→ Монте альбано. Монте-Альбан – мистическая связь между прошлым и настоящим. Как добраться до пирамид Монте-Альбан, Мексика

Монте альбано. Монте-Альбан – мистическая связь между прошлым и настоящим. Как добраться до пирамид Монте-Альбан, Мексика

Продолжаю писать о путешествии по Мексике . Сегодня мы отправимся к руинам города Монте-Альбан - древней столицы индейской цивилизации сапотекас и первого города всей Месоамерики. Кто соскучился по пирамидам, а их в блоге не было уже очень давно, велкам!

Название города Монте-Альбан (Monte Albán ) в переводе означает «белая гора». На счет «белой» меня по-прежнему терзают смутные сомнения, а вот про «гору» мексиканцы не обманули: Монте-Альбан находится на высоком холме, с которого открываются красивые виды на окружающие горы и лежащий у их подножия современный город .

Наверное, только самый ленивый читатель этого блога не знает, что в Мексике меня укусила не то пчела, не то оса, но и в этом посте не упомянуть об этом не получится. В нашем маршруте Оахака была следующим пунктом после , в которой тот самый пчело-ос нанес мне вероломное членовредительство, и на всем протяжении пребывания здесь я принимала антигистамины, от которых мне постоянно хотелось спать. Именно в таком состоянии, когда готовность уснуть под каждым встречным кустом была во мне более чем решительна, мы и отправились смотреть на древний город Монте-Альбан .

На входе в археологический комплекс туристов встречает дядька в смешных очках. При более детальном изучении вопроса дядька оказался археологом Альфонсо Казо, который в 1931 году обнаружил заброшенный древний город, а также разработал проект его раскопок и реставрации.

Начало истории города Монте-Альбан датируется 500 годом до н.э., и спустя 400 лет это был уже не просто город, а огромная столица государства индейского племени сапотекас. Начиная с 500 года н.э. цивилизация начала утрачивать свое величие, и спустя еще 500 лет его столица была полностью заброшена.

На сегодняшний день раскопана лишь небольшая часть города, по некоторым оценкам — около 10%. Тем не менее, археологическая зона, открытая для туристов, выглядит внушительно и городом именуется по праву. Тут есть все — и солидные постройки, и фундаменты второстепенных зданий, и площади, и даже обсерватория! Застывшие в вечности камни красуются на потрясающем фоне гор — таких же синих, как и на в окрестностях Оахаки.

Главная площадь города — Gran Plaza — окружена пирамидами, каждая из которых несет в себе какой-нибудь особый функционал. Например, первый по левую сторону фотографии ряд ступенек — это обратная сторона трибун поля для игры в мяч, которое не попало в кадр, а в пирамиде, находящейся через два ряда ступенек по ту же сторону улицы, имеется внутренняя комната, которая в дни солнцестояний освещается солнцем так, что в ней не образуется ни малейшей тени. Случается это всего два раза в год.

Одно из самых монументальных зданий — Дворец танцоров (Edificio de los Danzantes ), название которого идет, очевидно, от изображенных на его стенах фигур танцующих людей. На поверку же оказывается, что товарищи эти вовсе не танцуют, а корчатся от физических увечий, нанесенных им в качестве наказания за совершение преступления. Кому-то отрубали пальцы, руки, ноги, а кого-то и вовсе кастрировали — за измену!

Ну, из матчасти, я думаю, достаточно — сама не люблю длинные тексты с описание архитектурных нюансов пусть даже самого интересного археологического объекта, и вас утомлять не стану. Точно также и на месте я избегаю беготни по указателям — наблюдаю лишь за тем, что встречается мне на пути, который выбираю интуитивно, без каких-либо на то соображений. В случае же мексиканских городов моим главным увлечением было забраться на одну из самых высоких пирамид, раскинуть по его поверхности бренное тело и лежать без движения, пытаясь поймать какие-нибудь сакральные энергетические вибрации. Честно говоря, никаких вибраций обнаружить мне так и не удалось, но теперь те самые минуты покоя — мои самые лучшие воспоминания о мексиканских пирамидах. Именно так, без лишней, присущей особо интересующимся туристам, суеты, мне удалось прочувствовать эти места лучше, чем если бы я делала это, уткнувшись в карту и интенсивно перебирая ногами. Вот один из тех моментов, когда мечта уснуть под кустом в тот день почти что осуществилась, и, как вы догадываетесь, рос тот куст на вершине одной из пирамид.

Сейчас задумалась — странное место этот Монте-Альбан… жутко расслабляющее! Ладно я — спящая на ходу, но здесь даже Лев, который держится исключительно бодро в любой жизненной ситуации, отказался делать лишние движения. Пока я, превозмогая сон, пыталась сделать фотографии для блога, он — мелкая фигурка слева на фото — едва держался в вертикальном положении, ну прям как только что научившийся сидеть младенец. Нет, все-таки есть энергетические вибрации в Монте-Альбане , точно вам говорю.

А вот и я — повелительница мексиканских туч. Обратите внимание — на территории всего археологического комплекса мы были почти одни! Монте-Альбан — не самый популярный туристический объект в Мексике. По этой причине здесь почти никогда не бывает людно, и, наверное, поэтому он как-то по-особенному хорош.

Завидев редкого туриста, к нему торопливым шагом подбираются добродушные торговцы в ковбойских шляпах. Без излишней навязчивости они предлагают купить фигурки сапотекас, подобные тем, что мы видели в Антропологическом музее в Мехико — одном из самых стоящих музеев мира. Таких выручек, как в или того пуще — Чичен-Ице, оахакским торговцам и не снилось, и ведут они себя гораздо скромнее — так, что даже возникает желание купить у них этих их сапотекасов.

Ну и напоследок монте-альбанские кузнечики, занимающиеся любовью

Как добраться до пирамид Монте-Альбан, Мексика

Археологический комплекс Монте-Альбан находится в 9 км от города Оахака-де-Хуарес. Добраться из Оахака-де-Хуарес до Монтe-Альбан можно двумя способами:

Приобрести трансфер на комфортный туристический автобус в отеле Rivera de Angel по адресу Calle de Mina 518. Автобусы отправляются каждый час начиная с 8.30 и до 15.30, и обратно в город - каждый час с 12.00 до 15.00. Стоимость билета в обе стороны составляет 40 мексиканских песо.

Сесть в общественный автобус, отправляющийся с условной автобусной остановки, расположенной на пересечении улиц Calle de Mina и Calle de Mier y Teran, и за 6 мексиканских песо с человека доехать до конечной остановки, от которой придется пройтись около 3 км в не очень крутую гору. Обратно — точно также, автобусы ходят часто.

Мы выбрали второй вариант более дешевого автобуса, по выходу из которого не успели пройти даже одного километра — нас тут же подобрала попутка, которая совершенно бесплатно довезла нас до археологического комплекса. Обратно мы с удовольствием протопали 3 км пешком — вдоль дороги открывались отличные виды на горы (несколько первых фото в этом посте сняты именно оттуда).

Стоимость входного билета в археологический комплекс Монте-Альбан — 57 мексиканских песо. Карта археологической зоны в хорошем разрешении .

Монте-Альбан возник около 500 г. до н.э. и считается древнейшим городом Мезоамерики. Город быстро превратился в центр интеграции племён всего региона и главное место организации их военной и экономической жизни. Вскоре он стал столицей сильного государства Сапотеков, которое контролировало большую часть Оахакского нагорья, и оставался ею более тысячи лет. Период его расцвета лежит между 6 веком до н.э. и 6 веком н.э. На пике своего развития население города достигало 25 тыс. человек. Социальная структура сапотеков имела чётко выраженный классовый характер. По сути это было теократическое общество, в котором официальный глава государства не имел всей полноты власти, которая находилась в руках жрецов. Религией сапотеков был политеизм. Из множества божеств, которым они поклонялись, важнейшим считался бог дождя Косико. Они также исповедовали культ предков и верили в происхождение людей из камней и деревьев. Эта загадочная цивилизация накопила большой запас натурфилософских знаний. Их достижения в сферах астрономии, математики, архитектуры и искусства не уступают уровню древних майя или инков. В 500-750 гг. н. э. город утратил своё значение и вскоре был практически заброшен.

Причины упадка Монте-Альбана пока остаются невыясненными. Учёные полагают, что на каком-то этапе своей истории государство сапотеков было завоёвано миштеками, которые позднее начали использовать Монте-Альбан в качестве некрополя. К 700 г. н.э. город был полностью покинут, через какое-то время повторно заселён, и хотя он потерял своё былое значение и сильно обветшал, тем не менее, сохранился до прихода испанцев, которые и дали ему его современное название в честь знаменитого конкистадора Диего Лопеса де Монте-Альбана.

Что посмотреть

В Монте-Альбане были обнаружены руины пирамид, храмов, поля для игры в мяч, галерей и обсерватории. В центре города раскинулась центральная площадь окруженная террасами, дворцами и платформами. Жилые здания стояли на террасах на склонах холма, здесь же, вероятнее всего, находились и сады.

Интерес представляет поле для игры в мяч сапотеков, которое отличается от поля майя. Здесь нет каменных кругов, а сама игровая пло­щадка имеет форму заглавной I. Края поля поднимаются под наклоном вверх, что обусловлено, скорее, правилами игры, чем необходимостью создания зрительских мест. Предполагается также, что в отличие от майя игра не была связана с практикой человеческих жертвоприношений.

В городе сохранилось множество гробниц, увенчанных куполами и украшенных фресками. Такое оформление, признанное самым совершенным во всем Западном полушарии, свидетельствует о высокой степени развитости культурной традиции его создателей.

На стенах одного из храмов, Храма Дансантес (танцо­ров), представлены барельефы таинственных фигур, которые, по одной из версий исследователей, воспроизводят танцевальные па. Более поздние исследования привели ученых к мысли, что это изображение приносимых в жертву или уби­тых врагов. Существует также гипотеза, согласно которой это загадочное здание было больницей, а на стенах запечатлен своеобразный медицинский справочник, содержащий 150 иллюстраций всевозможных человеческих патологий, а также изображений женщин во время родов.

Другое здание, единственное во всем городе, никак не привязанное по своему местоположению к сторонам света, возможно, использовалось для изучения астрономии, соот­ветственно исследователи назвали его «обсерваторией». Стро­ительным материалом для него послужили около сорока резных плит из Храма Дансантес. «Обсерватория» ориентированная на точки захода созвездий Южного Креста, Альфа и Бета Центавры и на точку восхода звезды Капелла.

В 1930-е гг. в гробнице № 7 мексиканскими археологами были обнаружены различные артефакты, которые также представляют большой интерес. В археологическом комплексе есть и музей с коллекцией предметов, найденных во время раскопок в 1920-е гг.

Вход

Стоимость билета на территорию комплекса составляет 51 песо, дополнительно взимается плата за использование фото- и видеокамеры. Комплекс открыт для посетителей с 9:00 до 17:00.

Магазины и кафе

В археологическом комплексе есть небольшой книжный магазинчик, а на выходе с территории Монте-Альбана местные жители продают сувениры и еду. Есть на территории комплекса и маленькое кафе, где можно перекусить сэндвичами. Что-то более существенно стоит искать в городе Оахака.

Как добраться

Автобусы компании Autobuses Turísticos курсируют в Монте-Альбан от отеля Rivera del Ángel, расположенного на Mina 518 в городе Оахака (остановка находится в 6 кварталах от главной площади города). Автобусы отправляются каждый час с 8:30 до 15:30 и обратно - с 13:00 до 17:00 (расписание может меняться в зависимости от сезона). Стоимость билета в обе стороны составляет около 38 песо. Такой билет позволяет вернуться обратно только в обозначенное на нем время.

Альтернативной компаний, организующей трансфер к археологическому комплексу, является Turísticos Marfil. Автобусы останавливаются на Local 25, Plaza Santo Domingo, Alcala 407 и у хостела Mezkalito. Стоимость поездки в обе стороны - 50 песо.

Такси из Оахака до Монте-Альбана обойдется в 200-300 песо в обе стороны.

Город доколумбовой эпохи, а ныне археологический парк в горной долине на юге Мексики, Монте-Альбан был основан приблизительно в 500-х гг. до н. э., просуществовал до 850-х гг. н. э. и был оставлен его обитателями по неясной до сих пор причине. За 13 веков здесь была создана процветающая цивилизация, главную роль в которой сыграли сапотеки, один из древних этносов Мезоамерики.

Монте-Альбан: Город, вырезанный в горе

В Монте-Альбане с большой художественной силой воплощено бесхитростное представление индейцев о мироустройстве, сегодня, напротив, кажущееся замысловатым и причудливым.

Древний город Монте-Альбан является одной из наиболее ярких исторических и находится на юге страны в центральной долине хребта Оахака, между горными системами Сьерра-Мадре и Сьерра-Мадре-дель-Сур Мексиканского нагорья Внутренних Кордильер.

Этот город был основан приблизительно в 500-х гг. до н. э. Все его основные здания и сооружения имели сакральное значение. В середине IX в. город был оставлен его обитателями.

Что было этому основной причиной - осталось тайной. За 13 веков здесь была создана процветающая цивилизация, главную роль в которой сыграли сапотеки, один из древних этносов Мезоамерики. Meзоамерика (от древнегреческого мезос - «средний») - термин, введенный в 1943 г. германским антропологом П. Кирхгоффом.

Это не синоним понятия Центральная Америка и обозначает территорию, простирающуюся от центра Мексики на юг. Мезоамерика включает в себя также сегодняшние Гватемалу, Белиз, западные районы Сальвадора и Гондураса. Она гораздо меньше, чем Центральная Америка, по площади, но имеет особое значение как историко-культурный регион.

Самыми крупными этносами Мезоамерики в доколумбову эпоху были ольмеки, сапотеки и миштеки. Их цивилизации тесно взаимодействовали с ацтеками и майя, но при этом и ольмеки, и сапотеки, и миштеки как цивилизации имели каждая свои самобытные черты. Заложили Монте-Альбан ольмеки - так (условно) обозначали ученые приверженцев антропоморфного культа ягуаров. Построили, или, вернее, как образно было сказано кем-то из историков, «вырезали из горы», сапотеки, также обожествлявшие ягуаров.

Этноним «сапотеки» (сапотекатль) происходит из языка ацтеков науатль и переводится как «жители местности, где растет сапота». (Сапота - дерево, распространенное на юге Мексики, дающее питательные маслянистые плоды и прочную древесину.) Сапотекский язык сохранился в отдельных языковых анклавах современной Мезоамерики, и само название сапотеков на нем - беэнаа саа, или пени саа («народ облаков»). Это очень похоже на отзвук многовековой конкуренции сапотеков с миштеками, именно миштеков те же ацтеки называли «народом облаков» (миштекатль).

Основу Вселенной в Мезоамерике символизировал прямоугольник или квадрат. И четыре главные в Монте-Альбане постройки, предназначенные для божеств, были более или менее точно ориентированы на четыре стороны света. Идеальное жилое пространство, будь то дом или город, - тоже было прямоугольным. Монте-Альбан в контексте этой культуры - классика.

Все его строения из камня были расположены по периметру и внутри центральной прямоугольной площади размером 200 х 300 м. Стоят на каменных платформах, имеют ступенчатые стены и плоские завершения, что делает их похожими на шумерские зиккураты. Главные храмы ориентированы на север и юг. У сапотеков были свои письменность и календарь, характерный стиль керамики с резными орнаментами, уникальный тип погребальных сооружений.


Письменность их, примеры которой остались на священных камнях Монте-Альбана, не столь развитая, как, например, у ацтеков и майя, но она явно заключала в себе иносказательные смыслы. Настолько неоднозначные, что лингвисты могут предъявить сегодня лишь эпизодические успехи в их расшифровке: принцип поиска сравнительных аналогий в других индейских иероглифических системах тут не работает.

С испанского Монте-Альбан переводится как «Белая гора». Так имя города закрепилось в истории и географии с XVI в. На самом деле тут произошло наложение смыслов, но на удивление логичное. Монте-Альбан - фамилия испанского конкистадора, попавшего сюда в числе первых европейцев в 1521 г. Монте - по-испански, «гора», а город стоит на высоте около 2000 м. На языке же сапотеков эта гора называлась (предположительно) Дхауя куч-о-Дауякач - «Холм Священного камня». Миштеки дали ему свое имя - Юкукуи («Зеленая гора»): на поросшей тропической растительностью горе нет ничего белого. Когда сюда пришли испанцы, город был уже практически необитаем, и не у кого было спросить, как точно он называется.

Монте-Альбан считается первым городом Мезоамерики, сразу строившемся именно как город. Для этого была срыта вершина холма, а все здания и сооружения размещены строго по плану.

Монте-Альбан, мексиканская Троя

В XIX-XX вв. Европа словно бы заново открывала для себя Новый Свет после всех разрушений, которые принесла эпоха завоеваний Америки. Монте-Альбан в этом аспекте некоторые археологи считают равнозначным Шлимана.

Через перешеек Теуантепек проходил едва ли не единственный сухопутный путь из центра Мексики на юго-восток, в сторону полуострова Юкатан, что способствовало бурному расцвету в V-IX вв. самого Монте-Альбана и всей территории, подчиненной ему, где жило примерно 500 тыс. человек. Это были в основном земледельцы, выращивавшие маис на основе эффективной для той эпохи ирригационной системы. Из ремесленных промыслов здесь процветали ткачество, гончарное дело, изготовление орудий труда, оружия и украшений из обсидиана, доставляемого из .

Археологи определяют четыре условные фазы истории Монте-Апьбана (все даты приблизительны). Первая (500-200-е гг. до н. э.) - становление сапотекского государства, создание свыше 300 резных каменных монументов. Во II фазу (200 г. до н. э. - 100 г. н. э.) Монте-Альбан - уже столица сапотекского государства. Между 250 и 1 г. до н. э. было возведено здание J, названное так по сходству его очертаний с этой буквой. III фаза (100-300-е гг.) отмечена возведением первой усеченной пирамиды и монументов с резными изображениями пленников после пыток, тела которых представлены со словно бы вывернутыми суставами, за что испанцы с долей цинизма прозвали изображенных людей «танцорами».

В 300-650-е гг. возведены основные храмы и 170 подземных усыпальниц с фресками. В 600-700-е гг. наступает IV фаза. На каменных стелах появляются загадочные иероглифические надписи. К 650-700-м гг. сапотеки утратили свою власть в Монте-Альбане, она перешла к миштекам в итоге череды междоусобных войн и политических интриг Центральная площадь приходит в упадок, а к началу 900-х гг. Монте-Альбан имеет значение прежде всего как некрополь знатных миштеков.

В начале XV в. сапотеки были окончательно изгнаны из Монте-Альбана миштеками. Изгнанники перенесли свою столицу в город Йоо-Паа, созданный ацтеками и миштеками в VII-VIII вв. Ацтеки называли его Науатл Миктлан - «Врата смерти», а испанцы сократили его до просто Митла. В подобной символике для мезоамериканских индейцев не было ничего жуткого. По их верованиям, всякая эпоха неизбежно завершается катастрофой, после которой мир создается заново, причем всякий раз по-разному. Нельзя не признать, что не так уж сильно они на этот счет заблуждались. Митла со временем тоже стала археологической зоной.

И сапотеки, и миштеки культивировали ювелирное искусство и достигли в нем высочайшего мастерства. Среди открытых в Монте-Альбане сокровищниц самый грандиозный вид имела гробница №7: здесь хранились несметные сокровища, всего около 500 предметов. Это чеканные, с выпуклыми узорами золотые браслеты и многоэлементные ожерелья, украшения из нефрита, обсидиана, бирюзы, крупного жемчуга, янтаря, кораллов, застежки из зубов ягуара, костей и раковин.

Среди всего это великолепия были и истинные шедевры - золотая маска бога Шипе Тотека, нос и щеки которой были обтянуты человеческой кожей; табакерка из позолоченных тыквенных листьев; а также миниатюрные черепа, по форме человеческие, высеченные из монолитных кристаллов горного хрусталя (кварца).

На черепах нет ни малейших следов обработки какими-либо инструментами, следовательно, они создавались методом шлифовки, и подсчитано, что шлифовать их, чтобы добиться того результата, который налицо, потребовалось бы не менее 300 лет. Но это в нашем представлении, а секреты абразивов древних индейцев остаются нераскрытыми.

Среди археологов, открывших для мировой культуры Монте-Альбан, наибольший вклад внес мексиканский археолог и этнограф Альфонсо Касо (1896-1970 гг.), памятник которому встречает каждого, кто посещает Монте-Альбан.

Любопытные факты

  • Тлачтли, или пок-та-пок, - командная игра в мяч - была популярна у всех народов Мезоамерики. Перебрасывали мяч руками, разрешалось также прикасаться к нему локтями, коленями, бедрами и ягодицами, для чего эти части тела и голову тоже покрывали кожаными щитками. Надо было провести мяч через одно из двух укрепленных в вертикальном положении каменных колец. Мяч из каучука был диаметром, как правило, 10-14 см, но тяжелым, до 4 кг (в Монте-Альбане — 1,5 кг). Иногда (редко, в каких-то особых случаях) игра приобретала ритуальный смысл. И тогда могли отрубить головы капитанам не проигравших, а выигравших команд. Принести свою жизнь в жертву богам считалось для них высокой честью. А вот археологи в Монте-Альбане ни одного подобного захоронения не нашли и сделали вывод, что, по крайней мере здесь, ничего подобного не практиковалось.
  • В мире известно 13 хрустальных черепов, 9 хранятся в частных коллекциях, 4 - в музеях. Три из музейных выполнены в натуральную величину, 2, как выяснилось благодаря современным исследованиям, - подделки.
  • Среди захоронений сапотеков в Монте-Альбане найдено множество черепов со следами трепанации. Операциям подвергались живые люди, которых, очевидно, усыпляли натуральными нейролептиками или гипнозом. Отверстия делались чаще всего в области левого полушария мозга. Этот факт позволил археологам высказать гипотезу, что, возможно, то были попытки активировать правое полушарие, отвечающее, говоря обобщенно, за эмоции и интуицию, позволяющие многое предвидеть.
  • Научное сообщество археологов и историков предостерегает от псевдонаучных шаблонов, относительно, например, сходства шумерских и сапотекских, и не только сапотекских, пирамид Мезоамерики, из чего делается вывод о высокой вероятности контактов цивилизаций. Это просто гадание на кофейной гуще, предупреждают ученые. И тем не менее факт сходства строительных модулей пирамид в разных пределах древней ойкумены остается волнующей загадкой.
  • Миштеки начали свою экспансию в Монте-Альбан совсем так же, как было принято у монархов Европы и Азии, - через династические браки миштекской знати с сапотекскими принцессами, что дало им большое влияние в Монте-Альбане еще до начала стычек с оружием.

Монте - Альбан большой доколумбовой археологических раскопок в Xoxocotlan Santa Cruz муниципалитета в южной части мексиканского штата Оахака (17,043 ° N, 96,767 ° W). Сайт находится на низкий горный диапазоне, возвышающийся над равниной в центральной части долины Оахака , где северный последний ETLA , восточная Tlacolula и южная Zimatlán и Ocotlan (или Valle Grande) ветви встречаются. Государственный капитал сегодняшний день Оахака Город расположен примерно в 9 км (6 миль) к востоку от Монте - Альбан.

Частично раскопан гражданско-церемониальный центр площадки Монте - Альбана расположен на вершине искусственно выровненного хребта, который с высоты около 1940 м (6,400 футов) над уровнем моря поднимается около 400 м (1300 футов) от дна долины, в легко оправданном месте. В дополнении к монументальному ядру, сайт характеризуются несколько сот искусственных террас, и десяток кластеров mounded архитектуры охватывают весь Ridgeline и окружающий боковые поверхности. Археологические руины на близлежащем Atzompa и Эль Галло холмов к северу традиционно считается неотъемлемой частью древнего города, а также.

Помимо того, что один из первых городов Месоамерики , важность Монте - Альбан проистекает также из его роли как выдающегося сапотекского социально-политического и экономического центра около тысячи лет. Основанный в конце Среднего формирующего периода около 500 г. до н.э., в Терминале Формирующая (ca.100 BC-AD 200) Монте - Альбан стал столицей крупного экспансионистской государственного устройства , который доминировал большую часть Oaxacan нагорья и взаимодействовали с другие Мезоамерики региональные государства, такие как Теотиуакан на север (Загон 1983; Marcus 1983). Город утратил свое политическое главенство в конце позднего Классический (около 500-750 н.э.) , и вскоре после этого был в основном отказались. Мелкая реоккупация, оппортунистическое повторное использование прежних структур и гробниц, и ритуальных посещений отмечена археологическая история сайта в колониальный период.

Этимология названия современного сайта неясна, и предварительные предложения относительно ассортимента происхождения от предполагаемой коррупции нативного сапотекского имени в ссылки колониальной эпохи до испанского солдата по имени Montalbán или к Alban Hills Италии. Древнее Zapotec название городов не известно, как и отказ произошел за столетие до написания самых ранних доступных этноисторических источников.

История исследований

План сайта в Монте-Альбан.

Будучи виден из любой точки в центральной части долины Оахака, впечатляющие руины Монте - Альбан привлекает посетителей и исследователей по всей колониальной и современной эпохи. Среди прочего, Гильермо Dupaix исследовал место в начале 19 - го века н.э., JM Гарсиа опубликовал описание сайта в 1859 году, и А. Ф. Бандельер посетил и опубликовал дополнительные описания в 1890 - х годах. Первый интенсивный археологическое исследование участка было проведено в 1902 году Леопольдо Батрс , то Генеральный инспектор по охране памятников для мексиканского правительства под Порфирио Диаса . Это было, однако, только в 1931 году, что крупномасштабные научные раскопки были проведены под руководством мексиканского археолога Альфонсо Caso . В 1933 году Eulalia Гусман помощь при раскопках гробницы 7. В течение следующих восемнадцати лет Caso и его коллеги Игнасио Берналь и Хорхе Acosta раскопаны большие участки в монументальной ядро сайта, и многое из того, что видно сегодня в районах, открытых для общественность была реконструирована в то время. Кроме того, в результате раскопок большого количества жилых и гражданских-обрядовых структур и сот могил и захоронений, один продолжительное достижение проекта по Caso и его коллегам было созданием керамической хронологии (фазы Монт - Альбан I через V) для период между основанием сайта в ок 500 г. до н.э. до конца в постклассический период в CE 1521.

Исследование периодов, предшествовавших основания Монте - Альбан был одним из основных направлений предыстории и Проекта по экологии человека начато Кент Флэннери из Мичиганского университета в конце 1960 - х годов. В течение следующих двух десятилетий этот проект документально развитие социально-политической сложности в долине с самого раннего архаического периода (около 8000-2000 г. до н.э.) в фазе Розарио (700-500 г. до н.э.) , непосредственно предшествующий Монте - Альбан, тем самым заводя для понимания основания последнего и траектории развития. В связи с этим, одним из главных достижений работы Flannery в Оахака являются его обширные раскопки на важном формирующем центре Сан - Хосе Моготе в отрасли ETLA долины, проект сотрудничества, направленного с Джойс Маркус из Университета Мичигана.

Еще один важный шаг в понимании истории оккупации сайта Монте-Альбан был достигнут с доисторических расселении в долине Оахака проекта, начатого Ричардом Blanton и несколькими коллегами в начале 1970-х годов. Только с их интенсивного обследования и картографирования всего сайта, что реальное расширение и размер Монте-Альбан за ограниченной площади исследованной по Caso стали известны. Последующие сезоны одного и того же проекта под руководством Blanton, Гэри Фейнман, Стив Ковалевски, Линда Николас, и другие расширили охват обследования на практически всю долину, производя неоценимый количество данных об изменении структур поселений региона с древнейших времен до прибытие испанцев в CE 1521.

История сайта

Как показали обследования Blanton о месте, холмы Монте - Альбан, по всей видимости, были необитаемы до 500 г. до н.э. (конец керамической фазы Росарио). В то время, Сан - Хосе Могота была главный центр населения в долине и главе вождества , что, вероятно, контролировал большую часть северной ETLA отрасли. Может быть, больше, чем три или четыре других небольших главным образом центров контролируется других субрегионов долины, в том числе Tilcajete в южной ветви Валле Гранде и Yegüih в Tlacolula руку на восток. Конкуренция и война, кажется, характеризуют фазу Росарио, и региональные данные обследования предполагает наличие незанятой буферной зоны между вождеством Сана - Хосе Моготой и те, на юг и восток. Он находится в земле этого не-человека, что в конце периода Розарио Монте - Альбан был основан, быстро достигая оценку населения около +5200 к концу следующей фазы Монте - Альбан Ia (ca.300 BCE). Это значительное увеличение населения сопровождалось столь же быстрым падением в Сан - Хосе Моготе и соседних спутниковых сайтов, что делает вероятным, что ее главным образом элиты были непосредственно вовлечены в создании будущего сапотекского капитала. Это быстрое изменение численности населения и населенный пункт, из рассредоточенных локализованных поселений в центральную городской территории в ранее неисполненной области, было названо как «Монт - Альбан Synoikism» Маркус и Flannery по отношению к аналогичным зарегистрированным случаям в средиземноморской зоне в древности, Несмотря на то, что ранее считалось, что подобный процесс широкомасштабного отказа, и, таким образом, участие в создании Монте - Альбан, произошло в других крупных, главным образом центров, таких как Yegüih и Tilcajete, по крайней мере, в случае последнего это сейчас кажется маловероятным. Недавний проект режиссера Чарльза Спенсера и Эльза Редмонд из Американского музея естественной истории в Нью - Йорке показал, что вместо того, чтобы заброшенный сайт действительно значительно вырос в популяции в период Монте - Альбан I Early и Late I (около 500-300 BCE и 300-100 г. до н.э., соответственно) и, возможно, активно выступали против включения в более мощного государства Монте - Альбан.

Аэрофотосъемка Монте-Альбан

К началу терминала формирующего (II фаза Монте - Альбан, примерно в 100 г. до н.э.-CE 200) Монте - Альбан, по оценкам, население 17200, что делает его одним из крупнейших городов Мезоамерики в то время. Как его политическая сила росла, Монт - Альбан расширен в военном отношении, через кооптацию, а также через прямую колонизацию в нескольких районов за пределами долины Оахака, в том числе Каньяда де Cuicatlán на север и на юг Ejutla и Sola де Вега долины. (Фейнман и Николас 1990) в течение этого периода и в последующем раннеклассического (Монте Альбан IIIA фазы, около CE 200-500) Монте - Альбан был столицей крупного регионального государственного устройства , которые оказали доминирующее влияние на долину Оахака и через большую часть Oaxacan горной местности, Как уже упоминалось ранее, доказательства в Монте - Альбан наводит на мысль о контактах на высоком уровне между элитами сайта и тех, на мощном центральном мексиканском городе Теотиуакан , где археологи определили окрестность населенную этническими сапотеков из долины Оахака (Загон 1983). К позднему Classic (Monte Alban IIIB / IV, около CE 500-1000) влияние сайта снаружи и внутри долины снизилась, и элиты в ряде других центров, как только со стороны государства Монте - Альбан, стали утверждать свою автономию, в том числе сайты, такие как Cuilapan и Zaachila в Валье - Гранде и Ламбитьека , Митла и Эль Palmillo в восточном Tlacolula руки. Последний находится в центре внимания текущего проекта Гари Фейнман и Линда Николая Чикаго «s Полевого музея (Фейнман и Николай 2002). К концу того же периода (около 900-1000 н.э.) древняя столица была в значительной степени отказались, и некогда мощное государство Монте - Альбан был заменен на десятки конкурирующих мелких политии, ситуация, которая продолжалась вплоть до испанского завоевания.

памятники

Вид главной площади с Северной платформы. Южная платформу можно увидеть на расстоянии.

Монументальный центр Монте - Альбан является Main Plaza, который измеряет приблизительно 300 метров от 200 метров. Основные гражданско-церемониальный и элитный жилой структуры сайта расположены вокруг него или в непосредственной близости от него, и большинство из них были изучены и восстановлены Альфонсо Caso и его коллег. К северу и к югу Main Plaza ограничен большими платформы, доступным с площади через монументальные лестницы. На восточной и западной стороне Площадь аналогично ограничена числом меньших курганов платформы, на которой стояли храмы и элитные жилые дома, а также один из два ballcourts известного существовали на месте. Север-Юг хребет насыпей занимает центр площади и так же служил в качестве платформы для церемониальных структур.

Впечатляющая лестница, ведущая к южному платформе.

Одной из характерных черт Монте-Альбан, является большое количество резных каменных памятников встречаются на всей площади. Самые ранние примеры являются так называемым «Danzantes» (буквально, танцоры), в основном в непосредственной близости от здания L и которые представляют собой обнаженные мужчина в искаженных и скрученных позах, некоторые из них гениталии изуродованы. Цифры говорят, представляют жертвенные, что объясняет болезненные характеристики фигур. В Danzantes имеет физические черты, характерные для культуры ольмеков. Понятие 19-го века, что они изображают танцоров в настоящее время в значительной степени дискредитирован, и эти памятники, начиная с самого раннего периода оккупации на месте (Монте-Альбан I), в настоящее время рассматриваются четко представляют пытают, принесена в жертву военнопленных, некоторые идентифицируются по имени, и может изображать лидер конкурирующих центров и деревень, захваченных Монт-Альбан. (Blanton и др., 1996) более 300 камней «Danzantes» были записаны на сегодняшний день, и некоторые из них лучше сохранившихся можно просматривать в музее сайта. Существует несколько признаков того, что сапотеки были писать и календарные обозначения.

Другой тип резных камней находится на соседнем здании J в центре главной площади, здание характеризуется необычной стрелкой-образная формой и ориентация, которая отличается от большинства других структур на месте. Поставлен в стены здания более 40 резных плит, датируемых Монте-Альбан II и изображающие топонимику, иногда сопровождаемых дополнительной письменной форме и во многих случаях, характеризующихся перевернутых головами. Альфонсо Caso был первым, чтобы идентифицировать эти камни, как «завоевание плит», скорее всего, список мест элиты Монте Альбан утверждали, покорили и / или контролировать. Некоторые из мест, перечисленных на здание J плитах были предварительно определены, и в одном случае (Каньяд де Cuicatlán регион на севере Оахака) Zapotec завоевание было подтвержден путем археологических изысканий и раскопок.

Сайт Монте-Альбан содержит несколько частей доказательств через архитектуру сайта, чтобы предположить, что существует социальное расслоение в населенном пункте. Стены, которые были больше, девять метров в высоту и двадцать метров в ширину были построены вокруг поселения и были бы использованы не только создать границу между Монте-Альбан и близлежащих населенных пунктов, но и доказать власть элит в рамках сообщества. В анализе Скотта Хутсон о взаимоотношениях между простолюдинами и элиты в Монте-Альбан, он отмечает, что монументальные курганы, которые были найдены в месте, казалось, равномерно по всему участку, так что каждый дом будет достаточно близко к насыпи, что он мог легко держать под наблюдением. Хутсон также делает примечание, что с течением времени стиль дома, кажется, изменился и стал более закрытым для тех, кто живет в зданиях, что делает его более трудным для информации, которая будет получена посторонними. Эти изменения в способность элиты, чтобы получить информацию о частной жизни граждан играли бы ключевую роль во внутренней политической структуре поселения.

Многие из артефактов, раскопанных в Монте - Альбан в течение столетия археологических исследований можно увидеть в Национальный музей антропологии в Мехико и в Региональный музей Оахаки в экс-конвент - де - Санто - Доминго - де - Гусман в городе Оахака. Последний музей, среди прочих, многие из объектов, обнаруженных в 1932 годе Альфонсо Касо в Монте - Альбане в Могиле 7 , в классический период сапотекского гробе, который был оппортунистический повторно использовать в постклассический раз для захоронения миштекских элитных особей. Их захоронение сопровождалось некоторыми из самых захватывающих погребальных приношений любого сайта в Америке.

Монт-Альбан является популярным туристическим местом для посетителей Оахака и имеет небольшой сайт музей в основном отображающий оригинальные резные камни с сайта. Сайт получил 429,702 посетителей в 2017 году.

Панорама Монте-Альбан от Южной платформы.

Угрозы

Основная угроза для этого археологических раскопок является рост городов, который посягает и «угрожает выйти на территориях, которые имеют потенциальную археологическую ценность.» Для того, чтобы осложнить ситуацию, администрация сайта разделена между четырьмя различными муниципалитетами, делая объединенные усилия, чтобы остановить вторжение городского вызова.

Галерея

    Вид главной площади с южной платформы, с Building J на ​​переднем плане.

  • Одна из стел, известных как танцы на неортодоксальных позициях персонажей, представленных.

    Просмотр по главной площади от Южной платформы, с Building J на ​​переднем плане.

    Здание М, как видно из Южной платформы.

    Камни танцующих, на площади танцующих, рядом со зданием L.

    Tomb к северу от Северной платформы

    Создание X на Северной платформе

    Нераскопанное здание на Северной платформе

    Резьба по камню, L

    Вид главной площади с Северной платформы

Монте Альбан. Общий вид. Монте Альбан (Monte Albán), центр древней цивилизации сапотеков (600 до н. э. — 1 е тысячелетие н. э.), затем миштеков (до XVI в.), расположен в 10 км к западу от современного г. Оахака (Мексика). В отдельные периоды … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

Монте Альбан - Историческая часть города Оахака и центр древней индейской культуры Монте Альбан* Historic Centre of Oaxaca and Archaeological Site of Monte Albán** Всемирное наследие ЮНЕСКО Страна … Википедия

Монте-Альбан - (Monte Albán) город на Ю. Мексики (штат Оахака), в районе которого в 4 в. до н. э. 16 в. н. э. находился политический и культурный центр сначала сапотеков (См. Сапотеки), затем миштеков (См. Миштеки). Археологические исследования у М. А.… … Большая советская энциклопедия

МОНТЕ-АЛЬБАН - (Monte Albán) город, в р не к рого находился один из центров древней культуры Мексики. У М. А. на искусственно созданных террасах на вершинах горной цепи, господствующей над долиной Оахаки, располагался политич. и религ. центр культуры сапотеков… … Советская историческая энциклопедия

Монте Альбан - (Monte Albán), основной церемониальный центр на территории сапотеков (Оахака, Мексика). Памятник имеет многовековую историю. Период I (600–300 гг. до н.э.): на вершине холма возводятся первые строения, известно иероглифическое письмо, счет,… … Археологический словарь

Монте-Альбан - (Monte Albán)Monte Alban, древн. разрушенный город в штате Оахака, юж. Мексика. Основан в 8в. до н.э., приблизительно с 1 по 8в. был центром индейцев сапотеков, затем был занят миштеками еще до испанского завоевания в 16в … Страны мира. Словарь

сапотеки - индейский народ в Мексике (штат Оахака). Численность 380 тыс. человек (1995). Язык сапотек. Верующие католики. * * * САПОТЕКИ САПОТЕКИ (исп. zapotecas, искаж. от ацтекского tsapotekatl, «облачный народ»), индейский народ Мексики, язык которых… … Энциклопедический словарь

Месоамериканская хронология - Месоамериканская хронология принятая методика описания истории доколумбовых цивилизаций Месоамерики в терминах именованных эр и периодов, начиная с самых ранних свидетельств наличия человеческих поселений и до раннего колониального периода … Википедия

Оахака (штат) - Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. У этого термина существуют и другие значения, см. Оахака … Википедия

АРХЕОЛОГИЯ НОВОГО СВЕТА - Предмет исследования. Предметом исследования в археологии Нового Света являются история и культура коренных народов Америки американских индейцев. Гомогенные с точки зрения расовой принадлежности, индейцы Америки представляют крупную ветвь… … Энциклопедия Кольера

Книги

  • Ацтеки Купить за 1777 руб
  • Ацтеки (изд. 2018 г.) , Доменичи Давиде. В книге рассказывается о доколумбовых культурах, существовавших в Центральной и Северной Мексике на территориях, протянувшихся от плодородных земель долины Оахаки и долины Мехико до обширных…

 

 

Это интересно: