→ Катастрофа в небе над Черным морем: Украина деньги заплатила, но вину не признала. Катастрофа в небе над Черным морем: Украина деньги заплатила, но вину не признала Кто уничтожил самолет ту 154

Катастрофа в небе над Черным морем: Украина деньги заплатила, но вину не признала. Катастрофа в небе над Черным морем: Украина деньги заплатила, но вину не признала Кто уничтожил самолет ту 154

Экипаж

Координаты примерного места падения самолёта были определены 42.183333 , 37.616667 42°11′ с. ш. 37°37′ в. д.  /  42.183333° с. ш. 37.616667° в. д. (G) (O) , что примерно в 280 километрах от Новороссийска .

Была создана специальная комиссия по установлению причин аварии. К месту аварии срочно вылетел из Геленджика Ан-26 Федеральной погранслужбы России. Туда же отправился сторожевой пограничный корабль «Гриф». Также к месту падения вылетели самолет АН-12 Минобороны и вертолет Ми-8 Сочинской поисково-спасательной службы с плотами и спасателями на борту, направились два спасательных буксира – «Меркурий» из Туапсе и «Капитан Беклемищев» из Новороссийска, а также судно МЧС России «Спасатель Прокопчик» . Самолёт Ан-12 обнаружил масляные пятна в предполагаемом месте падения. Вертолёты обнаружили несколько обломков самолёта и тела погибших пассажиров, плавающие на поверхности моря.

Версии

Техническое расследование

5 октября появилась информация о найденных в фюзеляже Ту-154 отверстиях, напоминающих пулевые, однако эта информация была названа преждевременной . Начальник Западно-Сибирского регионального Управления воздушного транспорта Владимир Тасун заявил, что, «по непроверенной информации, диспетчер на локаторе видел светящуюся точку, быстро приближающуюся к самолёту. Вот единственное, что получено из неофициальных источников по каналам телефонной связи работниками компании „Сибирь“ из Ростова». Этим же днём к российским спасателям присоединились спасатели из Израиля, а также был начат анализ переговоров экипажа Ту-154 и анализ видеоплёнки, фиксирующей показания радиолокаторов. В этот день премьер-министр Украины Анатолий Кинах сделал заявление о том, что версия о попадании ракеты в самолёт Ту-154 авиакомпании «Сибирь» «имеет право на существование».

6 октября Секретарь Совета безопасности России Владимир Рушайло заявил, что на месте аварии были найдены предметы, не относящиеся к конструкции самолёта, и что «произошло разрушение самолёта в результате поражения взрывного характера». В то же время начальник Главного управления Северо-Кавказского регионального центра МЧС России Иван Тетерин высказал мнение, что вероятность нахождения каких-либо останков самолета Ту-154 на дне Чёрного моря минимальна из-за большой глубины и нулевой видимости .

7 октября По заявлению комиссии, в 13:45:12 наземным магнитофоном был зафиксирован крик пилота Ту-154.

9 октября По заявлению комиссии, анализ пробоин в фюзеляже показывает то, что самолёт мог быть поражён ракетой комплекса ПВО С-200, так как размер и форма пробоин вполне соответствуют шрапнели осколочно-фугасной боевой части ракеты именно этого комплекса. Установление деталей катастрофы осложняется невозможностью определить точное место падения самолета - обломки оказались разбросаны на территории с радиусом более чем 12 морских миль .

10 октября Генпрокуратура России сообщила предварительные данные судебно-медицинской экспертизы погибших - причиной смерти всех 14 пассажиров, тела которых были обнаружены в ходе поисково-спасательных работ, стала баротравма . Также по информации от заместителя генпрокурора России Сергея Фридинского в крови погибших обнаружен угарный газ, что свидетельствует о пожаре на борту судна .

11 октября Владимир Рушайло обнародовал вывод технической комиссии, расследовавшей причины катастрофы самолёта Ту-154: «множественные повреждения в виде схожих пробоин говорят о поражении российского самолёта извне» . При этом Рушайло подчеркнул, что «останки самолета, упавшего в море, не найдены из-за сложного строения дна, агрессивной серо-водородной среды и большого слоя ила - до 6 метров» .

12 октября Пресс-секретарь министра обороны Украины Константин Хивренко, комментируя предварительные результаты расследования инцидента, признал, что украинская ракета могла быть причиной гибели Ту-154.

13 октября Владимир Рушайло заявил, что по анализу обломков самолёта и пробоин, зенитная ракета взорвалась в 15 метрах над самолётом. Министр обороны Украины на конференции в Киеве принёс извинения родным и близким погибших в результате катастрофы российского самолёта Ту-154. «Мы знаем, что причастны к трагедии, хотя её причины до конца пока не установлены».

Украинская экспертиза

Юридическое расследование и иски о возмещении ущерба

Изначально Генеральная прокуратура России возбудила уголовное дело по статье «Терроризм» по факту катастрофы пассажирского самолета Ту-154 над Чёрным морем. . После опубликования выводов комиссии 16 октября 2001 года дело было передано для производства Генеральной прокуратуре Украины, российская сторона официально дело закрыла .

Сразу после решения суда руководитель «Фонд помощи семьям погибших» Борис Калиновский и семья Белоноговых, которая отказалась от получения материальной помощи, подали иск в суд о компенсации морального ущерба - ответчиками выступали Кабинет Министров, Министерство обороны и Государственное казначейство Украины. Дело рассматривалось в Печерском районном суде города Киева и 30 января 2008 года в компенсации было полностью отказано. В мотивационной части отказа было указано, что вина ответчиков в катастрофе не была установлена расследованием прокуратуры, приведенные истцами доказательства противоречивы и не могут быть признаны основанием для удовлетворения иска . Апелляция на решение суда проигравшей стороной не подавалась.

Одновременно с иском от родственников погибших ОАО «Авиакомпания „Сибирь“» подала иск к Министерству обороны Украины и Государственному казначейству Украины о возмещении ущерба: сумма исковых требований включала в себя рыночную стоимость уничтоженного самолета с дополнительным оборудованием, расходы, связанные с расследованием катастрофы, расходы по страхованию, упущенную выгоду в связи с потерей самолета, и моральный вред. Рассмотрение дела длилось больше семи лет и закончилось победой стороны защиты МО Украины: основываясь на проведенной Киевским научно-исследовательским институтом судебных экспертиз дополнительном анализе материалов Государственной комиссии по расследованию - в удовлетворении исковых требований было отказано полностью . 10 октября 2011 года проигравшей стороной была подана апелляция в Хозяйственный апелляционный суд Киева .

28 мая 2012 года Киевский апелляционный хозяйственный суд отклонил жалобу российской авиакомпании «Сибирь» (S7 Airlines) на решение суда первой инстанции, который не признал вину украинских военных в крушении российского Ту-154 в 2001 году . 11 декабря 2012 года Высший хозяйственный суд Украины оставил решение в силе. Представители авиакомпании заявили о намерении обратиться в Европейский суд по правам человека .

Версии причин трагедии

Ошибка оператора

Зенитно-ракетный комплекс С-200 использует полуактивную систему наведения, когда источником излучения служит мощный наземный радар («подсветка цели»), а сама ракета ориентируется на отраженный от цели сигнал. В С-200 существуют два основных режима работы радиолокатора подсвета цели - МХИ (монохроматического излучения) и ФКМ (фазокодовой модуляции). Режим МХИ обычно используется для сканирования воздушного пространства при поиске целей, при этом определяются угол возвышения, азимут и радиальная скорость цели, но определения дальности до цели нет. Дальность определяется в режиме ФКМ, но переключение радара в этот режим занимает до 30-ти секунд и при недостатке времени может не производиться.

Наиболее вероятно, что во время учебных стрельб с участием ПВО Украины, которые проводились 4 октября 2001 года на мысе Опук в Крыму , самолет Ty-154 случайно оказался в центре предполагаемого сектора обстрела учебной цели и имел близкую к ней радиальную скорость, в результате чего был обнаружен радаром системы С-200 и принят за учебную цель. В условиях недостатка времени и нервозности, вызванной присутствием высшего командования и иностранных гостей, оператор С-200 не произвел определения дальности до цели и «подсвечивал» Ту-154 (находившийся на дальности 250-300 км) вместо малозаметной учебной цели (запущенной с дальности 60 км). Таким образом, поражение Ту-154 зенитной ракетой явилось, скорее всего, следствием не промаха ракеты мимо учебной цели (как иногда утверждается), а явного наведения ракеты оператором С-200 на ошибочно идентифицированную цель . Расчёт комплекса не предполагал возможности такого исхода стрельбы и не принял мер по его предотвращению. Размеры полигона не обеспечивали безопасности стрельб ЗРК такой дальности. Необходимые меры по освобождению воздушного пространства организаторами стрельб предприняты не были.

Теракт

Из-за отсутствия останков самолета и «черных ящиков», которые так и не были найдены, установление абсолютно достоверных причин катастрофы было признано экспертизой КНИИСЭ невозможным, но исходя из имеющейся информации украинские эксперты выдвинули предположение, что самолет пострадал от взрывного устройства, которое могло находиться «между потолком внутренней части самолета» и его корпусом .

Реакция высших лиц государств, затронутых авиакатастрофой

Россия

Украина

Израиль

Высказывание украинского президента «есть трагедии и большего масштаба» шокировали мировое сообщество. Легкомысленное заявление Л. Д. Кучмы вызвало гневную реакцию официального Израиля. Пресс-секретарь израильского премьер министра Ариэля Шарона так прокомментировал заявление украинского президента :

Когда убитый не является представителем твоего народа, тогда, наверное, возможно делать такие академические умозаключения. Погибло 78 человек, большинство из которых были израильтянами - для нас это величайшая трагедия.

16-я серия сериала «Высший пилотаж» (Россия, 2009 г.) содержит отсылки к описываемой катастрофе: российский самолёт Ил-86 совершал рейс из Тель-Авива в Москву, попал в зону проведения Украиной учебных стрельб ПВО над Чёрным морем и был сбит из ЗРК С-200 (в фильме, однако, самолёт удалось посадить в степи на Кубани)

Увековеченье памяти

Десять лет спустя

Примечания

  1. Я не я и ракета не моя
  2. Авиакатастрофа рейса Ту‑154 Тель- Авив-Новосибирск (2001 г.). Справка | Справки | Лента новостей "РИА Новости"
  3. "Катастрофа самолета Ту-154 в Черном море произошла из-за теракта"
  4. Катастрофа самолета Ту-154 в Черном море
  5. Хроника трагедии
  6. Западные СМИ сообщают, что самолет ТУ-154 был сбит ракетой с территории Украины
  7. Ту-154 был сбит украинской ракетой?
  8. В поисках украинского следа
  9. На фюзеляже Ту-154 не обнаружено пулевых отверстий - Новости NEWSru.com
  10. Надежды на «Тритона» практически нет
  11. «Причиной гибели пассажиров ТУ-154 стала баротравма»
  12. «Секретарь Совета безопасности России Владимир Рушайло сообщил журналистам вывод технической комиссии. …»
  13. «Вывод комиссии по расследованию гибели ТУ-154: "самолет был поражен извне"»
  14. Новости NEWSru.com:: Эксперты отрицают, что российский Ту-154, упавший в 2001 году в Черное море, сбила украинская ракета
  15. Эксперты отрицают поражение самолета РФ украинской ракетой в 2001 году // РИАНовости Украина.
  16. Украина не видит оснований для возбуждения дела по катастрофе Ту-154
  17. Следствие закончено, забудьте
  18. Генпрокуратура снова взялась за дело о катастрофе российского Ту-154 над Черным морем
  19. Суд обязал украинскую прокуратуру возобновить дело о катастрофе самолета Ту-154
  20. Хозсуд Киева отклонил иск авиакомпании «Сибирь» к Минобороны и Госказначейству Украины
  21. Украина отказала в иске семьям погибших в катастрофе Ту-154
  22. Решение киевского суда по делу сбитого в 2001 году Ту-154 обжаловано
  23. Украинские военные не причастны к ЧП с Ту-154 в 2001 г, подтвердил суд // РИА Новости, 28/05/2012 г., 15:27
  24. Хрипун, В.; Шагиахметов, П. Украина предстанет перед ЕСПЧ . Коммерсантъ (12 декабря 2012). Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012. Проверено 12 декабря 2012.

Катастрофа рейса МН-17 в Донецкой области заставила вспомнить трагедию 2001 года, когда над Черным морем взорвался самолет авиакомпании «Сибирь». Российская сторона в обеих катастрофах винила украинских ракетчиков. Их причастность к падению малайзийского «Боинга» уже опровергнута предварительными выводами международной комиссии. Но расследование катастрофы Ту-154 привлекало гораздо меньше внимания, и даже в Украине его ключевые выводы практически неизвестны.

15 лет назад, 4 октября 2001 года, над Черным морем потерпел катастрофу лайнер авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс SBI-1812 по маршруту Тель-Авив - Новосибирск. 66 пассажиров и 12 членов экипажа погибли. Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета, самолет был непреднамеренно сбит ракетой украинского комплекса С-200, запущенной во время учений. Украина заплатила родственникам погибших пассажиров, но отказалась признать свою вину в происшествии.

Год назад, в ноябре 2015 года, родственники пассажиров рейса SBI-1812 обратились к президенту и к генпрокурору России с просьбой возобновить расследование крушения. Авторы письма сравнили авиакатастрофу 2001 года с падением малайзийского «Боинга» в 2014 году и назвали заявления Украины о непричастности к обеим авариям «лицемерными и лживыми».

Bird In Flight собрал самые важные из малоизвестных подробностей крушения Ту-154.

1. Самолет взорвался в зоне ответственности России

Совместные учения по стрельбе из наземных и корабельных зенитно-ракетных комплексов проводились на полигоне Черноморского флота Российской Федерации на мысе Опук в Крыму. Всего было выпущено 23 ракеты. Украинские власти закрыли для полетов сектор стрельб в пределах своей юрисдикции. Самолет авиакомпании «Сибирь» взорвался и упал в зоне ответственности российского Северо-Кавказского центра управления воздушным движением, не запретившего пролет пассажирских рейсов в этом районе.

2. Ту-154 не подавал обязательного сигнала опознавания государственной принадлежности «Я свой»

По правилам экипаж рейса SBI-1812 должен был включить систему опознавания государственной принадлежности за 400 километров до границ СНГ, но она молчала все время полета до момента катастрофы.

Если бы самолет подавал сигнал «Я свой», тот бы фиксировался антенной комплекса С-200. В таком случае проведение боевых стрельб запрещается, а команда «Пуск» блокируется автоматически.

3. Президент России Владимир Путин отрицал причастность украинских военных к падению Ту-154

В день катастрофы Владимир Путин заявил, что украинские силы ПВО не могли сбить Ту-154 во время учений: «Оружие, которое использовалось в это время, по тактико-техническим данным не могло достать воздушных коридоров, в которых находилось наше воздушное судно». «Возможно, что это было результатом террористического акта», - сказал он на встрече с министрами юстиции стран ЕС.

4. Версия о попадании украинской ракеты стала главной после сообщений о наличии у администрации США доказательств этого. Никто из участников расследования катастрофы их не увидел

С-200 - советский зенитно-ракетный комплекс дальнего радиуса действия. Предназначен для обороны значительных площадей от бомбардировщиков и других стратегических летательных аппаратов. На вооружении с 1967 года. Ракета наводится на цель, используя отраженный от цели луч радиолокатора подсвета цели. Масса боевой части - 220 кг. Содержит 90 кг взрывчатого вещества и 37 000 стальных шариков.

Уже 4 октября информагентство «Киодо Цусин», телекомпании CBS и CNN со ссылкой на источники в американском правительстве заявили о наличии доказательств поражения Ту-154 ракетой «земля - воздух». После этого украинские власти признали проведение учений ПВО в день катастрофы, и версия о теракте отошла на второй план.

Власти США официально никогда не сообщали, о каких доказательствах шла речь, и не предоставляли их участникам расследования.

5. В обломках самолета обнаружены стальные шарики и отверстия, сходные по размеру с поражающими элементами ракеты комплекса С-200. Это склонило власти Украины к принятию на себя ответственности за происшествие. Экспертиза поставила под сомнение весомость улик

В поднятых из моря фрагментах Ту-154 найдены пять шариков и 460 пробоин, размер которых примерно соответствует диаметру (9–12 мм) поражающих элементов боевой части ракеты, выпущенной украинскими военными 4 октября 2001 года.

Впрочем, во время рассмотрения дела в судах было установлено:

  • боевая часть такой ракеты снаряжается стальными шариками; они используются в подшипниках и продаются свободно;
  • на шариках найдены следы одного только тротила, хотя взрывчатое вещество боевой части ракеты состоит из него на 20 %, а на 80 % - из гексогена;
  • во фрагментах самолета есть круглые отверстия, меньшие по диаметру, чем шрапнель ракеты;
  • в элементах потолка среди прочих есть отверстия, образованные попаданием шарика изнутри салона, снизу вверх.
Люди в израильском аэропорту имени Бен-Гуриона реагируют на сообщение о катастрофе рейса Тель-Авив - Новосибирск. Большинство из 64 пассажиров были гражаднами Израиля. Фото: Ariel Schalit / AFP / East News

6. Не обнаружены: фрагменты ракеты, внешняя обшивка самолета, черные ящики

Во время поисковых работ в Черном море не были найдены фрагменты 11-метровой ракеты, хотя значительная ее часть сделана из плавучих материалов.

Ни один из 404 поднятых фрагментов самолета не относится к внешней обшивке. Найти фюзеляж на дне с помощью эхолота не удалось. Поэтому невозможно в точности определить, прилетели ли стальные шарики в салон извне.

7. Российский радиолокационный комплекс в Геленджике за 30 секунд до взрыва зафиксировал неизвестный объект на удалении 50 километров от Ту-154. Если это была украинская ракета, она не смогла бы достичь самолета

На расстоянии более 150–200 километров от стартового комплекса, после выработки топлива, скорость ракеты 5В28 падает до 1 км/с, а на дальности 250 километров - до 870 м/с. Самолет потерпел крушение в 240 километрах от точки пуска ракеты. То есть отрезок в 50 километров она пролетела бы не менее чем за 50 секунд.

8. Версия о наведении ракеты на излучение мобильных телефонов пассажиров Ту-154 осталась непроверенной

По словам участника расследования генерал-лейтенанта Валерия Каминского (в 2001 году - начальник Главного штаба войск ПВО Украины), для захвата цели на удалении 30 километров головке самонаведения ракеты С-200 достаточно мощности излучения 0,35 Вт, притом что мобильные телефоны того времени излучали до 2 Вт.

Украинская сторона была готова проверить версию: пустить Ту-154 с включенными гаджетами на борту по маршруту рейса SBI-1812 и отследить его средствами ПВО. Однако Россия от эксперимента категорически отказалась.

9. Определенная Межгосударственным авиационным комитетом точка подрыва ракеты - сзади, слева и в 15 метрах над корпусом самолета - не соответствует принципу наведения ракеты С-200

Вычислительный блок наводит ракету 5В28 с упреждением в точку предполагаемой встречи по ходу движения цели. Поэтому подрыв происходит в районе носовой части самолета.

По такому же принципу наводятся ракеты ЗРК «Бук». Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines в 2014 году был поражен над Донецкой областью ракетой, взорвавшейся левее и выше кабины пилотов.

Премьер-министр Израиля Ариэль Шарон перед специальным заседанием Кнессета в память о жертвах катастрофы 4 октября 2011 года. Фото: Menahem Kahana / AFP / East News

Соглашение об урегулировании претензий, возникших вследствие воздушной катастрофы 4 октября 2001 года

Правительство Украины и Правительство Государства Израиль <...> отмечая, что Украина признает Воздушную Катастрофу ужасной человеческой трагедией и выразила глубокое сожаление по поводу гибели людей; отмечая, что Украина не признала никаких юридических обязательств или ответственности в связи с Воздушной Катастрофой; достигнув согласия по финансовым и юридическим условиям урегулирования, договорились о нижеследующем…

10. Вина Украины не доказана, не признана и не подтверждается выплатами семьям погибших пассажиров

В октябре 2001 года президент Украины Леонид Кучма извинился за случившееся и уволил министра обороны Кузьмука. Он руководствовался выводами комиссии по расследованию катастрофы во главе с секретарем Совета безопасности России Владимиром Рушайло, но продолжал называть катастрофу следствием «фатального стечения обстоятельств».

$200 тысяч за каждого погибшего пассажира были выплачены Израилю и России по формуле ex gratia - из гуманитарных соображений, без признания вины. Никакие претензии к Украине на межгосударственном уровне не выдвигались.

В 2007-м году Генеральная прокуратура Украины окончательно закрыла уголовное дело по факту катастрофы, не найдя доказательств того, что Ту-154 был сбит украинской ракетой.

В 2008 году Печерский районный суд Киева отказал в компенсации морального ущерба руководителю «Фонда помощи семьям погибших» Борису Калиновскому и семье Белоноговых, отказавшихся получить $200 тысяч. Апелляцию они не подавали.

В 2011 году после семи лет рассмотрения в иске о возмещении ущерба было отказано авиакомпании «Сибирь». Высший хозяйственный суд Украины оставил решение в силе. Авиакомпания заявляла о намерении обратиться в Европейский суд по правам человека, но этой возможностью не воспользовалась.

На фоне бесконечного и безрезультатного расследования катастрофы малайзийского "Боинга" показательной выглядит гибель от украинской ракеты российского самолета Ту-154 над Черным морем в 2001 году, замечает Александр Хроленко.

15 лет назад, 4 октября 2001 года после поражения зенитной ракетой украинской ПВО упал в Черное море в 185 км юго-западнее Сочи пассажирский самолет Ту-154, следовавший рейсом Тель-Авив - Новосибирск. Погибли все находившиеся на его борту 66 пассажиров и 12 членов экипажа (27 граждан России и 51 гражданин Израиля).

Зарубежные информационные агентства сразу связали катастрофу авиалайнера компании "Сибирь" с террористической атакой в США 11 сентября 2001 года. Проверялась и версия взрыва по техническим причинам. Через несколько часов ситуацию прояснили специалисты американской разведки. По информации телекомпании CBS, один из спутников Минобороны США зафиксировал пуск ракеты с территории Крыма примерно в то же время, когда Ту-154 упал в Черное море.

При этом министр обороны Украины Александр Кузьмук заявил, что 4 октября учения войск ПВО не состоялись. А украинский президент (и главнокомандующий) Леонид Кучма легкомысленно добавил, что есть трагедии и большего масштаба.

Возможно, и в случае с малайзийским "Боингом" на Украине могли бы помочь снимки разведывательных спутников Минобороны США, однако в горящем Донбассе американцы имеют свой интерес.

Что мы знаем о катастрофе над Чёрным морем 4 октября 2001 года - это «тяжёлая авиакатастрофа, произошедшая 4 октября 2001 года. Над Чёрным морем потерпел катастрофу Ту-154М (регистрационный номер RA-85693, заводской 91А866) авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс SBI1812 по маршруту Тель-Авив - Новосибирск. Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета (МАК), на высоте 11 тысяч метров самолёт непреднамеренно сбила Украинская зенитная ракета С-200, выпущенная в воздух в рамках проводившихся на Крымском полуострове военных учений. Все 66 пассажиров и 12 членов экипажа погибли».

Вот все, что мы знаем о этой катастрофе. Вроде все просто и понятно Украинские ПВО в ходе учений, на которых присутствовал президент Украины Кучма сбили Российский самолет. Оказывается, не все так просто в событиях того трагического дня. Если немного покопаться в истории вопроса, то выясняется, что российскими и украинскими военными проводились учебные стрельбы на полигоне 31-го исследовательского центра Черноморского флота Российской Федерации (http://sevastopol.su/author_page.php?id=21997&parent=1034) на мысе Опук: в присутствии делегаций 7 государств.

Использовались наземные зенитно-ракетные комплексы С-200, С-300, С-125, комплексы Бук, Куб, Украинские корабли фрегат «Сагайдачный» и корвет «Луцк», а также корабль ЧФ РФ «Пытливый», оснащённые зенитно-ракетными комплексами «Оса», принимали участие в стрельбах по беспилотному самолёту-разведчику Ту-143, известному как мишень «Рейс». В общей сложности по целям было выпущено 23 ракеты. Рейс SBI1812 вылетел из международного аэропорта имени Давида Бен-Гуриона в 8:00 UTC (10.00 по израильскому времени). В 9:39 UTC самолёт вошёл в зону ответственности № 7 Северо-Кавказского центра автоматизированного управления воздушным движением (СКЦ АУВД) «Стрела» и экипаж сообщил диспетчеру о пролёте пункта обязательных донесений ODIRA.

Полет осуществлялся на высоте 11100 метров в пределах международной воздушной трассы Б-145, на которую не распространялись какие-либо ограничения, в том числе временные, действовавшие на период проведения учений вооруженных сил противовоздушной обороны России и Украины. В 9:45 UTC (13:45 по московскому времени) магнитофон СКЦ АУВД «Стрела» зафиксировал звуковой сигнал, соответствующий выходу экипажа на внешнюю связь, сопровождавшийся эмоциональным криком. В дальнейшем в течение 45 секунд было зафиксировано ещё несколько сигналов от нажатия членами экипажа кнопки бортовой УКВ-радиостанции с последующими шумами и криками членов экипажа (в том числе фраза «...куда попала(о)...»), свидетельствующими о внезапном возникновении на борту воздушного судна аварийной ситуации.

Практически одновременно с первым нажатием диспетчером было отмечено исчезновение метки самолета с экранов радара. Самолёт в это время находился на высоте 11 километров, примерно в 200 километрах юго-западнее города Сочи. В это же время экипажем находящегося в том же районе самолёта Ан-24 Армянских авиалиний было доложено о зафиксированной вспышке над ним. Координаты примерного места падения самолёта были определены 42°11′ с. ш. 37°37′ в. д. , что примерно в 280 километрах от Новороссийска. Для обывателя все вроде очевидно, на первый взгляд, но оказывается не все так просто.................

В ходе следствия установлены следующие факты.....................

1. В 13:42 по Московскому времени было прекращено излучение радиолокационной аппаратуры комплекса С-200В украинских ПВО.

2. По данным контроля российской РЛК "Геленджик" от 4 октября 2001 года в воздушном пространстве за 30 секунд до взрыва наблюдалась ракета 5В28 ЗРК С 200В на расстоянии 50 км от места катастрофы.

3. В отчете утверждается, что мишень Ту-143 "Рейс" за три минуты до катастрофы Ту-154 была уничтожена огнем Российского ЗРК С-300 ПС, расположенного в 11 км от украинского ЗРК С-200В.

И тут оказывается все понятно стоит только взглянуть на тактико-технические характеристики ракет систем ЗРК С-200 и С-300.

Первое что бросается в глаза это то, что ракета украинского ЗРК С-200 технически не могла за 30 сек преодолеть расстояние в 50 км до самолет Ту-154. (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1-200) Скорость полёта ракеты: 700-1200 м/с, в зависимости от дальности......

То есть максимальное расстояние куда могла за 30 сек улететь ракета Украинского ЗРК С-200 - это 36 км. Напомню, что расстояние от Украинской ракеты С-200 до Ту-154 за 30 секунд до взрыва было 50 км. А дальше всплывают другие конструктивные различия ЗРК С-200 которые использовали украинские ПВО и ЗРК С-300 который использовали российские ПВО. ЗРК С-200 использует пассивную систему наведения ракеты на цель, а ЗРК С-300 использует полуактивную систему наведения ракеты на цель.

Это означает что ракета ЗРК С-200 украинских ПВО могла поразить самолет только в том случае, если наземный локатор подсвечивал цель, а как установлено следствием за три минуты до взрыва украинская радиолокационная аппаратура была отключена. То есть получается ракета украинского ЗРК С-200 не была наведена на цель или уже поразила мишень Ту-143 "Рейс". А ракета ЗРК С-300 имеет более современную полуактивную систему наведения которая позволяет ракете самой наводиться на цель без использования подсветки с Земли.

Путем короткого анализа можно предположить, что самолет Ту-154 АК «Сибирь» был сбит ракетой С-300 российских ПВО, которая захватила самолет как цель после того как украинская система ЗРК С-200 сбила мишень. Еще очень странным на фоне такой запутанной истории смотрится тот факт, что расследованием этой авиакатастрофы занималась не международная комиссия ИКАО, а комиссия из представителей России и Украины под руководством Секретаря Совета безопасности России Владимира Рушайло.

Такое чувство, что убийцы расследовали дело об убийстве которое они же и совершили..................

Косвенным признанием того, что Украина не причастна к гибели самолета АК «Сибирь» является ивыступление Владимира Путина сразу же после катастрофы вечером 4 октября 2001 года (http://www.newsru.com/russia/04Oct2001/tu154_pu.html) . Владимир Путин заявил, что украинские силы ПВО не могли сбить во время учений российский самолет Ту-154, упавший в четверг в Черном море.

"Во-первых, заранее все необходимые службы на Украине были поставлены в известность.......................... Во-вторых, оружие, которое использовалось в это время, по тактико-техническим данным не могло достать воздушных коридоров, в которых находилось наше воздушное судно", - заявил Путин.

Возникает другой вопрос: «Почему Кучма в итоге признал то, что украинские ПВО сбили самолет?............... У меня на него только один ответ - Кучма получил хорошие деньги за признание вины за Путина. Не забывайте, что Путин в 2001 году только что отвертелся со скандалом с АПЛ «Курск»,...... а тут еще громкий скандал с гибелью граждан Израиля.

Вот и пришлось уговорить Кучму и его военных взять на себя ответственность за погибших людей. Косвенным доказательством этого является тот факт, что суд Украины подтвердил невиновность военных в крушении Ту-154 в 2001 году.////

15 лет назад над Черным морем был сбит российский пассажирский самолет, выполнявший рейс Тель-Авив – Новосибирск. Погибли 66 пассажиров и 12 членов экипажа. Согласно опубликованным в СМИ данным расследование показало: лайнер сбила зенитная ракета С-300, которую во время учений случайно выпустили украинские военные.

Однако пассажирский самолет авиакомпании «Сибирь» Ту-154 с гражданами Израиля над Черным морем в 2001 году сбили с территории российской воинской части , в ходе украино-российских (а не только украинских) учений. Украинские военные не располагали ракетами, способными достать пассажирский самолет на такой высоте.

Скорее всего, Кучма попросту прикрыл Путина, не предав гласности данные украинских РЛС.

Ставить точку в этом деле окончательно не стоит , – такое заявление сделал год назад главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов.

Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедектов сомневается в правдивости общепринятой версии гибели самолета Ту-154 с израильскими пассажирами над Черным морем в 2001 году.

«Вот говорят, что украинцы сбили самолет. А вы знаете, что это до сих пор не установлено? Для меня это было откровением» , – заявил Венедиктов в эфире «Эхо Москвы», запись которого размещена на .

Он подчеркнул, что исследовать в полном объеме причины катастрофы не представлялось возможным, так как обломки упали в море.

Кроме того, к расследованию авиакатастрофы не были допущены иностранные специалисты. «Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета (МАК), во главе которого стоит наша любимая Татьяна Анодина, на высоте 11 тыс метров самолет непреднамеренно сбит украинской ракетой С-200, выпущенной в рамках проводившихся на Крымском полуострове военных учений », – сказал он.

При этом он обращает внимание, что ракета была запущена с российской военной базы. «Ракета запущена с этой площадки, принадлежащей Черноморскому флоту Российской Федерации – на условиях аренды », – сообщил журналист.

На следующий день минобороны Украины также подтвердило «факт проведения украинскими и российскими (!) учебных стрельб на полигоне – внимание: 31-го исследовательского центра Черноморского флота Российской Федерации на мысе Апук».

«Ой, сказал я сам себе. И вам говорю: обратите внимание – это были украино-российские учения. И там были российские наблюдатели – то есть у нас была вся информация о запусках », – подчеркнул Венедиктов.

Важным моментом является и то, что Украина до сих пор не признала свою вину, хотя и согласилась выплатить компенсации родственникам жертв на общую сумму 16 млн долларов. Так, Венедиктов приводит сообщение о том, что в январе 2012 года киевский суд отказал родственникам в выплате новой компенсации, «потому что не доказано, что именно украинская ракета сбила самолет российской авиакомпании Сибирь». «Что-то мы не занимали тогда такую позицию, которую занимаем сейчас по малазийскому «Боингу»… Что-то не ставили 147 вопросов украинской стороне тогда, а ставим сейчас… », – задается вопросом журналист.

Кроме того, он напомнил признание российской стороны, что украинцы не могли сбить самолет даже чисто технически. Так, президент России Владимир Путин заявил в Кремле после встречи с минобороны Украины, что «украинские ПВО не могли сбить российский самолет Ту-154». «Во-первых, все необходимые службы на Украине были поставлены в известность. Во-вторых, использованное оружие по тактико-техническим данным не могло достать в воздушных коридорах наше воздушное судно » , – сказал тогда президент России, добавив, что у него «в любом случае нет оснований не доверять украинской стороне », поэтому детали катастрофы будут уточняться по линии минобороны двух стран.

«Специалисты не сомневаются, что это была украинская ракета. А президент наш Владимир Владимирович – сомневается », – подчеркнул журналист.

А.Венедиктов также обратил внимание на то, что власти России сделали все, чтобы замять инцидент. «Я хочу обратить внимание наших коллег по телевидению, которые говорят, что Украина сбила самолет. А вы знаете, что генпрокуратура России закрыла уголовное дело? Что такое? Там ведь погибли российские граждане. Компенсаций – нет. Установленных позиций – нет », – заявил он.

«И когда я говорю, что история неизвестна… Знаете, как наш историк Натан Яковлевич Эдельман говорил: «было, не было – могло быть». Вот могло быть!» , – резюмировал главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов.

Венедиктов напомнил, что первыми о версии сбития самолета системами ПВО, а не теракта на борту, заявили на американском телеканале СВN со ссылкой на ЦРУ. В связи с этим он призвал США, которые вели разведку района (и по данным некоторых СМИ даже записали даже разговор операторов ЗРК) обнародовать свои данные по этой авикатастрофе.

В связи с этими и другими обстоятельствами возникает вопрос – а не следует ли исследовать данную авиакатастрофу повторно?

 

 

Это интересно: