→ Легенды про лынтупы. Лынтупы. Г.п. Лынтупы, Поставский район Витебской области

Легенды про лынтупы. Лынтупы. Г.п. Лынтупы, Поставский район Витебской области

Поиск карты города, села, области или страны

Лынтупы. Карта Яндекс.

Позволяет: изменять масштаб; измерять расстояния ; переключать режимы отображения - схема, вид со спутника, гибрид. Применяется механизм Yandex-карт , он содержит: районы, названия улиц, номера домов и др. объекты городов и крупных сел, позволяет выполнять поиск по адресу (площадь, проспект, улица+номер дома и др.), например: "ул. Ленина 3", "гостиницы Лынтупы" и т.п.

Если Вы что-то не нашли, попробуйте раздел спутниковая карта Google: Лынтупы или векторную карту от OpenStreetMap: Лынтупы .

Ссылку на выбранный Вами объект на карте можно отправить по e-mail, icq, sms или разместить на сайте. Например, что бы показать место встречи, адрес доставки, расположение магазина, кинотеатра, вокзала и т.п.: совместите объект с маркером в центре карты, скопируйте ссылку слева над картой и отправте адресату - по маркеру в центре, он определит указанное Вами место.

Лынтупы - онлайн карта с видом со спутника: улицы, дома, районы и другие объекты.

Для изменения масштаба используйте колесо прокрутки "мыши", ползунок "+ -" слева, или кнопку "Увеличить" в левом верхнем углу карты; чтобы посмотреть вид со спутника или народную карту - выберите соответстующий пункт меню в правом верхнем углу; что бы измерить расстояние - щелкните линейку справа внизу и наносите точки на карте.

В Поставском районе располагается неприметный, на первый взгляд, городской поселок – Лынтупы. Лынтупы известны с 1459 года, когда виленский воевода А. Довгирдович построил здесь деревянный костёл св. Андрея. В середине XVI века местечко относится к Ошмянскому повету ВКЛ. Владельцами были Бучинские, Островские, Гильзены.

А уже с 1795 года Лынтупы входят в состав России, как местечко, центр волости Свенцянского уезда. С 1854 по 1939 местечко принадлежало Бишевским. В 1921-1939 году Лынтупы входят в состав , в Свенцянский повет. Ну, а уже с 1939 года входят вновь в состав белорусских земель, как деревня в Поставском районе. В 1967 году получает статус городского поселка.

Как можно было уже догадаться, то некогда здесь располагалась усадьба Бишевских, которая была построена в 1907-м году по проекту известного в то время польско-российского архитектора – графа Тадеуша Растворовского.



Согласно местной легенде, молодой шляхтич Юзеф Бишевский влюбился в Париже в красивую французскую актрису, а та в свою очередь, пообещала выйти за него замуж, если он построит для нее великолепный дворец.




Бишевский поспешил тут же домой и приказал построить великолепный каменный дворец. Каждая комната дворца имела богатое убранство, имела различную цветовую гаму, да еще и оригинальное название (например, китайская, мавританская). Рядом с дворцом были возведены многочисленные хозяйственные постройки, по стилю схожие с главным зданием. В его стенах было даже центральное отопление – специальные пустоты, по которым из подвала шел теплый воздух. Еще большую привлекательность этому архитектурному комплексу придавало то, что он располагался на острове, обрамленном 4 вручную выкопанными прудами, которые были соединены между собой каналами.



А вокруг самого дворца был посажен роскошный парк из редких пород деревьев и кустарников с очаровательной летней беседкой. Во дворце имелось 2 входа – один вел в парк, а второй прямо к пруду.



Но, несмотря на все старания Бишевского, капризная француженка, навестив Лынтупы, не оценила его стараний, сказав, что у ее отца конюшни и то богаче, и укатила обратно в свой Париж. Шляхтич был расстроен. Сам он не жил во дворце, а ютился в маленьком деревянном домике, а в шикарном дворце жили и веселились приезжающие на бесконечно гулянки гости. Печально, но жизненно. Лынтупы стали своеобразным памятником неразделенной любви.



Однако существует и еще одна легенда, немного более позитивная. Сказывают, что от дворца шло несколько потайных подземных ходов. В подтверждение этому, однажды на территории парка, в сторону костела, появился провал в земле – наверно не выдерживал старый кирпичный свод хода.

И, согласно легенде, в 1939 году Красная Армия захватила местечко Лынтупы, пану Бишевскому удалось бежать. И при этом часть своих пожитков он спрятал в одном из подземных ходов. Так, что, не исключено, что проходя по парку, мы топчемся по фамильным ценностям самого пана Бишевского. Авось кто-нибудь и сможет их отыскать!

Но дворец – на самом деле является произведением искусства. Смотришь на него – и дыхание замирает. Перед глазами так и возникают картины из прошлого: дамы в шикарных платьях, спускающиеся по ступеньках дворца, прекрасный пруд с виднеющимися в ночи лодками, молодые пары, кружащиеся в вальсе и молодой барин, наблюдающий за этим со стороны, вспоминая о своей возлюбленной.




Во дворце до сих пор сохранилась напольная плитка, украшения из лепнины на стенах – все это придает зданию еще большую важность, историчность…. Все дальше погружая нас в прошлые века.



Однако, в настоящее время территория дворца (в том числе и сам дворец) выкуплены россиянами. Там ведутся реставрационные работы, но не по возобновлению памятника. Как сказали нам рабочие, которых нам удалось повстречать, там планируется открытие гостиницы или турбазы.



Вот так Беларусь и теряет памятники своей истории. Места, где мы можем окунуться в прошлые века, представить все очарование, как дворца, так и посещавших его людей. У страны без прошлого – нет будущего.

Еще посты на нашем сайте, которые вам будут интересны:

1 likes

Лынтупы - городской поселок в Поставском районе Витебской области Беларуси на реке Лынтупка. Расположен в 42 км от города Поставы, около границы с Литвой. Свое название поселение получило от названия реки Лынтупка, которая протекает через него. С балтийского языка слово переводится как «птичья река». Люди здесь жили еще в 10 веке н.э., о чем свидетельствуют 74 кургана рядом с Лынтупами, где при раскопках были найдены ножи, шила, наконечники копьев, топоры, браслеты, перстни - предметы, которыми пользовались балтийцы в 10 веке н.э. Место со скоплением больших валунов на этой территории служило для жертвоприношения, моления и поклонения богам. До сих пор ходит множество легенд о валунах: «Камень-дед», «Камень-криница» и другие.

Впервые в летопись Лынтупы попали в 1385 году. А уже в 1459 году виленский воевода А. Довгирдович построил здесь деревянный костёл св. Андрея. В середине XVI века местечко относится к Ошмянскому повету ВКЛ. Владельцами были Бучинские, Островские, Гильзены. С 1795 года Лынтупы входят в состав России, как местечко, центр волости Свенцянского уезда. С 1854 по 1939 местечко принадлежало Бишевским. В 1921-1939 году Лынтупы входят в состав Польши. С 1939 года вновь входят в состав белорусских земель, как деревня в Поставском районе. В 1967 году получает статус городского поселка.

Однако поселок больше знаменит своими немногими достопримечательностями. Первая - усадьба и дворец Бишевских в Лынтупах, который был построен в 1907 году Юзефем Бишевским по проектам известного польско-российского архитектора - графа Тадеуша Растворовского. С дворцом связано несколько местных легенд.

Согласно первой молодой шляхтич Юзеф Бишевский влюбился в Париже в красивую французскую актрису, а та в свою очередь, пообещала выйти за него замуж, если он построит для нее великолепный дворец. Бишевский поспешил тут же домой и приказал построить великолепный каменный дворец. Он был построен в стиле позднего итальянского ренессанса. Каждая комната дворца имела богатое убранство, различную цветовую гаму и оригинальное название (например, китайская, мавританская). Рядом с дворцом были возведены многочисленные хозяйственные постройки, по стилю схожие с главным зданием. В его стенах было даже центральное отопление - специальные пустоты, по которым из подвала шел теплый воздух, а также канализация. Еще большую привлекательность этому архитектурному комплексу придавало то, что он располагался на острове, обрамленном 4 вручную выкопанными прудами, которые были соединены между собой каналами. Украшением служили мраморные скульптуры и гранитная лестница. Вокруг дворца был посажен роскошный парк из редких пород деревьев и кустарников с очаровательной летней беседкой. Во дворце имелось 2 входа - один вел в парк, а второй прямо к пруду. На праздники ворота во дворец открывались, и амфитеатр могли посетить как шляхтичи, так и селяне.Но, несмотря на все старания Бишевского, капризная француженка, навестив Лынтупы, не оценила его стараний, сказав, что у ее отца конюшни и то богаче, и укатила обратно в свой Париж. Шляхтич был расстроен. Сам он не жил во дворце, а ютился в маленьком деревянном домике, а в шикарном дворце жили и веселились приезжающие на бесконечно гулянки гости. Так Лынтупы стали своеобразным памятником неразделенной любви.

Согласно второй легенде от дворца шло несколько потайных подземных ходов. Когда в 1939 году Красная Армия захватила местечко Лынтупы, пану Бишевскому удалось бежать. И при этом часть своих пожитков он спрятал в одном из подземных ходов.

В послевоенный период в здании дворца располагалась школа, а после ее перевода в новое здание дворец и парк были заброшены и постепенно разрушались и зарастали. Попытки реставрации не принесли удачи из-за нехватки средств и бюрократических процедур. На сегодняшний день дворец с парком выкуплены российским инвестором и их дальнейшая судьба не известна…

Вторая достопримечательность поселка - костел св. Апостола Андрея. Приход ведет свою историю с XV в. Старые приходские книги свидетельствуют, что здешние жители были очень религиозными и преданными церкви. Первая деревянная святыня под титулом св. Апостола Андрея была построена здесь около 1459 г. В хронике приходского костела Успения Пресвятой Девы Марии за 1879 говорится, что он построен вильнюсским воеводой Андреем Давгирдавичам. Костел имел 5 алтарей и амвона, действовал здесь и госпиталь. В 1640 г. Александр Черницкий построил при костеле часовню из кирпича, подарил святыни большой колокол и литургические принадлежности. Приход был многочисленный - здесь насчитывалось более 7000 верующих. В 1908 году на месте старого сгоревшего деревянного костела во времена правления шляхтичей Бишевских начали строить новый - кирпичный храм. Строительство продолжалось 6 лет. В 1914 году костел закончили строить. Любопытно, что в Лынтупах никогда не строили православную церковь, и до сих пор ее здесь нет. Напротив костела на центральной площади Лынтупов стояла только синагога.

Также в поселке можно найти пивной завод, который построили здесь Бишевские. Он до сих пор действует, но сегодня здесь разливают воду и спирт. На окраине Лынтупов находится древнее кладбище, где захоронены и Бишевские и другие шляхтичи, а также и простые селяне.

Свое название поселение получило от названия реки, которая протекает через него в Поставском районе – Лынтупка. С балтийского языка слово переводится как «птичья река». Впервые в летопись Лынтупы попали в 1385 году. Однако люди здесь жили еще в 10 веке н.э. Доказательство тому – 74 кургана рядом с Лынтупами. При раскопках были найдены ножи, шила, наконечники копьев, топоры, браслеты, перстни – предметы, которыми пользовались балтийцы в 10 веке н.э. Место со скоплением больших валунов на этой территории служило для жертвоприношения, моления и поклонения богам. До сих пор ходит множество легенд о валунах: «Камень-дед», «Камень-криница» и другие.

В 1908 году на месте старого сгоревшего деревянного костела во времена правления шляхтичей Бишевских начали строить новый – кирпичный храм. Строительство продолжалось 6 лет. В 1914 году костел закончили строить.

Примечательно то, что в Лынтупах никогда не строили православную церковь, и до сих пор ее здесь нет. Напротив костела на центральной площади Лынтупов стояла только синагога.

Бишевские построили здесь пивной завод, который до сих пор действует. Правда, сегодня здесь разливают воду и спирт.

Дворец Бишевских в Лынтупах был построен в 1907 году Юзефем Бишевским по проектам известного архитектора Тадеуша Растваровского. Он был построен в стиле позднего итальянского ренессанса. Каждое помещение отличалось своей уникальной цветовой гаммой и выделялось богатым убранством. Были покои китайские, мавританские, японские. Здесь провели центральное отопление и канализацию.

Вокруг дворца был выкопан пруд. Поэтому казалось, что здание находится на острове. Украшением служили мраморные скульптуры и гранитная лестница. В прилегающем парке были высажены множество экзотических растений. Также в парке был построен амфитеатр, где организовывались музыкальные вечера. На праздники ворота во дворец открывались, и амфитеатр могли посетить как шляхтичи, так и селяне.

Про само строительство дворца Бишевских в Лынтупах в народе ходит легенда о романе Юзефа Бишевского с парижанкой, которая потребовала для себя дворец. Юзеф построил дворец, но даме он показался не самым лучшим, и уехала к себе в Париж, так и «растоптав» настоящую любовь.

На данный момент здание дворца стоит в лесах. Объект выкуплен российским инвестором, и дальнейшая судьба дворца пока не известна, сообщили в программе .

На окраине Лынтупов находится древнее кладбище, где захоронены и Бишевские и другие шляхтичи, а также и простые селяне.

Александр Лукашенко: больше всего меня настораживает, что устранение ключевых проблем идёт слишком медленно

Smart-билеты. LWO и Белинвестбанк запустили оплату по QR-коду в общественном транспорте в Могилёве

Городской поселок Лынтупы находится всего в 2 км от государственной границы нашей страны с Литовской Республикой, на крайнем северо-западе Беларуси посреди заповедных лесов нашего Поозерья (40 км западнее г. Поставы и 25 км севернее озера Нарочь).

Чтобы понять уникальность этих мест для исследователей, в начале темы сделаем небольшой ракурс в историю края.

В раннем Средневековье территория Лынтупщины входила в состав Нальщанского княжества. Все население княжества было языческим. После насильственного захвата Нальщан Великим князем Литовским Войшелком в 1264 году земли княжества были переданы под формальную юрисдикцию Полоцка. Однако у ослабленного борьбой с внешними и внутренними врагами Полоцкого княжества в то время уже не было сил христианизировать новые присоединенные земли. Вскоре и само Полоцкое княжество юридически вошло в состав Великого княжества Литовского. Позже мы увидим, что на территории бывшей Нальщанской земли создан Ошмянский уезд Виленского воеводства.

Постепенная христианизация края началась после коронации Великого князя Литовского Ягайлы на польский престол в 1386 году. Но, повторимся, эта христианизация была постепенной и медленно, столетиями, проводилась от правящей элиты к простому народу княжества и не имела резко выраженного насильственного характера. Поэтому, на этой территории вплоть до середины XIX века имелись островки языческого населения, а новая для этих мест христианская вера переплелась в одно целое со старыми языческими обычаями, обрядами и верованиями.

Создание такого плотного переплетения старых языческих верований с христианской религией уникально для континентальной Европы. Подобные процессы происходили лишь в крайне отдаленной от крупных христианских центров Исландии.

Ярким примером такого христианско-языческого конгломерата является и рассматриваемая нами Лынтупщина. Хотя первый костел в городке был построен еще в 1459 году (эта дата считается началом христианизации Лынтупщины), но еще в конце XIX века известный российский исследователь древностей Ф.В. Покровский фиксирует и заносит на свою археологическую карту в самих Лынтупах такой характерный объект языческого культа как «Святой колодец». Более того, автор этих строк во время своих исследований зафиксировал сведения о справлении местным населением культовых обрядов явно языческого происхождения уже во второй половине XX в. Это массовые моления во время некоторых христианских праздников у бывших языческих святынь данной местности: святого «Тысячелетнего дуба» в бывшей деревне Стуковщина (3 км севернее г.п. Лынтупы), «Святого источника» в д. Петрути (10 км восточнее г.п. Лынтупы). Также это разжигание знича (священного огня) во время праздников христианских святых Юрия и Иоанна на бывшем капище языческого бога весны и плодородия Ярило на холме «Могила Рыцаря» («Буцянок») в д. Гурница (12 км к юго-юго-востоку от г.п. Лынтупы). Также это жертвоприношения языческим богам: богине рока и рождения Лайме на ее капища в урочище Вайшский Лог в д. Радута (6 км к юго-востоку от г.п. Лынтупы), неопределенному богу у Святого «Тысячелетнего дуба» в бывшей д. Стуковщина, божеству рода Деду-первопредку на его капище возле бывшей д. Стуковщина и др.

Самой же сенсационной была находка во время совместной полевой экспедиции 1992 г. со старшим научным сотрудником Института Истории АН РБ канд. исторических наук Людмилой Владимировной Дучиц. В окрестностях д. Каптаруны (7 км к северо-западу от г.п. Лынтупы), в 30 м от государственной границы, в заполненном водой отверстии на поверхности культового Святого («Дзюравага») камня Каптарунского были найдены совсем новенькие, только что отчеканенные монетным двором Литовской Республики, монеты. Языческое жертвоприношение в самом конце XX века в центре Европы! Это действительно была сенсация. Благодаря этой находке Каптарунский Святой («Дзюравы») камень стал в научных кругах Европы наиболее известным среди белорусских языческих памятников.

Из приведенного выше материала можно догадаться, что окрестности г.п. Лынтупы являются настоящим сказочным Эльдорадо для краеведов, историков, археологов и этнографов. И действительно, за 20 лет работы автор этих строк нашел и исследовал более сотни объектов дохристианского культа, собрал богатый этнографический материал. Наряду и параллельно с автором над раскрытием древних тайн Лынтупщины работали такие известные ученые, как геолог и кандидат геолого-минералогических наук В.Ф. Винокуров (Геологический Институт АН РБ, Беларусь), кандидаты исторических наук Э.М. Зайковский, Л.В. Дучиц (оба – Институт Истории АН РБ, Беларусь), Викантас Вайткявичюс (Клайпедский университет, Литва), Дайва Вайткявичене (Центральный Литовский Архив Этнографии, Литва), московский археолог Денис Самков (Россия) и другие.


Проведенные летом 2014 года исследования совместно с сотрудниками белорусского отдела Международной Академии информационных технологий (МАИТ) на ряде языческих культовых объектов Лынтупщины обнаружили материал, который заинтересовал представителей и других отраслей науки.

Предыстория вышеупомянутых исследований такова. За время многолетней работы с языческими культовыми объектами автор обратил внимание на необъяснимые случаи, происходящие с человеческой психикой, фото- и видеоаппаратурой на местах бывших языческих капищ. Во время пребывания в этих местах нередко бывают случаи потери пространственной ориентации, зрительной и слуховой галлюцинации, выхода из строя фото- и видеоаппаратуры. Автор нередко и сам являлся очевидцем этих непонятных явлений, а рассказы многих людей о данных случаях являются подлинными шедеврами народного творчества.


Во время этих исследований у автора и возникла мысль о научном изучении данных непонятных явлений с помощью современных технических средств. Случайное знакомство с сотрудником МАИТ, канд. биологических наук Галиной Григорьевной Романенко позволило начать воплощать эти задумки.

В состав нашей группы входили канд. биол. наук Г.Г. Романенко, С.Н. Старовойтов, О.В. Ягело и А.В. Горбуль. Исследования проводились сертифицированным прибором ИГА-1, высокочувствительным селективным измерителем электромагнитного поля с диапазоном 5-1000 Гц и чувствительностью от единиц до сотен пиковольт. Объектами исследования были выбраны бывшие языческие капища Ярилы – бога весны, плодородия и войны (холм «Могила Рыцаря» («Буцянок»), д. Гурница), Мары (Роды, Радуты, Аушрине) – богини мертвых и зари (холм «Французские (Немецкие) могилы», д. Радута), Лаймы – богини рока, знаний и рождения (урочище Вайшский Лог у д. Радута), Веяса – бога ветров (урочище Вайшский Лог), Деда – бога-первопредка, опекуна домашнего хозяйства, дома, урожая, семьи, рода (урочище «Дзедава хата» в бывшей д. Стуковщина) и невыясненного бога у «Тысячелетнего Дуба» (бывшая д. Стуковщина).


Проведенная нашей группой экспериментальная работа на языческих капищах Лынтупщины открыла широкие перспективы использования подобного метода исследования в археологии и, в первую очередь, в изучении культовых памятников.

Так, нам удалось по особому следу (который похож на тепловой след в области инфракрасного излучения) найти первоначальное место нахождения передвинутого культового объекта (камень-жертвенник из капища Ярилы, идол Веяса), исчезнувшие с капища культовые объекты (12 культовых камней, посвященных малым божкам-ветрам на капище Веяса, идол Ярилы, Мары (Радуты) и др.). Также по характеру излучения можно отличить культовые объекты от природных (2 части идола Веяса) и другие возможности, которые нам еще предстоит осмыслить.


Получив лишь часть информации об описанных выше исследованиях, ведущий специалист нашей страны в области изучения дохристианских культовых памятников, сотрудник Института Истории АН РБ, канд. истор. наук Э.М. Зайковский выразил большую заинтересованность в сотрудничестве. Он же и предложил совместно разработать методику подобных исследований в археологии.

Литература

  1. Ермаловіч М. Старажытная Беларусь. Мн.: Мастацтва і літаратура,1990. 336 с.
  2. Сагановіч Г. Нарыс гісторыі Беларусі. Мн.: Энцыклапедыкс, 2001. 412 с.
  3. Дучыц Л., Клімковіч І. Сакральная геаграфія Беларусі. Мн.: Літаратура і мастацтва, 2011. 384 с.
  4. Санько С., Валодзіна Т., Васілевіч У. Беларуская міфалогія:энцыклапекд. слоўн, 2004. 592 с.
  5. Гарбуль А. Скарбы сівых валуноў. Паставы: Сумежжа, 2002. 104 с.
  6. Гарбуль А. Паганскія капішчы і дахрысціянскія культавыя помнікі Пастаўшчыны // Беларускае Падзвінне: вопыт, методыка і вынікі палявых даследыванняў (да 80-годдзя пачатку археалагічных раскопак у г.Полацку) : зб. навук. прац рэсп.навук.-практ. семінара, Полацк, 20-21 лістап. 2008 г. Пад агульн. рэд. Д.У.Дука, У.А.Лобача. Новаполацк: ПДУ, 2009. С. 178-186.
  7. Vaitkevičius V. Alkai. Vilnius: Diemedžio. 2003. 320 p.
  8. Личный архив автора.

 

 

Это интересно: