→ На какой реке находится город тир. Путешествие в Ливан. Сидон и Тир. Перемещение во времени

На какой реке находится город тир. Путешествие в Ливан. Сидон и Тир. Перемещение во времени

Древний город Тир. Его история полна героизма и трагедий. Тир был единственным городом, который, в отличие от прочих финикийских городов, не сдался Александру Македонскому. Жители Тира предпочли унизительному миру жестокую войну. Последствия безумной отваги были ужасающими. Некогда многолюдные улицы опустели. Город превратился в царство мертвых.
Об основании Тира ходили разные легенды. Сами финикийцы называли свои город Цор, "скала", так как он находился на скалистом островке. Астарта нашла здесь упавшую с неба звезду и родила морского бога Мелькарта, будущего покровителя Тира. Легенды утверждают, что до основания первого поселения этот крошечный клочок земли бороздил воды Средиземного моря. Мелькарт, научивший ханаанеев строить корабли, приказал людям найти место своего рождения. Там они должны были принести в жертву орла, который боролся со змеем. Как только кровь орла окропила скалы, остров мгновенно остановился. Это случилось в восьмистах метрах от берега. С тех пор тирийские мореходы стали жертвовать Мелькарту, "морскому баалу", корабельные якоря. В XXVIII веке до н.э. горожане возвели в его честь храм. Перед ним стояли две девятиметровые колонны из чистого золота. Жрецы ходили по храмовой территории босиком. Ежедневные жертвоприношения сопровождались ритуальными танцами. В благодарность Мелькарт позволил жителям города колонизировать обширное побережье Средиземного моря.
Граждане колоний и метрополии в свою очередь приписывали своему покровителю создание всего, что особенно ими ценилось. По преданиям, именно Мелькарт научил людей добывать со дна моря пурпуроносных молюсков. После того как тело моллюска высыхало на солнце, в раковине оставалась капелька яркой жидкости. Капельки собирались. Из них делали краску, которой окрашивали ткань. Стоимость ее была невероятно высокой: купить отрез на тунику могли позволить себе разве что цари да их приближенные. Финикийские торговцы снабжали пурпуром греков и римлян, которые были убеждены, что их материк называется Европой благодаря финикиянке, дочери тирского царя Агеноре. Как известно, бык с печальными глазами похитил Европу, когда та гуляла на тирском берегу Средиземного моря.
В X веке до н.э. царь Хирам перестроил главное святилище города. Его окружили помещения для ночлега паломников. Во сне к ним приходил Мелькарт. Его прорицания о будущем расшифровывались тирскими толкователями сновидений. Богам тогда было невдомек, что всего через несколько веков Финикию посетит потомок Геракла и Ахилла, Зевсов сын, при рождении которого присутствовала сама Артемида. Этим сыном был Александр III, более известный под именем Александра Македонского. Перед началом похода он отправился в Дельфы к Аполлону, чтобы выслушать его мысли по поводу предстоящей акции. Дело было зимой, а Аполлон, как известно, улетал зимовать подальше от Дельф. Оракулы молчали. Так что спрашивать о будущем было некого. Александр попытался было затащить в храм аполлонову жрицу, чтобы та предсказала судьбу азиатского похода. Жрица, отбиваясь, выкрикнула: "О, Александр, ты думаешь, что ты непобедим?". Последнее слово успокоило македонского царя, и он с легким сердцем двинулся на Восток отвоевывать когда-то потерянные греками города. Весной 334 г. до н.э. армия длинноволосого, коротконогого, гладковыбритого и сладко пахнущего от масел Александра вероломно, без объявления войны, напала на персов. Македонянин начал войну практически нищим. После первой же битвы персидский царь Дарий пообещал Александру выплатить столько, сколько не смогли бы унести жители всей Македонии. Александр отказался. Он уже принял решение покорить финикийские города, которые обеспечивали кораблями и командой военный флот персов. Сделать это было очень легко, поскольку города-государства, конкурировавшие между собой на средиземноморских рынках, враждовали друг с другом. Библ сдался сразу. Этот город рассчитывал с помощью Александра вернуть былое могущество. Затем сдался Сидон. Его жители полагали, что при новом правителе они наконец-то увидят Тир, стоящий на коленях. Продвижение Александра от Сидона на юг было ненадолго остановлено тирийскими послами. Они возложили на голову завоевателя Финикии золотой венок и заявили о своей готовности покориться воле царя. Александр попросил послов передать тирийцам, что он желает принести жертвы Мелькарту в храме на острове. Тирийцы же посоветовали македонянину совершить жертвоприношение в Палетире, то есть в Старом Тире, городе на материке. Такого оскорбления полководец перенести не смог. Началась одна из самых продолжительных и упорных осад за всю историю войн. Александр Македонский решил соединить остров с материком при помощи дамбы. Он первым высыпал в ее основание два ведра с песком. Жителей Палетира заставляли сносить собственные дома, чтобы дамба не знала недостатка в стройматериалах. Все делалось вручную, без лошадиной тяги. С гор Ливана тащили кедровые стволы, которые забивались в морское дно. Так было положено начало хищническому истреблению финикийских лесов. Александр строил из кедра свой флот и так увлекся, что это дерево в Ливане до сих пор большая редкость. До прихода македонян горные склоны Финикии покрывала буйная растительность.
Дамбу до острова тянули семь месяцев, ровно столько же продержались и сорок тысяч жителей Тира. В июле 332 г. до н.э. войска ворвались в город. 6 тысяч финикийцев было зарезано, 13 тысяч продано в рабство. В назидание непокорным 2 тысячи оборонявшихся были прибиты к крестам. Кресты стояли вдоль главной дороги, и трупы не снимали с них несколько недель. Погибших же при штурме македонян (их было около четырехсот) хоронили согласно обряду, описанному Гомером в Илиаде: тела сжигали, кости омывали вином, заворачивали в пурпур и укладывали в гробницу вместе с оружием. Так погребли гомеровских Патрокла и Гектора.
Из Тира Македонский отправился покорять Египет. Эта страна манила к себе Александра непреодолимо. Народы Средиземноморья считали ее колыбелью самой уважаемой и самой древней культуры. Египтяне приветствовали царя как освободителя от персидского ига. Его объявили фараоном, сыном бога солнца Ра. Новый властелин приказал построить в Карнаке храм со святилищем в свою честь.
В 331 г. до н.э. победоносная армия возвратилась в Финикию. Александр разбил в Тире придворный лагерь. Царя навещали архитекторы, художники, скульпторы, писатели, философы, историки, поэты. В Тире жили родственники побежденных финикийских аристократов, самые благородные из гетер. В город стекалась дань с уже покоренных городов, здесь под председательством Александра вершился суд, здесь принимались послы иностранных держав. С начала похода прошло не более двух лет, треть мира была покорена, и Александр решил дать войскам отдохнуть от ратных дел. Праздность засасывала. С ней Александр боролся как мог. Он устраивал спортивные игры, наподобие греческих олимпиад. Особой популярностью пользовались гонки на колесницах, пятиборье, борьба и кулачный бой. Разыгрывались шуточные сражения между "друзьями" и "врагами". "Друзья", ведомые царем, неизменно выигрывали, правда, полководцу это не доставляло особого удовольствия. Солдаты обмазывали его овечьим пометом, сажали на осла и проходили мимо, напевая похабные песенки. Частенько в Тире устраивали театральные олимпиады. Сюда приезжали актеры из Италии, Малой Азии, Греции. Они читали стихи, ставили Еврипида и Софокла. Солдаты предпочитали уморительных лицедеев. Кожаными фаллосами они избивали женщин, совершали над ними театрализованные насилия, мочились и справляли большую нужду, занимались онанизмом прямо на глазах у зрителей. Актрисы исполняли что-то вроде канкана, обнажая при это""м все, что желала видеть публика. Александр полагал, что такой "фронтовой театр" помогает воинам избавиться от страха и тоске по родине. В мае 331 года до н.э. жажда приключений увела Александра из Тира дальше на восток.
Создав огромную империю, великий завоеватель умер то ли от болотной лихорадки, то ли от тяжелой формы похмелья, то ли от отравления. После смерти его империя распалась на части. Финикией управлял один из полководцев Александра Великого - Селевк. К этому времени греки составляли значительную часть населения Финикии. Они принесли с собой технический прогресс, преуспели в строительстве дорог, прокладке надежных водопроводов, ввели единую денежную систему. Одним словом, насадили здесь цивилизацию. Греческий язык распространился повсеместно. И кто знает, вышло бы христианство за пределы Иудеи, стало бы оно мировой религией без посреднической миссии греческого языка, без кровавых завоеваний Александра III, более известного под именем Александра Македонского.

Древняя Тира (Тера) – античный город, расположенный на крутом скалистом мысе Меса Вуно, на высоте 396 м над уровнем моря. Свое название город получил в честь мифического правителя острова Тираса и был заселен дорийцами еще с 9-го века до н.э. и существовал до 726 года н.э.

Руины древнего города были открыты в 1895 году немецким археологом Фридрихом фон Хиллером. Систематические раскопки велись здесь до 1904 года и были обнаружены большая часть жилых домов и кладбища древней Тиры. Вновь раскопки возобновились под эгидой Археологического общества Афин в период между 1961 и 1982 годами. Тогда на склонах Селлада был обнаружен древний некрополь.

Большая часть руин древнего города относится к эллинистической эпохе, но существуют также останки римских и византийских построек. Из наиболее важных архитектурных памятников, обнаруженных при раскопках, стоит выделить древнюю Агору, которая находилась практически в центре города. Здесь были сосредоточены храмы и общественные здания. В юго-западной части Агоры расположена Царская галерея в дорическом стиле, построенная во времена правлении Юлия Цезаря (1-е столетие н.э.). Впечатляет и храм Артемиды, вырубленный прямо в скале (конец 4-го - начало 3-го века до н.э.). На скале высечены различные надписи и символы богов (орел Зевса, лев Аполлона и дельфины Посейдона). Также на территории древнего города были обнаружены храм Дионисия (3-й век до н.э.) и святилище Аполлона (6-й век до н.э.). Особый интерес представляет древний театр, построенный во времена династии Птолемеев (3-й век до н.э.). Изначально в театре имелась оркестровая яма, за счет которой, при его реконструкции в 1-ом веке н.э., была увеличена сцена. Примечательны и такие древние сооружения как Римские бани, Византийские стены, церковь Святого Стефана (построена на руинах раннехристианского храма Святого Архангела Михаила) и Древний некрополь.

Археологические раскопки древнего поселения имели огромное историческое значение. Помимо прекрасных архитектурных сооружений было также найдено множество ценнейших артефактов, которые прекрасно иллюстрируют жизнь древнего города в разных ее аспектах. Сегодня территория Древней Тиры открыта для посещений. Осмотрев архитектурные достопримечательности, вы также можете полюбоваться прекрасными панорамными видами, которые открываются с вершины скалы.


А кстати, почему Тир? Современное арабское название города – Сур, но почему-то и в России и на Западе его зовут древним финикийским именем, а то время как в случае Сидона прижилось современное арабское название Сайда.
От Сайды до Тира – 40 километров. Минибас (2 тысячи лир) преодолевает это расстояние за час, по прибрежному шоссе с парой блокпостов – второй уже на въезде в сам город, с агитплакатом, на котором изображён узнаваемый дядечка с козлиной бородкой и надписью (на английском), которую перевёл как "Дядя Сэм, не зарывайся!":)

Тир в древности был одним из крупнейших финикийских полисов, возник, видимо, в 4-м тысячелетии до н.э. Выходцы из Тира основали многочисленные колонии по всему Средиземноморью, в том числе Карфаген и Гадес. В разное время город был под властью Египта, Ассирии, Вавилонии, Ахеменидов, но сохранял автономию. В 332 году до н.э. город после долгой осады взял и разрушил Александр Македонский. Затем он входил в состав держав его приемников Птолемеев и Селевкидов. В 64 году до н.э. вошёл в состав Римской державы, был столицей провинции Сирия Финикийская. В Византии Тир был центром архиепископства. В 635 году его завоевали арабы и построили тут флот, с которым захватили Кипр. Во времена Крестовых походов Тир стал настоящим символом сопротивления крестоносцам – они захватили его только в 1124 году, после пары осад. И удерживали до 1291 года. В современном Ливане на долю Тира выпала судьба "приграничного города". Ныне Тир – один из оплотов "Хезболлы".


Это чувствуется сразу – проезжая по улицам, увешанным "хезбольскими" флагами (при полном отсутствии ливанских), портретами шейха Насраллы, его приближённых, юных героев борьбы с сионизмом.


Когда сходишь с минибаса на рынке, то перекрывая шум арабского базар, по ушам сразу ударяют боевые марши "Хезболлы", доносящиеся из колонок у дверей магазинчика, торгующего соответствующей символикой. Так что, ежели в Ливане вас интересует "хезбольская" экзотика – то это не в Баальбеке, а в Тире.


По причине обилия "Хезболлы" ливанская армия в Тире не так заметна, как в Бейруте, Триполи и Сайде – всего один БТР видел. Гораздо чаще на улицах попадались белые ООНовские джипы с голубокасочными миротворцами латиноамериканской наружности – выглядели они слегка затравленно:)


Что ещё можно посмотреть в Тире? Остатки античного города, которые даже в список Всемирного наследия ЮНЕСКО входят – совершенно незаслуженно, по-моему. Они представлены в паре археологических зон – Аль-Басс и Аль-Мина (вход – 6 тысяч лир каждая).


Такие вот археологические раскопы с разными маловразумительными колоннами и грудами камней с табличками.


Сам Тир расположен на полуострове, выдающемся в Средиземное море – так что они в Тире с трёх сторон сразу.


При въезде в город минибас сначала останавливается на кольце Аль-Басс, тут и сходит большинство пассажиров. Рядом – обширный палестинский лагерь Аль-Басс. Никакой стеной он не окружён – просто городские кварталы полутрущобного вида, украшенные кое-где палестинскими флагами и портретами Арафата. За лагерем и находится одноимённая археологическая зона.


Дальше автобусик проезжает по длиннющей набережной с плотным трафиком – до кольца Аль-Мина. Тут и находится местный бас-стэнд, совмещённый с суком. В местной фрэшнице делают лучшие соки во всём Ливане – оранж в настоящих сирийских больших кружках стоил 3 тысячи лир.
С кольца немного пройти на юг – и будет археологическая зона Аль-Мина.


С другой стороны – вроде как старинные кварталы с мечетками.


На самом конце полуострова – бывшие христианские кварталы с маяком.

Тир (собственно Цур, букв. «Скала»), приморский город-государство в Финикии (современный Сур в Ливане). Согласно преданию и археологическим данным, основан около 28 в. до н. э. протофиникийцами-ханаанеями (см. Ханаан). Существовал как самостоятельная городская община, позднее город-государство, где царская власть должна была считаться с сильной общинной организацией. С древних времен город, малодоступный для противника, не располагавшего мощным флотом, состоял из двух частей - поселения на материке (Ушу) и островной цитадели, где в случае опасности укрывалось население. Основным центром городской жизни был храм бога-покровителя города Мелькарта .

Около 1468 Тир был покорен фараоном и вошел в азиатские территории Египта (около1355-1300 под хеттским влиянием). Первоначально уступал соседнему Сидону , после разгрома которого «народами моря» около 1175 (вызвавшего также массовое переселение сидонян в Тир, так что все южные финикийцы, включая тирян, впоследствии именовались «сидонянами»; возможно, пришельцы поначалу даже доминировали в Тире) выдвинулся на первый план. В конце 12 - начале 11 века Тир осуществляет первый этап финикийской колонизации Средиземноморья [колонии в Испании (Гадир, современный Кадис), Африке (Утика , Ликс), Сицилии и на некоторых островах Эгеиды], превращаясь в средиземноморскую морскую державу.

Около 1075 Египет утрачивает власть в Азии, и для Тира наступает эпоха независимости. К началу 10 века цари Тира подчиняют Сидон, в память о его могуществе принимают титул «царей сидонян» (в значении «всех финикийцев вообще») и контролируют всю Южную Финикию. Наибольший расцвет Тиро-Сидонского царства падает на время правления Хирама I (969-936), превратившего Тир в неприступную крепость. Хирам укрепил средиземноморскую державу Тира, купил часть Галилеи и включил в тирскую сферу влияния некоторые города Кипра. Заключенный им союз с Израилем, царем которого в это время был Соломон , существовал около столетия. В 10 в. Тир превращается в крупнейший торговый центр Средиземноморья, живущий прежде всего за счет морских перевозок, пиратства и продажи пурпура, стекла, рабов. В 9 в. финикийцы были изгнаны греками из Эгеиды. Узурпатор Итобаал (с 879) упрочил положение Тира и возобновил колонизацию Западного Средиземноморья (в том числе Сардинии), где появилось много новых финикийских центров (в том числе Карфаген , 823).

В 743 Тир признал зависимость от Ассирии (до этого в 876 - около 780 уплачивал дань), однако чрезмерная дань и попытка Ассирии отторгнуть от Тира все его владения в Финикии (725) привели к войне (724-720), в результате которой Элули Тирский наконец признал ассирийскую власть, но возвратил себе все утраченное. Новое восстание Элули (около 704) окончилось осадой Тира ассирийцами, бегством царя за море и потерей всех финикийских городов, ранее подвластных Тиру (701). После признания (около 696) ассирийского верховенства Тир неоднократно восставал, навлекая на себя новые ассирийские походы, в 644 был разгромлен в своей материковой части Ашшурбанипалом . На рубеже 8-7 вв. до н. э. утратил заморские владения (хотя представления о старшинстве Тира сохранялись вплоть до 5 в. до н. э.).

Около 630 в результате резкого ослабления Ассирии в войне со скифами Тир вновь становится фактически независимым городом, его купцы контролируют торговые пути Средиземноморья, вплоть до восточно-центральной Малой Азии, Южной Аравии, Испании, и, может быть, даже Британии. Однако вторжение в регион египтян (начало 610-х), а затем и вавилонян (605) поставило Тир между двух огней. Выступивший на вавилонской стороне и потесненный египтянами, Тир перешел на сторону последних (588), но 13-летняя осада (около 587-575), организованная царем Вавилона

Тир (скала) – название древнего знаменитого финикийского города, на который многократно указывается в Свящ. Писании и у классических авторов (). По свидетельству Иосифа Флавия, основан за 240 лет до храма Соломонова. При разделении Обетованной Земли Тир находился на границе колена Асирова, но им владели его первоначальные жители, и он долгое время управлялся своими собственными царями. Имена некоторых из них указаны в Свящ. Писании (; ). В царствование Давида и Соломона между тирянами и евреями существовал особенно дружеский союз, и, несомненно, он много благоприятствовал торговым сношениям евреев, так как тиряне издавна уже славились своей морской торговлей.

Роскошь, нечестие и идолопоклонство тирян неоднократно с особой силой обличались пророками, предсказывавшими за это конечную гибель Тира (, , , и др.). Некоторые из этих библейских предсказаний, и преимущественно находящихся в кн. пр. Иезекииля, отличаются особенной своей силой, ясностью и полнотой. В них указывается на могущество Тира, на его разнообразную и громадную торговлю, его богатства, роскошь и др.

Тир не был так древен, как Сидон, но он стал выше его. Он состоял из двух отдельных частей: одна из них находилась на скале или небольшом острове, вблизи от берега, а другая на материке; но которая из них древнее – вопрос спорный. Часть Тира, находившаяся на материке, называлась Пале-Тир, или старый Тир, она простиралась вдоль берега на 7 миль, а островной Тир имел 22 стадии в окружности; впрочем, по мнению большинства толкователей, часть Тира, находившаяся на материке, древнее первой. О ней упоминает уже Иисус Навин, как об укрепленном городе (). При городе находились две гавани, одна на северной части, называвшаяся Сидонской , а другая на южной – Египетская . Громадный канал, проведенный через весь город, соединял между собой обе эти гавани.

О Тире неоднократно упоминается в Библии в царствование Давида и Соломона, как на это указано уже выше. Хирам, царь тирский, вступил в союз с Давидом и Соломоном и доставлял им кедровые деревья, плотников и каменщиков для построения храма и дворца в иудейской столице. С помощью Хирама Соломон завел флот на конце Эланитского залива Чермного моря, неподалеку от Елафа, в идумейском городе Ецион-Гавере, и вместе с тирскими мореходцами евреи отправлялись в Офир, вывозя оттуда множество золота, серебра, драгоценных камней слоновой кости и пр. Через несколько времени по смерти Соломона дочь тирского ц. Ефваала, Иезавель, была выдана замуж за израильского ц. Ахава.

О торговых сношениях тирян с израильтянами ясно пишет пр. Иезекииль (). Но вместе с возвышением тирян, с увеличением их богатства и славы возрастали и умножались их пороки и беззакония. В своей надменности и безмерной гордости Тир говорил в сердце своем: я бог, и восседаю на седалиле божием в сердце морей (). Одни только имена Иезавели и ее дочери Гофолии, тирянок по происхождению, уже достаточно свидетельствуют о том жалком состоянии, в каком находилась нравственность тирян при царях израильских. Вообще же о глубоком нравственном упадке Тира пр. Иезекииль пишет следующее: Ты печать совершенства, полнота мудрости и вечной красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; ты был помазанным херувимом; ты был совершен в путях твоих. Но от обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды. Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей, ты осквернил святилища твои... За то вот Я на тебя, Тир, говорит Господь, подниму на тебя многие народы, и разобьют стены Тира, и разрушат башни его; и вымету из него прах его, и сделаю его голою скалою. Местом для расстилания сетей будет он среди моря и будет он на расхищение народам (; ). Все это в свое время исполнилось.

Когда Тир расселил многие колонии в разных местах и основал Карфаген, когда его владычество на море было безопасно, он в первый раз в собственной земле своей вошел в столкновение с одним сильным азиатским завоевателем, Салманассаром, ц. ассирийским, и затем с Навуходоносором, ц. вавилонским, который, осадив его, держал в осаде, по сказанию некоторых, тринадцать лет, и, наконец, – с знаменитым царем Македонским, Александром, от которого вытерпел снова ужаснейшую осаду. Хотя он с громадными усилиями и издержками построил огромную земляную плотину от Тира на материке до Тира на острове, несмотря на это, город после семимесячной обороны был взят приступом. Взятие города сопровождалось страшными последствиями; он был сожжен; 10 000 из его народонаселения предано смерти, а 40000 – проданы в рабство. Плотина, сооруженная Александром Македонским, осталась в виде руин еще доселе, как незабвенный памятник древнего Тира, и посредством оной остров сделался полуостровом. Подчиненный некоторое время власти Селевкидов, Тир вслед за тем подпал под власть римлян; но он уже никогда не мог возвратить себе прежнего блеска и величия.

В средние века Тир неоднократно осаждали крестоносцы, и затем им некоторое время владела Венецианская республика. Тир, существовавший на материке во дни пророков во всем своем величии и богатстве, в настоящее время совершенно исчез, и от него, за исключением обломков разрушенного водопровода, не сохранилось ни малейших следов; камни и бревна, из которых он был построен, и даже самый прах и мусор его лежат на дне морском, куда их бросил грозный завоеватель. Рыбаки новой деревушки, стоящей на древнем острове, под названием Сур или Сор , буквально, согласно с пророчеством, расстилают здесь свои сети на песке, которым покрыта поверхность плотины. В ней до 3 000 жителей, и она, по пророчеству Иезекииля, стоит ныне бедною, пустою, уединенно на острове, среди необозримого моря, как единственная представительница древнего, некогда славного, богатого и надменного Тира.

Да, повторим опять, пророческие указания на Тир в библейских книгах многочисленны и разнообразны: так, напр., в кн. пр. Иезекииля () перед нашими глазами проходит оживленная панорама в последовательном порядке с кораблями и торговлей Тира, с его торговыми рынками и биржами, с его разнообразными предметами ввоза и вывоза, с его различным народонаселением из многих и далеких стран; наконец, с его громадными богатствами, роскошью и великолепием. Он вывозил из Хеврона сенаирские кипарисы для устроения своих помостов и ливанские кедры для устройства мачт на своих кораблях. Из дубов васанских он делал весла свои. Из Греции, или Греческих островов, доставлялась ему слоновая кость для украшения судов его; из Египта – узорчатые полотна на паруса и флаги; голубые и пурпурового цвета ткани – из Полонеза для покрывал. Из Сидона и Аравии стекались в него гребцы; но у Тира были и свои знатоки морского дела, и он ставил их кормчими. Богатый Фарсис платил ему за товары его серебром, железом, свинцом и оловом. Из Греции и стран, граничащих с Понтом, он получал невольников, невольниц и медную посуду, из Армении лошадей, строевых коней и лошаков. С берегов Персидского залива и лежащих на оном островов доставлялись в Тир слоновая кость и черное дерево. Из Сирии он получал пурпуровые ткани, виссон, кораллы и рубины; из Иудеи и земли Израилевой – пшеницу, масло, мед и бальзам; из Дамаска – вино хелбонское и белую шерсть; из Каменистой Аравии и от князей кидарских – ягнят, баранов и козлят; из Савы и Раемы – все лучшие благовония; из Индии – золото и драгоценные камни; из Месопотамии, Харана, Вавилонии ассирияне привозили в Тир все предметы самой утонченной роскоши. Но довольно.

Для нас, чад нового Израиля, более интересны указания на этот славный некогда город, встречающиеся в Новом Завете. Жителей Тира, несмотря на все их нравственные недуги, Господь Иисус Христос находил более способными к восприятию истин спасения, нежели каковы были некоторые из иудеев. Если бы в Тире и Сидоне, говорит Он, явлены были силы, явленные в вас, т. е. в городах Иудейских, Хоразине и Вифсаиде, то давно бы они во вретище и пепле покаялись. Но говорю вам , присоединил Спаситель жителям упомянутых городов, что Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам ( ).

Из кн. Деяний св. апостолов видно, что в Тире рано образовалась Христианская . Ап. Павел, возвращаясь в Иерусалим, после третьего своего путешествия, на пути своем остановился в Тире, нашел здесь учеников, т. е. верующих, и пробыл у них семь дней. Отшествие его из Тира, по словам свящ. писателя книги Деяний св. апостолов, походило на отшествие отца семейства: все верующие с женами и детьми провожали его за город и на берегу, преклонив колена, молились, испрашивая апостолу от Господа счастливого пути ().

В 196 г. по Р. X. в Тире была епископская кафедра; в этом же городе, в III в., окончил свою жизнь знаменитый .

Такова судьба Тира и таковы-то жалкие следы его прежнего величия и славы!

 

 

Это интересно: