонстраций и прогулок, а внутри предполагалась череда холлов и залов для заседаний Верховного Совета СССР, а также проведения массовых мероприятий.

Среди иностранцев, представивших свои проекты Дворца Советов, отличился американский архитектор Гектор Гамильтон. Он удостоился второй премии на Всесоюзном этапе конкурса. В 1932 году журнал Time подчеркивал, что премия Гамильтону - это важное доказательство открытости конкурса. Архитектор, не слишком известный на тот момент в профессиональном сообществе, получил награду благодаря своим талантам, а не громкому имени. Увы, проект, носивший рабочее название «Простота», сгубила именно незамысловатость. Гамильтон, к примеру, упустил из виду такую деталь, как площадь возле Дворца Советов (в плане ее не было). Но где же тогда проводить демонстрации?


Схема каркаса статуи Ленина.
Источник: Атаров Н. Дворец Советов. М., 1940

Проект именитого французского архитектора Ле Корбюзье (впоследствии известен как один из основателей архитектурного стиля брутализм) тоже не вполне соответствовал поставленной задаче. Здание, спроектированное Ле Корбюзье, называли то ангаром, то стадионом, то огромным заводским корпусом - чем угодно, только не дворцом.

В феврале 1932 года вышло постановление, в котором архитекторам снова настоятельно рекомендовали не бояться высотности. Наконец, в мае 1933 года Совет строительства одобрил проект советского зодчего Б. М. Иофана. Финальный план, в разработке которого помимо Иофана приняли участие В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх, был таков: здание Дворца Советов - самое высокое в мире, выше Эйфелевой башни или Эмпайр-стейт-билдинг. Его высота - 415 метров.

Б. М. Иофан, Л. В. Руднев (в дальнейшем архитектор главного здания МГУ) и Д. Н. Чечулин (архитектор дома на Котельнической набережной) предлагали построить несколько высотных зданий, чтобы сгладить масштаб Дворца Советов. А. В. Щусев конкретизировал замысел: архитектор высказался за строительство восьми новых высоток и призвал расположить их в местах, названия которых содержат эпитет «красный» - окрестности Красной площади, Красные ворота, Красная Пресня.

Символ коммунизма

Изначально в проекте Иофана над зданием возвышалась 18-метровая скульптура рабочего с факелом в руке под названием «Освобожденный пролетарий». Но, по словам , Дворец Советов должен был стать памятником Ленину и его достижениям. Так обозначилась новая задача: увенчать Дворец 100-метровой скульптурой Ильича. В ясную погоду ее теоретически можно было бы увидеть на расстоянии семидесяти километров от Москвы. Предполагалось, что статуя Ленина будет в три раза выше и в два раза тяжелее нью-йоркской статуи Свободы. Одна ее голова по объему лишь немного уступала колонному залу Дома Союзов на Большой Дмитровке.


Большой зал Дворца Советов. Источник: techne.com

Как выглядит Дворец Советов «на бумаге»? Его главный вход, возле которого установлены памятники Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу, обращен к Кремлю. Внутри здания - взаимодействие всех видов искусства. Фрески, например, должны были занять около 20 тысяч квадратных метров стен (при сравнении выясняется, что это шесть Красных площадей). Помимо них - скульптуры, бюсты, барельефы и полотна в стиле соцреализма.

Наибольший интерес представляет Большой зал, расположенный в центре Дворца. В нем можно было бы поместить на выбор колокольню Ивана Великого, или любое здание высотой 25 этажей. Партер большого зала мог трансформироваться в сцену, водный бассейн и даже ледовую арену. Подобные превращения должны были происходить в течение нескольких минут при помощи электрического подъемника. Круглая форма Большого зала затрудняла проведение киносеансов, и у создателей проекта нашлось оригинальное решение проблемы. Следовало установить сразу четыре экрана, боковые грани которых сложатся в фигуру куба. Три из них обращены к разным сторонам амфитеатра, один - к сектору президиума.


Зал героики Гражданской войны.

5 декабря 1931 г. был взор-ван храм Христа Спасителя. Незадолго перед этим объявили международный конкурс на проектирование главного здания страны - Дворца Советов, место под которое расчистил взрыв храма.

Новая власть, новая идеология, глобальный замах на тотальное счастье человечества требовали адекватного воплощения в сооружении, которое было бы «видно со всего мира».

Конкурс вызвал всенародный отклик: эскизы с идеями Дворца Советов присылали школьники и рабфаковцы, активные пенсионеры и жилтоварищества. Только профессиональных архитектурных проектов было 160, из них 24 - от зарубежных мастеров. Несмотря на большое число блистательных работ, Совет строительства, объявив итоги второго тура, присудил победу проектам Б. Иофана, И. Жолтовского и американца Г. Гамильтона . Все три победителя представили проекты помпезных, тяжеловесных сооружений, восходящих к стилю ампир. При этом были проигнорированы яркие, современные проекты братьев Весниных , архитекторов немецкой архитектурной школы «Баухауз», самого, пожалуй, популярного в мире мастера Ле Корбюзье .

1920-е гг. оказались в СССР временем триумфа конструктивизма - нового стиля, в котором архитектурный образ создаётся минимальными средствами. Постройки Константина Мельникова, Ильи Голосова, Моисея Гинзбурга, тех же братьев Весниных , смелые проекты Татлина и Эль Лисицкого успели снискать мировую славу новому советскому зодчеству. И вдруг - демонст-ративный отказ от этих завоеваний, программное возвращение к «большому стилю» империи.

Разочарование архитектурной общественности было столь велико, что мировые лидеры нового зодчества написали удивлённые письма на имя Сталина, которого наивно именовали президентом. Международный конгресс современной архитектуры, объединявший передовых мастеров, намечал в 1933 г. собраться в Москве в четвёртый раз, но итоги конкурса на Дворец Советов побудили отказаться от этой затеи. Как обескураженно писал Луначарскому Ле Корбюзье , «народ любит королевские дворцы».

Проект Дворца Советов архитектора Бориса Иофана. Фото: РИА Новости / Михаил Филимонов

Отказ от революционных архитектурных идей в пользу традиционных был не первым. Примерно так же завершился конкурс на Красный стадион на Воробьёвых горах. Сильнейшим в конкурсе на Дворец Труда признали конструктивистский проект братьев Весниных, но почему-то присудили ему не 1-е, а только 3-е место (видно, чтобы не ориентировать всю советскую архитектуру на новый стиль), к реализации же проекта так и не приступили. В конкурсе на здание Центрального телеграфа победил талантливый конструктивист Григорий Бархин , но при воплощении проекта старому мастеру Ивану Рербергу поручили одеть здание с просвечивающим каркасом в «приличную» каменную шубу. Точно так же победителям конкурса на здание гостиницы «Москва» не позволили полностью воплотить смелый проект - на стройплощадке его «скорректировал» в академическом духе Алексей Щусев - проверенный старый мастер.

Как считает Юрий Волчок , профессор МАрхИ, дело здесь не в личных предпочтениях Сталина. Ставший привычным за два века помещичий дом с колоннами в большей мере соответст-вовал представлению народа о главном здании страны.

Изображение Дворца Советов на «Плане города Москвы», составленного и изданного в 1940 году Геодезической конторой Управления планировки г. Москвы. Фото: Public Domain

Остался подземный вход

Как известно, Дворцу Советов было суждено остаться гигант-ским миражом: 416-метровая огромнейшая в мире «высотка» массой 1,5 млн тонн, четверть которой - колоссальная фигура Ленина (один лишь указательный палец вождя - двухэтажный дом), раздавила бы историческую застройку Москвы. Вмешалась война: уже построенные на высоту семи подземных этажей сваи фундамента из высокопрочной стали разобрали на противотанковые «ежи». А после войны никому не хотелось ковыряться в непролазной грязи Черторыйского ручья, место стройки перенесли на гребень Ленинских гор, да как-то незаметно Дворец Советов заменили новым зданием МГУ.

Лев Руднев, став архитектором новой «высотки», имел очень жёсткие сроки окончания проектирования, поэтому в основу положили проект Иофана, тем самым была подчёркнута преемственность здания МГУ по отношению к Дворцу Советов. Да и остальные шесть московских небоскрёбов имеют генетическое родство с неосуществлённым проектом.
Их создание силами советских зодчих, конструкторов, материаловедов, строителей было, по мнению того же Ю. Волчка, технологическим прорывом, сравнимым с полётом в космос. Без этих высоток у нас не было бы массового строительства, страна не переселилась бы из бараков в хрущёвки, сегодня анекдотичные, но в своё время спасительные для страны, погрязшей в решении квартирного вопроса.

Конкурс на проектирование Дворца Советов совпал по времени с разработкой первого генплана Москвы 1935 г. Идея вертикали, которая «держит» мегаполис, не потеряла актуальности и сегодня. Принцип полицентризма, определённый Дворцом Советов, актуален и теперь, когда столица приросла юго-западной «манишкой», и опять требуется международный конкурс архитектурных идей, чтобы новая Москва не оказалась жалкой околицей Москвы исторической. Существуй Дворец Советов в реальности, считает Юрий Волчок , букет стекляшек, именуемый Сити, отодвинулся бы значительно дальше от цент-ра города (как квартал небоскрёбов Дефанс в Париже убрали из зоны видимости Эйфелевой башни).

А нам на память от Дворца Советов осталась станция метро - прежде одноимённая, сегодня известная как «Кропоткинская», работы превосходного мастера Алексея Душкина , лучшая, может быть, среди метрополитенов мира. Когда-то она замышлялась как... подземный вестибюль Дворца Советов. Вот бы, кстати, вернуть ей историческое название!

В декабре 2013 года ушел из жизни журналист «Аргументов и фактов» Савелий Кашницкий . В память о талантливом коллеге и замечательном человеке АиФ.ru публикует лучшие материалы автора за последние годы.

Пишет блогер Максим Мирович:

Давно хотел написать пост про Дворец Советов - неосуществленный утопический прожект колоссального административного здания, которое должно было быть построено в Москве и должно было символизировать победу социализма в отдельно взятом государстве. По замыслу советских архитекторов, Дворец Советов должен был стать самым высоким зданием в мире на то время - выше небоскребов в Нью-Йорке.

Для строительства Дворца Советов был уничтожен Храм Христа Спасителя - большевики взорвали его в 1931-м году, а в 1932-м году начали подготовительные работы к возведению Дворца Советов. Фундамент колосса был завершен к 1939 году, но из-за начала Второй мировой войны проект полностью заморозили.

Для начала немного истории. Идея возведения колоссального дворца возникла еще в 1922 году - ее озвучил Сергей Киров на Первом Всесоюзном съезде Советов - ему казалось, что «звуки интернационала уже не умещаются в старых зданиях и на месте дворцов банкиров, помещиков и царей нужно возвести новый дворец трудящихся крестьян».

О том, что это будет вовсе никакой не «дворец крестьян», а дворец для собраний советской номенклатуры, к которому крестьян не подпустят и на пушечный выстрел, в пламенной речи скромно умалчивалось. Зато Киров не скрывал экспансионистские планы большевиков относительно западных стран - «величественное сооружение станет эмблемой грядущего могущества, торжества коммунизма не только у нас, но и там, на Западе!»

Вот такие статьи публиковались в советской прессе тех лет. Для сравнения было нарисовано, насколько именно Дворец Советов станет выше, чем известные небоскребы, пирамиды Египта и Эйфелева башня в Париже.


Для выбора итогового проекта был проведен конкурс, требования к зданию дворца были такие - внутри должно быть два зала, Большой и Малый, каждый из залов должен вмещать несколько тысяч человек. Среди конкурсных работ был отвергнут проект Дмитрия Иофана (как «реставраторско-эклектичный») и проект Германа Красина («верхняя часть напоминает церковный купол»). Всего было рассмотрено около 160 проектов - рассматривались они в два этапа, и в итоге победила работа Бориса Иофана.

По замыслу проектировщиков, Дворец Советов должен был стать самым высоким зданием в мире, вершину здания должна была венчать гигантская 100-метровая статуя Ленина - таким образом, сам Дворец Советов был одновременно зданием,и чем-то вроде колоссального пьедестала для памятника. Масса полноразмерной статуи Ленина должна была составить 6000 тонн, а длина его указательного пальца составляла бы 4 метра.

Кстати, к возведению самого Дворца планировалось также и полностью перестроить центр Москвы, уничтожив старые кварталы - нечто подобное позже сделал кондукэтор Чаушеску в Бухаресте. Между Красной площадью и площадью Свердлова (ныне Театральная) планировалось проложить широкую магистраль. Авторы проекта отмечали, что «идея, вложенная в архитектурное решение площадей Дворца Советов, это идея открытых, широко приглашающих площадей, олицетворяющих социалистическую демократию». Не знаю, что такого «демократичного» в открытых площадях - скорее всего, получились бы гигантские, не соответствующие масштабу человека и подавляющие площади, на которых человек чувствует себя букашкой.

Вот так Дворец должен был бы выглядеть в современной Москве, будь он построен.


Про интерьеры планируемого дворца сведений сохранилось немного - известно лишь, что отделать их должны были шлифованным гранитом и украсить скульптурами. Места для зрителей в Большом зале планировали обтянуть кожей, высота Большого зала должна была составить 100 метров при диаметре в 140 метров. Малый зал должен был быть высотой в 32 метра, а фойе Дворца должно было называться «залом сталинской конституции».

Предполагаемый вид интерьера Большого зала:


Фойе, «Зал сталинской конституции»:

В 1939 году закончили строить фундамент - его строили так долго потому, что предполагаемый дворец должен был иметь гигантский вес - порядка 1,5 миллионов тонн. Начальник строительства Дворца Василий Михайлов был репрессирован и расстрелян к окончанию сроков стройки фундамента. Реальность постучалась в двери советских прожектеров с началом Второй мировой войны - из металлических заготовок для фундамента пришлось делать противотанковые ежи для обороны Москвы, а остальной металл был использован для сооружения мостов на железной дороге.

В послевоенный годы в СССР не оставляли идеи все же достроить Дворец Советов - правда, проект был существенно ужат и серьезно сдулся - высота здания должна была составлять уже не 415, а 270 метров, существенно были урезаны площади внутренних залов и их декор. В 1947 году в Москве начали строить знаменитые «сталинские высотки», а про Дворец Советов окончательно забыли.


По-моему, Дворец Советов был изначально утопическим проектом, который показывает, что бывает, когда власть безраздельно распоряжается финансами страны - вместо такого гигантского дорогостоящего сооружения можно было полностью модернизировать инфраструктуру нескольких советских городов.

А что вы думаете по этому поводу?

 

 

Это интересно: