→ Делай, что должен. Латинские паруса, латинское парусное вооружение Использование латинских парусов на современных судах

Делай, что должен. Латинские паруса, латинское парусное вооружение Использование латинских парусов на современных судах

Для вспомогательного назначения паруса особенно удобно латинское вооружение. Его с одинаковым успехом можно использовать как на байдарках, так и на гребных лодках для плавания по открытым водоемам при благоприятных погодных условиях. Байдарка, вооруженная латинским гротом, на полных курсах к ветру даже конкурирует по скорости со швертботом «Мева».

Самостоятельно изготовить латинский парус помогут рекомендации туриста-парусника Ю. Кужеля (Латинский парус. «Турист», 1978, № 5). Латинское парусное вооружение (рис. 33) имеет свободную, без вант, мачту (2), на которой с помощью фала (1) и галс-оттяжки (4) подвешен парус (6). Парус растянут рейками (3, 5), вставленными в карманы по его передней и нижней шкаторинам. Различные снасти прикреплены к рангоуту с помощью карабинов. На рис. 34 приведен рабочий чертеж паруса площадью 4,5 м 2 . Правильная форма паруса обеспечивается конфигурацией карманов и задней шкаторнны. Фаловый и шкотовый углы укреплены фаловыми дощечками.

Рис. 33. Латинское вооружение


Рис. 34. Рабочий чертеж латинского паруса

Ознакомившись с этой конструкцией, нетрудно убедиться в простоте работы с латинским парусом. Его можно поднять и убрать, причем, опущенный, он не мешает грести. Мачта в байдарке устанавливается на штатном месте в начале кокпита. Байдарки с таким парусным вооружением полезно оборудовать швертами и одной поперечной балкой с надувными емкостями на ее концах. Швертовый узел удобно расположить за спинкой сиденья переднего экипажа. В условиях похода простейшей поперечной балкой служит обычное байдарочное весло с надувными мячами, привязанными к его лопастям (Перегудов В. Глиссирующие поплавки из байдарочного весла. «Катера и яхты». 1975, № 3).

Для гребных лодок необходимо дополнительно изготовить рулевое устройство. Мачта устанавливается на днище гребной лодки и хомутом прижимается к поперечной балке.

История происхождения латинского (косого) паруса теряется в глубине времени. Он появился в Средиземном море у арабов, потом его заимствовали европейцы. Но арабы тоже заимствовали его, скорее всего у персов. Здесь вспоминается знаменитый Синдбад-мореход, который, если исходить из его имени, не был ни арабом, ни персом, а выходцем из индийской провинции Синдх. Это версия ещё нигде не была высказана, но она мне очень нравится. В этой связи интересно перечитать арабские (?) сказки, рассказанные Шахерезадой. Интересно звучит имя этой принцессы, оно точно имеет иранское происхождение. Таким образом, мореплавание в Индийском океане имеет свои глубокие истоки. А ведь именно косой парус позволил людям плавать против ветра. Наличие течений и муссонов в Индийском океане должно было стимулировать творцов этого открытия. Ведь именно благодаря косому парусу Колумб переплыл Атлантический океан. В предлагаемой статье подробно рассказывается о происхождении косого паруса.

" Известно, что одной из отличительных признаков средневековой галеры было наличие латинского парусного вооружения. Мы еще обязательно поговорим о возникновении латинских парусов на галерах, но сейчас хотелось бы несколько слов сказать об истории возникновения косых, в том числе латинских, парусов вообще. Кто и когда изобрел латинский парус – неизвестно. Поэтому, как обычно в таких случаях, нет недостатка в гипотезах, порою взаимно исключающих друг друга, окрашенных плохо скрытыми попытками утвердить национальные приоритеты (постулат «Россия – родина слонов» касается не только России и не только слонов). Принцип действия латинского паруса коренным образом отличается от принципа работы прямого паруса. Он устанавливается не поперек, а практически вдоль ветра, и движущая сила является составляющей разности давлений между вогнутой и выпуклой частями паруса, совершенно так же, как образуется подъемная сила крыла самолета. Основные преимущества латинского паруса – он оказывает меньшее сопротивление движению, более эффективно используется при слабом ветре и позволяет идти круче к ветру, чем при использовании прямого паруса. Так почему же так долго длилось господство прямого паруса?

Имелась только одна причина, по которой большой прямоугольный парус оставался в течение многих и многих веков на судах, совершавших плавание по Нилу. Эта река, как известно, течет с юга на север, в то время как преобладающие ветры дуют с севера на юг. Следовательно, когда судно спускалось вниз по течению, рангоут рубили и за дело брались гребцы. На обратном пути дул устойчивый попутный ветер, который не требовал лавирования для следования вверх по течению. Простота в конструкции прямых парусов и управлении ими способствовали такому длительному их господству на египетских, а затем и других средиземноморских судах. Прямой парус не нуждается в переходе с галса на галс при незначительном изменении направления попутного ветра, тогда как использование косых парусов в этом случае требует от экипажа постоянного внимания.

Наиболее вероятно переход от прямого к латинскому парусу выглядит следующим образом. Используя прямой парус, мореплаватели заметили, что когда судно идет не точно в фордевинд, эффективность паруса можно повысить, если повернуть его таким образом, чтобы он оказался перпендикулярно ветру. Если эта техника используется при наличии у судна киля или рулевого устройства (а лучше – и того и другого вместе), то можно выбирать курс судна относительно ветра в более широких пределах, а не просто перемещаться вдоль направления ветра.

Если направление ветра приближается к траверзу, т.е. судно идет близко к курсу бакштаг, этот прием начинает срабатывать хуже, однако падение движущей силы может быть частично скомпенсировано, если наветренную шкаторину паруса направить навстречу ветру. Этот метод хорошо срабатывает, если наветренная шкаторина туго натянута, что может быть достигнуто наклоном наветренной части верхней реи (или гафеля) вниз. Использование прямого паруса таким образом – прямой путь к изобретению латинского паруса, возможно, через промежуточное использование четырехугольного рейкового (люгерного) паруса (когда четырехугольный парус крепится верхней шкаториной к рейку, причем реек и нижняя мягкая шкаторина паруса выступают впереди мачты). Кэмпбелл в своем исследовании «Латинский парус в мировой истории» (Journal of World History, Spring 1995), считает, что специфическая форма латинского паруса акватории Индийского океана увеличивает правдоподобие этой гипотезы: короткая кромка наветренной шкаторины является, возможно, остатком первоначальной шкаторины прямого паруса. Однако это остается только гипотезой, не подтвержденной материальными свидетельствами. Развитие косого парусного вооружения в зоне Тихого океана и Юго-Восточной Азии следовало своими путями, независимыми от развития паруса в Средиземноморье, что подтверждает гипотезу о двух, а возможно и о трех независимых направлениях развития латинского паруса.

Наиболее острые споры развернулись вокруг вопроса, имеет ли латинский парус средиземноморское происхождение или он первоначально появился в Индийском океане и привнесен в Средиземное море арабами. Сторонники второй версии приводят в ее подтверждение следующие доводы. Латинский парус был повсеместно известен под именем «арабского паруса», заимствованием которого мореплаватели Запада значительно повысили эффективность своего флота. Далее, отсутствуют свидетельства о наличии в Средиземном море латинского вооружения до конца девятого века, т.е. по прошествии почти двух веков с начала действия арабских кораблей в Средиземноморье (George F. Hourani, Arab Seafaring in the Indian Ocean in Ancient and Early Medieval Times (Princeton, 1951)).

Однозначно решает этот вопрос и наш арабист Шумовский Т.А. В своей книге «Арабы и море» (1964 г., с.173) он пишет:

«Перенесенный арабскими мореходами из Индийского океана в Средиземное море и ставший достоянием Европы, носо-кормовой треугольный парус произвел революцию в европейском парусном мореплавании. Переход от первобыт­ного одномачтовика с прямоугольным парусом к трехмачто­вым кораблям с арабским треугольником дал возможность парусному судну идти против ветра, то есть практически в. любом выгодном ему направлении, откуда возникла техни­ческая возможность осуществить экспедиции Колумба, Васко да Гамы, Магеллана и их преемников.»

Р.Боуэн (Richard LeBaron Bowen, “Arab Dhows of Eastern Arabia,” The American Neptune 9 (1949): 92) тоже полагает, что вероятнее всего родиной латинского паруса является Индийский океан, так как в рассмотренной выше эволюции парусного вооружения от прямого к латинскому именно в Индийском океане присутствуют промежуточные между ними видоизменения паруса. В Средиземном же море не обнаружены паруса, которые можно было бы считать предшественниками латинского. Вместе с тем Р.Боуэн считает, что неправильным было бы приписывать изобретение латинского паруса арабам. Он полагает, что арабы проявили себя мореплавателями слишком поздно, чтобы считаться изобретателями латинского паруса. По мнению этого авторитетного ученого, арабы переняли знания морского дела у персов вместе с морским словарем, принципами навигации и, возможно, и латинским парусным вооружением. А уж затем арабы перенесли латинский парус в Средиземное море. Подтверждает эту гипотезу, якобы, тот факт, что первые изображения латинского паруса в средиземноморском изобразительном искусстве появились в девятом веке. В связи с этим уместно привести замечание Ван Доорнинка, приведенное в сборнике A History of Seafaring Based on Underwater Archaeology, (ed. George F. Bass (London, 1972), p. 146) о том, что иллюстраторы манускриптов, как правило, работали с традиционными стереотипными формами и редко вводили новации в свое искусство. Так что треугольные латинские паруса могли появиться задолго до того, как их изображения стали использоваться в иллюминированных рукописных текстах. Следовательно, этот факт дает основание для заявления лишь о том, что латинские паруса на Средиземном море появились «не позднее, чем» в IX веке. Но главная трудность в продвижении этой гипотезы заключается в том, что, как в более раннем исследовании заявил тот же Боуэн, нет ни одного свидетельства об использовании латинского паруса в западной части Индийского океана до появления там португальцев. Правда, имелись предположения, что рейковый (люгерный) парус мог быть занесен в западную часть Индийского океана греческими купцами, ведущими торговлю с Индией в эпоху господства Рима. И все же, несмотря на самые тщательные научные поиски, не удалось найти ни одного литературного или изобразительного свидетельства о типах парусного вооружения, используемого в западной части Индийского океане до XV века. Приводимые Дж.Хурани в подтверждение гипотезы о том, что арабы использовали латинский парус, свидетельства из арабской поэзии IX-X вв. не выдерживают никакой критики. Поэтические образы сравнивают корабельный парус вдалеке с плавником кита или выпускаемым им фонтаном. На этом основании Дж.Хурани делает вывод, что имеется в виду скорее латинский, чем прямой парус. Но у кита нет спинного плавника, а фонтан, выпускаемый китом, похож скорее на облако пара, чем на какую-то определенную форму. Это скорее чисто романтический образ, не дающий ключа к форме паруса. Не проясняют вопрос и сохранившиеся характеристики паруса арабских судов, которые приводит Ибн-Маджид (XV в.). Он указывает, что отношение длины наветренной шкаторины к длине подветренной равно 10:13,5, т.е парус почти прямой, и это скорее люгерный, чем латинский парус (Arab Navigation in the Indian Ocean before the Coming of the Portuguese (London, 1971), p. 52.)"

Однако имеются свидетельства применения парусов в сухопутном транспорте - например, парус широко использовался для создания вспомогательной движущей силы на повозках в Китае , также он приводит в движение колесные и ледовые буера .

Простейший парус представляет собой кусок материи (см. парусина). Паруса большего размера сшиваются из нескольких кусков. Полотнищам перед сшивкой придают такую форму, чтобы готовый парус, установленный на своё место и наполненный ветром, имел хорошо обтекаемую выпукло-вогнутую форму, в разрезе напоминающую крыло птицы, и развивал наибольшую полезную силу.

Для изготовления современных парусов применяются синтетические ткани. В некоторых случаях (например, для изготовления парусов для виндсёрферов) применяется не ткань, а прочная плёнка. Существуют и более сложные и дорогостоящие технологии изготовления парусов, при которых весь парус изготавливается не из кусков материи или плёнки, а из высокопрочных синтетических нитей, размещаемых между двумя слоями плёнки по линиям действия на парус наибольших нагрузок .

Встречаются и совсем уж непохожие на обыкновенный парус конструкции, представляющие собой поставленное вертикально крыло и использующие силу ветра для тех же целей, что и парус. Такие конструкции иногда устанавливают, например, на спортивные лодки (также, кстати, довольно сильно непохожие на обычные лодки, знакомые большинству) с целью достижения рекордов скорости на воде. Имеющие очень мало общего с растянутым куском материи, эти крылья, тем не менее, называют по инерции либо «жестким парусом», либо «парусом-крылом».

История паруса

Люди научились использовать парус примерно 5,5 тыс. лет назад. Судя по сохранившимся рисункам и результатам раскопок, первыми начали применять парус египтяне. [ ]

Виды парусов

Прямые паруса

Прямые паруса - паруса, которые ставятся попёрек судна и крепятся к реям , поднимающимся на мачты и стеньги . Имеют вид равнобокой трапеции. Управление прямым парусом осуществляется разворотом рея брасами и шкотами в горизонтальной плоскости. На острых галсах наветренная шкаторина прямого паруса отводится на ветер с помощью специальной снасти, называемой шпрюйт .

Прямыми парусами вооружаются большие парусные суда: корабли , барки , баркентины , бриги и бригантины . Широкое распространение прямые паруса получили благодаря возможности получать огромные парусные площади путём совокупности небольших парусов. Ни один человек не сможет справиться с парусом, площадь которого превосходит некоторый предел (примерно 5-8 квадратных метров на одного человека).

Косые паруса

На данный момент является наиболее распространённым видом паруса на яхтах . По простоте управления, постановки и тяговым характеристикам является бесспорным лидером.

Яхта с правильно настроенными бермудскими парусами может длительно управляться всего одним человеком. Такой манёвр, как поворот оверштаг , может выполняться вообще без вызова подвахты , за счет перекладки руля.

Судно «Reaper» с люгерным парусным вооружением

Лю́герный (ре́йковый) парус - разновидность косого паруса .

Парус чаще всего в форме неправильной трапеции, верхней шкаториной крепится к рейку , нижней - к гику .

Шпринтовый парус - четырёхугольный косой парус, растягивающийся по диагонали тонким шестом (шпринтовом или шпринтом), упирающимся в его верхний угол одним концом и в нижнюю часть мачты - другим.

Гафельный парус

Кливер

Стаксель

Прочие виды парусов

  • Блупер
  • Генакер
  • Спинакер
  • Толлбой

Части паруса

Названия частей паруса

В парусном деле все части паруса имеют свои названия. Чаще всего используются треугольные паруса, и потому для большинства из них используются по шесть терминов - по одному на каждый угол и сторону паруса. Сторона паруса, в общем случае, называется шкаториной . Различают переднюю, заднюю, нижнюю шкаторины. Передней считается шкаторина, прилегающая к мачте. Углы паруса треугольной формы называются галсовым , фаловым и шкотовым . Нижний, прилегающий к мачте - галсовый угол, верхний, прилегающий к мачте - фаловый угол, и задний, прилегающий к гику - шкотовый угол.

Шкаторины и углы паруса, как наиболее нагруженные участки паруса, оформляются различными усилениями, выполняемыми из ткани с применением так называемых «дельных вещей ». Усиления углов именуются боутами и бантами . Усиления шкаторин, как правило, специальных названий не имеют.

ЛАТИНСКИЕ ПАРУСА, ЛАТИНСКОЕ ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ

(Latin sails) - треугольные паруса, получившие распространение с Средних веков на Средиземном м. на судах латинских народов; пришнуровывались своей верхней шкаториной к очень длинному (составному) рейку, подымавшемуся в наклонном положении так, что один нок (задний) был высоко задран, а другой опущен почти до палубы. Несколько видоизмененным является латинское вооружение шлюпок, где треугольные паруса пришнуровываются не к рейку, а своей передней шкаториной к мачте и выдвижной стеньге, поднимаемой вместе с парусом вдоль мачты.

  • - в древности войны латинов против Рима. В 496 до н. э. между Римом, претендовавшим на гегемонию в Латинском союзе, и латинами началась 1-я Л. в. Вскоре после легендарной битвы при Регильском оз. был вновь...

    Советская историческая энциклопедия

  • - Ius Latii, см. Latium, Лациум, 7,...

    Реальный словарь классических древностей

  • - судна - совокупность парусов, рангоута, такелажа, палубных механизмов и дельных вещей парусного судна. Тип П. в. определяется видом парусов, р-ном распространения или типом судна...

    Большой энциклопедический политехнический словарь

  • - треугольные паруса, которые пришнуровываются к длинному, часто составному рейку...

    Морской словарь

  • - треугольные паруса, которые пришнуровывались своей верхней шкаториной к длинному составному рейку, подымавшемуся наклонно, то есть задний угол был высоко поднят, а передний опущен почти к палубе...

    Морской словарь

  • - метод разделения наблюдений для исключения неоднородности при проведении дальнейших исследований. См. Анализ дисперсионный...

    Геологическая энциклопедия

  • - треугольные паруса, у которых верхняя часть передней шкаторины пришнуровывается к стеньге, а нижняя привязывается к сегарсам, ходящим по мачте...

    Морской словарь

  • - тип вооружения мелких судов с треугольным парусом, который лишь недавно стали применять на гоночных яхтах...

    Морской словарь

  • - совокупность парусов, рангоута и такелажа, воспринимающих и передающих ветровую энергию парусному судну для приведения его в движение...

    Морской словарь

  • - совокупность парусов, рангоута и такелажа на парусной шлюпке...

    Морской словарь

  • - различаются следующие разновидности парусного вооружения шлюпок. Гафельное, если паруса привязаны к гафелям...

    Морской словарь

  • - в древности войны латинов против Рима. В 496 до н. э. между Римом, претендовавшим на гегемонию в Латинском союзе, и латинами началась 1-я Л. в. Вскоре после легендарной битвы при Регильском оз. был...
  • - судна, совокупность элементов оснастки парусного судна. Тип П. в. определяется формой Парусов, элементами Рангоута и парусов, районом распространения или типом судна, на котором оно применяется...

    Большая Советская энциклопедия

  • - войны городов Латинского союза против гегемонии в нем Рима. 1-я латинская война завершилась восстановлением союза во главе с Римом...
  • - ЛАТИНСКОЕ письмо - буквенное письмо, которым пользовались древние римляне. Сохранилось у большинства народов Зап. Европы, легло в основу письменностей многих языков мира. Восходит к греческому письму...

    Большой энциклопедический словарь

  • - судна - совокупность парусов, рангоута и такелажа парусного судна. Тип парусного вооружения определяется видом парусов, типом судна, районом распространения. См. Парусное судно...

    Большой энциклопедический словарь

"ЛАТИНСКИЕ ПАРУСА, ЛАТИНСКОЕ ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ" в книгах

ГЛАВА 13 Королевская семья на островах Самоа. Король Малйе-тоа. Прощайте, друзья из Вайлимы. На юг от островов Фиджи. Прибытие в Ньюкасл, Австралия. Яхты. Сиднея. Купание на «Спрее». Коммодор Фой дарит «Спрею» новое парусное вооружение. Вперед, к Мельбурну! Акула, приносящая доход. Изменение курса.

автора Слокам Джошуа

ПРИЛОЖЕНИЕ Обводы и парусное вооружение "Спрея" Родословная «Спрея», насколько ее возможно установить. Обводы «Спрея». Достоинства самоуправляемости «Спрея». Парусное вооружение и рулевое устройство. Беспрецедентный подвиг. Заключительное слово поощрения к будущим мореплавателям

Из книги Один под парусами вокруг света [с иллюстрациями] автора Слокам Джошуа

ПРИЛОЖЕНИЕ Обводы и парусное вооружение "Спрея" Родословная «Спрея», насколько ее возможно установить. Обводы «Спрея». Достоинства самоуправляемости «Спрея». Парусное вооружение и рулевое устройство. Беспрецедентный подвиг. Заключительное слово поощрения к будущим

Латинское слово «иго»

Из книги Другая история Руси. От Европы до Монголии [= Забытая история Руси] автора

Латинское слово «иго» Европейские «хвосты» высовываются в нашем отечественном «монголоведении» в самых неожиданных местах. Так, Е. П. Савельев в книге об истории казаков вдруг сообщает: «Жан Жуанвиль, один из правдивейших французских историков того времени (1224–1238 г.),

Латинское слово «иго»

Из книги Забытая история Руси [= Другая история Руси. От Европы до Монголии] автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Латинское слово «иго» Европейские «хвосты» высовываются в нашем отечественном «монголоведении» в самых неожиданных местах. Так, Е. П. Савельев в книге об истории казаков вдруг сообщает: «Жан Жуанвиль, один из правдивейших французских историков того времени (1224–1238),

Латинское христианство

Из книги Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю автора Эсбридж Томас

Латинское христианство Древнее римское правление, безусловно, имело сильное воздействие на все аспекты западной истории, но самое важное и живучее наследие империи - христианизация Европы. Решение Константина Великого принять христианство - тогда незначительное

2. Парусное вооружение яла

Из книги Учись морскому делу автора Багрянцев Борис Иванович

2. Парусное вооружение яла Любое парусное вооружение состоит из рангоута, такелажа и парусов. Существует много разновидностей парусного вооружения: шпрюйтовое (шпринтовое), латинское, португальское, бермудское, рейковое и др. Каждое из них может быть принято на

Парусное вооружение

БСЭ

Парусное судно

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

«Нева» (парусное судно)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НЕ) автора БСЭ

Самое большое парусное судно

Из книги Справочник кроссвордиста автора Колосова Светлана

Самое большое парусное судно 5 «Седлв», барк – 109 м

Парусное судно

Из книги автора

Парусное судно 1. При приближении шторма надежно закрепите все снасти, находящиеся на палубе.2. Наденьте спасательный жилет, если вы не сделали этого заранее, и привяжите его длинной веревкой к мачте или к чему-нибудь еще.3. Проверьте надежность лееров – веревок,

Повесть «Валькины друзья и паруса» и фильм «Валькины паруса»

Из книги Три комиссара детской литературы автора Цукерник Яков Иосифович

Повесть «Валькины друзья и паруса» и фильм «Валькины паруса» В вышедшей в 1967 году повести «Валькины друзья и паруса» было сказано достаточно чётко то, что думал автор о вожатых типа Равенкова и завучах типа Анны Борисовны. Так было сказано, что покровители и размножители

9.1.2. Латинское господство на Кипре

Из книги Конспект по истории Поместных Православных Церквей автора Заев профессор КДА протоиерей Василий

9.1.2. Латинское господство на Кипре Византийское господство на Кипре сохранялось до 1191 г., пока в результате третьего Крестового похода остров не был захвачен английским королем Ричардом Львиное Сердце. Этим было положено начало латинскому господству на Кипре,

2. Латинское господство:

Из книги История Поместных Православных церквей автора Скурат Константин Ефимович

1.7. Парусное вооружение шестивесельного яла

Из книги Шлюпка. Устройство и управление автора Иванов Л. Н.

1.7. Парусное вооружение шестивесельного яла Шестивесельный ял имеет одномачтовое рейковое разрезное парусное вооружение, основными частями которого являются рангоут – мачта и реек, паруса – фок и кливер, стоячий такелаж – снасти для поддержания рангоута, бегучий

В настоящее время латинский парус применяется на небольших парусных судах: за рубежом - на легких швертботах, у нас - в качестве вспомогательного паруса на парусно-гребных и парусно-моторных судах. Достоинства латинского паруса с двумя рейками, соединенными в галсовом углу, очевидны: это простота и надежность (низкая мачта, полубалансирность, упрощенные спуск и подъем). Однако установленный на обычной мачте, такой парус на лавировке имеет существенный недостаток: на одном из галсов он обязательно ложится на мачту, при этом форма паруса искажается, существенно снижается его тяга, а лобовое сопротивление увеличивается. Кроме того, затруднено регулирование пуза в зависимости от силы ветра.


Эти недостатки можно устранить. Например, установить легкую Л-образную мачту, поместив парус между стойками - в этом случае он работает равноценно на обоих галсах. Для эффективной регулировки пуза паруса необходимо нижний и верхний рейки изготовить несколько более прочными и жесткими, чем это делается обычно, а концы рейков у шкотового и нокбензельного углов соединить тросиком-булинем. Если нижний реек такого паруса оттягивать вниз при помощи оттяжки, закрепленной вблизи мачты, то оба рейка будут изгибаться, а парус становится более плоским. Булинь позволяет придать рейкам изгиб и поддерживает заднюю шкаторину в натянутом состоянии. При усилении ветра на шквалах более плоский парус не заполаскивает, уменьшается и его скручивание. В слабый ветер, не спуская паруса, можно сделать его более полным, потравив оттяжку.

При изготовлении паруса первоначально собирают рейки, соединив шарнирно их в галсовом углу и булинем необходимой длины по задним концам. Рейкам придается максимальный прогиб и по полученной жесткой треугольной раме раскраиваются полотнища, очертания которых по нижней и верхней шкаторинам должны повторять серпы, образованные рейками. В таком положении парус будет практически плоским, развивая относительно малые подъемную силу и лобовое сопротивление. Когда изгиб рейков уменьшается, освободившаяся часть ткани в виде серпов по передней и нижней шкаторине образует пузо. При прямых рейках пузо паруса составляет обычно 10-15%.

Для простоты раскроя паруса и увеличения его срока службы шкотовый угол принимается равным 90°, а полотнища укладываются параллельно нижней шкаторине. Рейки удобно расположить в карманах, пришитых к шкаторинам. Это повышает аэродинамическое качество паруса и упрощает его крепление к рейкам. Ширина карманов выбирается в пределах четырех-шести диаметров рейков.

Л-образная мачта раскрепляется штагами, однако можно их заменить одной жесткой трубой, идущей от топа мачты до носа судна.

 

 

Это интересно: