→ Казанский кремль что там. Казанский Кремль: краткое описание и основные достопримечательности Кремля. Ознакомительная прогулка по территории Казанского Кремля

Казанский кремль что там. Казанский Кремль: краткое описание и основные достопримечательности Кремля. Ознакомительная прогулка по территории Казанского Кремля

О нашем счастливом детстве по сей день напоминают елочные игрушки, которые у многих и сейчас украшают новогодние елки. Но не всем известно, что эти игрушки в большинстве своем считаются антиквариатом и могут стоить приличных денег.

Конечно, в цене – самые редкие и максимально целые игрушки 40-70-х годов. И здесь мы покажем, за какие игрушки настоящие ценители прекрасного и коллекционеры готовы, не задумываясь, отдать кругленькую сумму.

1. Новогодняя абстракция.

Вот такие абстрактные сосульки, самолетики и маятники в последнее время стали привлекать коллекционеров, поэтому они поднялись в цене практически в 2 раза.

2. Елочная бижутерия.


Бусы для новогодней елки – большая редкость сегодня. На современных праздниках их заменили мишура и дождик. Но настоящие ценители теплоты праздника ушедшего детства, с большим удовольствием купят такие украшения и предложат сумму в несколько раз превышающую их реальную стоимость.

3. Антикварное освещение.


Сегодня мы привыкли видеть на елках однотипные диодные фонарики, мигающие разными цветами и скоростью, но во времена СССР к фонарикам на елку был совершенно другой подход. Поэтому такая красивая гирлянда выглядит просто, как произведение искусства, за которое стоит заплатить немалые деньги.

4. Символика СССР в цене.




Коллекционеры усердно ищут дирижабли с советской символикой и шары с коммунистической красной звездой. Такие игрушки – не редкость, но за хорошее их состояние настоящие ценители будут платить двойную сумму.

5. Милый домик.



Избушки с заснеженной крышей – это именно то, за что можно выручить кругленькую сумму.

7. Прищепки с декором.


Игрушки на прищепках в виде различных фигурок выпускались небольшими партиями определенный период времени, поэтому сегодня они считаются относительно редкими. Если их состояние удовлетворительное, то вы с легкостью можете подзаработать. Загляните, не завалялось ли что-то подобно в бабушкином сундуке. Например, вот за такую Красную Шапочку продавец может просить не менее 1,5 тысячи рублей.


8. Часы для елки.



Как бы странно это ни звучало, но в цене сегодня советские елочные игрушки в виде часов. Несмотря на то, что их достаточно много, коллекционеры готовы за них платить, так как они разнятся по дизайну и цветовой гамме.

8. Самое дорогое из самых дешевых материалов.



Вы будете удивленны, но самыми дорогими елочными игрушками считаются вот такие куклы ручной работы из гофрированной бумаги и ваты. Эти куклы одними из первых начали появляться на новогодних елках в СССР. Сегодня они встречаются очень редко, так как сделаны из таких материалов, которые не хранятся долго, в отличие от стекла или пластика. Их цена стартует в среднем от 4-5 тысяч рублей.

9. Ценный паровоз.



Недалеко в цене ушли вот такие паровозы 40-х годов из картона с серебристым покрытием, коммунистической звездой и надписью «Паровоз И. Сталин». Эти игрушки были выпущены ограниченным тиражом, и до нашего времени их сохранилось очень мало.

Уже несколько лет собирает коллекцию особенных ёлочных игрушек: старинных, привезенных из путешествий или просто таких, которые хочется хранить долгие годы. В этой статье она расскажет об истории появления игрушек в России, о том, как она сама отбирает украшения, где их покупать, сколько они стоят и как создать свою неповторимую коллекцию.

В мире вещей, окружающих нас каждый день, елочные игрушки занимают особое место. Заканчиваются новогодние праздники, елку разбирают, игрушки упаковывают в коробки и отправляют на хранение до следующего декабря. С практической точки зрения елочная игрушка - вещь совершенно бесполезная, она призвана служить другой цели: вызывать ностальгию, оживлять воспоминания и самые яркие образы из детства.

Очень верно сказал герой романа Стивена Кинга «Мертвая зона» (1979 год) Джон Смит: «Вот ведь как забавно с этими елочными игрушками. Когда человек вырастает, мало что остается из вещей, окружавших его в детстве. Все на свете преходяще. Немногое может служить и детям, и взрослым. Свою красную коляску и велосипед ты променяешь на взрослые игрушки - автомобиль, теннисную ракетку, модную приставку для игры в хоккей по телевизору. Мало что сохраняется от детства. Только игрушки для рождественской елки в доме родителей. Господь Бог просто шутник. Большой шутник, он создал не мир, а какую-то комическую оперу, в которой стеклянный шар живет дольше, чем ты».

Каждая историческая эпоха создавала свои елочные игрушки. Дореволюционные елочные украшения, например, принципиально отличались от советских. Русская рождественская елка была порождением немецкой культуры, ведь именно Германия считается первой европейской страной, где стали наряжать рождественскую елку, - это было в XVI веке. Во второй половине XIX века ель стала общегерманской традицией. Описание украшенной классической немецкой елки XIX века можно найти в сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» (1816 год): «Большая елка посреди комнаты была увешана золотыми и серебряными яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли обсахаренные орехи, пестрые конфеты и вообще всякие сладости». В России елка появилась после указа Петра I от 20 декабря 1699 года, однако повсеместно традиция распространилась только в начале XIX века. В царской России елка была атрибутом привилегированной дворянской культуры и украшала дома купцов, врачей, адвокатов, профессоров и государственных служащих. Наличие елки в доме свидетельствовало о приобщенности к европейской культуре, что весьма поднимало социальный статус. Со второй половины XIX века рождественская елка появилась и в провинции, особенно в тех уездных городах, где сильна была немецкая диаспора.

Поступающие в продажу елочные игрушки были только привозными и стоили очень дорого. Поэтому обычному городскому жителю, пусть и интеллигенту, нарядить елку было непросто. Из-за недостатка и дороговизны елочных игрушек, а затем уже в силу традиций даже в аристократических семьях игрушки мастерили дома. Правда существовали общественные благотворительные елки, которые позволяли побывать на празднике детям из малообеспеченных семей.

Елочные украшения в царской России содержали религиозную символику: верхушку елки венчала Вифлеемская звезда, тут и там парили ангелы и птицы, висели яблоки и виноград - символы «райской» пищи, гирлянды, бусы и венки - символы страдания и святости Христа. В конце XIX – начале XX века елку украшали игрушками из папье-маше, ваты, воска, картона, бумаги, фольги и металла. Стеклянные украшения по-прежнему были привозными, поэтому основное место на елке занимали «домодельные» игрушки и съедобные украшения. Именно они наделяли елку тем праздничным запахом, который остается в памяти на всю жизнь.

Отсутствие в царской России собственного игрушечного производства делало русскую елку абсолютно аполитичной и лишенной какого-либо национального колорита. Русские игрушки времен царствования Николая II вручную вырезались из дерева, выдувались из стекла и расписывались на считанных кустарных производствах. Сейчас эти игрушки хранятся в музеях и частных собраниях удачливых коллекционеров. После октябрьской революции, спустя 20 лет забвения и запретов, елка возродится символом новой советской эпохи и станет одним из главных инструментов новой идеологии и воспитания патриотизма.

Моя коллекция елочных игрушек - это не объект поклонения хрупкой материальной вещи. Каждая из них олицетворяет воспоминания, эмоции, несбывшиеся надежды и мечты, у которых еще есть шанс когда-нибудь исполниться. Уже будучи взрослой, я восторженно смотрела на артистов балета, восхищалась их грацией и изяществом. В моей коллекции живет невесомая хрустальная танцовщица из Вены и старинная стеклянная балерина с подпаленными бархатными ножками, которую я нашла накануне Рождества на парижском Ле Пюс. За последние несколько лет я собрала русскую балетную труппу из ваты - все эти балерины родом из дореволюционной и советской России. «Ватные» игрушки в нашей стране появились гораздо раньше стеклянных, ведь производство елочных украшений из стекла было несравнимо дороже изготовления из папье-маше, ваты и лоскутков. Сейчас ситуация кардинально изменилась: стеклянный шарик конца 30-х годов можно купить за 300–500 рублей, а вот цена ватных фигурок этого периода начинается от 3 000 рублей.

В моей коллекции есть клоун из серии «Цирк» (цветной ватин, роспись, слюда; 1936 год) и оленевод (стеарин, цветной ватин, роспись, слюда; 1930 год). Кстати, цирковые артисты появились на советской елке благодаря Сталину, которому нравился фильм «Цирк» с Любовью Орловой в главной роли. После выхода фильма на экраны в 1936 году елку стремительно украсили акробаты и циркачи. Освоение Северного полюса тоже не прошло для елки бесследно: олени, полярные мишки, эскимосы и лыжники - все это воплотилось в вате, стекле и картонажах. Советские елочные украшения отражали события, происходившие в стране: на елке горели красные звезды, взлетали в небо по следам Гагарина космонавты и ракеты, вырастали сельскохозяйственные продукты и особенно царица полей - хрущевская кукуруза. Герои сказок отметили в 1937 году столетний юбилей со дня смерти А. С. Пушкина - сейчас Старик с неводом, царь Дадон, Шахаманская царица, Аленушка, Черномор с богатырями и другие сказочные герои являются желанными трофеями коллекционеров всего мира. В 1948 году появились елочные игрушки на прищепках, а в 1957 году в СССР выпустили наборы мини-игрушек, которые позволили наряжать елку даже в небольшом пространстве квартиры-хрущевки с низкими потолками. Со второй половины 60-х годов производство елочных игрушек в СССР было поставлено на поток: с развитием фабричного производства елочные игрушки максимально стандартизировались и практически утратили свое художественно-стилевое своеобразие. Решением Международной организации коллекционеров елочных игрушек Golden Glow старинными признаются игрушки, произведенные до 1966 года.

Самые интересные игрушки советского периода из папье-маше советую искать на блошиных рынках (например, на Тишинке в декабре) и у продавцов на сайтах «Молоток.ру» и «Авито.ру». Цена на игрушки варьируется от 2 000 до 15 000 рублей в зависимости от редкости и степени сохранности.

Однако я не преследую цель сделать свою елку винтажной, мне хочется, чтобы она была неповторимой и отражала историю моей семьи. А эта история происходит прямо сейчас! Сейчас можно смело говорить о подлинном возрождении производства елочных игрушек в нашей стране: произошел возврат от использования стеклодувных автоматов к ручному уникальному способу выдувания игрушек, наполнению их особым содержанием и смыслом, использованию лучших традиций отечественного народного промысла. И я очень рада, что сегодня все меньше и меньше людей украшают елку однотонными безликими шарами. Тенденция заменить пеструю и разноцветную елку претенциозным дизайнерским рождественским деревом «для взрослых» кажется мне кощунственной! Лаконичная и сдержанная елка, формирующая ощущение стильной роскоши, вряд ли может впечатлить кого-то, оставив в душе воспоминания на долгие годы. На мой взгляд, яркая пестрота елочных украшений никогда не казалась людям ни назойливой, ни вульгарной: именно при виде разноцветной и сияющей елки я чувствую тот особый рождественский запах, который складывается из запахов соснового леса, восковых свечей, выпечки и разрисованных игрушек.

Мое детство прошло у бабушки в деревне, поэтому я питаю особую слабость к елочным игрушкам с деревенскими мотивами. Чудесным, но по-прежнему редким исключением среди китайского изобилия выглядят елочные игрушки ручной работы, изготовленные российскими мастерами-стеклодувами и художниками: неповторимые фигурки из мастерской майолики Павловой и Шепелева, расписанные вручную шары и фигурки фирмы «Ариэль». Уникальные шары из серии «Русские традиции» фирмы SoiTa расписаны в технике миниатюрной живописи художниками Палеха, Федоскино, Мстеры и Холуя. Каждый из таких шаров уникален, сделан вручную (на изготовление мастера тратят от двух до четырех недель) и по праву может называться произведением искусства! В моей коллекции есть шар «По щучьему веленью», который можно рассматривать бесконечно! Мастерская майолики Павловой и Шепелева находится в городе Ярославле, заказать елочные игрушки можно на сайте mastermajolica.ru (цены от 1 000 до 6 000 рублей); завод по производству елочных украшений «Ариэль» находится в Нижнем Новгороде, в Москве их игрушки широко представлены в книжном доме «Москва» (цены от 500 до 2 500 рублей); новогодние игрушки фирмы SoiTa можно приобрести на сайте soita.ru (цены от 6 000 до 40 000 рублей).

В последние годы я очень много путешествую и всегда привожу из поездок старинные и необычные елочные игрушки. В свою последнюю поездку в Нью-Йорк я попала в совершенно невероятный магазин, которым владеет влюбленная в Рождество старушка. Из под прилавка More & More antiques она достала сокровища, ценность которых для меня не представляет сомнений: глиняные фигурки животных и русалок из Чили, Ноев ковчег из Мексики, стеклянный скунс с серебристым хвостом из Италии - за большую коробку сокровищ я заплатила $148! Если будете в Нью- Йорке, загляните туда после посещения Музея национальной истории: магазин от музея в пяти минутах ходьбы.

Сейчас елка не является ни изысканной роскошью для богатых, ни утехой для избранных, ни причудой для избалованных и каждому доступно в канун Рождества и Нового года повесить на еловые лапы сверкающих стеклянных белок.

1. Катя, твоя коллекция родилась спонтанно?

С одной стороны, решение и желание собирать елочные игрушки можно назвать спонтанным. Но если задуматься, все становится на свои места! Когда я переехала в Москву пять лет назад, все мое время было посвящено учебе и работе. Я жила в съемной квартире, которая никак не ассоциировалась со словом «дом». Так вот в начале моего первого декабря в Москве, я зашла в магазин «Алые паруса» и обомлела: он весь сверкал и переливался светом новогодних огоньков и лампочек. Там я впервые увидела невероятной красоты елочные украшения, они возникли как будто из моих детских воспоминаний, как появляется картинка на полароидном снимке. И самое интересное, они были именно такие, о которых я могла мечтать, - яркие, сверкающие щелкунчики, крокодилы, белки и часы с аккуратной росписью. Эти игрушки я могла раньше видеть только в кино или на картинках, в советское и постсоветское время таких не было. Я навсегда запомню тот вечер, потому что он утвердил меня в мысли: «Если сегодня у меня нет дома, и я не могу покупать диваны и шторы, то пусть будут елочные игрушки. Они символизируют тепло семейных традиций, а небольшой ящик перевезти на новое место не так уж и сложно». Вот и началось!

2. Сколько лет ты уже коллекционируешь новогодние игрушки?

Около 7 лет.

3. Сколько экспонатов в твоей коллекции?

Я не считала, но полагаю, что не менее 600 штук.

4. По какому принципу ты отбираешь новые игрушки в свою коллекцию?

Сегодня я очень избирательна - не то, что первое время! Теперь я покупаю только очень особенные игрушки. Из каждой поездки обязательно привожу несколько штук, поэтому обязательно проверяю, где в новом городе антикварные магазины и рынки. Зачастую игрушки можно купить в магазинах при музеях: в Вене я нашла героев триптиха Иеронима Босха «Искушение Св.Антония» - то-то было радости! Что касается покупки в Москве, то я очень люблю фабрику игрушек «Ариэль» - высочайшее качество ручной росписи и очень близкие каждому сюжеты. На мой взгляд, это несравнимо лучше, чем китайский конвеер!

5. Какой самый старинный экспонат?

Самые старинные игрушки - это русские дореволюционные фигурки из ваты, в моем случае балерины. Есть игрушки конца XIX века из Барселоны, но следует заметить, что они все же герои театра марионеток, идеально подходящие по размеру для того, чтобы повесить их на елку.

6. У тебя есть любимчики?

Конечно, любимчики есть у всех! И как это бывает в жизни, не всегда любимчики занимают оправданное место в наших сердцах. Самые любимые игрушки - это подарки моих самых близких людей. Я больше всего ценю подарки моего мужа, например ватного акробата, купленного в первое совместное рождество на «Блошином рынке». Разумеется, я обожаю подарки наших родителей, бабушек, сестер, друзей! Все знают о моей коллекции, поэтому к новому году она всегда пополняется.

Я уже рассказала, что в поездках покупаю игрушки на блошиных рынках и в музейных магазинах. Хорошо, если вы едете в «сезон», тогда можно найти что-то интересное на рождественских базарах. Хотя я находила свои самые интересные экземпляры в межсезонье, когда меньше китайского хлама в глаза бросается. В Москве есть отличная возможность купить старинные украшения на традиционном «Блошином рынке» в декабре, но цены там сильно завышены, и если поискать, то на сайтах Авито или Ebay найдутся экземпляры поинтереснее и гораздо дешевле. Если искать игрушку в подарок, то можно посмотреть польскую фабрику M. A. Mostowski - елочные украшения достаточно дорогие, но исключительно красивые и качественные, сгруппированы сериями и упакованы в праздничные коробки.

8. Как ты хранишь свою коллекцию?

На сегодняшний день под мою коллекцию выделено 4 больших коробки, которые аккуратно стоят в шкафу и занимают его половину! Каждую игрушку я упаковываю в крафт-бумагу. Я практически никогда не храню оригинальные коробки, потому что они занимают очень много места.

9. Твоя коллекция имеет практическое применение? Есть ли игрушки, которые ты покупаешь из страсти коллекционирования, зная, что не будешь их использовать в декоре елки?

Нет, при покупке игрушки я всегда «вижу» ее на елке. Для меня смысл коллекции - нести радость, а не удовлетворять страсть коллекционера. По-хорошему, коллекционер я во вторую очередь, в первую - счастливый взрослый ребенок. Ведь дети не коллекционируют, они радуются тому, что держат в руках.

10. Насколько заранее ты украшаешь дом к новому году? По какому принципу ты отбираешь игрушки?

Как правило, мы ставим елку за неделю до Нового года, то есть прямо в сочельник (24 декабря). Иногда чуть-чуть пораньше, если на праздники уезжаем. Мы всегда покупаем живое дерево, поэтому месяц елка у нас не стоит никогда - не хочу, чтобы волшебство приедалось. Что касается игрушек, то я просто наряжаю, пока место не закончится на елке!

11. Можешь ли ты дать несколько советов начинающим коллекционерам?

Мне кажется, что самое главное - не вкладывать в коллекцию материальной ценности, а собирать «семейную историю». Покупать не сами игрушки, а запоминать дни и моменты, в которые эти котики и щелкунчики появились. Тут же нет моды и тенденций, есть только твое сердце и твоя душа, твои мысли и чувства, которые будут всплывать в памяти, когда ты откроешь очередную коробку со своими елочными украшениями. Ценность вещам дает лишь наша память.

У многих из нас где-то на антресолях или в шкафу имеется ящик со старыми ёлочными игрушками, которыми пользовались еще наши бабушки и дедушки. Ведь так? Обычно мы даже и не задумываемся о том, что такие игрушки могут быть по-настоящему ценными не только из-за воспоминаний, а потому, что они сейчас уже стали коллекционными.

У многих из нас дома сохранились старенькие елочные игрушки. Те самые, которыми наши бабушки и дедушки наряжали елку к Новому году. Обычно мы достаем их из коробки и даже не задумываемся, об их ценности. Так случилось и с 56-летним Владимиром Шнайдером из Екатеринбурга.

Те самые, которыми наши бабушки и дедушки наряжали елку к Новому году
БОЛЬШОЙ КУШ В МАЛЕНЬКОЙ КЛАДОВКЕ
Владимир - полковник ВДВ в отставке. Всю жизнь мотался по гарнизонам. А недавно решил осесть в родном Екатеринбурге. Здесь у него родительская квартира. Жилье пустовало четыре года…
- Когда переехал, затеял глобальный ремонт. Начал разбирать залежи старых вещей. Мама у меня была очень бережливая – никому не разрешала ничего выкидывать, - рассказывает Владимир. – А кладовка у мамы вообще была местом «за семью замками». Никого она туда не пускала, даже просто посмотреть, что там лежит.
На запылившихся антресолях Владимир нашел несколько картонных коробок. В них лежали бережно обернутые бумагой золотистые стеклянные шишки, елочные шары с кружевным узором, фигурки снеговиков, сказочных героев… Больше ста игрушек.

Те самые игрушки, которыми наши бабушки и дедушки наряжали елку к Новому году
- Я сначала за голову схватился: «Куда их столько?» Ни одна елка не выдержит, - смеется Владимир. – Решил выбросить. Да жалко стало – все-таки мама их столько лет собирала. Дай, думаю, продам. Копейку, какую никакую, выручу. Полез в Интернет, чтобы посмотреть, за сколько это добро можно сбыть. И ахнул! Игрушки 50-х годов некоторые по 50 000 продавали, а другие и по 100 000! Получается, я целый «клад» нашел!
ИЩИТЕ ЗАЙЧИКОВ НА ПРИЩЕПКАХ
Выяснилось, что на аукционах коллекционеры готовы выложить по несколько тысяч за раритетные елочные игрушки. К примеру, избушку на прищепке покупают по 5 000 рублей за штуку, а вот за «Звездочета» 50-х годов можно выручить до 50 000 рублей…

Игрушки 50-х годов некоторые по 50 000 продавали, а другие и по 100 000!
- Первую елку нарядили в 1937 году. Тогда делали чаще ватные игрушки, например, «Девочка на качелях». Наряд на ней сшит из ткани, лицо сделано из папье-маше и раскрашено. Это настоящее «ретро», - объясняет эксперт по антиквариату Вячеслав Сребный. – Специалисты по антикварным вещам оценивают ее примерно в 5000 рублей. Но на просторах Интернета коллекционеры готовы выложить за такую вещицу и все 150 000 рублей!
По словам Вячеслава особой популярностью пользуются стеклянные игрушки, которые начали делать в 50-е. Причем изделия на прищепках оцениваются в два раза выше, чем на подвесе.

Тогда делали чаще ватные игрушки, например, «Девочка на качелях»
- Эти игрушки расписывали вручную, двух одинаковых вы точно не найдете. За каждую из них можно выручить по 1500 рублей. У игрушек, сделанных вручную цена в 10 раз выше фабричной, - продолжает Вячеслав. – Особенно ценятся собрания игрушек. Например, коллекция «Сказки о рыбаке и рыбке», которую выпускали в год 150-летия со дня рождения Пушкина. Собрать их вместе очень сложно, за ними охотятся коллекционеры. Я видел, одну игрушку в Интернете продавали за 22 000 рублей.
Для наглядности Вячеслав достает из коробки большого Деда Мороза. Сделан он был в 50-х. Сребному повезло – он выкупил его у незнающих людей всего за 1500 рублей. Теперь продать его можно за 8000.

Выяснилось, что на аукционах коллекционеры готовы выложить по несколько тысяч за раритетные елочные игрушки
По словам эксперта на стоимость игрушки влияет её состояние: сколы могут удешевить ее даже на 90 процентов. Трещина на игрушке, даже если её капитально подклеили, снижает цену на 70 процентов. Если стерлась краска – то до минус 30, если совсем облетает, то будет минус 50.
Определить год выпуска игрушки не просто, если он не указан на изделии. Но есть каталоги с историей выпусков фабрик-производителей. К примеру, гид-каталог «Елочные украшения 1936-1970 годы» с картинками, описанием и точной датой выпуска.
Самые редкие на сегодня – игрушки, которые делали из ваты. За ними - идут стеклянные, потом бумажные и картонные, и наконец, пенопластовые.

Детям очень понравились старые новогодние игрушки
А уже в 80-е годы изготовление новогодних украшений поставили на поток, миллионы стеклянных шариков «разлетелись по стране», и теперь они есть почти в каждом доме. Стеклянные красочные шарики стоят нынче 100-200 рублей.
Тем временем, Владимир Шнайдер, узнав о высокой стоимости своей коллекции прощаться с ней не торопится. Кто знает, может через десяток лет они еще больше вырастут в цене?
- Я не зависим от денег, - твердо говорит пенсионер. – Поэтому эти прекрасные ёлочные украшения оставлю своим внукам! А они, если захотят - пусть продают…

Эти игрушки расписывали вручную, двух одинаковых вы точно не найдете. За каждую из них вам заплатят по 5000 рублей

С возрастом иногда возникает непреодолимое желание вспомнить свое детство, ощутить некую ностальгию за временами СССР. Почему-то Новый Год в советской манере наиболее напоминает тем, кому за тридцать, о временах, которые, несмотря на дефицит, вспоминаешь с упоением сердца, считая их самыми лучшими.

Сейчас возросла тенденция праздновать Новый Год именно в стиле СССР. Уже не удивляет елка, наряженная по американской модели в трех цветах. Все больше и больше хочется нарядить елочку старыми советскими игрушками. И непременно положить под нее вату, имитирующую снег, и мандаринки.

Разнообразие елочных украшений

Зачастую елочка в советских семьях была наряжена обилием игрушек и украшений. Особое внимание заслуживают игрушки-прищепки, которые очень удобно крепить на середину елочной ветки. В виде чего только они не были представлены: Дед Мороз, Снеговик, Снегурочка, свечка, матрешка.

Шары, как и сейчас, были разных размеров, но уникальная изюминка была в шарах с круглыми впалостями, в которые попадал свет гирлянд, создавая на всей елочке сказочную иллюминацию. Также были шары с фосфорным рисунком, которые светились в темноте.

Поскольку Новый Год наступает в полночь, выпускались игрушки в виде часов. Им на елке отводилось центральное место. Зачастую такие советские елочные игрушки вешали на самом верху, чуть ниже макушки, которую, непременно, украшала красная звезда – главный советский символ.

Еще елочные игрушки тех времен были представлены украшениями, сделанными из крупного стекляруса и бусин. Обычно их вешали на нижних или средних ветках. Старые советские игрушки, особенно довоенные, бережно хранят и передают от бабушек к внукам.

Из сосулек, домиков, часов, зверушек, шаров, звезд получалась уникальная .

А был ли дождик?

Такого пушистого и объемного дождика, как сейчас во времена советского социализма не было. Елку украшали вертикальным дождиком и бусами. Чуть позже появился горизонтальный дождик, но толстым и объемным он не был. Некоторые пустоты на елке заполнялись гирляндами и конфетами.

На несколько дней ощутить атмосферу Советского Союза можно с помощью елочки, наряженной в ретро-стиле. Уникальные елочные игрушки советских времен, украшения и мишуру следует искать в закромах наших бабушек или приобрести на городских барахолках. К слову, в сети создаются аукционы и онлайн-магазины по купле-продаже и обмену елочных игрушек эпохи СССР. Некоторые даже коллекционируют такие игрушки, многие из которых уже считаются антиквариатом.

Остается лишь нарядить елочку старыми советскими игрушками, включить Иронию Судьбы и на секунду вспомнить о своем детстве.




(ЕГРОКН)
объект № 1610053000 (БД Викигида)

Территория Кремля представляет в плане неправильный многоугольник, повторяющий очертания кремлёвского холма, вытянутый с северо-запада, от реки Казанки, на юго-восток, к Площади 1 мая . Расположен на мысу высокой террасы левого берега Волги и левого берега Казанки .

Ханская цитадель (Арк ) была обнесена дубовыми (возможно местами каменными) стенами, толщиной до 9 метров с 4 проездными башнями: Нур-Али, Елабуга, Большие и Тюменские ворота. Илистый Булак (от тат. «рукав» , протока, соединявшая реку Казанку и озеро Кабан) защищал крепость с запада; а с наименее защищённой юго-восточной стороны крепость была огорожена глубокими рвами.

Андрей Курбский оставил такое описание Казани: «а от Казань-реки гора так высока, иже оком воззрити прикро; на ней град стоит и палаты царские и мечети зело высокие, мурованные, идеже их умершие царие клались, числом памятимися, пять их…» («мурованные» - каменные).

Соборная мечеть имела по преданию 8 минаретов, при мечетях находились медресе и мавзолеи (дюрбе). Есть все основания полагать, что внешний облик мечетей был сходен с каменными строениями того же времени в Касимове и Булгаре , где гладкие плоскости стен контрастируют с изящными резными и керамическими вставками элементов декора.

Башня состоит из 7 ярусов: первые три яруса в плане квадратные и имеют открытые галереи-гульбища, остальные четыре - восьмиугольные. Башню завершает 6-гранный кирпичный шатер (высота 58 метров или 34 сажени 6 футов), который до 1917 года был увенчан двуглавым орлом, покоившемся на золоченом «яблоке» (по преданиям казанских татар в шаре были заключены важные документы, связанные с историей и культурой татар). Грани всех ярусов украшены лопатками или тонкими кирпичными валиками. В нижнем ярусе башни - сквозной проезд. На западном и восточном фасадах пилоны нижнего яруса имеют по 2 приставные колонны коринфского ордера, пересеченные посередине высоты «типично русскими горизонтальными валиками» . Стены кирпичные, раствор известковый, фундамент покоится на дубовых сваях. С 1917 до 1930-х - российский герб заменили полумесяцем, в 1930-х полумесяц убрали, в 1990-х полумесяц вновь водрузили на башне. Башня занесена в список сорока падающих башен мира. Её отклонение от вертикали составляет 2 метра. Отклонение произошло по причине проседания фундамента в одной части. На сегодняшний день падение башни остановлено.

Дворцовая (Введенская) церковь

В авторитетном труде «Казань в памятниках истории и культуры. Под ред. С. С. Айдарова, А. Х. Халикова, М. Х. Хасанова, И. Н. Алеева» авторы склоняются к версии, что Дворцовая церковь «поставлена на месте, где в период Казанского ханства стояла мечеть Нур-Али», однако эта версия опирается на поздние источники (экспликации к плану города 1768 года, где храм указан как «церковь, обращенная из мечети») и является одной из гипотез истории Введенской (освященной в 19 веке в честь Сошествия св. Духа) церкви.

Введенская церковь была сильно повреждена пожаром 1815 года и долго простояла в руинах. По приказу Николая I , посетившего Казань в 1836 году, церковь была восстановлена по «высочайше» утверждённому в 1852 году проекту как дворцовая при Губернаторском дворце. В 1859 году церковь была освящена в честь Сошествия Святого Духа. Новый храм точно воспроизводил конструктивную схему и стилистические особенности прежней Введенской церкви, архитектурными аналогами которой в Казани можно считать разрушенные Введенский собор Кизического монастыря , и Воскресенский собор - Новоиерусалимского монастыря («Архиерейской дачи»), также имевшие крытые арочные галереи и ступенчатую схему объёмов. Сам дворцовый храм Сошествия Св. Духа с приделом св. мученицы царицы Александры занимал только второй этаж, на первом этаже размещался придел во имя Николая Чудотворца, храмовая икона в который была пожертвована в середине XIX века Анной Давыдовной Боратынской.

Чередование 4 и 8-гранных объёмов, сама ступенчатая структура церкви, созвучна ступенчатой архитектуре башни Сююмбике, превосходя дозорную башню по богатству убранства декора.

Ныне здесь находится Музей истории государственности татарского народа и Республики Татарстан.

Президентский дворец

Дворец казанского губернатора расположен в северной части кремля, на том месте, где в древности находился дворец казанских ханов, а в XVIII веке - обер-комендантский дом. Здание построено в 40-е гг. XIX века в т. н. псевдовизантийском стиле . Проект «дома военного губернатора с помещениями для императорских квартир» составил известный московский архитектор К. А. Тон , автор проекта Большого Кремлёвского дворца и Храма Христа Спасителя в Москве. Дворец состоит из главного корпуса и примыкающей со двора циркумференции служб. Постройкой дворца руководил направленный из Петербурга архитектор А. И. Песке, отстраивавший Казань после городского пожара 1842 года. Отделка интерьеров проходила под руководством архитектора М. П. Коринфского , одного из архитекторов комплекса «Казанского императорского университета». Центр главного фасада - ризалит, завершенный фронтом с тремя килевидными арками, возможно, схожими с архитектурой ханского дворца. Здание имеет два крыльца на 2-х ордерных колоннах с арочными дверными проемами. Первый и второй этажи разбиваются рядом ордерных пилястр и арочных оконных проемов. Фасад в плане представляет полукруг и имеет проезд во внутренний дворик дворца. В эклектическом декоре здания сочетаются элементы русского классицизма (членение коринфским ордером, рустовка 1 этажа, общая симметрия), барокко (раскреповка антаблемента над пучками колонн главного ризалита, характер фронтонов портиков) и древнерусского зодчества (висячие гирьки спаренных арок окон 2 этажа, килевидные закомары центрального ризалита, характер фигурных опор арочного подвесного перехода в Дворцовую церковь).

В советский период в здании находился Президиум Верховного совета и Совета Министров Татарской АССР. В настоящее время является резиденцией Президента Республики Татарстан .

Мечеть Кул-Шариф

Сохранились братский корпус в северной части монастыря; кирпичная ограда с восточной стороны монастыря, реконструированный в формах XIX века храм Николы Ратного (служивший чайной в расположенной в советское время здесь военной части); подклет взорванного в 1930-х годах Преображенского собора; фундамент разрушенной после 1917 года монастырской колокольни с храмом св. Варвары в нижнем ярусе, фундамент церкви св. Киприана и Иустинии.

Здание присутственных мест (губернской канцелярии)

2-этажное здание губернаторского правления - присутственных мест - расположено по правую сторону главной кремлёвской улицы и Спасской башни. Проект составлен В. И. Кафтыревым , который был в 1767 году направлен сенатом в Казань для детализации генерального плана города, разработанного комиссией Санкт-Петербурга и Москвы после большого пожара в Казани в 1765 году. Главным был второй этаж, куда высшие чиновники и важные посетители поднимались по парадной лестнице, и где располагался зал «аудиэнции» перед «судебной палатой» - центральный зал с 4 окнами. К ней примыкали «секретная» и «секретарская», в остальных комнатах сидели «приказные служители». Здание имеет подвальный этаж со сводчатыми помещениями. Для проезда в протяженный двор между зданием присутственных мест и восточным пряслом кремлёвской стены, здание имеет два сквозных проезда, делящих здание на 3 секции. С северной стороны к зданию примыкает здание бывшей Консистории.

Комплекс пушечного двора

Ансамбль пушечного двора состоит из четырёх корпусов. Здесь располагался один из крупнейших в России заводов по изготовлению и ремонту артиллерийских орудий. Казанский пушечный завод внёс свой вклад в победу русского оружия в войне 1812 г. После пожара 1815 г. завод прекратил своё существование . Недавно тут открыли Музей Оружия - Дух Воина.

Здание консистории

Здание духовного ведомства в XIX веке. В советское время в здании размещалось Министерство здравоохранения ТАССР.

Архиерейский дом

Манеж

Строевой манеж для проведения учений Казанского военного училища построен в 1880-е по проекту 1881 г., выполненному в Петербурге. Инженерное решение кровли здания позволило перекрыть значительную площадь (18 х 56 метров) однопролетными стропильными конструкциями. После проведенной в 2003-2006 гг. реставрации в здании предполагается устроить хранилище и читальный зал Музея древних книг и рукописей .

Здание гауптвахты

Находится в юго-восточном углу, направо от главного въезда Спасской башни. Здание построено в 19 веке на месте, где с 18 века находился каменный цейхгауз - склад военного имущества при губернской канцелярии, стоявшей рядом. Архитектура здания предельно аскетична.

Утраченные здания и сооружения Казанского кремля

  • Колокольня XVII века Благовещенского собора (уничтожена в 1928 году, имела 5 ярусов и служила местом хранения самого большого колокола дореволюционной Казани),
  • Преображенский собор (взорван в 1930-х годах);
  • Колокольня с храмом св. Варвары в нижнем ярусе (уничтожена после 1917 года),
  • Церковь св. Киприана и Иустинии.

Археологические исследования Казанского кремля

Основу археологическим изысканиям положили в XIX веке казанские краеведы профессор КГУ (ныне КФУ) Н. П. Загоскин и П. А. Пономарев, исследовавшие котлован на месте строящегося корпуса Юнкерского училища. Значительные археологические раскопки были проведены в 1920-х годах. Н. Ф. Калининым и Н. А. Башкировым. Систематические исследования ведущиеся с 1971 года под руководством Л. С. Шавохина и А. Х. Халикова позволили определить стратиграфию культурных отложений. В 1990-х годах был проведен ряд археологических исследований, в частности не подтвердивших версию о том, что Благовещенский собор якобы был построен на месте главной мечети ханства: каких-либо археологических фундаментов периода Казанского ханства под собором выявлено не было.

 

 

Это интересно: