→ Что такое яхта. Яхта: история, описание, конструкция, интересные факты, стоимость. Килевая яхта и ее части

Что такое яхта. Яхта: история, описание, конструкция, интересные факты, стоимость. Килевая яхта и ее части

Яхта это судно, предназначенное для спорта или туризма. Разновидностей яхт чрезвычайно много. В мире яхт столько же типов, размеров, сколько же и вкусов, привязанностей людей. Ведь яхта, являясь предметом развлечения, часто является символом сбывшейся мечты. А люди очень часто мечтают и осуществляют мечты по-разному.

Классифицируя яхты, в первую очередь следует разделить их на моторные и парусные яхты. Это яхты из разных идеологических лагерей, из различного представления о мечте. И хотя те и другие в конечном итоге объединены одной стихией, морем, о каждом из них стоит говорить раздельно. В этой статье мы уделим внимание классифиции парусных яхт.

1. Предназначение.

В первую очередь стоит разделить парусные яхты по их основному признаку, ради чего их собственно и строят. По назначению. Поскольку яхты предназначены для двух основных видов развлечений: путешествия и гонки, то и яхты, в первом приближении следует разделить именно так. Яхты для путешествий и яхты для гонок. Конечно, и на тех и на других можно и путешествовать и гоняться, но мы говорим именно о предназначении, заложенном конструктором. Итак, в первую очередь, разделим яхты на:

  • Яхты для путешествий
Рис1. Гоночная яхта "Archambault 35" и обычная крейсерская яхта той - же длинны - 35 футов

Яхты для путешествий имеют прочную, порой утяжеленную конструкцию. Задача конструктора в этом случае - обеспечить комфорт и надежность.

Гоночные яхты проектируются для того, что бы выиграть в гонках. Поэтому удобству размещения экипажа и прочностному запасу уделено меньшее внимание. Конструкторы, рассчитывая на боле высокую квалификацию экипажей, уменьшают вес яхты, форсируют напряжение в её узлах, что бы достичь максимальной энерговооружённости. С другой стороны, гоночные яхты оснащаются элементами, расширяющими диапазон регулировок, настроек, парусов для того, что бы яхта шла быстро во всем диапазоне ветров.

2. Удаление от берега

По способности яхт удаляться от берега можно разделить яхты на те, которые предназначены для плавания возле берега, в заливе, и на те, которые могут совершать длительные автономные плавания со значительным удалением от портов - убежищ. То есть, яхты можно разделить на:

  • Прогулочные
  • прибрежные яхты
  • и мореходные, то есть крейсерские яхты.
Рис 2. Гоночные яхты: для прибрежных соревнований и для гонок в открытом море

  • Прогулочные яхты имеют легкую конструкцию, в них нет существенных запасов воды и еды для экипажа, навигационное оборудование рассчитаны на то, что экипаж видит и знает акваторию для прогулок.
  • Крейсерские яхты имеют прочную конструкцию способную нести запас снабжения (вода топливо, продукты и т.д.). Веутренние помещения дают возможность полноценно отдыхать команде. Такие яхты не имеют ограничения по удалению от берега.
  • Прибрежные яхты (дневной крейсер) имеет ограниченные бытовые удобства и небольшой запас снабжения, позволяющие провести день на прогулке возле залива.

3. Количество корпусов.

Если ширина корпуса создает устойчивость, то почему бы не расширить его как можно больше? Об этом в своё время задумались конструкторы и стали проектировать широкие корпуса. Такие корпуса обладают высоким начальным моментом спрямления. Однако у них есть крупный недостаток. Такой корпус имеет высокое сопротивление трения о воду и плохую мореходность. Для решения этого конфликта были созданы многокорпусные яхты: катамараны (два корпуса) тримараны (три корпуса). Несмотря на то, что переворот многокорпусника, в отличии от переворота килевой яхты - это фатальное событие, поставить его обратно, на «ровный киль», без посторонней помощи, невозможно, они весьма популярны. Дело в том, что целый ряд конструктивных мер свел риск переворота некоторых многокорпусных яхт, например крейсерских, практически к нулю.

Катамараны имеют два одинаковых узких длинных корпуса, разнесенных на такое расстояние, чтобы обеспечить большую остойчивость. Сопротивление таких корпусов значительно меньше, чем корпуса обычной яхты, поэтому катамаран на попутных ветрах, как правило, развивает большие скорости, чем килевые яхты. Крейсерские катамараны, на которых успешно совершают и океанские плавания могут иметь весьма высокий и ход, и остойчивость.

Тримараны имеют три корпуса: средний (более широкий, чем у катамаранов, но намного уже, чем у яхт) и два разнесенных и слегка приподнятых боковых, очень узких. Боковые корпуса, по существу, являются поплавками, обеспечивающими остойчивость. При крене тримаран идет на среднем корпусе и одном из боковых. Тримараны получили в свое время большую популярность как крейсерские яхты. Однако в настоящее время наиболее широко используются трейлерные тримараны, то есть такие тримараны, которые можно перевозить на трейлере за легковым автомобилем. Таким образом, по количеству корпусов, парусные яхты делятся на:

  • Однокорпусные
  • Многокорпусные (катамараны и тримараны)
Рис 4. Однокорпусная яхта, катамаран, тримаран.

4. Способ создания остойчивости однокорпусных яхт

Парусные яхты используют для движения энергию ветра. Ветер передает свою энергию яхте через паруса. Паруса и парусное вооружении вообще, установлено на яхте, и под действием ветра (особенно когда он направлен в борт) стремится опрокинуть всю яхту. Что бы создать остойчивость, то есть способность яхты противостоять опрокидыванию, существует два основных способа. Во-первых, с помощью балласта , расположенного как можно ниже в корпусе или в специальном плавнике (фальшкиле). Во-вторых, с помощью остойчивости корпуса , когда сам корпус, благодаря своим характеристикам, прежде всего ширины, создает спрямляющий, то есть восстанавливающий момент.

Первый способ создания остойчивости, то есть с использованием балласта, используют килевые яхты. Благодаря балласту конструкция килевой яхты обладает очень стабильной остойчивостью. Эти яхты весьма надежны, поскольку, например, «прощает» многие промахи экипажа и может приспосабливаться к различным ветро - волновым условиям. Это настоящий «хит» в мире парусных яхт. Двойное предназначение фальшкиля - размещение балласта и создание гидродинамической силы, препятствующей дрейфу, делают эти яхты, ни мало ни много, уникальными изобретениями человечества.

Второй способ создания остойчивости, с помощью остойчивости формы, используют яхты, в которых подводное крыло лёгкое, не имеющее балласта. Такое крыло называется «шверт», а яхта с таким крылом называется «швертбот». Швертбты не имеют балласта, и могут легко поднять шверт при подходе к мелководью. Также на них активно используют вес самого экипажа. Его перемещают, в зависимости от ветровых условий в то или иное место на том или ином борту яхты, а то и выводят за борт на специальных подвесках – трапеции.

Есть и промежуточный вариант. Это так называемые яхты – «компромиссы» . Эти яхты имеют так называемый «тяжелый» шверт. То есть балласт в таком шверте участвует в создании остойчивости. Его веса, однако, недостаточно, поскольку вес шверта должен быть таким, что бы экипаж мог поднять его достаточно оперативно, например, при подходе к пирсу. Для создания необходимой остойчивости «компромиссы» могут также использовать вес экипажа или балласт, установленный в неподвижных, нижних частях корпуса. Таким образом, по способу создания остойчивости однокорпусные яхты можно разделить на:

  • Килевые
  • Швертботы
  • Компромиссы
Рис 3. Килевая яхта, швертбот и компромисс.

5. Материал корпуса.

Яхты можно сделать из самых различных материалов. Наиболее распространенный материалы: пластик, металл, дерево. У каждого материала есть свои преимущества и недостатки. Дерево красиво, деревянные яхты – это настоящая одухотворенная история владельца и его экипажа. Металлические яхты считаются одними из самых прочных. Они популярны там где условия наиболее тяжелы, например, там, где встретить лед на прогулке - не редкость. Пластиковые яхты – самые массовые. В основном из-за низких эксплуатационных расходов по уходу за их корпусами. Также пластиковые яхты можно признать как наиболее легкими в случае применения промышленных технологий.

6. Cтатусу.

По своему предназначению, а вернее по своему отношению яхта – владелец, парусные яхты делятся на чартерные, то есть яхты предназначенные для извлечения прибыли владельцем и частные яхты, когда владелец строит или приобретает яхту для собственного использования. Чартерные яхты, как правило имеют максимальное количество кают, которое моно разместить в корпусе. Тогда арендатор сможет пригласить больше гостей и уменьшить свои расходы на яхтинг. Частная яхта, как правило, независимо от размера обладает не более чем тремя каютами. Одну для владельца и, максимум, две для гостей. Количество кают для команды, если владелец яхты предполагает таковую использовать, не ограничено.

7. Парусное вооружение

Парусное вооружение весьма разнообразно. Конструкторы постоянно его совершенствуют, применяя все более новые материалы и технологии. Рассмотрим их весьма кратко.

Одномачтовые яхты:

Типов парусных вооружений, использующих одну мачту огромное количество, однако лишь один из них, а именно «Бермудский шлюп» абсолютно господствует в мире одномачтовых яхт, более того, пожалуй, даже и во всем мире яхт.

Бермудский шлюп. Это такой тип парусного вооружения, когда с помощью установленной мачты и стоячего такелажа можно поставить два основных паруса. Парус, стоящий перед мачтой называют "стаксель". Стакселей огромное разнообразие. Они могут иметь различную форму и размер. Необходимость иметь большое количество стакселей связано с тем, что они слабо регулируются, настраиваются для использования при различных ветровых условиях.

В стаксели различают по плотности материала (чем плотнее материал, тем на более тяжёлые условия он рассчитан) и по размеру нижней шкаторины (кромки) паруса. Различают стаксели с короткой нижней шкаториной, не заходящей за мачту и "генуэзские" стаксели, это такие стаксели, которые "заходят за мачту. На мачте передней шкаториной крепится второй парус. Он называется "грот". Грот регулируется в широком диапазоне ветров и как правило не требует смены при изменении параметров ветра или курса яхты.

Различают бермудский шлюп с «топовым» и «дробным» вооружениям. Дробным вооружением называют такое вооружение бермудского шлюпа, когда передний трос, раскрепляющий мачту («форштаг» или просто «штаг») крепится к самому верху (топу) мачты

Двухмачтовые яхты:

Двухмачтовые яхты отличаются огромным разнообразием парусного вооружения. Приведем лишь несколько из них.


– имеет основную переднюю мачту ("Грот-мачту") и гораздо меньшего размера заднюю мачту ("Бизань-мачту"). Бизань мачта Йола не создает тянущую силу, а лиш только балансирует яхту. Это качество йола весьма востребовано в свежую погоду, когда основные паруса сильно уменьшены ("зарифлены") или на якорной стоянке, когда работа паруса, стоящего на бизань - мачте существенно снижает нагрузку на якорь.

– по сравнению с йолом имеет бизань мачту, соизмеримую с гротом по размеру. Таким образом, бизань кеча участвует в создании тяги. Этот тип парусного вооружения также весьма практичен в свежую погоду. Особенно его любят владельцы яхт, находящиеся в преклонном возрасте, когда сил на работу с одной огромной мачтой и большими парусами уже недостаточно. Им уже проще разнести общую площадь парусности яхты на две похожие мачты. К то му же этот вариант существенно увеличивает общую надежность яхты

– этот тип вооружения можно считать устаревшим, поскольку его массовое применение когда-то было основано на технологиях позволявших раскрепить самую большую мачту – «грот», лишь в самом широком месте корпуса. С точки зрения аэродинамической эффективности, это нелогичное, можно сказать даже ошибочное решение, поскольку большая часть парусов на самой большой мачте, на грот мачте, начинают работать в ветровой тени передней мачты. Переднюю мачту в этом случае называют "фок - мачта". Более или менее вооружение типа «шхуна» оправдано лишь на попутных ветрах.

Однако, если нужно стилизовать яхту под старину, что часто бывает вполне оправдано, или вооружить её как то по особенному, то почему бы и нет! Ваши романтические мечты – чем не повод для воплощения в парусном вооружении!

Выводы

Итак, мы можем классифицировать парусные яхты по целому ряду параметров:

  1. Назначению (гоночные, яхты для путешествий)
  2. Способности удаляться от берега (прогулочные, крейсерские)
  3. Количеству корпусов (одно корпусные, многокорпусные)
  4. Статусу (чартерные - частные)
  5. Материалу корпуса (пластик, дерево, металл, армоцемент)
  6. Парусному вооружению (Бермудский шлюп, йол, кеч, шхуна и т.д.)
  7. И однокорпусные яхты можно разделить по способу создания выравнивающего момента (Килевые, швертботы, компромиссы). Учитывая, что это далеко не полный перечень, таким образом, из всего многообразия яхт всегда можно выбрать или спроектировать такую яхту, которая наиболее точно подходит под ваш запрос.
Колышутся на лёгкой волне яхты возле причала. С одной стороны, вроде бы они разные. С другой - и между ними попадается по нескольку одинаковых…. Давайте разберемся с этим подробнее. Все парусные суда для отдыха на воде и спорта принято называть одним словом - яхта. Поначалу яхты стали популярными на территории Голландии, а по истечении некоторого времени и возле английских берегов можно было наблюдать спортсменов, занимавшихся парусным спортом. Для многих людей понятие «яхта» ассоциируется с роскошью, богатством, приятным времяпровождением, а также спортом. Устройству яхт посвящено огромное количество книг и интернет ресурсов с огромными томами информации технического плана, попытаемся осветить наиболее важные и интересные вопросы в ознакомительных целях. Поэтому сосредоточимся на главном. Готовы к морскому путешествию? Тогда полный вперед!!!

Поначалу яхты стали популярными на территории Голландии

Яхта (нидерл. jacht, от jagen - гнать, преследовать) - первоначально лёгкое, быстрое судно для перевозки важных персон. Впоследствии - любое парусное или парусно-моторное судно, предназначенное для спортивных или туристических целей. Наиболее распространены парусно-моторные яхты.

В современном использовании термин «Яхта» означает три различных класса судов: парусные яхты, парусно-моторные и моторные яхты. Традиционно яхты отличались от рабочих судов в основном назначением - как быстрое и комфортабельное средство передвижения морем состоятельных людей. Практически все современные парусные яхты имеют вспомогательный мотор (подвесной мотор) для маневрирования в порту или движения с небольшой скоростью в отсутствие ветра.


Парусная яхта средних размеров

Классификация яхт

Классифицируют яхты, как правило, по движущей их силе. Это либо сила ветра, либо двигатель внутреннего сгорания (ДВС). То есть существуют яхты парусные и яхты моторные. Однако в настоящее время мотор на яхте присутствует всегда. Современные правила безопасности требуют обязательной установки аварийного двигателя даже на многих спортивных яхтах. Другое дело, что на моторных яхтах может быть один или несколько моторов, в зависимости от ее предназначения и размеров. Между парусными и моторными располагаются гибридные варианты. Это парусно-моторные (где парус всегда основной движитель) и моторно-парусные яхты (где парус играет вспомогательную или декоративную роль).


Парусно-моторная яхта

Независимо от типа движителя яхты легко отличать по количеству корпусов. Подавляющее большинство яхт однокорпусные, но в последние десятилетия вошли в моду и перестали быть экзотикой двух- и трехкорпусные парусные и моторные яхты: катамараны и тримараны (многокорпусники).


Моторная яхта

Габариты яхт

Параметров, определяющих размеры, достаточно много, называются они размерениями.

Длина наибольшая (LOA или Overall Length) и ширина наибольшая (Overall Beam) – это габаритные размеры. Включают в себя все выступающие части, такие, как бушприт (горизонтальный либо наклонный элемент, выступающий вперёд с носа парусного судна, предназначен для вынесения вперёд центра парусности, что улучшает манёвренность судна), якорь и т.п. Еще бывает длина корпуса яхты - Hull Length. Более важный показатель, определяющий предельную скорость, на которую способна яхта, - длина ватерлинии (Length on waterline).


Бушприт судна

Максимальная осадка (когда яхта полностью загружена припасами, с экипажем и пассажирами на борту в пресной воде) - Draft maximum.

Водоизмещение - Displacement. Измеряется в тоннах вытесняемой воды. Это считается весом яхты.

Для парусных яхт приходится учитывать еще и высоту мачт над водой. Но это только в том случае, если яхте предстоит проходить под мостами.

Теперь, зная, какие бывают яхты, мы готовы рассмотреть, как яхты устроены.

Отразить бесконечное многообразие яхт - задача непосильная, поэтому предлагаем вам рассмотреть типичных представителей моря и океана: парусно-моторная и моторная яхты.


Парусно-моторная яхта Гулета

Парусно-моторная яхта

Давайте вначале рассмотрим в качестве примера классическую парусно-моторную яхту. Основу любой яхты составляет ее корпус. Он воспринимает все нагрузки и при этом не должен опрокидываться. Парусные килевые яхты, а это практически все однокорпусные яхты, имеют под днищем надежно прикрепленный элемент стабилизации, именуемый килем. Киль выполнен из какого-нибудь тяжелого металла (чугун, свинец, иногда даже уран) и выполняет две функции. Основная задача - предотвратить опрокидывание яхты. Вес киля обычно составляет около трети всего веса яхты. Другая задача киля - служить «плавником», препятствующим боковому сносу (свести к минимуму дрейф). Когда парусно-моторная яхта движется только под мотором, бокового сноса не возникает. Паруса же тянут яхту не только вперед, но и в подветренную сторону. Киль этому препятствует, и в результате возникает крен яхты. Чтобы киль хорошо работал, его делают достаточно большим и глубоким. Из-за киля парусные яхты имеют значительную осадку и под парусами всегда ходят с креном (кроме попутных курсов). Нормальный крен под парусами считается до 30 градусов.


Многокорпусная яхта (катамаран)

Конечно, существуют парусные яхты без стационарного киля (или килей - их может быть несколько). Они называются швертботами. В днище такой яхты проделан швертовый колодец (или несколько колодцев), через который экипаж опускает шверт - таким образом обеспечивают боковое сопротивление корпуса. Шверт сам по себе легкий и не предназначен удерживать швертбот от опрокидывания, скорее он этому способствует. Поэтому экипаж вынужден откренивать швертбот своим весом, что не всегда удается. Яхтсменам-новичкам швертботы настоятельно не рекомендуются.


Швертботы

Максимально возможная скорость яхты

Пропорции корпуса определяют максимально возможную скорость яхты. Правило простое: "длина бежит". Значение имеет не только абсолютная длина корпуса, но и отношение длины к ширине. У классической яхты отношение ширины к длине 1:8 (иногда даже 1:10). Чем уже яхта, тем она быстроходней. Приобретая яхту, вы вправе поинтересоваться, на какую максимальную скорость она способна. Эта величина заранее известна и называется "Hull speed".

Максимальная скорость обычной парусно-моторной яхты средних размеров всегда будет невысокой - в пределах 10 узлов. Под двигателем (40-80 л.с.) такие яхты передвигаются со скоростью 6-8 узлов. На первый взгляд кажется маловато, но этого вполне достаточно для круизного плавания и собственного удовольствия.


Спортивный яхтинг во всей свое красе

Корпус делится ватерлинией на подводную и надводную части. Кроме киля под водой находится перо руля - плоскость, способная поворачиваться влево и вправо. Руль управляется рулевым механизмом, спрятанным в малодоступном месте корпуса. Все рулевое устройство подчиняется вращению штурвала. Штурвал видели все. Это главное украшение любого бара или ресторана, оформленного в морском стиле. Кроме штурвала для управления рулевым устройством парусных яхт может использоваться румпель.


Штурвал современной яхты

Между килем и пером руля находится гребной винт. При движении под парусами он является лишь тормозом. Поэтому на парусных яхтах его делают двухлопастным, чтобы иметь возможность развернуть вертикально и спрятать за килем. Иногда винт делают складным в виде "утиного клюва". С началом вращения гребного вала такой винт автоматически раскрывается, а после остановки двигателя закрывается. "Утиный клюв" малоэффективен в режиме заднего хода. Но на парусных яхтах с этим мирятся. Скорость требует жертв.


Парусная регата

Еще в подводной части корпуса может находиться подруливающее устройство. Оно способно создавать струю воды, направленную поперек корпуса влево или вправо, отклоняя нос яхты в нужную сторону. Пользуются им при швартовках к причалу, когда яхта не имеет скорости, и поэтому перо руля не действует. На больших яхтах часто устанавливается и кормовое подруливающее устройство.


Подруливающее устройство

Надводная часть корпуса состоит из носа, кормы, правого и левого бортов и палубы. Носом называется передняя часть судна, а кормой - задняя. О бортах следует знать, что они совершенно симметричны друг другу, но неравноправны по значению.

Правый борт (Starboard) традиционно считается более почетным, чем левый (Port). Впрочем, на скорость это не влияет. Паруса тянут яхту не только вперед, но и под ветер, создавая дрейф и крен.

Так получилось, потому что знаменитый мыс Горн в эпоху парусников большинство судов огибало правым бортом, что было гораздо сложнее, чем огибать его левым. Отсюда дополнительное уважение к правому борту. Исключение составляют португальские моряки, предки которых в основном обходили Мыс левым бортом. Только у них он считается почетным.


Мыс Горн

В любом месте надводной части корпуса могут быть устроены окна (открывающиеся либо "глухие"). Вертикально расположенные окна называют иллюминаторами, а горизонтально расположенные - люками. Как и обычные окна, они выполняют функции естественного освещения и вентиляции помещений. На ходу их приходится закрывать, чтобы обеспечить герметичность корпуса. Непрозрачные двери, которые вы можете обнаружить в бортах больших яхт, называются лац-портами и служат для сообщения внутреннего пространства яхты с наружным. Используют их в основном на стоянках.


Управлять яхтой не так легко как кажется на первый взгляд

Палубой (Deck) называют верхнюю поверхность корпуса со всем, что на ней находится. А находятся там надстройки, рубки, кокпит, лебедки, дельные вещи, воздухозаборники и прочее. Надстройки или рубки - своего рода кабины на палубе, увеличивающие объем внутренних помещений яхты. На "спортивной" яхте их может не быть вообще, зато на круизной их может быть несколько. Кокпит является противоположностью надстройки. Это углубление в палубе, которое обеспечивает безопасное размещение людей при движении яхты. В кокпит сведены всевозможные элементы управления яхтой. Кокпит располагается либо в корме, либо по центру. На некоторых яхтах бывает и тот, и другой. Тогда один служит для экипажа, а другой используется гостями.


Палуба парусно-моторной яхты

Вход внутрь яхты оборудуется в рубке (надстройке). Обязательно имеется дверь какой-либо конструкции, обеспечивающая кроме запирания на замок внутренних помещений их герметичность. Таким образом, обеспечивается не только комфорт, но и безопасность яхты.

От падения людей за борт предохраняет леерное ограждение. По краям палубы установлены вертикальные стойки (релинги), сквозь которые пропущены тросики ограждения (леера).

Когда среди пассажиров находятся маленькие дети, то на леерах дополнительно натягивают сетки. Во время шторма экипаж пользуется леерами, пристегивая к ним страховочные пояса. Носовая часть используется для размещения якоря и устройств по его использованию (шпиль или брашпиль).

На некоторых яхтах в носовой части прикреплен бушприт. К нему крепятся снасти передних парусов. Бушприт очень украшает силуэт яхты и придает ему очарование прошедшей эпохи парусов. На самом деле это не украшение, а способ увеличения переднего треугольника яхты или, другими словами, ее парусности.


Бушприт очень украшает силуэт яхты

Современная яхтенная мода предлагает устройство над кокпитом складного тента для защиты людей от солнца и дождя (Bimini top). Это весьма полезное новшество. И как до этого раньше не додумались?

Вокруг кокпита установлены лебедки, без которых даже на небольшой яхте невозможно управлять шкотами и фалами парусов.

Пора разобраться с "веревками". К яхте это сухопутное слово категорически неприменимо. На яхтах есть такелаж и концы. Такелаж бывает бегучий и стоячий. Стоячий такелаж постоянно натянут (набит) и закреплен. Чаще всего это стальные троса, удерживающие мачту (ванты, штаги и т.п.). Бегучий такелаж - это все снасти, что периодически двигаются. Различные фалы двигаются вверх-вниз. Во всех остальных направлениях двигаются шкоты и брассы (для управления парусами), разные оттяжки, тали, топенанты и скрутки. За пределы яхты уходят концы (якорные, швартовые, буксирные). Со всеми этими снастями экипаж яхты работает. Их тянут (выбирают) и подтягивают посильней (набивают). Либо отпускают (медленно - травят и быстро - отдают). Есть еще много различных обиходных названий - шкерты, лини - все сразу не запомнить, да это и ни к чему для ознакомления.


Такелаж

К лебедкам необходимо применять грубую физическую силу. Если такового желания нет, то их устанавливают электрические или гидравлические. На мегаяхтах модно устанавливать подпалубные лебедки. Они приводятся в действие с помощью кнопки.

Первое, обо что вы споткнетесь на любой яхте, скорее всего, будет утка. Этот термин обозначает крепление для швартовного конца (либо какой-то другой снасти). Кое-что из морских дельных вещей используется и в береговых условиях - скобы, блоки и талрепа.


«Концы» в деле

Внутренние составляющие яхты

Внутри корпус яхты состоит из нескольких частей. Все, что спереди в носу, называется словом форпик. Все, что в кормовой части, - ахтерпик. Между ними расположены кают-компания (салон), каюты, гальюны, камбуз, штурманский стол, а также технические помещения (машинное отделение, цепной ящик, рундуки).

Где-то в труднодоступном и малозаметном для вас месте находятся танки (цистерны) для топлива и воды. Вы обнаружите на палубе несколько отверстий для их бункеровки (дозаправки). На средней яхте запас воды в пределах 400-500 литров, топлива - около 200.

И конечно же мачта (или мачты). Их количество зависит от типа парусного вооружения. Так воинственно называют разновидности мачт и парусов.


Яхта с грот мачтой

Типов парусного вооружения существует великое множество. Чтобы в них не запутаться, запомните следующее. Прежде всего, пересчитайте мачты. Если перед вами яхта с одной мачтой, то она (мачта) называется грот-мачта. Это потому, что на ней (больше негде) крепится главный парус - грот. Если вы насчитаете две мачты, то определите, какая из них выше. Более высокая - это все та же грот-мачта. Если она стоит позади, то перед вами шхуна. Если грот-мачта стоит впереди, то это скорее всего кеч, хотя может быть и иол. Остается добавить, что короткая мачта сзади называется бизань (на кечах и иолах), а спереди (на шхунах) - фок.


Гафельная шхуна

В зависимости от количества передних парусов яхты с одной мачтой могут быть шлюпами (всего один передний парус - стаксель) и тендерами (впереди стакселя еще и кливер).

Треугольные паруса называются бермудскими, а четырехугольные - гафельными. Теперь вы легко определите, что такое "гафельная шхуна".


Кеч

Кроме мачт на яхтах есть еще и другой рангоут. Это гики и гафеля (последние только при гафельном вооружении - большая редкость в наше время). В противоположность мачтам, которые стоят вертикально (пока не упадут), гики и гафеля в рабочем состоянии расположены горизонтально и крепятся одним концом к мачте. С понятием гик вы столкнетесь довольно быстро. В прямом смысле. При первой же постановке парусов гик постарается сбросить вас за борт. Берегитесь этой «злой палки» - от ее коварства пострадали многие яхтсмены.

Особенности моторных яхт

Рассмотрим теперь моторную яхту. В отличие от парусных яхт у моторных нет килей, и их остойчивость (способность противостоять опрокидыванию) определяется исключительно формой корпуса. Поэтому моторные яхты имеют значительную ширину. Отношение их ширины и длины от 1:3 до 1:5.


Моторная яхта BAVARIA 30 Sport

При аварийной остановке двигателей моторная яхта становится беспомощной игрушкой морской стихии. По этой причине двигателям уделено повышенное внимание. Обычно на моторной яхте установлена пара ходовых двигателей. Гораздо реже встречаются моторные яхты с одним двигателем и совсем редко с тремя и более. Один двигатель не обеспечивает достаточной надежности, три и более слишком удорожают яхту и усложняют ее конструкцию.

Двигатели бывают подвесными (съемными) и стационарными (встроенными).

Не относитесь всерьез к подвесным двигателям. Они применяются на яхтах прибрежного плавания с небольшой автономностью. Как правило, на немореходных яхтах можно увидеть подвесные двигатели, работающие на бензине.


Моторная яхта AZIMUT 50

Наличие пары двигателей хорошо еще тем, что устраняет такое неприятное явление, как занос винтом. Вращение винта создает не только силу, движущую яхту вперед (назад), но и заносящую ее корму (вправо или влево - это зависит от направления вращения). При паре двигателей один из них ставят правого вращения, а другой - левого. Кроме того, яхта с двумя двигателями легко маневрирует даже без подруливающего устройства. Достаточно заставить винты работать один вперед, другой назад, чтобы яхта вращалась на месте в любую сторону. Это очень удобно при швартовках.


Мегаяхта Luxury Yacht

На большинстве моторных яхт установлены трехлопастные гребные винты. Там, где деньги не слишком экономили, стоят четырех - или пятилопастные. Где тратили не жалея, установлены винты регулируемого шага. Там, где деньги не считали, винтов вообще нет - стоят водометные установки.


Современная яхта имеет столько удобств, что может некоторое время заменять жилье ее хозяину без потери комфорта

Экзотические для яхтинга паровые машины, газотурбинные двигатели, электродвигатели на солнечных батареях и т.п. рассматривать не будем. На подавляющем большинстве современных моторных яхт вы обнаружите высокооборотные дизеля. Это довольно надежные и компактные (особенно с турбонадувом) машины. Каждая "лошадиная сила" такого двигателя за час "съедает" около 200 граммов солярки и один грамм машинного масла.


Мегаяхта Oculus Yacht

На 56-футовой скоростной яхте суммарная мощность двигателей должна быть не менее 800 л.с. (иначе она "будет стоять как вкопанная"), но и более 1600 л.с. ни к чему (дальнейшее увеличение мощности бессмысленно - барьер скорости, лимитированный длиной корпуса, превысить не получится).


Моторная яхта Андромеда

Моторная яхта изнутри

Самая большая "каюта владельца" будет обеспечена индивидуальным санузлом (гальюном) и расположена в носовой (или кормовой) части яхты. Еще один гальюн общего пользования обслуживает все остальные помещения. Небольшой камбуз с электроплитой и холодильником обеспечит питание в течение суток. Основное место внутри яхты отдано салону, где есть мягкие диваны и стол на 6-8 мест, бар, музыкальный центр и телевизор. Переднюю часть салона занимает рабочее место рулевого со всеми необходимыми для управления яхтой приборами. На корме находится открытая площадка с сиденьями (банками), а за кормой - платформа для купания с трапиком (лесенкой) для подъема из воды. Носовая часть палубы называется бак. На ходу там находиться не получается, а на стоянке можно лечь и позагорать.


Моторная яхта Mondomarine

Обычная средняя моторная яхта может быть выполнена в двух вариантах. Обычный вариант и вариант с так называемой "солнечной палубой" (Sun deck). Вот где действительно хорошо загорать и любоваться пейзажами на свежем воздухе! Здесь также устроены мягкие диваны, есть небольшой бар, но главное - дублирующий пост управления яхтой (Fly bridge). Это место очень удобно при управлении яхтой в погожий день, но еще удобнее при швартовках, поскольку обзор гораздо лучше, чем из салона.


Комната владельца яхты

Машинное помещение яхты

Присмотревшись внимательно, где-нибудь в кормовой части мы обнаружим не слишком заметный люк. Это вход в машинное помещение. Мощные двигатели тоже требуют определенного комфорта. Кроме главных двигателей здесь сконцентрированы все основные инженерные системы моторной яхты (больше негде). Это электрогенератор, всевозможные помпы (насосы), установка для опреснения морской воды и другие, уже известные вам системы: электропитания, осушения и пожаротушения. На многих моторных яхтах устанавливается система кондиционирования воздуха, работающая в режиме "зима-лето".


Моторная яхта MANGUSTA 108

Есть и парусные яхты с кондиционерами, но обычно этого не требуется. Да и лишней мощности для кондиционера взять негде. А на моторной яхте кондиционер весьма уместен. И не только летом. Лишнего места в машинном помещении нет. К тому же здесь размещены танки (так называют на яхтах цистерны) для воды и топлива, а это около пяти тонн в общей сложности. Тут же хранятся инструменты, запчасти и т.п. запасы. Оборудование моторной яхты обслуживается на стоянках в ходе регламентных работ, по графику. В море внутри машинного помещения делать нечего даже экипажу. Управление машинами и механизмами яхты полностью автоматизировано и осуществляется из салона. В довершение всего работающие дизеля создают невыносимый гул и выделяют много тепла, лишь часть которого удаляется системой водяного охлаждения. Поэтому машинное помещение окружено солидной звуко- и теплоизоляцией. Также, на случай возгорания, устроены пожарная изоляция и автоматическая система пожаротушения.


Яхта Романа Абрамовича. 3-D графика

Теперь, познакомившись поближе с устройством парусных и моторных яхт, есть смысл порассуждать о сути предмета. Любая яхта является сложным инженерным сооружением. В этом смысле яхта больше похожа на самолет, чем на автомобиль.

Даже сложная военная техника проще яхт, хотя бы из тех соображений, что яхтенный конструктор, в отличие от военного, не в состоянии пренебречь дизайном своего детища. Дизайн яхты для ее владельца значит очень много, иногда даже больше, чем того требуется. К тому же материал должен быть прочным, так как он подвергается постоянно действию стихий: моря, солнца, ветра… О дизайне мы поговорим во второй части нашего обзорного материала об устройстве яхты.


Проект яхты Miaimi верфи Lurssen

ЯХТА
Значение:

(англ.). Небольшое судно, употребляемое для увеселительных морских поездок.

(Источник: «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Чудинов А.Н., 1910)

(английск.) небольшое судно, служащее для увеселительн. морских прогулок.

(Источник: «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Павленков Ф., 1907)

англ. yacht, гол. jakt, датск. jagt, от нем. jagen, гнать, охотиться. Однопалубное судно для прогулок.

(Источник: «Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней». Михельсон А.Д., 1865)

небольшое парусное судно для прогулок по морю.

(Источник: «Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке». Попов М., 1907)


Значение:

(от голл. jacht), парусное, парусно-моторное или моторное судно для водного спорта и прогулок. Спортивные парусные яхты различают по конструкции корпуса, площади парусов, наличию киля или шверта. Морские яхты делают с постоянными балластными килями.

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

яхта

Значение:

Я́ХТА, -ы, ж.

1. Большая и лёгкая спортивная парусная лодка. Олимпийские яхты (нек-рые типы шверботов, килевых яхт, катамаранов).

2. Небольшое судно для прогулок, спорта. Моторная я.

| прил. яхтенный , -ая, -ое и яхтовый , -ая, -ое. Яхтенный киль. Яхтовый клуб (яхт-клуб).

Наверняка многие до конца не понимают значение слова яхта, и сто процентов, большинство людей даже не видали судно данного типа в реальной жизни, не говоря уже о прогулке на ней. Слово яхта появилось в 17 веке, однако, пошло оно с прогерманского понятия «jachtschip», что означает «судно для преследования». В более позднее время и до наших дней, под яхтой подразумевается парусное, моторное или парусно-моторное судно для дальних путешествий, спортивных состязаний или морских прогулок. Первые парусные лодки появились у Египтян в 4 веке до нашей эры, информацию об этом хранят таблички с изображениями плавучих конструкций с одной мачтой и прямым парусом. С тех незапамятных времен конструкция и вид парусного судна претерпел разительные изменения, и сегодня современная яхта стала венцом технологического прорыва с использованием материалов для изготовления деталей космических кораблей.

Типы яхт:

  • Парусные яхты (Килевые, швертботы и компромиссы).
  • Моторные яхты – это комфортабельные лодки, отлично подходящие для коротких прогулок и якорной стоянки. Но из-за отсутствия фальшкиля, передвижение в сильный ветер и большие волны становится крайне тяжелым, доставляющим дискомфорт пассажирам.
  • Гоночные яхты– это морские болиды, созданные для скоростных коротких переходов или регат в узкостях и закрытых акваториях. Обычно такие лодки не имеют кают и большого списка электронных приборов и средств навигации.
  • Крейсерские яхты – суда ориентированы на длительные морские переходы с большим ассортиментом оборудования и средств безопасности.
  • Однокорпусные, двухкорпусные, трехкорпусные – катамараны и тримараны.

Конструкция яхт

Изначально, яхта – это лодка, спроектированная для хождения в открытых водах (Океаны и моря). Их конструкция позволяет судну передвигаться в неограниченном районе, вдали от берега при шквальном ветре, достигающем 30 метров в секунду при низкой температуре воздуха или воды, и волнами до 7 метров в высоту. Вдобавок к таким сложным условиям плаванья, судно должно идти автономно, а также иметь возможность преодолевать последствия аварий без надежды на спасение. Яхты этой категории имеют:

  1. Тяжелый балластный киль с погруженностью не менее 1,8 метров.
  2. Длина по ватерлинии не должна быть меньше 42 футов (14 метров).
  3. Электронное оборудование и навигация:
  • эхолот – это гидролокатор, направленный на узкий участок дна, с целью получения оцифрованного изображения ландшафта, расстояния от днища судна до морского дна. Эхолот является отличным помощником для поиска рыбы;
  • ЛАГ – навигационный прибор, измеряющий скорость судна и пройденное расстояние. С помощью этого прибора можно легко узнать поправку на дрейф, если вышел из строя GPS ;
  • GPS – расшифровывается как Глобальная спутниковая система для быстрого и точного определения местонахождения судна в пространстве;
  • радар – это прибор для пеленга, использующий высокочастотные волны, способные видеть подводные, наводные и воздушные цели, а также береговые объекты. Чувствительность прибора очень высока. С помощью радара можно видеть мелкие объекты в виде навигационных буев. Прибор позволяет управлять судном в условиях нулевой видимости;
  • автопилот – комплекс электронно-механических устройств с программным обеспечением, позволяющий автономно следовать заданной траектории;
  • морская радиостанция;
  • стационарный двигатель;
  • плавучий якорь.
  1. Рулевое управление осуществляется с помощью пера руля, которое приводит в движение штурвал или румпель.

Помимо бороздящих просторы океана яхт категории А и В, существуют лодки, предназначенные для прибрежного плавания и закрытых акваториях (реки, озера). В силу стремительного развития мореходства, морского спорта и растущего числа состоятельных граждан, эти типы яхт (относящиеся категории C и D ), обрели большую популярность. Их главные отличия от категорий А и В в килевом блоке. Вместо тяжелого и длинного киля, дающего хорошую остойчивость, в конструкции яхт этого класса используется шверт. Выглядит он как короткий плавник без груза. В некоторых случаях, с возможностью уборки его в специальную нишу, расположенную в днище корпуса. В остальном же их конструкция практически не отличается от лодок более высокого класса. Оборудование судов для прибрежного плавания и движения в закрытых акваториях может ограничиваться такими приборами и средствами навигации, как:

  • ЛАГ;
  • эхолот;
  • навигационные огни;
  • морская радиостанция;
  • подвесной двигатель.


Парусное вооружение яхты

Современные парусные яхты могут быть построены по многим схемам, но самой популярной сегодня считается «бермудский шлюп». Парус яхты этого типа издалека напоминает акулий зуб. Паруса «бермудского шлюпа» крепятся к мачте на фалах и управляются шкотами.

Яхта имеет одну мачту и целый набор парусов:

  • грот – основной парус с большой площадью. Трисель – штормовой грот;
  • стаксель – вспомогательный гроту второй основной парус для движения на полных курсах и движении судна в сильный ветер. В арсенале современной парусной яхты есть штормовой стаксель. Парус имеет небольшую площадь и сделан из прочного материала;
  • спинакер – гоночный парус большой площади из легкого материала;
  • геннакер – гоночный парус, напоминающий парашют с большой площадью;
  • генуя – самый большой по размеру парус, устанавливаемый на баке яхты. При хорошем бакштаге может дать лучшую скорость яхте.

Внутри яхты

Внутреннее пространство большинства лодок, исключением могут быть разве что гоночные, насчитывает как минимум одну каюту с четырьмя спальными местами. Яхта, рассчитанная на длительные морские переходы, обладает высоким уровнем комфорта для команды и пассажиров. На судне есть комфортабельный гальюн с электрической помпой и душем. Камбуз, на котором кок может приготовить любой кулинарный шедевр. Просторная, уютная кают-компания, в которой команда будет проводить время между вахтами. На яхте может быть несколько спальных кают, в каждой из них может разместиться от двух до шести человек.

Быт на круизной яхте ничем не отличается от домашнего. Современные яхты могут быть оборудованы опреснителями морской воды, спутниковым телевидением, акустическими системами и даже целым кинотеатром. В ванных комнатах иногда устанавливают не простые ванны, а джакузи на двоих. В каютах установлены полноценные двухспальные кровати. Одним словом, прибывание на яхте будет не менее комфортно, чем прибывание в гостиничном номере класса люкс.

Моторные яхты

Моторные яхты будут отличным выбором для тех, чьи амбиции заканчиваются короткими переходами или передвижениями в закрытых акваториях. Такой лодкой легко управлять. Но приобретая яхту такого типа, нужно понимать, что о серьезных путешествиях не может быть и речи, из-за конструктивных особенностей. Первым недостатком будет большой расход топлива, причем многие экземпляры работают на бензине. Такой вид топлива делает мотор высоко оборотистым, что позволяет достигать хорошей крейсерской скорости, ускорения, дает возможность глиссировать и маневрировать при парковке. Но эти плюсы относительны, так как расход топлива на подобных судах составляет не менее сорока литров в час. Еще одним серьезным недостатком является отсутствие фальшкиля. Это делает лодку менее остойчивой и неспособной двигаться при сильном волнении. К тому же, при больших волнах экипаж испытывает самую тяжелую бортовую качку. На килевых яхтах бортовая качка менее заметна.


Яхтинг ежегодно набирает популярность и в странах СНГ. За последние годы стали появляться новые знаменитости в кругах яхтсменов. Все чаще на просторах интернета появляются новые личности, совершившие кругосветные путешествия. И эти туристы самые обычные люди, они далеки от профессионалов, участников экспедиций. Теперь «кругосветки» совершают семейные пары с детьми, и даже пенсионеры. В интернете можно найти много блогов о жизни на яхте. Такую морскую жизнь выбирают многие жители США. По их мнению, жить на яхте выходит дешевле, чем на суше. Особенно, если судно стоит на мертвом якоре, ведь за такую стоянку не нужно платить. Вдобавок, каждая круизная яхта представляет собой автономный дом на плаву.

Одним из большинства путешественников стоящих внимания, стал экипаж яхты «Юрий Гагарин». Сами путешественники называют себя офисными клерками, и как сами о себе говорят – являются дилетантами в яхтинге, однако, с 2013 года успели обогнуть большую часть земного шара. Но в истории мореплавания есть люди, сумевшие обойти весь земной шар в одиночку. Одним из таких путешественников-энтузиастов стал Сергей Морозов. На своей 30 футовой яхте Dreammaker , купленной всего за 1000$, он сумел обойти мир за несколько лет. Свое захватывающее путешествие он запечатлел на видео, которое можно найти на его youtube канале. Ну и конечно, стоит упомянуть Lenny Rossolovski, который создал видео блог, где делится опытом жизни под парусом.

Сколько стоит жизнь на яхте?

Для непросвещенных и неискушенных яхтингом людей, приобретение яхты сравнимо с покупкой элитной недвижимости, небольшого графства или новейшего суперкара. Но, как и все в этой жизни, цена яхты – вещь относительная. Да, конечно, совершенству нет предела, и шестидесяти футовая яхта стоит не меньше, чем жилье в центре Москвы. Но человек, знающий, что ему нужно от путешествия, легко может сократить сумму с шестью нулями до тридцати тысяч долларов. За эти сравнительно небольшие деньги вы обретаете настоящую свободу, а также, пятнадцати метровый парусник с классификацией «В». Такая бывшая в употреблении яхта позволит уверенно бороздить морские просторы и совершать увлекательные, полные приключений трансокеанские переходы, кругосветные плаванья. Став обладателем такого парусника, вы получаете:

  • просторную кают-компанию с камбузом, штурманским местом, удобным угловым диваном и вместительным столом;
  • двадцати метровую мачту, с возможностью установки как минимум трех парусов;
  • минимум двухметровый балластный фальшкиль, обеспечивающий превосходную остойчивость лодки;
  • от шести спальных мест и несколько кают;
  • гальюн и душ;
  • стационарный дизельный мотор и штурвальное управление;
  • просторный кокпит закрытый спрейхудом и тентом, защищающие от солнца ветра и воды рулевого и шкотовых;
  • серьезное навигационное электронное оборудование и даже автопилот;
  • автоматическую закрутку стакселя и грота, что сильно упрощает работу с парусами и маневрирования яхтой. Эти вспомогательные механизмы дают возможность управлять яхтой в одиночку;
  • панель солнечного питания или небольшой ветряной генератор. В тандеме эти источники питания позволят пользоваться электроприборами круглые сутки;
  • бак на двести литров пресной воды и восьмидесятилитровый для дизельного топлива;
  • комфорт подобной яхте обеспечат: холодильник, ЖК телевизор, газовая плита, аудио магнитофон.

Несмотря на внушительный список опций и установленного оборудования, тюнинг парусной лодки не имеет границ. Если к источникам электропитания добавить опреснитель воды, такое судно станет настоящим автономным домом для небольшого экипажа.

В случае если у вас недостаточно материальных возможностей для покупки яхты или вам просто некуда ее ставить, а желание бороздить морские просторы велико — отличный вариант исполнить свою мечту. Стоимость аренды яхты значительно ниже ее покупки, и вам не придется думать о ее обслуживании, швартовании и налогах.

Сколько стоит аренда яхты?

Аренда яхты в Сочи распространенная и востребованная услуга. Множество судовладельцев сдают свои яхты в аренду посуточно и почасово. Стоимость оказания такой услуги сильно разниться и составляет от 4500 до 70000 рублей в час. Здесь учитывается классность, вместимость, размеры, отделка яхты и дополнительные услуги, а также срок аренды. Забронировать яхту будет дешевле онлайн — в этом случае мы гарантируем самую выгодную цену и приятный сюрприз: комплимент от капитана.

Сколько стоит путешествие на небольшой яхте?

У каждого человека свой образ жизни и свои нужды. Кто-то привык ужинать в ресторанах, а кого-то устроит скромный ужин в открытом море. Это могут быть всего лишь макароны по-флотски и горячий чай. Бюджет путешествия можно сократить, увеличив расстояние, пройденное под парусами. Хорошей экономией бюджета станет увлекательная . А разнообразить кухню поможет установленный в кокпите мангал. Исходя из информации от экипажа яхты «Мамушка», полутора годовые расходы четырех членов экипажа составили менее 16 000 долларов США. Получается, что незабываемое путешествие с посещением многих удивительных, живописных мест, не покидая комфортабельных апартаментов, обойдется в 200 долларов в месяц с человека. Это ничтожная сумма для увлекательного, полного романтики и драйва приключения, а для кого-то – мечты всей жизни!


Яхта - любое парусное, моторное или парусно-моторное судно, предназначенное для спортивных или туристских целей. Наиболее распространены парусные яхты. Парусная яхта имеет две главные части: корпус и вооружение. На корпусе размещается экипаж и предметы снабжения яхты. Под вооружением понимают паруса и все устройства для установки парусов и управления ими.

Типы парусных яхт

В парусном спорте используются яхты самых различных видов и размеров. В зависимости от условий плавания в том или ином районе применяют большие или маленькие яхты той или иной конструкции.

Существует два основных критерия, по которым можно определить тип яхты: назначение и район плавания; конструкция корпуса и вооружение.

По первому признаку различают крейсерские и гоночные яхты.

Основное назначение гоночных яхт - парусные гонки на ограниченных дистанциях, поэтому гоночные яхты строят предельно легкими. Для дальних плаваний они недостаточно прочны и не имеют бытовых удобств.

Крейсерские яхты имеют очень прочную конструкцию и максимум бытовых удобств. Основное назначение - крейсерские плавания и гонкам в открытом море с большим удалением от базы.

Крейсерско-гоночные яхты - наиболее распространённый тип яхт, сочетает в себе свойства выше приведённых яхт.

По конструкции корпуса.

Швертбот – это один из типов яхт. У швертбота мелкосидящий и относительно широкий корпус. В середине корпуса сделана щель, в которой помещается плоский (металлический или деревянный) выдвижной киль - шверт. Когда нет необходимости в дополнительном боковом сопротивлении (например, при попутных ветрах) или когда проходят мелкое место, шверт можно поднять и даже совсем убрать в швертовый колодец. Остойчивость швертбота (способность судна возвращаться на воде в исходное положение мачтами строго вверх, после уменьшения воздействия какой-либо силы, которая вызвала отклонение) много меньше, чем килевой яхты. В основном остойчивость швертбота обеспечивается соответствующей формой корпуса - плоского и широкого. Швертбот не может перевернуться при неумелом управлении, поэтому он менее безопасен при плавании в море и открытых водоемах, чем килевая яхта.

Днище корпуса килевой яхты переходит в глубокий плавник, создающий значительное боковое сопротивление. Для придания большей остойчивости к нижней части этого плавника крепится чугунный или свинцовый груз, называемый балластным килем или фальшкилем. Яхты такого типа предназначены для плавания на морях и озерах с глубокой водой и сильными ветрами и волнением. Килевая яхта обладает очень большой остойчивостью и в обычных условиях не может перевернуться. Плавать на килевых яхтах по рекам и мелким озерам затруднительно из-за большой осадки.

Промежуточный тип яхт совмещет характеристики описанных судов. Так, для получения повышенной остойчивости при небольшой осадке строят суда, имеющие шверт, проходящий внутри балластного киля. У этих судов осадка без шверта меньше, чем у килевых яхт, но больше, чем у швертботов. Такие яхты называют компромиссами .

Парусные яхты могут иметь не один, а два или даже три корпуса. Тогда они называются катамараны и тримараны .

Яхты различаются также по размерам и классу.

  • Яхты до 30 футов (10 м) предназначены для однодневных прогулок на небольшие расстояния.
  • Яхты от 30 до 56 футов (10-18 м) - наиболее популярный и демократичный класс яхт. Такие яхты позволяют путешествовать на большие расстояния и выходить в открытое морское пространство без создания экстремальных ситуаций.
  • Яхты от 56 до 70 футов (18-24 метра)для и их обслуживания, как правило, необходима команда.
  • Яхты свыше 70 футов (24 метров) принято называть V.I.P. мегаяхтами. Они обычно строятся по индивидуальному проекту или являются представителями лимитированной серии.

Кроме такой общей классификации существует еще спортивная классификация яхт , определяющая разделение их на классы. Спортивная классификация яхт необходима для создания равных условий спортивной борьбы в гонках. В рамках каждого класса по возможности обеспечиваются равные шансы на выигрыш соревнования (в той мере, в какой эти шансы определяются самой яхтой).

Корпус

Килевая яхта и ее части:

1 - носовой свес; 2 - плавник и фальшкиль; 3 - трюм; 4 - перо руля; 5 - кормовой свес; 6 - подзор; 7 - транец; 8 - ют; 9 - кокпит; 10 - рубка; 11 - входной люк; 12 - каюта; 13 - палуба; 14 - светлый (световой) люк; 15 - леерное ограждение; 16 - носовой и кормовой релинги; 17 - якорное устойство (якорь, цепь, битенг, палубный клюз); 18 - бак; 19 - кубрик; 20 - форпик; 21 - компас.

Вооружение

Основные части вооружения яхты - паруса, рангоут и такелаж.

Паруса - основной движитель яхты.

Они делятся на три комплекта: основные (или лавировочные), дополнительные и штормовые паруса. Основные паруса яхта несет в обычных плаваниях. Эти же паруса определяют обмерную площадь парусности яхты. Участие в гонках требует особых парусов, увеличивающих площадь парусности в некоторых ситуациях, возникающих на дистанции (например, при попутных ветрах). Такие паруса называют дополнительными. При плавании в штормовую погоду лавировочные паруса заменяют меньшими по размерам и более прочными штормовыми парусами.

Совокупность всех деревянных или металлических частей вооружения, служащих для крепления и несения парусов, называется рангоутом .

Такелаж - снасти, изготовленные из растительного или стального троса, - подразделяют на стоячий и бегучий. Стоячий такелаж служит для расчалки и поддержания в рабочем положении рангоута, а бегучий - для постановки и уборки парусов и рангоута, управления парусами, для подъема и спуска сигналов.

 

 

Это интересно: